Неточные совпадения
Но он не без
основания думал, что натуральный исход всякой коллизии [Колли́зия — столкновение противоположных сил.] есть все-таки сечение, и это сознание подкрепляло его. В ожидании этого исхода он занимался делами и писал втихомолку устав «о нестеснении градоначальников
законами». Первый и единственный параграф этого устава гласил так: «Ежели чувствуешь, что
закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда все сие, сделавшись невидимым, много тебя в действии облегчит».
— Я не выставляю подсудимого каким-то идеальным человеком, — говорил Веревкин. — Нет, это самый обыкновенный смертный, не чуждый общих слабостей… Но он попал в скверную историю, которая походила на игру кошки с мышкой. Будь на месте Колпаковой другая женщина, тогда Бахарев не сидел бы на скамье подсудимых! Вот главная мысль, которая должна лечь в
основание вердикта присяжных.
Закон карает злую волю и бесповоротную испорченность, а здесь мы имеем дело с несчастным случаем, от которого никто не застрахован.
По обыкновению, шел и веселый разговор со множеством воспоминаний, шел и серьезный разговор обо всем на свете: от тогдашних исторических дел (междоусобная война в Канзасе, предвестница нынешней великой войны Севера с Югом, предвестница еще более великих событий не в одной Америке, занимала этот маленький кружок: теперь о политике толкуют все, тогда интересовались ею очень немногие; в числе немногих — Лопухов, Кирсанов, их приятели) до тогдашнего спора о химических
основаниях земледелия по теории Либиха, и о
законах исторического прогресса, без которых не обходился тогда ни один разговор в подобных кружках, и о великой важности различения реальных желаний, которые ищут и находят себе удовлетворение, от фантастических, которым не находится, да которым и не нужно найти себе удовлетворение, как фальшивой жажде во время горячки, которым, как ей, одно удовлетворение: излечение организма, болезненным состоянием которого они порождаются через искажение реальных желаний, и о важности этого коренного различения, выставленной тогда антропологическою философиею, и обо всем, тому подобном и не подобном, но родственном.
Однажды заведенные порядки служили
законом, а представление о бесконечной растяжимости мужицкого труда лежало в
основании всех расчетов.
Крестьянин из ссыльных может оставить Сахалин и водвориться, где пожелает, по всей Сибири, кроме областей Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской, приписываться к крестьянским обществам, с их согласия, и жить в городах для занятия ремеслами и промышленностью; он судится и подвергается наказаниям уже на
основании законов общих, а не «Устава о ссыльных»; он получает и отправляет корреспонденцию тоже на общих
основаниях, без предварительной цензуры, установленной для каторжных и поселенцев.
Она отучает его мало-помалу от домовитости, то есть того самого качества, которое нужно беречь в каторжном больше всего, так как по выходе из тюрьмы он становится самостоятельным членом колонии, где с первого же дня требуют от него, на
основании закона и под угрозой наказания, чтобы он был хорошим хозяином и добрым семьянином.
Муж и жена в обществе суть два гражданина, делающие договор, в
законе утвержденный, которым обещеваются прежде всего на взаимное чувств услаждение (да не дерзнет здесь никто оспорить первейшего
закона сожития и
основания брачного союза, начало любви непорочнейшия и твердый камень
основания супружнего согласия), обещеваются жить вместе, общее иметь стяжание, возращать плоды своея горячности и, дабы жить мирно, друг друга не уязвлять.
Неравенством лет нарушается единый из первейших
законов природы; то может ли положительной
закон быть тверд, если
основания не имеет в естественности?
Полагайте твердые
основания правления
законом непременным.
Люди, рассуждающие на
основании отвлеченных принципов, Сейчас могут вывести такие соображения: «Самодурство не признает никаких
законов, кроме собственного произвола; вследствие того у всех подвергшихся его влиянию мало-помалу теряется чувство законности, и они уже не считают поступков самодура неправыми и возмутительными и потому переносят их довольно равнодушно.
