Неточные совпадения
Никогда еще невозможность в глазах света его положения и ненависть к нему его жены и вообще могущество той грубой таинственной силы, которая, в разрез с его душевным настроением, руководила его
жизнью и требовала исполнения своей воли и
изменения его отношений к жене, не представлялись ему с такою очевидностью, как нынче.
— Докажите… Дайте мне понять, какую идею-силу воплощал он в себе, какие
изменения в
жизни вызвала эта идея? Вы с учением Гюйо знакомы, да?
Клим Иванович Самгин чувствовал себя человеком, который знает все, что было сказано мудрыми книжниками всего мира и многократно в раздробленном виде повторяется Пыльниковыми, Воиновыми. Он был уверен, что знает и все то, что может быть сказано человеком в защиту от насилия
жизни над ним, знает все, что сказали и способны сказать люди, которые утверждают, что человека может освободить только коренное
изменение классовой структуры общества.
Новая
жизнь ожидалась исключительно от
изменений социальной среды, от внешней общественности, а не от творческих
изменений в личности, не от духовного перерождения народа, его воли, его сознания.
В огромной массе русской интеллигенции война должна породить глубокий кризис сознания, расширение кругозора,
изменение основных оценок
жизни.
Истинной народной
жизни нужно искать не в пространствах и внешних расстояниях, а в
изменениях глубины.
Человек в своей исторической судьбе проходит не только через радикальные
изменения социальной
жизни, которые должны создать новую структуру общества, но и через радикальное
изменение отношения к
жизни космической.
Противоречия свободы в социальной
жизни выражаются еще в том, что, дорожа сохранением данного режима, напр., капитализма, начинают воспринимать неподвижность и неизменность как свободу, а движение и
изменение как нарушение свободы.
«…Мои желания остановились. Мне было довольно, — я жил в настоящем, ничего не ждал от завтрашнего дня, беззаботно верил, что он и не возьмет ничего. Личная
жизнь не могла больше дать, это был предел; всякое
изменение должно было с какой-нибудь стороны уменьшить его.
Так как мне пришлось жить в эпоху исторических катастроф и порожденных ими ужасов
жизни, то я был свидетелем больших
изменений и трансформаций людей.
Так как
жизнь есть прежде всего движение, то основная проблема
жизни есть проблема
изменения,
изменения собственного и
изменения окружающих.
Писание этой книги, которое связано было с большим подъемом моих жизненных сил, сопровождалось
изменением в складе моей
жизни.
Женившись, он продолжал свою
жизнь без
изменения, только стал еще задавать знаменитые пиры в своем Хлудовском тупике, на которых появлялся всегда в разных костюмах: то в кавказском, то в бухарском, то римским полуголым гладиатором с тигровой шкурой на спине, что к нему шло благодаря чудному сложению и отработанным мускулам и от чего в восторг приходили московские дамы, присутствовавшие на пирах.
Настоящая революционность требует духовного
изменения первооснов
жизни.
Кто не знает тетерева, простого, обыкновенного, полевого тетерева березовика, которого народ называет тетеря, а чаще тетерька? Глухарь, или глухой тетерев, — это дело другое. Он не пользуется такою известностью, такою народностью. Вероятно, многим и видеть его не случалось, разве за обедом, но я уже говорил о глухаре особо. Итак, я не считаю нужным описывать в подробности величину, фигуру и цвет перьев полевого тетерева, тем более что, говоря о его
жизни, я буду говорить об
изменениях его наружного вида.
В этом роде
жизнь, с мелкими
изменениями, продолжалась с лишком два месяца, и, несмотря на великолепный дом, каким он мне казался тогда, на разрисованные стены, которые нравились мне больше картин и на которые я не переставал любоваться; несмотря на старые и новые песни, которые часто и очень хорошо певала вместе с другими Прасковья Ивановна и которые я слушал всегда с наслаждением; несмотря на множество новых книг, читанных мною с увлечением, — эта
жизнь мне очень надоела.
