Неточные совпадения
Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к
природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от
души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.
Где же тот, кто бы на родном языке русской
души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: вперед? кто, зная все силы, и свойства, и всю глубину нашей
природы, одним чародейным мановеньем мог бы устремить на высокую жизнь русского человека? Какими словами, какой любовью заплатил бы ему благодарный русский человек. Но веки проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово.
— Помнишь Лизу Спивак? Такая спокойная, бескрылая
душа. Она посоветовала мне учиться петь. Вижу — во всех песнях бабы жалуются на
природу свою…
— В библии она прочитала: «И вражду положу между тобою и между женою». Она верит в это и боится вражды, лжи. Это я думаю, что боится. Знаешь — Лютов сказал ей: зачем же вам в театрах лицедействовать, когда, по
природе души вашей, путь вам лежит в монастырь? С ним она тоже в дружбе, как со мной.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины
природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой
душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли, и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.
Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль», — вот что следовало бы мне сказать вам, если б я от
природы был попрозорливее умом и пободрее
душой, если б, наконец, был искреннее…
Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую
душу, и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или возвратясь от красот южной
природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком.
Часто погружались они в безмолвное удивление перед вечно новой и блещущей красотой
природы. Их чуткие
души не могли привыкнуть к этой красоте: земля, небо, море — все будило их чувство, и они молча сидели рядом, глядели одними глазами и одной
душой на этот творческий блеск и без слов понимали друг друга.
«Нет, это не ограниченность в Тушине, — решал Райский, — это — красота
души, ясная, великая! Это само благодушие
природы, ее лучшие силы, положенные прямо в готовые прочные формы. Заслуга человека тут — почувствовать и удержать в себе эту красоту природной простоты и уметь достойно носить ее, то есть ценить ее, верить в нее, быть искренним, понимать прелесть правды и жить ею — следовательно, ни больше, ни меньше, как иметь сердце и дорожить этой силой, если не выше силы ума, то хоть наравне с нею.
Тит Никоныч был джентльмен по своей
природе. У него было тут же, в губернии,
душ двести пятьдесят или триста — он хорошенько не знал, никогда в имение не заглядывал и предоставлял крестьянам делать, что хотят, и платить ему оброку, сколько им заблагорассудится. Никогда он их не поверял. Возьмет стыдливо привезенные деньги, не считая, положит в бюро, а мужикам махнет рукой, чтоб ехали, куда хотят.
Это влечение к всякой видимой красоте, всего более к красоте женщины, как лучшего создания
природы, обличает высшие человеческие инстинкты, влечение и к другой красоте, невидимой, к идеалам добра, изящества
души, к красоте жизни!
Тихий ветер, ходу шесть узлов. Жарко в
природе, холодно в
душе; кругом все море да море…
Как ни привык глаз смотреть на эти берега, но всякий раз, оглянешь ли кругом всю картину лесистого берега, остановишься ли на одном дереве, кусте, рогатом стволе, невольно трепет охватит
душу, и как ни зачерствей, заплатишь обильную дань удивления этим чудесам
природы. Какой избыток жизненных сил! какая дивная работа совершается почти в глазах! какое обилие изящного творчества пролито на каждую улитку, муху, на кривой сучок, одетый в роскошную одежду!
Душа и тело человека формировались, когда человеческая жизнь была еще в соответствии с ритмом
природы, когда для него еще существовал космический порядок.
Прибавьте, что он был юноша отчасти уже нашего последнего времени, то есть честный по
природе своей, требующий правды, ищущий ее и верующий в нее, а уверовав, требующий немедленного участия в ней всею силой
души своей, требующий скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем пожертвовать для этого подвига, даже жизнью.
Мало того: правосудие и земная казнь даже облегчают казнь
природы, даже необходимы
душе преступника в эти моменты как спасение ее от отчаяния, ибо я и представить себе не могу того ужаса и тех нравственных страданий Карамазова, когда он узнал, что она его любит, что для него отвергает своего „прежнего“ и „бесспорного“, что его, его, „Митю“, зовет с собою в обновленную жизнь, обещает ему счастье, и это когда же?
Душа оставляет тело, странствует и многое видит в то время, когда человек спит. Этим объясняются сны.