Дальше упоминалось о том, что расплата производится при помощи марок, которые хозяйка выдает проститутке по получении от нее денег, а счет заключается в конце каждого месяца, И наконец, что проститутка во всякое время может оставить дом терпимости, даже если бы за ней оставался и долг, который, однако, она обязывается погасить на
основании общих гражданских
законов.
Человек вдруг, с его душой и телом, отдан в полную власть другому человеку, и тот может им распоряжаться больше, чем сам царь, чем самый безусловный восточный властелин, потому что тот все-таки будет судить и распоряжаться на
основании каких-нибудь
законов или обычаев; а тут вы можете к вашему крепостному рабу врываться в самые интимные, сердечные его отношения, признавать их или отвергать.
С одной стороны, преступление есть осуществление или, лучше сказать, проявление злой человеческой воли. С другой стороны, злая воля есть тот всемогущий рычаг, который до тех пор двигает человеком, покуда не заставит его совершить что-либо в ущерб высшей идее правды и справедливости, положенной в
основание пятнадцати томов Свода
законов Российской империи.
Девку велели высечь, а суду, за обременение начальства вопросами, не представляющими никакой важности, сделали строгое замечание, с внушением, дабы впредь посторонними и до дела не относящимися предметами не увлекался, а поступал бы на точном
основании законов. Даже сам Михайло Трофимыч изумился, как оно там складно было написано.
Очевидно, что Балалайкин импонировал этою комнатою, хотел поразить ею воображение клиента и в то же время намекнуть, что всякое оскорбление действием будет неуклонно преследуемо на точном
основании тех самых
законов, которые стоят вот в этом шкафу.
«Эта первобытная церковь была его собственным идеалом общественного устройства, основанного на равенстве, свободе и братстве. Христианство, по мнению Хельчицкого, до сих пор хранит в себе эти
основания, нужно только, чтоб общество возвратилось к его чистому учению, и тогда оказался бы излишним всякий иной порядок, которому нужны короли и папы: во всем достаточно одного
закона любви…
Для христианина обещание подданства какому бы то ни было правительству, — тот самый акт, который считается
основанием государственной жизни, есть прямое отречение от христианства, потому что человек безусловно вперед обещающийся подчиняться тем
законам, которые составляют и будут составлять люди, этим обещанием самым положительным образом отрекается от христианства, состоящего в том, чтобы во всех случаях жизни подчиняться только сознаваемому им в себе божескому
закону любви.
Деятельность Гаррисона-отца с его
основанием общества непротивляющихся и декларация еще более, чем сношения мои с квакерами, убеждали меня в том, что отступление государственного христианства от
закона Христа о непротивлении насилием есть дело, давно замеченное и указанное и для обличения которого работали и не перестают работать люди.
Ведь
законы прекрасного установлены ими в их учебниках, на
основании тех произведений, в красоту которых они веруют; пока все новое будут судить на
основании утвержденных ими
законов, до тех пор изящным и будет признаваться только то, что с ними сообразно, ничто новое не посмеет предъявить своих прав; старички будут правы, веруя в Карамзина и не признавая Гоголя, как думали быть правыми почтенные люди, восхищавшиеся подражателями Расина и ругавшие Шекспира пьяным дикарем, вслед за Вольтером, или преклонявшиеся пред «Мессиадой» и на этом
основании отвергавшие «Фауста».
"Хищник"мстителен и зол, но в проявлении этих качеств не опирается ни на какие
законы; пенкосниматель мстителен и зол, но при этом всегда оговаривается, что имеет право быть мстительным на
основании такой-то статьи и злым — на
основании такого-то параграфа.
Елена. Я никогда не видела вас ни грустным, ни веселым, а только философствующим. Знаете, господа, — знаешь, Таня, — он обучает меня философии. Вчера прочитал целую лекцию о некотором
законе достаточного
основания… эх! я забыла, как этот удивительный
закон выражается… в каких словах? В каких?
Елена. Ну, конечно! Посмели бы вы! Корень первый — а может, и не первый —
закон достаточного
основания бывания… бывание — это материя в формах… вот я — материя, принявшая — не без
основания — форму женщины… но зато — без всякого уже
основания — лишенная бытия. Бытие — вечно, а материя в формах — побывает на земле и — фьюить! Верно?
