Неточные совпадения
В них успело развиться и закоренеть индивидуальное и семейное начало и не дозрело до жизни
общественной и государственной или если и созрело когда-нибудь, то, может быть, затерялось в безграничном размножении народной
массы, делающем невозможною — ни государственную, ни какую другую централизацию.
Я все время имею в виду не демократические программные требования и задания, которые заключают в себе некую правду и справедливость, а тот дух отвлеченной демократии, ту особую
общественную метафизику и мораль, в которой преобладает внешнее над внутренним, агитация над воспитанием, притязательность над ответственностью, количества над качествами, уравнительная механика
масс над творчеством свободного духа.
Пестрая молодежь, пришедшая сверху, снизу, с юга и севера, быстро сплавлялась в компактную
массу товарищества,
общественные различия не имели у нас того оскорбительного влияния, которое мы встречаем в английских школах и казармах; об английских университетах я не говорю: они существуют исключительно для аристократии и для богатых. Студент, который бы вздумал у нас хвастаться своей белой костью или богатством, был бы отлучен от «воды и огня», замучен товарищами.
«Уж Ефима Андреича не обманешь, Ефим Андреич достигнет, потому как на два аршина под землей видит», — таково было
общественное мнение подчиненной
массы.
Вообще это — человек, не знающий самостоятельной жизни, несмотря на то, что вся
масса основного
общественного труда лежит исключительно на его плечах.
Понятно, что там, где жизнь слагается под бременем
массы пустяков, никакие твердые
общественные устои не могут быть мыслимы.
То же и с той
массой людей, которая всегда не один по одному, а всегда сразу под влиянием нового
общественного мнения переходит от одного устройства жизни к другому.
Масса эта всегда своей инертностью препятствует быстрым, не проверенным мудростью людской, частым переходам от одного устройства жизни к другому и надолго удерживает всякую долгим опытом борьбы проверенную, вошедшую в сознание человечества истину.
И потому перемена в жизни человечества та, вследствие которой люди, пользующиеся властью, откажутся от нее и из людей, покоряющихся власти, не найдется более людей, желающих захватить ее, наступит не тогда только, когда все люди один по одному до последнего сознательно усвоят христианское жизнепонимание, а тогда, когда возникнет такое определенное и всем понятное христианское
общественное мнение, которое покорит себе всю ту инертную
массу, не способную внутренним путем усвоять истины и по этому самому всегда подлежащую воздействию
общественного мнения.
Несправедливо потому, что люди, стоящие на низшей степени развития, те самые народы и люди, которых защитники существующего строя представляет помехой для осуществления христианского строя жизни, это самые те люди, которые всегда сразу
массами переходят на сторону истины, принятой
общественным мнением.
«Но если даже и справедливо, — скажут защитники существующего строя, — то, что
общественное мнение, при известной степени своей определенности и ясности, может заставить инертную
массу людей внехристианских обществ — нехристианские народы — и людей испорченных и грубых, живущих среди обществ, подчиниться ему, то какие признаки того, что это христианское
общественное мнение возникло и может заменить действие насилия?
И так идет движение, всё убыстряясь и убыстряясь, расширяясь и расширяясь, как ком снега, до тех пор, пока не зарождается при этом согласное с новой истиной
общественное мнение и вся остальная
масса людей уже не поодиночке, а вся сразу под давлением этой силы не переходит на сторону новой истины и не устанавливается сообразный с этой истиной новый склад жизни.
«Но, — скажут на это, — всегда во всех обществах большинство людей: все дети, все поглощаемые трудом детоношения, рождения и кормления женщины, все огромные
массы рабочего народа, поставленные в необходимость напряженной и неустанной физической работы, все от природы слабые духом, все люди ненормальные, с ослабленной духовной деятельностью вследствие отравления никотином, алкоголем и опиумом или других причин, — все эти люди всегда находятся в том положении, что, не имея возможности мыслить самостоятельно, подчиняются или тем людям, которые стоят на более высокой степени разумного сознания, или преданиям семейным или государственным, тому, что называется
общественным мнением, и в этом подчинении нет ничего неестественного и противоречивого».
— Ах, голубчик, что значит один исправленный череп? Подумайте-ка, сколько ртов вы кормите и скольким рукам даете работу. Еще в истории Иловайского сказано, что «царь Борис, желая снискать расположение народных
масс, предпринимал в голодные годы постройку
общественных зданий». Что-то в этом роде… Вот вы и посчитайте, какую колоссальную сумму пользы вы…
Так что, ежели вы видите
массы компарсов, перебегающих с одной стороны улицы на другую, под влиянием
общественного переполоха, то это совсем не значит, что общество изменило своим симпатиям и антипатиям, а значит только, что оно не сознает себя достаточно сильным, чтобы относиться самостоятельно к дворницкому игу.
Он представитель той безразличной, малочувствительной к высшим
общественным интересам
массы, которая во всякое время готова даром отдать свои права первородства, но которая ни за что не поступится ни одной ложкой чечевичной похлебки, составляющей ее насущный хлеб.
