Неточные совпадения
— Да моя теория та: война, с одной стороны, есть такое животное, жестокое и ужасное дело, что ни один
человек, не говорю уже христианин, не может лично взять на свою ответственность начало войны, а может только правительство, которое призвано к этому и приводится к войне неизбежно. С другой стороны, и по науке и по
здравому смыслу, в государственных делах, в особенности в деле воины, граждане отрекаются от своей личной воли.
Меня невольно поразила способность русского
человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного
здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения.
«Оживлены убийством», — вспомнил он слова Митрофанова —
человека «
здравого смысла», — слова, сказанные сыщиком по поводу радости, с которой Москва встретила смерть министра Плеве. И снова задумался о Лидии.
Но Калитин и Мокеев ушли со двора. Самгин пошел в дом, ощущая противный запах и тянущий приступ тошноты. Расстояние от сарая до столовой невероятно увеличилось; раньше чем он прошел этот путь, он успел вспомнить Митрофанова в трактире, в день похода рабочих в Кремль, к памятнику царя; крестясь мелкими крестиками,
человек «
здравого смысла» горячо шептал: «Я — готов, всей душой! Честное слово: обманывал из любви и преданности».
«Он должен чувствовать себя весьма плохо», — подумал Самгин, несколько смущенный невежливостью
человека «
здравого смысла». Взглянув назад, он увидал, что Митрофанов тоже остановился, оглядывается. Климу хотелось утешительно крикнуть...
— У него дурная склонность полуграмотных
людей к философствованию, но у него это ограничено
здравым смыслом.
В ней есть черта, родственная Митрофанову,
человеку, в чей
здравый смысл он поверил и — ошибся.
«Демократия, — соображал Клим Иванович Самгин, проходя мимо фантастически толстых фигур дворников у ворот каменных домов. — Заслуживают ли эти
люди, чтоб я встал во главе их?» Речь Розы Грейман, Поярков, поведение Таисьи — все это само собою слагалось в нечто единое и нежелаемое. Вспомнились слова кадета, которые Самгин мимоходом поймал в вестибюле Государственной думы: «Признаки новой мобилизации сил, враждебных
здравому смыслу».
От этого, бросая в горячем споре бомбу в лагерь неуступчивой старины, в деспотизм своеволия, жадность плантаторов, отыскивая в
людях людей, исповедуя и проповедуя человечность, он добродушно и снисходительно воевал с бабушкой, видя, что под старыми, заученными правилами таился
здравый смысл и житейская мудрость и лежали семена тех начал, что безусловно присвоивала себе новая жизнь, но что было только завалено уродливыми формами и наростами в старой.
Он и был твердо уверен в своей правоте, как не может не быть уверен в правоте
здравого смысла всякий образованный
человек нашего времени, который знает немного историю, знает происхождение религии вообще и о происхождении и распадении церковно-христианской религии.
«Такое же опасное существо, как вчерашняя преступница, — думал Нехлюдов, слушая всё, что происходило перед ним. — Они опасные, а мы не опасные?.. Я — распутник, блудник, обманщик, и все мы, все те, которые, зная меня таким, каков я есмь, не только не презирали, но уважали меня? Но если бы даже и был этот мальчик самый опасный для общества
человек из всех
людей, находящихся в этой зале, то что же, по
здравому смыслу, надо сделать, когда он попался?
У него много
здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий быт, и крестьянский, и мещанский; в трудных случаях он мог бы подать неглупый совет, но, как
человек осторожный и эгоист, предпочитает оставаться в стороне и разве только отдаленными, словно без всякого намерения произнесенными намеками наводит своих посетителей — и то любимых им посетителей — на путь истины.
Ошибаться может каждый, ошибки могут быть нелепы, если
человек судит о вещах, чуждых его понятиям; но было бы несправедливо выводить из нелепых промахов Марьи Алексевны, что ее расположение к Лопухову основывалось лишь на этих вздорах: нет, никакие фантазии о богатой невесте и благочестии Филиппа Эгалите ни на минуту не затмили бы ее
здравого смысла, если бы в действительных поступках и словах Лопухова было заметно для нее хотя что-нибудь подозрительное.
Но до этого он не договаривался с Марьею Алексевною, и даже не по осторожности, хотя был осторожен, а просто по тому же внушению
здравого смысла и приличия, по которому не говорил с нею на латинском языке и не утруждал ее слуха очень интересными для него самого рассуждениями о новейших успехах медицины: он имел настолько рассудка и деликатности, чтобы не мучить
человека декламациями, непонятными для этого
человека.
Но вот его самообожание выходит из всяких пределов
здравого смысла: он переносит прямо на свою личность весь тот блеск, все то уважение, которым пользовался за свой сан, он решается сбросить с себя власть, уверенный, что и после того
люди не перестанут трепетать его.
Для
людей, привыкших опирать свои действия на
здравом смысле и соображать их с требованиями справедливости и общего блага, такая доброта противна или по крайней мере жалка.