Екатерина Завоевательница стоит на ряду с первыми Героями вселенной; мир удивлялся блестящим успехам Ее оружия — но Россия обожает Ее уставы, и воинская слава Героини затмевается в Ней славою Образовательницы государства. Меч был первым властелином людей, но одни
законы могли быть
основанием их гражданского счастья; и находя множество Героев в Истории, едва знаем несколько имен, напоминающих разуму мудрость законодательную.
Земледельцы, сельскою добродетелию от плуга на ступени Фемидиного храма возведенные, судьи себе подобных, долженствовали с приобретением таких новых прав возвыситься в духе своем, узнать лучше гражданскую жизнь и
законы, служащие ей
основанием; долженствовали, возвращаясь под домашний кров свой, быть опытными советниками и миротворцами поселян.
«Империя близка к своему падению, как скоро повреждаются ее начальные
основания; как скоро изменяется дух Правления, и вместо равенства
законов, которые составляют душу его, люди захотят личного равенства, несогласного с духом законного повиновения; как скоро перестанут чтить Государя, начальников, старцев, родителей.
Россия имела многие частные, мудрые
законы, но не имела общего Уложения, которое бывает
основанием государственного благоустройства.
«На этих
основаниях, — сказал тогда Овэн, — я соглашаюсь; как скоро
закон будет принят, я примусь за мои правительственные распоряжения».
— На
основании закона и в интересах нравственности вы не даете мне паспорта.
Чтобы испытать Яшкину терпимость, я резко отверг свою солидарность с Яшкиным прав-законом и поставил перед этим фанатиком «старого прав-закону»
основания совершенно несродного ему учения.
«Но где же, спрошу, статья
закона, прямо воспрещающая газетным репортерам быть чиновниками, потому что в отношении наших подчиненных мы можем действовать только на
основании существующих узаконений; если же, скажу, вы желаете употребить какую-нибудь произвольную меру, то я не знаю, во-первых, в чем она может состоять, а во-вторых, пусть уж она будет без меня!» Тогда я и посмотрю, что он вам сделает.
В полночь его поезд идет дальше. Ночь, как вчера, темная и холодная, стоянки долгие. Яша сидит на бурке и невозмутимо пиликает на гармонике, а старику все еще хочется хлопотать. На одной из станций ему приходит охота составить протокол. По его требованию, жандарм садится и пишет: «188* года ноября 10, я, унтер-офицер Z-го отделения N-ского жандармского полицейского управления железных дорог Илья Черед, на
основании 11 статьи
закона 19-го мая 1871 года, составил сей протокол на станции X. в нижеследующем…»
Вы говорите, что «
основание жизни русского народа есть «коммунизм», вы утверждаете, что «его сила лежит в аграрном
законе, в постоянном дележе земли».
Выяснить своими усилиями свое отношение к миру и держаться его, установить свое отношение к людям на
основании вечного
закона делания другому того, что хочешь, чтобы тебе делали, подавлять в себе те дурные страсти, которые подчиняют нас власти других людей, не быть ничьим господином и ничьим рабом, не притворяться, не лгать, ни ради страха, ни выгоды, не отступать от требований высшего
закона своей совести, — всё это требует усилий; вообразить же себе, что установление известных порядков каким-то таинственным путем приведет всех людей, в том числе и меня, ко всякой справедливости и добродетели, и для достижения этого, не делая усилий мысли, повторять то, что говорят все люди одной партии, суетиться, спорить, лгать, притворяться, браниться, драться, — всё это делается само собой, для этого не нужно усилия.
Вера перескакивает через
закон достаточного
основания, логической самоотчетности:
основания ее недостаточны, или вовсе отсутствуют, или же явно превышаются выводами.
На
основании законов, считая себя вправе начать сие предприятие, мы тем паче считаем себя к тому обязанными, что видим несчастие целого народа русского, ввергнутого в бездну злоключений со времени кончины императрицы Елизаветы Петровны.
