Неточные совпадения
Шли долго ли, коротко ли,
Шли близко ли, далеко ли,
Вот наконец и Клин.
Селенье незавидное:
Что ни изба — с подпоркою,
Как
нищий с костылем,
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят, как остовы,
Убогие дома.
Ненастной, поздней осенью
Так смотрят гнезда галочьи,
Когда галчата вылетят
И ветер придорожные
Березы обнажит…
Народ в полях — работает.
Заметив за селением
Усадьбу на пригорочке,
Пошли пока — глядеть.
Она знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и простой
народ, который должен служить, — а потому не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного
нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и сплетничала подчас.
— Там — все наше, вплоть до реки Белой наше! — хрипло и так громко сказали за столиком сбоку от Самгина, что он и еще многие оглянулись на кричавшего. Там сидел краснолобый, большеглазый, с густейшей светлой бородой и сердитыми усами, которые не закрывали толстых губ ярко-красного цвета, одной рукою, с вилкой в ней, он писал узоры в воздухе. — От Бирска вглубь до самых гор — наше! А жители там — башкирье, дикари,
народ негодный, нерабочий, сорье на земле,
нищими по золоту ходят, лень им золото поднять…
Настоящий
народ Клим воображал неисчислимой толпой людей огромного роста, несчастных и страшных, как чудовищный
нищий Вавилов.
Однажды, около полудня, шли по деревянным тротуарам на Выборгской стороне два господина; сзади их тихо ехала коляска. Один из них был Штольц, другой — его приятель, литератор, полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами. Они поравнялись с церковью; обедня кончилась, и
народ повалил на улицу; впереди всех
нищие. Коллекция их была большая и разнообразная.
В промежутке между ранней и поздней обедней Нехлюдов вышел из церкви.
Народ расступался перед ним и кланялся. Кто узнавал его, кто спрашивал: «чей это?» На паперти он остановился.
Нищие обступили его, он роздал ту мелочь, которая была в кошельке, и спустился со ступеней крыльца.
Отцы и учители, берегите веру
народа, и не мечта сие: поражало меня всю жизнь в великом
народе нашем его достоинство благолепное и истинное, сам видел, сам свидетельствовать могу, видел и удивлялся, видел, несмотря даже на смрад грехов и
нищий вид
народа нашего.
Обитатели «Шиповской крепости» делились на две категории: в одной — беглые крепостные, мелкие воры,
нищие, сбежавшие от родителей и хозяев дети, ученики и скрывшиеся из малолетнего отделения тюремного замка, затем московские мещане и беспаспортные крестьяне из ближних деревень. Все это развеселый пьяный
народ, ищущий здесь убежища от полиции.
Пригнали тогда в Балахну нашу десятка три пленников; всё
народ сухонькой, мелкой; одеты кто в чем, хуже
нищей братии, дрожат, а которые и поморожены, стоять не в силе.
В самый день праздника по обе стороны «каплицы»
народ вытянулся по дороге несметною пестрою вереницей. Тому, кто посмотрел бы на это зрелище с вершины одного из холмов, окружавших местечко, могло бы показаться, что это гигантский зверь растянулся по дороге около часовни и лежит тут неподвижно, по временам только пошевеливая матовою чешуей разных цветов. По обеим сторонам занятой
народом дороги в два ряда вытянулось целое полчище
нищих, протягивавших руки за подаянием.
По приезде к приходу, на крыльце и на паперти храма Павел увидал множество
нищих, слепых, хромых, покрытых ранами; он поспешил раздать им все деньги, какие были при нем. Стоявший в самой церкви
народ тоже кинулся ему в глаза тем, что мужики все были в серых армяках, а бабы — в холщовых сарафанах, и все почти — в лаптях, но лица у всех были умные и выразительные.
Она и раньше видала это — богатые церкви и шитые золотом ризы попов, лачуги
нищего народа и его позорные лохмотья, но раньше это казалось ей естественным, а теперь — непримиримым и оскорбляющим бедных людей, которым — она знала — церковь ближе и нужнее, чем богатым.
Тревожно провели
нищие эту ночь в ожидании подаяния, в ожидании горсти серебра на каждого. Еще затемно толпы их хлынули на Рождественский бульвар, но решетчатые железные ворота были заперты. Стучались, просили, дрожали на морозе, стоя полубосыми ногами на льду тротуара и на снегу мостовой. А
народ с каждой минутой прибывал.
Действительно, везде в
народе нашем, при какой бы то ни было обстановке, при каких бы то ни было условиях, всегда есть и будут существовать некоторые странные личности, смирные и нередко очень неленивые, но которым уж так судьбой предназначено на веки вечные оставаться
нищими.
