Цитаты из русской классики со словосочетанием «мировая гармония»
Мировая гармония, торжество мирового разума, прогресс, благо и процветание всякого рода коллективов — государств, наций, обществ, — сколько идолов, которым подчиняют человека или он сам себя подчиняет!
Тема о столкновении личности и
мировой гармонии достигает гениальной остроты у Достоевского.
Тут раб становится свободным, тут, при благовествовании
мировой гармонии, каждый чувствует себя слитым воедино со своим ближним, как будто разорвалось покрывало Маии, и только одни обрывки его еще носятся перед очами таинственного Первоединого.
Достоевский повсюду преследует эту
мировую гармонию, и это в нем самое христианское.
Ревность отрицает космическую природу любви, ее связь с
мировой гармонией во имя индивидуалистической буржуазной собственности.
Поэтому второе решение вопроса о
мировой гармонии, предлагаемое религией прогресса, Достоевский радикально отвергает и восстает против него.
— И этим вы только стремитесь ввести себя в
мировую гармонию, где все строжайше подчинено закону. Разве падение камня не есть выполнение клятвы, той клятвы, что называется законом тяготения?
Это все та же идея мирового порядка и
мировой гармонии, за которыми признается примат над личностью.
Принес сознание конфликта личности и
мировой гармонии, индивидуального и общего, неразрешимого в пределах истории.
У нас совсем не было индивидуализма, характерного для европейской истории и европейского гуманизма, хотя для нас же характерна острая постановка проблемы столкновения личности с
мировой гармонией (Белинский, Достоевский).
Утешения
мировой гармонии, которые предлагают личности, всегда вызывали во мне возмущение.
Тема эта, основная для моей жизни, есть не только тема о столкновении личности с обществом, но и о столкновении с
мировой гармонией.
Но сейчас я остро сознаю, что, в сущности, сочувствую всем великим бунтам истории — бунту Лютера, бунту разума просвещения против авторитета, бунту «природы» у Руссо, бунту французской революции, бунту идеализма против власти объекта, бунту Маркса против капитализма, бунту Белинского против мирового духа и
мировой гармонии, анархическому бунту Бакунина, бунту Л. Толстого против истории и цивилизации, бунту Ницше против разума и морали, бунту Ибсена против общества, и самое христианство я понимаю как бунт против мира и его закона.
Тема о столкновении личности и истории, личности и
мировой гармонии есть очень русская тема, она с особенной остротой и глубиной пережита русской мыслью.
Ив. Карамазов возвращает Богу свой билет на вход в
мировую гармонию.
Подобный человек не принимает результатов прогресса, принудительной
мировой гармонии, счастливого муравейника, когда миллионы будут счастливы, отказавшись от личности и свободы.
Проблема столкновения личности и
мировой гармонии. Отношение к действительности. Значение Гегеля в истории русской мысли. Бунт Белинского. Предвосхищение Достоевского. Проблема теодицеи. Подпольный человек. Гоголь и Белинский. Индивидуалистический социализм Белинского. Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство русской поэзии: Тютчев, Лермонтов.
Но Достоевский связывал его с основными русскими проблемами, прежде всего с проблемой конфликта личности и
мировой гармонии.
Достоевский отвергает первые два решения вопроса о
мировой гармонии и рае и приемлет только третье решение.
Иван Карамазов объявляет бунт, не принимает мира Божьего и возвращает билет Богу на вход в
мировую гармонию.
Выраженные Белинским мысли поражают сходством с мыслями Ивана Карамазова, с его диалектикой о слезинке ребенка и
мировой гармонии.
Тут чувство личности, не согласной быть штифтиком мирового механизма, частью целого, средством для целей установления
мировой гармонии, доведено до безумия.
Подпольный человек не согласен на
мировую гармонию, на хрустальный дворец, для которого сам он был бы лишь средством.
Огромное, основоположное значение для дальнейшей истории русского сознания имеет то, что у Белинского бунт личности против мировой истории и
мировой гармонии приводит его к культу социальности.
Мировой порядок, мировое единство,
мировая гармония связана с законами логики, законами природы, законами государства, с властью «общего», с властью необходимости.
Мировая гармония есть также дисгармония и беспорядок, царство мирового разума есть также царство иррационального и безумного.
