Неточные совпадения
Поминание Бога, как самодостаточного и бездвижного существа, есть ограниченная и отвлеченная рациональная мысль, такое понимание не дано в духовном
опыте, в котором
отношения с Богом всегда драматичны.
Но нет, Марья Алексевна не удовлетворилась надзором, а устроила даже пробу, будто учила «логику», которую и я учил наизусть, говорящую: «наблюдение явлений, каковые происходят сами собою, должно быть поверяемо
опытами, производимыми по обдуманному плану, для глубочайшего проникновения в тайны таковых
отношений», — и устроила она эту пробу так, будто читала Саксона Грамматика, рассказывающего, как испытывали Гамлета в лесу девицею.
— Некоторую — да; но все-таки было бы гораздо вернее, если б испытание было полнее и многостороннее. Она все-таки не знает по
опыту характера
отношений, в которые вступает: от этого свадьба для нее все-таки страшный риск. Так для нее; но от этого и для порядочного человека, за которого она выходит, то же. Он вообще может судить, будет ли он доволен: он близко знает женщин разного характера, он испытал, какой характер лучше для него. Она — нет.
В подлинном духовном
опыте нет
отношений между господином и рабом.
В этом
отношении я имел явное преимущество перед ним, я сам был марксистом, хорошо знал марксизм и пережил
опыт коммунистической революции.
Кроме бытия нам дано и нами мыслится еще и небытие, злая пустота, очень содержательная в
отношении к нашему
опыту, нами переживаемая и испытываемая.
Собственно для ссыльной колонии неудавшийся
опыт пока может быть поучителен в двух
отношениях: во-первых, вольные поселенцы сельским хозяйством занимались недолго и в последние десять лет до переезда на материк промышляли только рыбною ловлей и охотой; и в настоящее время Хомутов, несмотря на свой преклонный возраст, находит для себя более подходящим и выгодным ловить осетров и стрелять соболей, чем сеять пшеницу и сажать капусту; во-вторых, удержать на юге Сахалина свободного человека, когда ему изо дня в день толкуют, что только в двух днях пути от Корсаковска находится теплый и богатый Южно-Уссурийский край, — удержать свободного человека, если, к тому же, он здоров и полон жизни, невозможно.
Это небольшой клочок в
отношении к бесконечному пространству нашей Руси, и много есть пород рыб, неизвестных мне даже по имени, и способов уженья, незнакомых мне по
опыту, отчего записки мои очень не полны.
Москва, как убедился князь по
опыту, была в этом
отношении — болото стоячее.
«Вы сами, князь, — писала Петицкая, — знаете по собственному
опыту, как можно ошибаться в людях; известная особа, по здешним слухам, тоже оставила вас, и теперь единственное, пламенное желание княгини — возвратиться к вам и ухаживать за вами. А что она ни в чем против вас не виновна — в этом бог свидетель. Я так же, как и вы, в этом
отношении заблуждалась; но, живя с княгиней около полутора лет, убедилась, что это святая женщина: время лучше докажет вам то, что я пишу в этих строках…»
Читатель, конечно, заметил, что Янсутский в настоящем свидании с генералом был в
отношении того гораздо почтительнее, чем в Париже: он по
опыту знал, что господа, подобные Трахову, только за границей умаляют себя, а как вернутся в Россию, так сейчас же облекаются в свою павлинью важность.
Предполагаем, что поэт берет из
опыта собственной жизни событие, вполне ему известное (это случается не часто; обыкновенно многие подробности остаются мало известны и для связности рассказа должны быть дополняемы соображением); предполагаем также, что взятое событие совершенно закончено в художественном
отношении, так что простой рассказ о нем был бы вполне художественным произведением, т. е. берем случай, когда вмешательство комбинирующей фантазии кажется наименее нужным.
Во-первых, много прошло времени после первоначальных моих хозяйственных
опытов, и я не так уже поверхностно и легкомысленно смотрел на
отношения помещика к своим крестьянам.
Дело в том, что они науку принимают не за последовательное развитие разума и самопознания, а за разные
опыты, выдуманные разными особами в разные времена, без связи и
отношения между собою.
Другое обстоятельство, благоприятствовавшее автору «
Опыта истории цивилизации в России», — было то, что он писал свою книгу для Европы и издал в Европе: автор, пишущий о России в самой России, невольно поддается всегда чувству некоторого пристрастия в пользу того, что его окружает, что ему так близко и так с ним связано различными
отношениями.
Такой образ действия избираем и мы в
отношении к «
Опыту истории цивилизации в России».
Во-первых — г. Жеребцов издает свой
опыт в 1858 году, вскоре после восточной войны, парижского мира и прочих обстоятельств, ожививших наши международные
отношения и установивших у нас несколько новые
отношения к Западу.
На буржуазии влияние азиатских начал сказалось и сказывается в ее недоверчивом, но лишенном разумной критики,
отношении к
опыту Западной Европы, в усвоении восточной косности, которая мешает росту торгово-промышленной инициативы и росту сознания буржуазией своей политической роли в государстве.
— Что ж, дядюшка, — говорит, — делать! Теперь я сам сознаю мои ошибки, но кто же в молодости не имел их? От маменьки в этом
отношении я не имел никаких наставлений, напротив, еще оне ободряли все мои глупости; но, поживши и испытавши на
опыте, иначе начинаю смотреть на вещи.
В этом
отношении особенного интереса заслуживают
опыты искусственной иммунизации человека.
Гюббенет заканчивает следующими словами: «Считаю нужным заметить, что, произведя множество неудачных
опытов над больными, я был вполне убежден, что встречу ту же самую неудачу в
отношении здоровых; только на основании этого убеждения я и мог себе позволить произвести описанные
опыты».
Двоякою природой религиозной веры — с одной стороны, ее интимно-индивидуальным характером, в силу которого она может быть пережита лишь в глубочайших недрах личного
опыта, и, с другой стороны, пламенным ее стремлением к сверхличной кафоличности — установляется двойственное
отношение и к религиозной эмпирии, к исторически-конкретным формам религиозности.
Доступно ли нашему
опыту или мышлению чистое небытие вне всякого положительного
отношения к бытию, т. е. безусловный укон?
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо человек не Бог и ничего сотворить не может, она рефлектируется из массы переживаний, из
опыта, который есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «Трагедия философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее — общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о природе
отношений между философией и религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между философией и религией, или о религиозно-интуитивных основах всякого философствования.
К ним неожиданно приближается в этом
отношении и Вл. Соловьев, который вообще грешит чрезмерным рационализмом в своем богословии [Поэтому приходится очень различать в Соловьеве поэта-мистика, с огромным и исключительной значительности религиозным
опытом, и рационалиста-метафизика.
— Но это все равно, м-р Вандергуд, вы сами ничего сделать не можете… да, да! Надо знать людей, чтобы сделать их счастливыми, — ведь это ваша благородная задача? — а знает людей только Церковь. Она мать и воспитательница в течение многих тысяч лет, и ее
опыт единственный и, могу сказать, непогрешимый. Насколько я знаком с вашей жизнью, вы опытный скотовод, м-р Вандергуд? И, конечно, вы знаете, что такое
опыт даже по
отношению к таким несложным существам, как…
Я не коснусь ни его плутней в преферансе, ни политики его, в силу которой он не платит ни долгов, ни процентов, ни его проделок над батюшкою и дьячком, ниже прогулок его верхом по деревне в костюме времен Каина и Авеля, а ограничусь одной только сценкой, характеризующей его
отношения к людям, в похвалу которых его тричетвертивековой
опыт сочинил следующую скороговорку: «Мужички, простачки, чудачки, дурачки проигрались в дурачки».
И вот нравственный
опыт учит нас тому, что
отношения между добром и злом сложны и парадоксальны, что со злом нужно бороться и что к злу нужно относиться терпимо, что ко злу должно быть беспощадное
отношение и что должна быть свобода зла, хотя и не безграничная.
Можно сказать, что смысл нравственного
опыта человека на протяжении всей его жизни заключается в том, чтобы поставить человека на высоту в восприятии смерти, привести его к должному
отношению к смерти.
Женившись, он поселился в деревне, недалеко от Нижнего, и стал чем-то вроде Л.Н.Толстого по проповеди опрощения и по
опытам разных усовершенствований в домоводстве, по идеям сближения с народом и работе над его просвещением, по более гуманному
отношению к своим крепостным.
Он много перед тем вращался в петербургском журнализме, работал и в газетах, вхож был во всякие кружки. Тогдашний нигилизм и разные курьезы, вроде
опытов коммунистических общежитий, он знал не по рассказам. И
отношение его было шутливое, но не особенно злобное. Никаких выходок недопустимого у меня обскурантизма и полицейской благонамеренности он не позволял себе.
Но это только свидетельствует о беспомощности мысли перед тайной
отношения между человеком и Богом, раскрывающейся в мистическом
опыте.
Христианское
отношение к общественности покоилось на религиозном
опыте послушания, а не творчества.
В религиозном
опыте неизбежно прохождение через трансцендентное
отношение к Богу и трансцендентное
отношение к злу.
В Петербурге, при кадетском корпусе, составилось в царствование Елизаветы Петровны первое общество русской словесности и первый русский театр. Александр Васильевич, находясь по временам в Петербурге, посещал это общество и читал там свои литературные
опыты. С автором «Россиады» Херасковым и Дмитриевым Суворов был в приятельских
отношениях.
Русские люди пережили подлинный духовный
опыт, изменили свое
отношение к благам жизни.
Вспомним раздраженное и негодующее
отношение к «Вехам» и в тех кругах, которые ныне горьким
опытом познают правду «Вех».
Социал-демократическая идеология бескачественного труда во всем дает перевес количеству, отрицает значение способностей, образования,
опыта, призвания и потому неизбежно становится во враждебное
отношение к культуре.