Потому-то мы и вошли сюда, не боясь, что нас сбросят с крыльца (как вы угрожали сейчас) за то только, что мы не просим, а требуем, и за неприличие визита в такой поздний час (хотя мы пришли и не в поздний час, а вы же нас в лакейской прождать заставили), потому-то, говорю, и пришли, ничего не боясь, что предположили в вас именно
человека с
здравым смыслом, то есть с честью и совестью.
Но мы именно понимаем, что если тут нет права юридического, то зато есть право человеческое, натуральное; право
здравого смысла и голоса совести, и пусть это право наше не записано ни в каком гнилом человеческом кодексе, но благородный и честный
человек, то есть всё равно что здравомыслящий
человек, обязан оставаться благородным и честным
человеком даже и в тех пунктах, которые не записаны в кодексах.
— Позвольте, — догонял ее Жерлицын. — Как это он сказал: против
здравого смысла? Разве может
человек писать против
здравого смысла?
— Высокие слова! Вы разрешаете загадку жизни! — вскричал капитан, наполовину плутуя, а наполовину действительно в неподдельном восторге, потому что был большой любитель словечек. — Из всех ваших слов, Николай Всеволодович, я запомнил одно по преимуществу, вы еще в Петербурге его высказали: «Нужно быть действительно великим
человеком, чтобы суметь устоять даже против
здравого смысла». Вот-с!
Некоторое время он разыскивал Ставрогина и Петра Степановича и вдруг запил и стал развратничать безо всякой меры, как
человек, совершенно потерявший всякий
здравый смысл и понятие о своем положении.
Господин обер-пастор города Герлица Рихтер восстал на сочинение Бема, называемое «Аврора», за то, что книга эта стяжала похвалы, а между тем она была написана простым сапожником и о предметах, непонятных даже
людям ученым, значит, толковала о нелепостях, отвергаемых
здравым смыслом, и господин пастор преследование свое довел до того, что Бем был позван на суд в магистрат, книга была у него отобрана и ему запрещено было писать; но, разумеется, хоть и смиренный, но в то же время боговдохновляемый Бем недолго повиновался тому.
Постоянная, явная, противная очевидности лесть окружающих его
людей довела его до того, что он не видел уже своих противоречий, не сообразовал уже свои поступки и слова с действительностью, с логикой или даже с простым
здравым смыслом, а вполне был уверен, что все его распоряжения, как бы они ни были бессмысленны, несправедливы и несогласны между собою, становились и осмысленны, и справедливы, и согласны между собой только потому, что он их делал.
Третье отношение есть отношение
людей, потерявших совесть, и потому и
здравый смысл и человеческое чувство.
Но господин Шубин… положим, он артист удивительный, необыкновенный, я об этом не спорю; однако манкировать старшему,
человеку, которому он все-таки, можно сказать, обязан многим, — это я, признаюсь, dans mon gros bon sens [При всем моем
здравом смысле (фр.).] допустить не могу.
Тут только найдете вы ту простую, бесхитростную жизнь, тот истинно
здравый житейский
смысл, который заключается в безусловной покорности и полном примирении со скромной долей, определенной провидением; тут видна домашняя, семейная жизнь, которая для всякого
человека — и тем более для простолюдина — служит залогом истинного счастия.
Иначе и невозможно: как скоро сознание правды и права,
здравый смысл проснулись в
людях, они непременно требуют не только отвлеченного с ними согласия (которым так блистали всегда добродетельные герои прежнего времени), но и внесение их в жизнь, в деятельность.
Ему кажется, что если он признает над собою законы
здравого смысла, общего всем
людям, то его важность сильно пострадает от этого.
Значит, практический
смысл может вести
человека к прямой и честной деятельности только тогда, когда обстоятельства располагаются сообразно с
здравой логикой и, следовательно, с естественными требованиями человеческой нравственности.
Самый простой,
здравый смысл и даже некоторое чувство великодушия говорили Домне Осиповне, что на таких условиях она должна была сойтись с мужем, — во-первых, затем, чтобы не лишить его, все-таки близкого ей
человека, пяти миллионов (а что дед, если они не послушаются его, действительно исполнит свою угрозу, — в этом она не сомневалась); а потом — зачем же и самой ей терять пятьсот тысяч?
Весьма естественно развилось в нем чувство отвращения к спеси и чванству старинных бояр, и
здравые понятия о достоинстве заслуг и трудов, столь простые и близкие
человеку, не исказившему природного
смысла, — очень легко, конечно, могли овладеть его умом.
Без всякого сомнения, Петр, как и всякий
человек с
здравым смыслом, понимал, что войско нужно для войны.
Вот вы, например,
человека от старых привычек хотите отучить и волю его исправить, сообразно с требованиями науки и
здравого смысла.
На этой степени развития в
человеке необходимо должно исчезнуть то, что было детского, мечтательного в его патриотизме, что возбуждало только ребяческие фантазии, несообразные с действительностью и
здравым смыслом.