Но иное отношение у него к космосу, к тому, что представляется ему
мировой гармонией, к мировому целому, единству и порядку.
Мировая гармония есть лживая и порабощающая идея, от нее нужно освободиться во имя достоинства личности.
Это такой же ложный монизм, как и допущение существования мировой души и предустановленной
мировой гармонии, отражающей гармонию божественную.
Какую ценность имеет самая идея мирового порядка и
мировой гармонии и могла ли она хоть когда-либо оправдать несправедливость страданий личности?
Никакая
мировая гармония, никакой мировой порядок не может примирить с несправедливым страданием хотя бы одного существа, со слезинкой замученного ребёнка.
Так, проекция
мировой гармонии в будущее, которую мы видим в религии прогресса, есть иллюзия сознания.
Острое переживание проблемы теодицеи, как мы видим, например, у Достоевского в его диалектике о слезинке ребёнка и о возвращении билета на вход в
мировую гармонию, есть восстание против идеи бытия, как царства универсально-общего, как мировой гармонии, подавляющей личное существование.
Эта
мировая гармония слишком дорого стоит.
В Белинском же обнаруживаются все противоречия экзистенциальной диалектики о человеческой личности и
мировой гармонии: восстание против власти общего, универсально: о над человеческой личностью и порабощение человеческой личности новому общему, универсальному и готовность во имя этого нового общего, универсального снять голову многих тысяч и сотен тысяч человеческих личностей.
Проблема, перед которой мы поставлены, — это есть проблема об отношении личности, неповторимой, единичной личности, экзистенциального центра, обладающего чувствилищем к страданию и радости, личности, связанной единой судьбой, и мировым порядком,
мировой гармонией.
Ложный эстетизм видит
мировую гармонию.
Идея всеединства,
мировой гармонии совсем не христианская идея.
В универсально-общем, в мировом порядке, в
мировой гармонии торжествует справедливость, разум, благо, красота, несправедливость же, безумие, страдание, уродство существуют лишь в частях, не желающих подчиниться целому.
Билет на вход в
мировую гармонию должен быть возвращен.
Отсюда явилась гениальная диалектика Ивана Карамазова, предвосхищенная Белинским, о возврате билета Богу на вход в
мировую гармонию.
Сотворить из «мира сего» космос, прийти к
мировой гармонии и соединению нельзя ни путем государственности, ни путем анархизма, оба пути — одинаково внешние и механические.
Мировая гармония без свободы, без познания добра и зла, не выстраданная трагедией мирового процесса, ничего не стоит.
Мир может быть принят и исторический прогресс с его неисчислимыми страданиями оправдан, если есть божественный Смысл, скрытый от «Эвклидова ума», если есть Искупитель, если жизнь в этом мире есть искупление и если окончательная
мировая гармония достигается в Царстве Божьем, а не в царстве мира сего.
Достоевский решительно отвергает первые два решения вопроса о
мировой гармонии и рае и приемлет только третье решение.
В бунте подпольного человека и Ивана Карамазова против грядущей
мировой гармонии, против религии прогресса Достоевский видит положительную правду, она на их стороне, он сам бунтует.
Вопрос о
мировой гармонии и рае для Достоевского разрешался через церковь.
Если нет божественного Смысла в мире, то человек сам полагает этот смысл в грядущей
мировой гармонии.
Раскрывается возможность третьего решения вопроса о
мировой гармонии.
«Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит?» Иван Карамазов возвращает Богу свой билет на вход в
мировую гармонию.
Неточные совпадения
Оговорюсь: я убежден, как младенец, что страдания заживут и сгладятся, что весь обидный комизм человеческих противоречий исчезнет, как жалкий мираж, как гнусненькое измышление малосильного и маленького, как атом, человеческого эвклидовского ума, что, наконец, в
мировом финале, в момент вечной
гармонии, случится и явится нечто до того драгоценное, что хватит его на все сердца, на утоление всех негодований, на искупление всех злодейств людей, всей пролитой ими их крови, хватит, чтобы не только было возможно простить, но и оправдать все, что случилось с людьми, — пусть, пусть это все будет и явится, но я-то этого не принимаю и не хочу принять!
Всему творению дано свободным и соборным усилием
мировой души превратиться в космос, осуществить божественную
гармонию.
Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет. От меня не скрыто лишь, что в упорной, жестокой борьбе с дьяволом, началом материальных сил, мне суждено победить, и после того материя и дух сольются в
гармонии прекрасной и наступит царство
мировой воли. Но это будет, лишь когда мало-помалу, через длинный, длинный ряд тысячелетий, и луна, и светлый Сириус, и земля обратятся в пыль… А до тех пор ужас, ужас…
Так называемый
мировой порядок и так называемая
гармония мирового целого никогда не были созданы Богом Бог совсем не есть устроитель
мирового порядка и администратор
мирового целого, Бог есть смысл человеческого существования.
Но существование космоса, как
мирового единства и
гармонии, существование души мира есть иллюзия сознания, порабощенного и раненного объективацией.
В этом восстании есть вечная правда, правда о том, что единичная личность и её судьба есть бóльшая ценность, чем
мировой порядок, чем
гармония целого, чем отвлеченное бытие.
Но допущение
мировой души и космической
гармонии есть натурализм.
Мировой порядок,
гармония целого и пр. не имеют никакого экзистенциального смысла, это есть царство детерминации, которому всегда противополагается свобода.
Человек отверг мгновение райской
гармонии и целостности, возжелал страдания и трагедии
мировой жизни, чтобы испытать свою судьбу до конца, до глубины.
Мировой порядок и
гармония, которым приносится в жертву свобода личности, непереносим.
Для избавления от страдания и зла жизни человек должен согласовать свою жизнь с
мировым разумом, с космическим логосом и космической
гармонией.
Оговорюсь: я убежден, как младенец, что страдания заживут, изгладятся, что весь обидный комизм человеческих противоречий исчезнет, как жалкий мираж, как гнусное измышление малосильного и маленького, как атом, человеческого „эвклидовского ума“, что, наконец, в
мировом финале, в момент вечной
гармонии, случится и явится что-то до того драгоценное, что хватит его на все сердца, на утоление всех негодований, на искупление всех злодейств людей, всей пролитой ими крови, чтобы не только можно было простить, но и оправдать все, что случилось с людьми, — пусть, пусть это все будет и явится, но я-то всего этого не принимаю и не хочу принять».
Через свободу должен идти путь к порядку и
гармонии, к
мировому соединению людей.
Ассоциации к слову «мировой»
Ассоциации к слову «гармония»
Синонимы к словосочетанию «мировая гармония»
Предложения со словосочетанием «мировая гармония»
- Князья сразу же сообразили, что готовится посягательство на их автономию, и, как люди благочестивые, углядели в этом нарушение мировой гармонии.
- И закрываешь её с ощущением, что её автор, организовав свою душу по законам мировой гармонии, вернулся к источнику своей жизни, к мировому разуму, став таким же благосклонным, как и он.
- Следствие этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «мировой»
Сочетаемость слова «гармония»
Значение слова «мировой»
МИРОВО́Й1, -а́я, -о́е. 1. Прил. к мир1 (в 1 знач.). Мировое пространство. Мировой океан.
МИРОВО́Й2, -а́я, -о́е. 1. Связанный с разрешением спора, тяжбы без суда, мирным путем. Мировая сделка. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова МИРОВОЙ
Значение слова «гармония»
ГАРМО́НИЯ1, -и, ж. 1. Благозвучие, стройность и приятность звучания.
ГАРМО́НИЯ2, -и, ж. Разг. То же, что гармоника (в 1 знач.). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ГАРМОНИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «мировой»
- Да, огонь красивее всех иных живых,
В искрах — ликование духов мировых.
- Литературы великих мировых эпох таят в себе присутствие чего-то страшного, то приближающегося, то опять, отходящего, наконец разражающегося смерчем где-то совсем близко, так близко, что, кажется, почва уходит из-под ног: столб крутящейся пыли вырывает воронки в земле и уносит вверх окружающие цветы и травы. Тогда кажется, что близок конец и не может более существовать литература. Она сметена смерчем, разразившемся в душе писателя.
- Я — сын земли, дитя планеты малой,
Затерянной в пространстве мировом…
Я — сын земли, где дни и годы — кратки,
Где сладостна зеленая весна,
Где тягостны безумных душ загадки,
Где сны любви баюкает луна.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно