Какой бы ни был в наше время человек, будь он самый образованный, будь он простой рабочий, будь он философ, ученый, будь он невежда, будь он богач, будь он нищий, будь он духовное лицо какого бы то ни было исповедания, будь он военный, — всякий человек нашего времени знает, что люди все имеют одинаковые права на жизнь и блага мира, что одни люди не лучше и не хуже других, что все люди равные. А между тем всякий живет так, как будто не знает этого. Так сильно еще между людьми заблуждение о
неравенстве людей.
Неточные совпадения
В своей книге «Рассуждение о происхождении и основаниях
неравенства между
людьми» (1755) противопоставлял современное ему общество «счастливой жизни
людей» в «естественном» состоянии, вне губительных влияний роскоши и излишеств, свойственных, по его мнению, современной цивилизации.
Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство
человека над
человеком, рабство и
неравенство,
человек человеку — волк.
— Тогда это
неравенство! Это, значит, деление
людей на касты. Одни, как калмыцкие попы, прямо погружаются в блаженную страну — Нирвану — и сливаются с Буддой [Будда Гаутам (VI—V век до н. э.) — основатель буддийской религии.], а другие — чернь, долженствующие работать, размножаться и провалиться потом в страну Ерик — к дьяволу.
Люди нашего времени не притворяются в том, что они ненавидят угнетение,
неравенство, разделение
людей и всякого рода жестокость не только к
людям, но даже к животным, — они действительно ненавидят всё это, но не знают, как уничтожить это, или не решаются расстаться с тем, что поддерживает всё это и кажется им необходимым.
На этом-то
неравенстве и возвеличении одних
людей и уничтожении других и основывается преимущественно та способность
людей не видеть неразумия существующего порядка жизни и жестокости и преступности его, и того обмана, который совершают одни и которому подвергаются другие.
Но культурный
человек может сделать это
неравенство безвредным так же, как он уже сделал это с болотами и медведями.
— Не могу идти домой, не могу видеть
неравенства, — и в ком же? В родной матери, которая носила всех в утробе своей девять месяцев… — Здесь Ступицын немного остановился. — Сергей Петрович, милый вы
человек! — продолжал он. — Я обожаю вас, то есть, кажется, готов за вас умереть. Позвольте мне вас поцеловать!
Я думал, что и сам в состоянии объяснить ему его жизнь, и сразу же принялся за это, на мой взгляд, легкое и ясное дело. Я начал говорить об условиях и среде, о
неравенстве, о
людях — жертвах жизни и о
людях — владыках ее.
Для нас — самая глубокая бездна лежит между
человеком и природой; у них — согласие с природой исконно и безмолвно; и мысли о
неравенстве быть не могло.
Не будь суеверия
неравенства,
люди никогда не могли бы делать всех тех злодеяний, которые они делали и теперь не переставая делают только оттого, что не признают всех
людей равными.
Стоит взглянуть на жизнь христианских народов, разделенных на
людей, проводящих всю жизнь в одуряющем, убивающем, не нужном им труде, и других, пресыщенных праздностью и всякого рода наслаждениями, чтобы быть пораженным той ужасной степенью
неравенства, до которой дошли
люди, исповедующие закон христианства, и в особенности той ложью проповеди равенства при устройстве жизни, ужасающей самым жестоким и очевидным
неравенством.
На этом-то
неравенстве и возвеличении одних
людей и уничижении других и основывается преимущественно та способность
людей не видеть неразумия существующего порядка жизни и жестокости и преступности его и того обмана, который совершают одни и которому подвергаются другие.
13) Соблазны
неравенства, т. е. ложного представления о возможности деления
людей на высших и низших...
Говорят, всегда будут одни
люди сильнее, другие слабее, одни умнее, другие глупее. Именно поэтому-то, потому, что одни
люди сильнее, умнее других, говорит Лихтенберг, особенно-то и нужно равенство прав
людей. Если бы, кроме
неравенства ума и силы, было еще
неравенство прав, то угнетение слабых сильными было бы еще больше.
Считать
людей одних выше, других ниже, неравными между собою, могут только
люди, живущие одной телесной жизнью. Если
человек живет духовной жизнью, для него не может быть
неравенства.
Здесь становится ясна вся относительность социального
неравенства перед фактом духовного равенства
людей, вот почему даже рабство в век первохристианства не являлось к тому препятствием.
Но когда защитники социального
неравенства бесстыдно защищают свои привилегии, когда капитализм угнетает трудящиеся массы, превращая
человека в вещь, я также восстаю.
Смешно было бы утверждать, что дворянин, определяющий своё достоинство по наследственности крови, или буржуа, определяющий своё достоинство по наследственности денег, тем самым уже по своим личным качествам выше
человека, не получившего ни наследства по крови, ни наследства денежного, и может претендовать на
неравенство, дающее ему преимущество.
Ленин тоже думал, что мир и
человек поражены грехом, для него это грех эксплуатации
человека человеком, грех классовых
неравенств.
Во избежание недоразумений нужно сказать: несчастья и страдания
человека, связанные с чудовищными социальными
неравенствами, с горькой нуждой и рабством
человека, могут и должны быть преодолены и устранены.
Сама «идея» безобразна, бессмысленна и бесчеловечна, в ней свобода переходит в безграничный деспотизм, равенство — в страшное
неравенство, обоготворение
человека — в истребление человеческой природы.
Также должна «революция» привести и к отрицанию равенства и братства
людей, к неслыханным
неравенствам.