В самом деле, спросите порознь каждого человека нашего времени о том, считает ли он не только похвальным, но достойным человека нашего времени заниматься тем, чтобы, получая за это несоразмерное с трудами жалованье, собирать с
народа — часто
нищего — подати для того, чтобы на эти деньги строить пушки, торпеды и орудия убийства против людей, с которыми мы желаем быть в мире и которые этого же самого желают по отношению нас; или тем, чтобы опять за жалованье посвящать всю свою жизнь на устройство этих орудий убийства, или на то, чтобы самому готовиться к убийству и готовить к этому людей?
«И хорошо, если бы дело шло только об одном поколении. Но дело гораздо важнее. Все эти крикуны на жалованье, все честолюбцы, пользующиеся дурными страстями толпы, все
нищие духом, обманутые звучностью слов, так разожгли народные ненависти, что дело завтрашней войны решит судьбу целого
народа. Побежденный должен будет исчезнуть, и образуется новая Европа на основах столь грубых, кровожадных и опозоренных такими преступлениями, что она не может не быть еще хуже, еще злее, еще диче и насильственнее.
…В день похорон Пушкарёва шёл дождь, и
народа собралось немного, даже
нищие поленились — не все пришли.
Комическая вещь, в самом деле, если и в настоящем случае с
народом повторится комедия, которую господа врачи разыгрывают с больными
нищими, назначая им лафит к столу и катанье пред обедом в покойной коляске!..
Теперь пойдем, поклонимся гробам
Почиющих властителей России,
А там — сзывать весь наш
народ на пир,
Всех, от вельмож до
нищего слепца;
Всем вольный вход, все гости дорогие.
Он вспомнил всё, что говорил Дудка о нищете
народа, о богатстве царя, и был уверен, что и те и другие поступают так со страха — одних пугает нищенская жизнь, другие боятся
обнищать.
— Вот они какие, настоящие-то! — говорил Грохотов. — Он сам в министры годится, — имеет фигуру и лицо! А мы что? Голодного барина
нищий народ…
Под навесом среди площади, сделанным для защиты от дождя и снега, колыхался
народ, ищущий поденной работы, а между ним сновали «мартышки» и «стрелки». Под последним названием известны
нищие, а «мартышками» зовут барышников. Эти — грабители бедняка-хитровака, обувающие, по местному выражению, «из сапог в лапти», скупают все, что имеет какую-либо ценность, меняют лучшее платье на худшее или дают «сменку до седьмого колена», а то и прямо обирают, чуть не насильно отнимая платье у неопытного продавца.
Предыдущие сутки я провел на Святом озере, у невидимого града Китежа, толкаясь между
народом, слушая гнусавое пение
нищих слепцов, останавливаясь у импровизованных алтарей под развесистыми деревьями, где беспоповцы, скитники и скитницы разных толков пели свои службы, между тем как в других местах, в густых кучках
народа, кипели страстные религиозные споры.
У мирской избы сидел на скамье начальник отряда и некоторые из его офицеров. Кругом толпился
народ, а подле самой скамьи стояли сержант и семинарист. Узнав в бледном молодом человеке, который в изорванной фризовой шинели походил более на
нищего, чем на русского офицера, старинного своего знакомца, начальник отряда обнял по-дружески Рославлева и, пожимая ему руку, не мог удержаться от невольного восклицания...
— Что-то ужасное происходит у монастыря, — воскликнула Ольга; — моя душа предчувствует… о Юрий! Юрий!.. если б ты знал, мы гибнем… ты заметил ли зловещий шепот
народа при выходе из церкви и заметил ли эти дикие лица
нищих, которые радовались и веселились… — о, это дурной знак: святые плачут, когда демоны смеются.
— Как! еще смеет отвечать, когда я говорю! спорить! ах грубиянка; да не я ли тебя выкормила и воспитала, да не я ли тебя от
нищего отца-негодяя взяла на свои руки… неблагодарная! — нет! этот
народ никогда не чувствует благодеяний! как волка ни корми, а всё в лес глядит… да не смей строить рож, когда я браню тебя!.. стой прямо и не морщись, — ты забываешь, кто я?..
Потом проехал в санях ожиревший Степан Барский с пьяницей зятем своим и косоглазой дочерью; тёмной кучей долго двигался мелкий
народ: мещане, кожевники, ткачи, тележники,
нищие и какие-то никому не нужные старухи, похожие на крыс. Снег лениво солил обнажённые головы, издали доносился неумолимо требующий крик Воропонова...
— Не стану я больше работать на вас! — крикнула она громко и вдруг зарыдала. — Выходит, я у вас не невестка, а работница! Весь
народ смеется: «Гляди, говорят, Цыбукины какую себе работницу нашли!» Я у вас не нанималась! Я не
нищая, не хамка какая, есть у меня отец и мать.
А с ярмарки из Казанского
народ всё шел и шел; бабы, фабричные в новых картузах,
нищие, ребята…
Гостей было меньше на похоронах, но простого
народа и
нищих было такое же множество.
Окроме того, каждый день, после обедни, до десяти часов у них полон двор
нищих и всякого
народу; сама их всех оделяет.