Заметив в чужом необычное, слобожане долго не могли забыть ему это и относились к человеку, не похожему на них, с безотчетным опасением. Они точно боялись, что человек бросит в
жизнь что-нибудь такое, что нарушит ее уныло правильный ход, хотя тяжелый, но спокойный. Люди привыкли, чтобы
жизнь давила их всегда с одинаковой силой, и, не ожидая никаких
изменений к лучшему, считали все
изменения способными только увеличить гнет.
Торжество той или другой идеи производит известные
изменения в политических сферах и в то же время представляет собой торжество журналистики соответствующего оттенка. Журналистика не стоит в стороне от
жизни страны, считая подписчиков и рассчитывая лишь на то, чтобы журнальные воротилы были сыты, а принимает действительное участие в
жизни. Стоит вспомнить июльскую монархию и ее представителя, Луи-Филиппа, чтобы убедиться в этом.
— Да, умер. Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Я не сводил с него глаз и видел каждое его движение, каждое
изменение его лица. И для него не существовало
жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек. Понимаешь, Вера, я не знал, как себя держать, что мне делать…
Пусть совершатся все эти внешние
изменения, и положение человечества не улучшится. Но пусть только каждый человек сейчас же в своей
жизни по мере сил своих исповедует ту правду, которую он знает, или хотя по крайней мере пусть не защищает ту неправду, которую он делает, выдавая ее за правду, и тотчас же в нынешнем 93-м году совершились бы такие перемены к освобождению людей и установлению правды на земле, о которых мы не смеем мечтать и через столетия.
Это-то и происходит в деле перехода человечества от одного возраста к другому, которое мы переживаем теперь. Человечество выросло из своего общественного, государственного возраста и вступило в новый. Оно знает то учение, которое должно быть положено в основу
жизни этого нового возраста, но по инерции продолжает держаться прежних форм
жизни. Из этого несоответствия жизнепонимания с практикой
жизни вытекает ряд противоречий и страданий, отравляющих нашу
жизнь и требующих ее
изменения.
Обыкновенно думают, что всеобщая воинская повинность и связанные с нею всё увеличивающиеся вооружения и вследствие того всё увеличивающиеся подати и государственные долги во всех народах есть явление случайное, возникшее от некоторого политического положения Европы, и может быть устранено тоже некоторыми политическими соображениями, без
изменения внутреннего строя
жизни.
Отношение к этому в нашем образованном обществе трояко: одни рассматривают это явление как нечто случайное, возникшее от особенного политического положения Европы, и считают его поправимым без
изменения всего внутреннего строя
жизни народов, внешними дипломатическими международными мерами.
То, что происходит с
изменением взглядов на
жизнь отдельных людей, то же происходит и с
изменением взглядов на
жизнь народов и всего человечества.
Люди эти утверждают, что улучшение
жизни человеческой происходит не вследствие внутренних усилий отдельных людей сознания, уяснения и исповедания истины, а вследствие постепенного
изменения общих внешних условий
жизни, и что потому силы каждого отдельного человека должны быть направлены не на сознание и уяснение себе и исповедание истины, а на постепенное
изменение в полезном для человечества направлении общих внешних условий
жизни, всякое же исповедание отдельным человеком истины, несогласной с существующим порядком, не только не полезно, но вредно, потому что вызывает со стороны власти стеснения, мешающие этим отдельным людям продолжать их полезную для служения обществу деятельность.
И освобождение это совершается не посредством борьбы, не разрушением существующих форм
жизни, а только
изменением понимания
жизни.
Рассуждения всех светских писателей, как русских, так и иностранных, как ни различен их тон и манера доводов, все в сущности сводятся к одному и тому же странному недоразумению, именно к тому, что учение Христа, одно из последствий которого есть непротивление злу насилием, непригодно нам, потому что оно требует
изменения нашей
жизни.