Душа неодушевленных предметов тоже может оставлять свою материю. Виденный нами мираж, с точки зрения Дерсу, был тенью (ханя) тех предметов, которые в это время находились в состоянии покоя. Та к первобытный человек, одушевляя
природу, просто объясняет такое сложное оптическое явление, как мираж.
С ее красой любви не знать, Бермята?
Не верю я. Таких чудес на свете
Не слыхано.
Природой неизменно
Положена пора любви для всех.
Не верю я. Но если правда, как же
Не гневаться подателю тепла?
Удвоим же старания исправить
Невольный грех. Ужли из берендеев
На мой призыв никто не отзовется?
Кому из вас Снегурочка милее?
Кто может в ней младенческую
душуЖеланием любви зажечь, скажите!
Зачем же
природа дала нам
души, стремящиеся к деятельности, к славе?
В согласность ее требованиям, они ломают
природу ребенка, погружают его
душу в мрак, и ежели не всегда с полною откровенностью ратуют в пользу полного водворения невежества, то потому только, что у них есть подходящее средство обойти эту слишком крайнюю меру общественного спасения и заменить ее другою, не столь резко возмущающею человеческую совесть, но столь же действительною.
Правда, что
природа, лелеявшая детство Багрова, была богаче и светом, и теплом, и разнообразием содержания, нежели бедная
природа нашего серого захолустья, но ведь для того, чтобы и богатая
природа осияла
душу ребенка своим светом, необходимо, чтоб с самых ранних лет создалось то стихийное общение, которое, захватив человека в колыбели, наполняет все его существо и проходит потом через всю его жизнь.
Как, однако, грубо наши слова выражают наши ощущения… В
душе есть тоже много непонятного говора, который не выразить грубыми словами, как и речи
природы… И это именно то, где
душа и
природа составляют одно…
Но почти до конца своей жизни он сохранил умственные запросы, и первые понятия, выходящие за пределы известного мне тогда мира, понятия о том, что есть бог и есть какая-то наука, исследующая
природу души и начало мира, мы, дети, получили от этого простодушного полуобразованного человека.
Впоследствии и эта минута часто вставала в моей
душе, особенно в часы усталости, как первообраз глубокого, но живого покоя…
Природа ласково манила ребенка в начале его жизни своей нескончаемой, непонятной тайной, как будто обещая где-то в бесконечности глубину познания и блаженство разгадки…
Церковь станет царством, царством Божьим и на земле, как и на небе, когда мировая
душа окончательно соединится с Логосом, соединится Невеста с Женихом, т. е. преобразится весь принудительный порядок
природы в порядок свободно-благодатный.
Все теософическое учение о переселении
душ есть последовательная форма эволюционизма, и притом эволюционизма натуралистического, не ведающего преодоления порядка
природы чудом и благодатью.
Правда,
природа там печальна и сурова, но сурова она по-русски, здесь же она улыбается и грустит, должно быть, по-аински, и вызывает в русской
душе неопределенное настроение.
Тут она не тревожила его никакими определенными и неразрешимыми вопросами; тут этот ветер вливался ему прямо в
душу, а трава, казалось, шептала ему тихие слова сожаления, и, когда
душа юноши, настроившись в лад с окружающею тихою гармонией, размягчалась от теплой ласки
природы, он чувствовал, как что-то подымается в груди, прибывая и разливаясь по всему его существу.
И он только вспоминал впоследствии стройный аккорд, прозвучавший на мгновение в его
душе, — аккорд, в котором сплелись в одно целое все впечатления его жизни, ощущение
природы и живая любовь.
Впрочем, сестра подчинилась доводам брата, но на этот раз он ошибался: заботясь об устранении внешних вызовов, Максим забывал те могучие побуждения, которые были заложены в детскую
душу самою
природою.
Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для слепого это была только необъятная тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к нему, прикасаясь к его
душе со всех сторон не изведанными еще, необычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце.
Все это сплеталось и звенело на фоне того особенного глубокого и расширяющего сердце ощущения, которое вызывается в
душе таинственным говором
природы и которому так трудно подыскать настоящее определение…
Это были формы народной музыки, которые звучали постоянно в его
душе, которыми говорила этой
душе родная
природа.