Об этих стихах г. Милюков совершенно справедливо говорит, что они «принесены к нам первоначально из Греции и остались совершенно чуждыми
народу, который, слушая слепых
нищих, не заимствовал у них ни одной песни и не знал, о чем они поют».
Бояре, боярыни, стольники, рынды, стрельцы, посольская свита, монахи, беглые крестьяне, разбойники,
нищие, сыщики, слуги и
народ.
Народ, зная, что поет умирающая, плакал от умиления и молился, а множество облагодетельствованных ею
нищих стояли день и ночь на коленях, воссылая горячие мольбы к богу о восстановлении здравия болящей.
Но статской Енерал (как его звал
народ), или Генерал-Куль (как называло его одно высшее лицо), старик Рубановский, фанатик бескорыстия, сам почти
нищий, был честности неподкупной, убеждений непреоборимых, и у него нельзя было спекулировать во имя недостаточности состояния.
Но — далеко идти в Россию… Всё равно не дойдёшь, умрёшь где-нибудь в дороге. Здесь по Кубани подают милостыню щедро;
народ всё зажиточный, хотя тяжёлый и насмешливый. Не любят
нищих, потому что богаты…
— Нет, господин мой, ослушаюсь я твоего веления, не возьму ни меча, ни жезла, ни шапки, ни мантии. Не оставлю я слепых своих братий: я им и свет и пища, и друг и брат. Три года я жил с ними и работал для них, и прилепился душою к
нищим и убогим. Прости ты меня и отпусти в мир к людям: долго стоял я один среди
народа, как на каменном столпе, высоко мне было, но одиноко, ожесточилось сердце мое и исчезла любовь к людям. Отпусти меня.
Народ, несмотря на богатство своих полей, был
нищим.
Тут же на паперти я роздал, что у меня было, тридцать шесть рублей,
нищим и пошел домой пешком, разговаривая с
народом.
Шли за гробом старухи,
нищие, двое юродивых, встречный
народ набожно крестился…
Нищие, двумя вереницами, и до ворот и после них, у перил прохода, стояли, сидели и лежали и на разные голоса причитали, так что гул от них полз вплоть до паперти большой церкви, стоящей вправо, куда шло главное русло
народа.
Никто еще не вводил Теркина так образно в этот мир неведомой, потаенной жизни. Он не мог все-таки не изумляться, как сумел Аршаулов сохранить — больной,
нищий, без прав, без свободы выбора занятий и без возможности выносить усиленную работу — такое отношение к своей судьбе и к тому
народу, из-за которого он погибал.
— Шли, шли, милый человек мой, — заговорил он, стараясь не глядеть на закуску, — все думали, дойдем до настоящего места. Обносились, обтрепались, хуже
нищих сделались, — нету работы!.. А
народ все знай валит. И куда идут-то? Сами не ведают. Друг у дружки так и рвут кусок изо рту!
А для подлого
народу в сторонке сорокоуша готова.
Народу немало, а винцо всякому противно, как
нищему гривна: по малом времени бочку опростают.
Министры же, и те, которые занимаются торговлей водкой, и те, которые заняты обучением людей убийству, и те, которые заняты присуждениями к изгнаниям, тюрьмам, каторгам, вешанию людей, все министры и их помощники, — эти уже вполне уверены, что и самовары, и овцы, и холсты, и телки, отбираемые от
нищих, находят самое свое лучшее помещение в приготовлении водки, отравляющей
народ, в изготовлении орудий убийства, в устройстве тюрем, арестантских рот и т. п. и, между прочим, и в раздаче жалований им и их помощникам для устройства гостиных и костюмов их жен и для необходимых расходов по путешествиям и увеселениям, предпринимаемым ими для отдохновения от тяжести несомых ими трудов ради блага этого грубого и неблагодарного
народа.
Эти люди видят в богатых, не как обыкновенные старинные
нищие, людей, спасающих свою душу милостыней, а разбойников, грабителей, пьющих кровь рабочего
народа; очень часто такого рода
нищий сам не работает и всячески избегает работы, но во имя рабочего
народа считает себя не только вправе, но обязанным ненавидеть грабителей
народа, то есть богатых, и ненавидит их всей силой своей нужды, и если просит, а не требует, то только притворяется.
Народ давно вышел из монастыря; храм пуст;
нищий все еще стоит на прежнем месте. Кажется, он чего-то ожидает.
Смиренные домики, избушки на курьих ножках, кое-где лачуги, наскоро складенные на пепелищах после недавнего пожара, церкви и часовни во многожестве, но все деревянные и бедные, с огромными навесами кругом, какие и ныне видим еще кое-где в степных деревнях; тот же
народ в овчинных шубах без покрыши, множество
нищих, калек, юродивых у часовен, на перекрестках, все это не было утешительным предметом для наших путешественников.
Пятого июля великолепная похоронная процессия наполняла пространство Новодевичьего монастыря. Множество
народа сопровождало ее. Таинственный
нищий шел за гробом.
Тихон Алексеич Подобедов жалел
народ, оттого и помер
нищим.