Не говоря о точке зрения Посошкова, которая, может быть, не совсем удовлетворит требованиям живой народной науки, заметим здесь только о том, как в этом случае простой
здравый смысл русского
человека сошелся с результатами, добытыми наконец в многолетних опытах и исследованиях
людей ученых.
Философию у нас вообще привыкли считать чем-то чрезвычайно трудным и темным, но на самом деле она весьма проста, потому что основывается на
здравом смысле и простой логике, которые есть, конечно, у всякого неглупого
человека.
Спиноза видел одно бессилие разума в
человеке безнравственном, Бентам прямо сказал, что «всякий преступник прежде всего дурной счетчик»,
человек с
здравым смыслом не может дурно считать.
Но это исключения; в общей массе
людей невозможно исказить человеческую природу до такой степени, чтобы в ней не осталось и следа естественных инстинктов и
здравого смысла.
Крестьянский ребенок в своей необразованной семье не может слышать ничего подобного и потому долее остается верен природе [и
здравому смыслу, пока наконец не угомонит его тяготение внешней силы, вооруженной всеми пособиями новейшей цивилизации и опирающейся на все силлогизмы и хрии, изобретенные просвещенными и красноречивыми
людьми…]
Но вот в том-то и заслуга художника: он открывает, что слепой-то не совсем слеп; он находит в глупом-то
человеке проблески самого ясного
здравого смысла; в забитом, потерянном, обезличенном
человеке он отыскивает и показывает нам живые, никогда незаглушимые стремления и потребности человеческой природы, вынимает в самой глубине души запрятанный протест личности против внешнего, насильственного давления и представляет его на наш суд и сочувствие.
Если же это так, то можно ли
человеку, имеющему
здравый смысл и хоть сколько-нибудь честности и благородства, обижаться правдивым представлением всего, что есть?
Против желания нашего ослабевает в нас с каждым днем надежда на проницательность и энергию
людей, которых мы упрашиваем понять важность настоящих обстоятельств и действовать сообразно
здравому смыслу, но пусть по крайней мере не говорят они, что не слышали благоразумных советов, что не было им объясняемо их положение.
Была бы она дама и неглупая, а уж добрая, так очень добрая; но
здравого смысла у ней как-то мало было; о хозяйстве и не спрашивай: не понимала ли она, или не хотела ничем заняться, только даже обедать приказать не в состоянии была; деревенскую жизнь терпеть не могла; а рядиться, по гостям ездить, по городам бы жить или этак года бы, например, через два съездить в Москву, в Петербург, и прожить там тысяч десять — к этому в начальные годы замужества была неимоверная страсть; только этим и бредила; ну, а брат, как
человек расчетливый, понимал так, что в одном отношении он привык уже к сельской жизни; а другое и то, что как там ни толкуй, а в городе все втрое или вчетверо выйдет против деревни; кроме того, усадьбу оставить, так и доход с именья будет не тот.
Впрочем, он умный
человек; есть этот bon sens, [
Здравый смысл (франц.).] трезвое, практическое понимание вещей.
Понятие о долге во всей его чистоте не только несравненно проще, яснее, понятнее для каждого
человека на практике и естественнее, чем побуждение, ведущее свое начало от счастья или связанное и считающееся с ним (и всегда требующее немало искусственности и тонких соображений), но и перед судом обыкновенного
здравого смысла оно гораздо могущественнее, настойчивее и более обещает успеха, чем все побуждения, исходящие из своекорыстия, если только понятие о долге усвоено
здравым смыслом, совершенно независимо от своекорыстных побуждений.
Я удивляюсь только одному, — несколько помолчав, опять обратился Устинов к Стрешневой, — как это вы, с вашим простым и ясным
здравым смыслом, могли сойтись с этими «новыми
людьми»?
«Мы — легион, потому что за нас
здравый смысл, общественное мнение, литература, профессора, бесчисленные кружки свободно мыслящих
людей, Западная Европа, все лучшее, передовое за нас.
«Дитя — это отец будущего
человека», — говорят любящие эффект французы, а
здравый смысл наших предков еще глубже и проще выразил это поговоркою: «каков в колыбельку, таков и в могилку».
Мы уже говорили, что с воцарением Елизаветы Петровны немецкий гнет, более десяти лет тяготевший над Россией, был уничтожен мановением прелестной, грациозной ручки дочери Великого Петра. Елизавета Петровна отличалась добротой своей матери, отвращением к крови,
здравым смыслом и умением выбирать
людей. Она сохранила на престоле ту любовь к своей родине, ту простоту Петра I, которые стяжали ей имя «матушки» у народа.
От этого-то и происходит то кажущееся удивительным явление, что, несмотря на очевидную невыгоду для себя насилия, несмотря на всю очевидность в наше время того обмана, в котором запутаны рабочие
люди, несмотря на явные обличения той несправедливости, от которой они страдают, несмотря на все революции, имеющие целью уничтожение насилия, рабочие
люди, огромное большинство
людей, продолжают не только подчиняться насилию, но поддерживают его и противно
здравому смыслу и самой своей выгоде совершают насилие сами над собой.