А между тем как человеку женатому и с детьми невозможно продолжать понимать
жизнь так же, как он понимал ее, будучи ребенком, так и человечеству нельзя уже, при совершившихся разнообразных
изменениях: и густоты населения, и установившегося общения между разными народами, и усовершенствования способов борьбы с природой, и накопления знаний, — продолжать понимать
жизнь попрежнему, а необходимо установить новое жизнепонимание, из которого и вытекла бы и деятельность, соответствующая тому новому состоянию, в которое оно вступило или вступает.
По учению этому все
изменения в
жизни человеческой происходят по тем же законам, по которым они происходят и в
жизни животных.
Образованные люди высших классов стараются заглушить всё более и более выясняющееся сознание необходимости
изменения настоящего строя
жизни, но
жизнь, продолжая развиваться и усложняться в прежнем направлении, усиливая противоречия и страдания людей, приводит их к тому последнему пределу, дальше которого идти нельзя. Такой последний предел противоречия, дальше которого идти нельзя, есть общая воинская повинность.
Мы чувствуем для себя лично всю тяжесть настоящей
жизни, мы видим и то, что порядок
жизни этой, если будет продолжаться, неизбежно погубит нас, но вместе с тем мы хотим, чтобы условия этой нашей
жизни, выросшие из нее: наши науки, искусства, цивилизации, культуры при
изменении нашей
жизни остались бы целы.
Филологи, не успевая следить за
изменениями, которые вносит
жизнь в известные выражения, впадают в невольные ошибки и продолжают звать «взяткой» то, чему уже следует, по всей справедливости, присвоить наименование «куша».
Ныне, по-видимому, эти отличнейшие традиции приходят в забвение. Подавляющие события последнего времени вконец извратили смысл русской
жизни, осудив на бессилие развитую часть общества и развязав руки и языки рыболовам мутной воды. Я, впрочем, далек от мысли утверждать, что в этом
изменении жизненного русла участвовало какое-нибудь насилие, но что оно существует — в этом, кажется, никто не сомневается. Вероятнее всего, оно совершилось само собой, силою обстоятельств.
Если в Петре, до знакомства с
жизнью иноземцев в Немецкой слободе, и не было мысли об
изменении общественного положения женщины в России, — то по крайней мере в нем не могла развиться и особенная любовь к ее заключенному, тюремному положению в древней Руси.
Этот последний взгляд, разделяемый многими, происходит, конечно, оттого, что у нас часто обращают внимание преимущественно на внешние формы
жизни и управления, в которых Петр действительно произвел резкое
изменение.
И теперь и в доме, и в саду, и в хозяйстве он, разумеется, с
изменениями, свойственными времени, старался воскресить общий дух
жизни деда — всё на широкую ногу, довольство всех вокруг и порядок и благоустройство, а для того чтоб устроить эту
жизнь, дела было очень много: нужно было и удовлетворять требованиям кредиторов и банков и для того продавать земли и отсрочивать платежи, нужно было и добывать деньги, для того чтобы продолжать вести где наймом, где работниками, огромное хозяйство в Семеновском с 4000 десятин запашки и сахарным заводом; нужно было и в доме и в саду делать так, чтобы не похоже было на запущение и упадок.
Лучше других оттенков
жизни удается живописи изображать судорожные искажения лица при разрушительно-сильных аффектах, напр., выражение гнева, ужаса, свирепости, буйного разгула, физической боли или нравственного страдания, переходящего в физическое страдание; потому что в этих случаях с чертами лица происходят резкие
изменения, которые достаточно могут быть изображены довольно грубыми взмахами кисти, и мелочная неверность или неудовлетворительность подробностей исчезает среди крупных штрихов: самый грубый намек здесь понятен для зрителя.
Он получил в ответ, что факт
изменения и даже раздвоения мыслей и ощущений по ночам во время бессонницы, и вообще по ночам, есть факт всеобщий между людьми, «сильно мыслящими и сильно чувствующими», что убеждения всей
жизни иногда внезапно менялись под меланхолическим влиянием ночи и бессонницы; вдруг ни с того ни с сего самые роковые решения предпринимались; но что, конечно, все до известной меры — и если, наконец, субъект уже слишком ощущает на себе эту раздвоимость, так что дело доходит до страдания, то бесспорно это признак, что уже образовалась болезнь; а стало быть, надо немедленно что-нибудь предпринять.