С ними научался он чувствовать изящности
природы; с ними научался познавать все уловки искусства, крыющегося всегда в одушевленных стихотворством видах, с ними научался изъявлять чувствия свои, давать тело мысли и
душу бездыханному.
Видно, что его, может быть, от
природы и не слабую личность сильно подавили в свое время и отняли-таки у него значительную долю природной силы
души.
Авдотья Максимовна, Любовь Торцова, Даша, Надя — все это безвинные, безответные жертвы самодурства, и то сглажение, отменение человеческой личности, какое в них произведено жизнью, едва ли не безотраднее действует на
душу, нежели самое искажение человеческой
природы в плутах, подобных Подхалюзину.
Редко самая заскорузлая торговая
душа захочет нарушить этот покой отдыхающей
природы и перемолвиться словом с товарищем или приказчиком. Да и то заговорит эта
душа не о себе, не о своих хлопотах, а о той же спокойной
природе.
Это были поистине прекраснейшие люди, особенно Павел Иваныч Миницкий, который с поэтической
природой малоросса соединял энергическую деятельность, благородство
души и строгость правил; страстно любя свою красавицу жену, так же любившую своего красавца мужа, он с удивительною настойчивостию перевоспитывал ее, истребляя в ней семена тщеславия и суетности, как-то заронившиеся в детстве в ее прекрасную
природу.
Впоследствии я нашел, что Ик ничем не хуже Демы; но тогда я не в состоянии был им восхищаться: мысль, что мать отпустила меня против своего желания, что она недовольна, беспокоится обо мне, что я отпущен на короткое время, что сейчас надо возвращаться, — совершенно закрыла мою
душу от сладких впечатлений великолепной
природы и уже зародившейся во мне охоты, но место, куда мы приехали, было поистине очаровательно!
Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая
природа.
Здесь, напротив, беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают и развлекают мое внимание, а весенняя
природа вселяет в
душу отрадные чувства — довольства настоящим и светлой надежды на будущее.
В ее глазах старый грешник являлся совершенством человеческой
природы, каким-то чародеем, который читал у ней в
душе и который пересоздал ее в несколько дней, открыв пред ее глазами новый волшебный мир.
Перенесите меня в Швейцарию, в Индию, в Бразилию, окружите какою хотите роскошною
природой, накиньте на эту
природу какое угодно прозрачное и синее небо, я все-таки везде найду милые мне серенькие тоны моей родины, потому что я всюду и всегда ношу их в моем сердце, потому что
душа моя хранит их, как лучшее свое достояние.
Не радуют сердца ни красоты
природы, ни шум со всех сторон стремящихся водных потоков; напротив того, в
душе поселяется какое-то тупое озлобление против всего этого: так бы, кажется, взял да и уехал, а уехать-то именно и нельзя.
— Размеры не те, сударыня! Размеры нас
душат, — продолжал он, обращаясь ко мне, —
природа у нас широкая, желал бы захватить и вдоль и поперек, а размеры маленькие… Ты, Анна Ивановна, этого понимать не можешь!
— Все это правда, дядюшка: вы и подобные вам могут рассуждать так. Вы от
природы человек холодный… с
душой, неспособной к волнениям…
— Чем! своею низостью, мелкостью
души… Боже мой! когда подумаешь, сколько подлостей вращается там, где
природа бросила такие чудные семена…
Притом здесь на каждом шагу, перед лицом
природы,
душа его отверзалась мирным, успокоительным впечатлениям.
— Сударыня, — не слушал капитан, — я, может быть, желал бы называться Эрнестом, а между тем принужден носить грубое имя Игната, — почему это, как вы думаете? Я желал бы называться князем де Монбаром, а между тем я только Лебядкин, от лебедя, — почему это? Я поэт, сударыня, поэт в
душе, и мог бы получать тысячу рублей от издателя, а между тем принужден жить в лохани, почему, почему? Сударыня! По-моему, Россия есть игра
природы, не более!
Любовь,
душа всея
природы,
Теки сердца в нас воспалить,
Из плена в царствие свободы
Одна ты можешь возвратить.
Когда твой ясный луч сияет,
Масон и видит, и внимает.
Ты жизнь всего, что существует;
Ты внутренний, сокрытый свет;
Но тот, кто в мире слепотствует,
Твердит: «Любви правдивой нет...