Неточные совпадения
«Чай, по чугунке тронешься?»
Служивый посвистал:
— Недолго послужила ты
Народу
православному,
Чугунка бусурманская!
Потупился, задумался,
В тележке сидя, поп
И молвил: —
Православные!
Роптать на Бога грех,
Несу мой крест с терпением,
Живу… а как? Послушайте!
Скажу вам правду-истину,
А вы крестьянским разумом
Смекайте! —
«Начинай...
Скажите,
православные,
Кого вы называете
Породой жеребячьею?
Чур! отвечать на спрос!
Да брань была тут лишняя,
А ласка непонятная:
«Крестьянство
православное!
Две церкви в нем старинные,
Одна старообрядская,
Другая
православная,
Дом с надписью: училище,
Пустой, забитый наглухо,
Изба в одно окошечко,
С изображеньем фельдшера,
Пускающего кровь.
Ой жажда
православная,
Куда ты велика!
«Не сами… по родителям
Мы так-то…» — братья Губины
Сказали наконец.
И прочие поддакнули:
«Не сами, по родителям!»
А поп сказал: — Аминь!
Простите,
православные!
Не в осужденье ближнего,
А по желанью вашему
Я правду вам сказал.
Таков почет священнику
В крестьянстве. А помещики…
Не верьте,
православные,
Привычке есть предел:
Нет сердца, выносящего
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!
Эх! эх! придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Ой люди, люди русские!
Крестьяне
православные!
Слыхали ли когда-нибудь
Вы эти имена?
То имена великие,
Носили их, прославили
Заступники народные!
Вот вам бы их портретики
Повесить в ваших горенках,
Их книги прочитать…
— Может быть, для тебя нет. Но для других оно есть, — недовольно хмурясь, сказал Сергей Иванович. — В народе живы предания о
православных людях, страдающих под игом «нечестивых Агарян». Народ услыхал о страданиях своих братий и заговорил.
Но, прочтя потом историю церкви католического писателя и историю церкви
православного писателя и увидав, что обе церкви, непогрешимые по сущности своей, отрицают одна другую, он разочаровался и в Хомяковском учении о церкви, и это здание рассыпалось таким же прахом, как и философские постройки.
Никто не знал, какой она религии, — католической, протестантской или
православной; но одно было несомненно — она находилась в дружеских связях с самыми высшими лицами всех церквей и исповеданий.
Не жалей, Фома, горелки
православным христианам!» И Фома, с подбитым глазом, мерял без счету каждому пристававшему по огромнейшей кружке.
Пусть же стоит на вечные времена
православная Русская земля и будет ей вечная честь!» И зажмурил ослабшие свои очи, и вынеслась козацкая душа из сурового тела.
— Прощайте, товарищи! — кричал он им сверху. — Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое
православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..
— Как! чтобы жиды держали на аренде христианские церкви! чтобы ксендзы запрягали в оглобли
православных христиан! Как! чтобы попустить такие мучения на Русской земле от проклятых недоверков! чтобы вот так поступали с полковниками и гетьманом! Да не будет же сего, не будет!
Все выносили и вытерпели бедные невольники, лишь бы не переменять
православной веры.
Итак, выпьем, товарищи, разом выпьем поперед всего за святую
православную веру: чтобы пришло наконец такое время, чтобы по всему свету разошлась и везде была бы одна святая вера, и все, сколько ни есть бусурменов, все бы сделались христианами!
— Слушайте!.. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто
православных христиан. Слушайте! еще не то расскажу: уже говорят, жидовки шьют себе юбки из поповских риз. Вот какие дела водятся на Украйне, панове! А вы тут сидите на Запорожье да гуляете, да, видно, татарин такого задал вам страху, что у вас уже ни глаз, ни ушей — ничего нет, и вы не слышите, что делается на свете.
Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет
православных, а салтаны землей правят.
Что возговорит надежа
православный царь...
Я скажу тебе, надежа
православный царь,
Всеё правду скажу тебе, всю истину,
Что товарищей у меня было четверо...
— Вот и у нас все эти трамваи заставляют
православную, простецкую телегу сомневаться в ее правде…
— Ровнее,
православные! — трубил Панов, а урядник повторял не так оглушительно, но очень строго...
«Все, говорит, я исследовал и, кроме бога, утверждаемого именно
православной церковью, ничего неоспоримого — нет!» — «А — как же третий инстинкт, инстинкт познания?» Оказывается, он-то и ведет к богу, это есть инстинкт богоискательства.
— Не бойсь,
православные! Тихо-о! Дружно-о! Поше-ол!
— Ребята!
Православному… христолюбивому воинству — ур-ра!
— Начинайте,
православные!
Православный русский воин,
Не считая, бьет врагов…
Так громчей, музыка,
Играй победу…
— Держи,
православные! — ревел Панов и, отпрыгивая, размахивал руками.
—
Православные! Берись дружно! С богом!
— Не допускайте,
православные, не допускайте!
Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал
православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и на московских базарах. Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг.
Если хотите подробнее знать о состоянии
православной церкви в Российской Америке, то прочтите изданную, под заглавием этим, в 1840 году брошюру протоиерея И. Вениаминова.
Кажется, это в первый раз случилось — служба в
православной церкви в южном полушарии, на волнах, после только что утихшей бури.
— Веры мы русской,
православной.
— Не только сослать в места не столь отдаленные, но в каторгу, если только будет доказано, что, читая Евангелие, они позволили себе толковать его другим не так, как велено, и потому осуждали церковное толкование. Хула на
православную веру при народе и по статье 196 — ссылка на поселение.
Славянская идея и славянское единение невозможны, если русский и
православный тип славянства признается полной и исключительной истиной, не нуждающейся ни в каком дополнении и ни в каком существовании других типов славянской культуры.
С этим назначением подлинные
православные связывали надежды на то, что будет отстаиваться независимость церкви и будут сделаны шаги к обновлению церкви.
Я всегда думал, что распря России и Польши есть, прежде всего, распря души
православной и души католической.
Всякий слишком героический путь личности русское
православное сознание признает гордыней, и идеологи русского православия готовы видеть в этом пути уклон к человекобожеству и демонизму.
Нетерпимые и фанатики обыкновенно бывают страшно ортодоксальны, все равно какие — католики,
православные, марксисты, — и в ортодоксальности этой происходит окостенение веры, прекращение движения жизни.
Розанов сейчас держится за христианство, за
православную церковь по посторонним, не религиозным соображениям и интересам, по мотивам национальным, житейско-бытовым, публицистическим.
Православные христиане, самые нетерпимые и отлучающие, простили Розанову все, забыли, что он много лет хулил Христа, кощунствовал и внушал отвращение к христианской святыне.
Наша
православная идеология самодержавия — такое же явление безгосударственного духа, отказ народа и общества создавать государственную жизнь.
Россия исторически привыкла со стороны Запада охранять свою
православную душу и свой особый духовный уклад.
Эта
православная прививка чувствуется и в нравственном облике русских интеллигентов-атеистов, и у поносившего православие Л. Толстого.