Очень жаль, что г. Милюков мало принял в соображение те
изменения, какие должны были произойти в народных, особенно в исторических, песнях с течением времени, и всю их грубость, и все недостатки отнес на счет древней русской
жизни, не определяя, какую именно древность он разумеет.
И это внезапное, коренное
изменение во внутреннем быте народа составляет новое затруднение для того, кто хочет взять предметом романа
жизнь допетровской Руси.
Неужели тебя страшит перемена? Ведь ничто не делается без перемены. Нельзя согреть воды без того, чтобы не совершилось превращения с дровами. Питание невозможно без
изменения пищи. Вся мирская
жизнь есть не что иное, как перемена. Пойми, что ожидающее тебя превращение имеет тот же точно смысл, что оно только необходимо по самой природе вещей. Надо заботиться об одном, как бы не сделать чего-нибудь противного истинной природе человеческой, надо поступать во всем, как и когда она укажет.
Только те люди, которым выгодно властвовать над другими людьми, могут верить в то, что насилие может улучшить
жизнь людей. Людям же, не подпавшим этому суеверию, должно бы быть ясно видно, что
жизнь людей может измениться к лучшему только от их внутреннего душевного
изменения, а никак не от тех насилий, которые над ними делаются.
Вся
жизнь человеческая есть ряд не понятных ему, но подлежащих наблюдению
изменений. Но начало этих
изменений, совершившихся при рождении, и конец их — совершающихся в смерти — не подлежат даже и наблюдению.
Предстоящее
изменение устройства
жизни людей нашего христианского мира состоит в замене насилия любовью, в признании возможности, легкости, блаженства
жизни, основанной не на насилии и страхе его, а на любви. И потому произойти это
изменение никак не может от насилия власти.
Только люди, совсем одурманенные властолюбием, могут серьезно верить в то, что посредством наказания можно улучшить
жизнь людей. Стоит только отрешиться от суеверия о том, что наказание исправляет людей, для того чтобы ясно видеть, что
изменения в
жизни людей происходят только от внутреннего, душевного
изменения самих людей, а никак не от того зла, которое одни люди делают другим людям.
И вот является учение об улучшении общественной
жизни посредством
изменения внешних порядков.
Характерно, что в построениях Федорова как будто вовсе не учитывается опыт загробной
жизни и его значение, все те
изменения, которые претерпевает душа в отрыве от тела, ее рост в этом таинственном и неведомом состоянии.
Отсюда все, что порождает различие родов, видов, что создает разницы и свойства, все, что существует в возникновении, гибели,
изменении и перемене, — есть не сущность, не бытие, но состояние и определение сущности и бытия, а это последнее есть единый бесконечный, неподвижный субстрат, материя,
жизнь, душа, истинное и доброе.
Искать и находить это вечное и бесконечное во всем, что живет и движется, во всяком росте и
изменении, во всяком действии, страдании, и иметь и знать и непосредственном чувстве саму
жизнь лишь как такое бытие в бесконечном и вечном — вот что есть религия…
Воплотившийся Бог до конца разделил судьбу испорченного грехом мира и человека, до крестной муки и смерти [«На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел, еси ищай» (Утреня Великой Субботы, Похвалы, статья первая, ст. 25).], и все отдельные моменты земной
жизни Спасителя представляют как бы единый и слитный акт божественной жертвы [Интересную литургическую иллюстрацию этой мысли мы имеем в том малоизвестном факте, что богослужения пред Рождеством Христовым включают в себя сознательные и преднамеренные параллели богослужению Страстной седмицы, преимущественно Великой Пятницы и Субботы, и отдельные, притом характернейшие песнопения воспроизводятся здесь лишь с необходимыми и небольшими
изменениями.