Между
национальным единством и единством человечества не может быть никакого принципиального противоположения. Бессмысленно ставить дилемму: нация или человечество, национальное или общечеловеческое сознание. Дилемма эта порождена рационалистическим гуманизмом, который не признает ступеней иерархии конкретных индивидуальностей.
Она пробуждает глубокое чувство народного,
национального единства, преодолевает внутренний раздор и вражду, мелкие счеты партий, выявляет лик России, кует мужественный дух.
К всечеловечеству, к братству народов нет других путей, как через национальности, через малые
национальные единства и большие империалистические единства, это — единственный конкретно-реальный путь.
Неточные совпадения
Работа мысли над проблемой национальности должна, прежде всего, установить, что невозможно и бессмысленно противоположение национальности и человечества,
национальной множественности и всечеловеческого
единства.
Национализму нужно противопоставить универсализм, который совсем не отрицает
национальных индивидуализаций, а объемлет их в конкретном
единстве.
Это
единство национальное особенно обнаруживается во время войн.
Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к
единству человечества — путь
национального роста и развития,
национального творчества.
Единство национальное в гораздо большей степени заставляет себя признать, чем
единство человечества.
Интернационализм есть отвлеченная бедность, есть не конкретное
единство человечества, заключающее в себе все ступени
национальных индивидуальностей, а абстрактное
единство, отрицающее
национальные индивидуальности.
Можно сказать, что человечество идет к
единству через
национальную индивидуализацию.
Империалистическая воля пролила много крови в человеческой истории, но за ней скрыта была идея мирового
единства человечества, преодолевающего всякую
национальную обособленность, всякий провинциализм.
Существование человечества в формах
национального бытия его частей совсем не означает непременно зоологического и низшего состояния взаимной вражды и потребления, которое исчезает по мере роста гуманности и
единства.
Но главная ложь, порожденная национализмом, в том, что когда говорят о «
национальном» идеале, о благе «
национального» целого, о «
национальном»
единстве, о «
национальном» призвании и пр., то всегда связывают «
национальное» с привилегированным, господствующим меньшинством, обыкновенно с классами, обладающими собственностью.
Процессы, направленные к преодолению
национальной замкнутости и к образованию универсального
единства, я называю концом новой истории, ее индивидуалистического духа, и началом нового средневековья.
Распавшийся мир новой истории, находящийся в состоянии кровавой борьбы наций, классов и отдельных людей, одержимый подозрительностью и злобой, разными путями стремится к универсальному
единству, к преодолению того исключительного
национального обособления, которое довело нации до падения и разложения.
Единство человечества как некая высшая иерархическая ступень осуществляется через
единства национальные, через укрепление и развитие
национальных индивидуальностей.
Они поколебали
единство русского государства, убили в народе нашем чувство
национального сцепления, деморализовали и распылили русскую армию, подорвали всякое доверие к нам союзников, довели Россию до унижения и позора.