Мы имеем все права на похищенный у нас престол и в непродолжительном времени обнародуем духовное завещание блаженной памяти императрицы Елизаветы Петровны, и те, которые откажутся принести нам верноподцанскую присягу, подвергнутся заслуженному наказанию, на
основании законов, постановленных самим народом и восстановленных Петром I, императором всероссийским».
Нравственная максима Канта, что каждого человека нужно рассматривать не как средство, а как самоцель, подрывается законническим
основанием этики, ибо каждый человек оказывается средством и орудием осуществления отвлеченного, безличного, общеобязательного
закона.
Люди эти, не понимая того, что для греков борьба и страдания их героев имели религиозное значение, вообразили себе, что стоит только откинуть стеснительные
законы трех единств, и, не вложив в нее никакого религиозного соответственного времени содержания, драма будет иметь достаточное
основание в изображении различных моментов жизни исторических деятелей и вообще сильных страстей людских.
Вместо того, чтобы изучать тот
закон, которому, для достижения своего блага, должна быть подчинена животная личность человека, и, только познав этот
закон, на
основании его изучать все остальные явления мира, ложное познание направляет свои усилия на изучение только блага и существования животной личности человека, без всякого отношения к главному предмету знания, — подчинению этой животной личности человека
закону разума, для достижения блага истинной жизни.
— Ничего, ничего, друг, — говорит ему писарь, — не пужайся. Мы тебя малость покачаем и, бог даст, придешь в чувство. Сейчас приедет урядник и составит протокол на
основании существующих
законов. Качай! Господи благослови!
На том
основании, что вы занимаетесь проституцией, вы не считаете себя христианкой и отказываетесь от принятия присяги, к которой обязует нас
закон.
Это определение палаты, основанное на
законах страны и трактатах, заключенных с иностранными державами, предъявляющими свои требования, служит гласным
основанием для дальнейшего решения высшего правительства, от которого зависит окончательное решение.
Мы бы пришли вообще к тем двум
основаниям, из которых складывается всё миросозерцание человека — к непостижимой сущности жизни и к
законам, определяющим эту сущность.
Но положим, что учение Христа дает блаженство миру, положим, что оно разумно, и человек на
основании разума не имеет права отрекаться от него; но что делать одному среди мира людей, не исполняющих
закон Христа?
Толкование, что Христос не отрицает
закон, основано на том, что слову
закон в этом месте, благодаря сравнению с иотою писанного
закона, без всякого
основания и противно смыслу слов, приписано значение писанного
закона, — вместо
закона вечного.
Это есть то
основание, вследствие которого действия наши и других людей представляются нам, с одной стороны, тем более свободными и менее подлежащими необходимости, чем более известны нам те выведенные из наблюдения физиологические, психологические и исторические
законы, которым подлежит человек, и чем вернее усмотрена нами физиологическая, психологическая или историческая причина действия; с другой стороны, чем проще самое наблюдаемое действие и чем несложнее характером и умом тот человек, действие которого мы рассматриваем.
Тогда я еще не понимал, что неожиданно, подобно Ньютону с его знаменитым яблоком, я открыл великий
закон, на котором зиждется вся история человеческой мысли, ищущей не правды, которой ей не дано знать, а правдоподобности, т. е. гармонии между видимым и мыслимым, на
основании строгих
законов логического мышления.
Христос по отношению к
закону Моисея и еще более к пророкам, в особенности Исаии, слова которого он постоянно приводит, признает, что в еврейском
законе и пророках есть истины вечные, божеские, сходящиеся с вечным
законом, и их-то, как изречение — люби бога и ближнего, — берет за
основание своего учения.
Это выражение кратко, но значение его очень широко [Это «и других» внесено на
основании следующих слов
закона 8 октября 1835 года: «Кроме духоборцев, иконоборцев, молоканов, иудействующих, должно считать особенно вредными скопцов и не молящихся за царя, и сверх того и тех раскольников, кои, по местным соображениям, будут в равной степени признаваться вредными для общества; о сих последних испрашивать каждый раз разрешения министерства внутренних дел, описывая обряды, мнения и правила, и означать степень вреда, от них происходящего».].
При незнании сущности религиозного разномыслия той и другой секты низшими исполнителями
закона, произвол их делается на
основании этого и других еще шире.