Неточные совпадения
— Возвращаясь к Толстому — добавлю: он учил думать, если можно назвать учением его мысли вслух о себе самом. Но он никогда не учил жить, не учил этому даже и в так называемых произведениях художественных, в словесной игре, именуемой искусством… Высшее искусство — это искусство жить в благолепии
единства плоти и
духа. Не отрывай чувства от ума, иначе жизнь твоя превратится в цепь неосмысленных случайностей и — погибнешь!
Вся относительность природного и исторического процесса сводима к
единству с абсолютным лишь в глубине
духа, а не во внешней действительности.
Христианство есть окончательное утверждение
единства человечества,
духа всечеловечности и всемирности.
Она пробуждает глубокое чувство народного, национального
единства, преодолевает внутренний раздор и вражду, мелкие счеты партий, выявляет лик России, кует мужественный
дух.
Существует
единство в царстве
духа.
Если Сын Божий есть Логос бытия, Смысл бытия, идея совершенного космоса, то
Дух есть абсолютная реализация этого Логоса, этого Смысла, воплощение этой идеи не в личности, а в соборном
единстве мира, есть обоженная до конца душа мира.
В
Духе открывается вновь то, что открывалось уже и в Отце, но осмысленное Сыном, и обнаруживается
единство и тождество Отца и Сына.
Дух есть носитель соборного божественного начала, соборной любви; восстанавливающей
единство мировой души.
Духа в истории мира не было бы соборного действия Промысла, не было бы отблеска Божества на всем, что творится в истории, во вселенской культуре, в общественности, не было бы космического
единства человечества.
Но сие беззаконное действие распавшейся натуры не могло уничтожить вечного закона божественного
единства, а должно было токмо вызвать противодействие оного, и во мраке
духом злобы порожденного хаоса с новою силою воссиял свет божественного Логоса; воспламененный князем века сего великий всемирный пожар залит зиждительными водами Слова, над коими носился
дух божий; в течение шести мировых дней весь мрачный и безобразный хаос превращен в светлый и стройный космос; всем тварям положены ненарушимые пределы их бытия и деятельности в числе, мере и весе, в силу чего ни одна тварь не может вне своего назначения одною волею своею действовать на другую и вредить ей;
дух же беззакония заключен в свою внутреннюю темницу, где он вечно сгорает в огне своей собственной воли и вечно вновь возгорается в ней.
Иные говорят только о всемогуществе царя, о правительственном произволе, о рабском
духе подданных; другие утверждают, напротив, что петербургский империализм не народен, что народ, раздавленный двойным деспотизмом правительства и помещиков, несет ярмо, но не мирится с ним, что он не уничтожен, а только несчастен, и в то же время говорят, что этот самый народ придает
единство и силу колоссальному царству, которое давит его.
Г-н Тегоборский говорит в книге, недавно вышедшей в Париже и посвященной императору Николаю, что эта система раздела земель кажется ему неблагоприятною для земледелия (как будто ее цель — успехи земледелия!), но, впрочем, прибавляет: «Трудно устранить эти неудобства, потому что эта система делений связана с устройством наших общин, до которого коснуться было бы опасно: оно построено на ее основной мысли об
единстве общины и о праве каждого члена на часть общинного владения, соразмерную его силам, поэтому оно поддерживает общинный
дух, этот надежный оплот общественного порядка.
Грех гордости может быть уничтожен только признанием
единства духа, живущего во всех людях. Понявши это, человек не может уже считать ни себя, ни своих близких, ни свой народ выше и лучше других людей.
Чем больше живут люди, тем всё больше и больше понимают они то, что жизнь их только тогда истинная и счастливая, когда они признают свое
единство в одном и том же
духе, живущем во всех.
«Сверхчувственное Wo [Здесь: что (нем.).]… можно понимать как сущее, безымянное ничтожество — die seiende, namenlose Nichtigkeit; и тогда достигает
дух в Ничто
Единства — in das Nichts der Einheit.
Рассуждая же в восходящем направлении (ανιόντες), скажем, что она не есть душа, или ум, не имеет ни фантазии, ни представления, ни слова, ни разумения; не высказывается и не мыслится; не есть число, или строй, или величина, или малость, или равенство, или неравенство, или сходство, или несходство; она не стоит и не движется, не покоится и не имеет силы, не есть сила или свет; не живет и не есть жизнь; не сущность, не вечность и не время; не может быть доступна мышлению; не ведение, не истина; не царство и не мудрость; не единое, не
единство (ένότης), не божество, не благость, не
дух, как мы понимаем; не отцовство, не сыновство, вообще ничто из ведомого нам или другим сущего, не есть что-либо из не сущего или сущего, и сущее не знает ее как такового (ουδέ τα οντά γινώσκει αυτόν ή αΰθή εστίν), и она не знает сущего как такового; и она не имеет слова (ουδέ λόγος αυτής εστίν), ни имени, ни знания; ни тьма, ни свет; ни заблуждение, ни истина; вообще не есть ни утверждение (θέσις), ни отрицание (αφαίρεσις); делая относительно нее положительные и отрицательные высказывания (των μετ αύτη'ν θέσεις καί οίραιρε'σεις ποιούντες), мы не полагаем и не отрицаем ее самой; ибо совершенная единая причина выше всякого положения, и начало, превосходящее совершенно отрешенное от всего (абсолютное) и для всего недоступное, остается превыше всякого отрицания» (καί υπέρ πασαν αφαίρεσιν ή υπεροχή των πάντων απλώς οίπολελυμένου και έιε' κείνα των όλων) (de mystica theologia, cap.