Распространение в
массах естественных наук он считал вернейшим средством улучшения
общественных отношений и положения рабочего класса.
Повторяю: в
массе культурных людей есть уже достаточно личностей вполне добропорядочных, на которых насильственное бездействие лежит тяжелым ярмом и которые тем сильнее страдают, что не видят конца снедающей их тоске. Чувствовать одиночество, сознавать себя лишним на почве
общественных интересов, право, нелегко. От этого горького сознания может закружиться голова, но, сверх того, оно очень близко граничит и с полным равнодушием.
Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацких на
общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами
масс, до скромной доли в тесном кругу.
Но таково развитие патриотизма, например, в Англии, где
общественные приобретения и неудачи принимаются
массою с таким участием, как будто дело идет о личных интересах каждого.
Парламентская реформа была уже решена в
общественном мнении; коттон-лорды принимали на себя представительство рабочих
масс, и всякая попытка эманципации работников казалась им враждебною и опасною для их политического значения.
Мало того, из среды самой
массы поднимаются отголоски на явления
общественной и государственной жизни.
Вот отчего у нас симпатичные, энергические натуры и удовлетворяют себя мелкими и ненужными бравадами, не достигая до настоящего, серьезного героизма, то есть до отречения от целой
массы понятий и практических отношений, которыми они связаны с
общественной средою.
Заразительность смеха, заразительность зевоты не исключительные случаи в
общественной физиологии, — та же заразительность принадлежит всем явлениям, обнаруживающимся в
массах.
И в самом деле, как много представляется пессимистами фактов и соображений, которые приводят к чрезвычайно мрачным заключениям о быте и характере народных
масс и заставляют почти отчаяться в возможности их успехов на поприще нравственных и
общественных интересов.
Что же, сказалось ли что-нибудь в этой
массе печатной бумаги, имеет ли этот десяток больших и малых повестей какое-нибудь отношение к тому, что занимает теперь наше
общественное внимание?
Действительно, дело не более как пробный шар, как барометр
общественного настроения, — это так; но зло истории, по-моему, в том, что теперь огромная
масса молодежи лишена своего естественного и легально-гарантированного центра, каким был университет.
Масса москалей своим голосом очень может сделать то, что правительство не осмелится решительно противодействовать нам, оно должно будет уступить, будучи раздавлено
общественным мнением своего же собственного народа, тем паче, когда оно увидит в рядах наших бойцов своих же собственных, чистокровных русских.
— История если и была вызвана с помощью благоприятных обстоятельств, — скромно продолжал Колтышко, — то единственно затем, чтобы определить почву под ногами, и не столько для настоящего, сколько для будущего. Надо было узнать на опыте, насколько подготовлено общество,
масса,
общественное мнение и, пожалуй, даже войско. Это одно, а потом необходимо было знать, насколько слабо или сильно правительство. К счастью, оно оказалось непоследовательнее и слабее даже, чем мы думали.
Но «демократично» и восстание большого числа,
массы против обычая,
общественного мнения, традиции, с тем чтобы немедленно образовать новый обычай,
общественное мнение, традицию.
То, что Ломброзо установил в душевной жизни
масс под видом мизонеизма, то есть страха новизны, держалось еще в тогдашнем сословном обществе, да и теперь еще держит в своих когтях
массу, которая сторонится от смелых идей, требующих настоящей
общественной ломки.
Из всех тогдашних конгрессов, на каких я присутствовал, Съезд Интернационального Союза рабочих (о котором я говорил выше) был, без сомнения, самый содержательный и важный по своим последствиям. Идеи Маркса, создавшего это общество, проникли с тех пор всюду и у нас к половине 90-х годов, то есть около четверти века спустя, захватили
массу нашей молодежи и придали ее настроениям гораздо более решительный характер
общественной борьбы и наложили печать на все ее мироразумение.
Помимо врачебной практики и
общественной городской деятельности, у него всегда была
масса работ и начинаний.
Он не устоял против жизни, против властолюбивых инстинктов своей природы. Но полный ли он отступник? Отрекся ли он от последнего луча той правды, которую человек с душой может хранить в себе в каком угодно
общественном положении? Сострадание к темной
массе, обиженной судьбою, великодушие, вкус к добру, терпимое понимание молодых увлечений, — разве все это умерло в нем?
— Этого оставить так нельзя. Нужно, понимаешь, вокруг этого дела чтобы забурлило
общественное мнение. Чтоб широкие
массы заинтересовались. Какое наглое рвачество! И комсомолец еще! Я поговорю в партийной ячейке. Думаю, — нельзя ли устроить над ним
общественный суд, товарищеский, чтобы закрутить это дело в самой гуще рабочих
масс.
Понятно, что подобный
общественный строй порождал
массу прихлебателей, лизоблюдов, бездельников и шулеров; к категории этих
общественных паразитов принадлежал и Сергей Дмитриевич Талицкий.