«Но как же я должен любить Его?» Ты должен Его любить, насколько Он есть не-Бог, не-дух, не-лицо, не оформленное, но одно чистое, светлое
единство, далекое от всякой двойственности.
Божество по благодати открывается человеку в меру способности отдельного
духа, но сама «пресущественная беспредельность лежит выше сущности (трансцендентна ей); выше умов превышающее ум
единство; недоступно всякому рассуждению единое, превосходящее рассуждение; неизреченное для всякого слова благо превыше слова;
единство, единящее всякое
единство, и пресущественная сущность, и ум, недоступный уму, и слово неизрекаемое, бессловность, безразумность и безымянность, не соответствующая ничему из сущего; виновное в бытии всего, само не будучи сущим, как трансцендентное всякой сущности» (ib.).
«Ты должен любить Бога, насколько Он не-Бог, не-дух, не-лицо, неоформленное, а только чистое, ясное, простое
единство, далекое всякой двойственности.
В вечной природе существуют две области и заключена возможность двух жизней: «огонь или
дух», обнаруживающийся как «молния огня» на четвертой ступени, силою свободы (опять и свобода у Беме мыслится вне отношения к личности, имперсонали-стически, как одна из сил природы) определяет себя к божественному
единству или кротости, и благодаря этому первые 4 стихии становятся или основой для царства радости, или же, устремляясь к множественности и самости, делаются жертвой адского начала, причем каждое начало по-своему индивидуализирует бытие.
Тожественность личности воскресшей с ранее жившею установляется
единством сверхвременного и бессмертного человеческого
духа, оживляющего тело, а чрез посредство животной души индивидуальность сообщается и телу.
Раскрытие триипостасности в жизни
духа от бледной схемы к полноте конкретности есть источник вечно бьющей радости и обновляющейся жизни, которая «светлеется тройческим
единством священнотайне».
И
Единство зовется поэтому Ничто, ибо
дух не может найти временного образа того, что он есть; но
дух хорошо чувствует, что он поддерживается другим, чем он сам; потому то, что его поддерживает, собственно есть скорее нечто, чем ничто; но для
духа оно, конечно, есть ничто по образу своего бытия» (I, 161–162).
Единство личности создается
духом.
Целого и
единства можно искать только в
духе не отчужденном от себя и не объективированном.
Дух сообщает форму душе и телу и приводит их к
единству, а не подавляет и не уничтожает.
Рафинированная душа нуждается в суровом
духе, сдерживающем ее в
единстве, целостности и вечной ценности.
Цельность и
единство порождаются работой
духа в душевном и телесном элементе и составляют личность.
В неоплатонизме человек приобщается к
единству и достигает слиянности в отрешенности от космической множественности, в отвлеченном
духе.
Если возврат души к
единству с Богом не означает
единства по природе и субстанции, то потому лишь, что
дух не есть природа или субстанция.
Дух вносит целостность,
единство, смысловую связь в душевную и душевно-телесную жизнь человека.
Дух есть
единство субъективного и объективного.
Дух есть как бы дуновение Божье, проникающее в существо человека и сообщающее ему высшее достоинство, высшее качество его существования, внутреннюю независимость и
единство.
Ты должен любить Бога таким, каков Он есть: не — Бог, не —
Дух, не — Лицо, не — Образ, но одно чистое, светлое
единство, далекое от всякой двойственности.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с
духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою
единством цели и имеющих власть и силу.
Процессы, направленные к преодолению национальной замкнутости и к образованию универсального
единства, я называю концом новой истории, ее индивидуалистического
духа, и началом нового средневековья.
Армии раздроблены, нет
единства начальства, Барклай не популярен; но из этой путаницы, раздробления и непопулярности немца-главнокомандующего с одной стороны вытекает нерешительность и избежание сражения (от которого нельзя было бы удержаться, ежели бы армии были вместе и не Барклай был бы начальником), с другой стороны — всё бòльшее и бòльшее негодование против немцев и возбуждение патриотического
духа.