Неточные совпадения
Розанов сейчас держится за христианство, за православную церковь по посторонним, не
религиозным соображениям и
интересам, по мотивам национальным, житейско-бытовым, публицистическим.
Собрания эти, большей частию филантропические и
религиозные, с одной стороны, служат развлечением, а с другой — примиряют христианскую совесть людей, преданных светским
интересам.
У многочисленных слушателей советской России того времени я находил более напряженный
интерес к вопросам философским и вопросам
религиозным, чем впоследствии у молодежи русской эмиграции.
Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности,
религиозного беспокойства и искания,
интереса к мистике и оккультизму.
Я старался повысить умственные
интересы русской христианской молодежи, пробудить
интерес хотя бы к истории русской
религиозной мысли, привить вкус к свободе, обратить внимание на социальные последствия христианства.
Единственный иерарх Церкви, представляющий некоторый
интерес в области мысли, архиепископ Иннокентий, принадлежит скорее
религиозной философии, чем богословию.
В народничестве же не
религиозном, революционном, народ отождествлялся с социальной категорией трудового класса общества и его
интересы отождествлялись с
интересами труда.
Поразительно, что на Соборе 17-го года, который стал возможен только благодаря революции, не обнаружилось никакого
интереса к
религиозным проблемам, мучившим русскую мысль XIX и начала XX в.
Прославленная книга Джемса «О
религиозном опыте» тоже свидетельствует о повышении
интереса к мистике.]
Разговоры Дюрталя с аббатом имеют двойной
интерес: в них дана
религиозная психология декадента-католика и в них же дано научное исследование католичества.
Вследствие обычая, передаваемого воспитанием и подтверждаемого
религиозным внушением, личности без принуждения сливали свои
интересы с
интересами совокупности и жертвовали своими для общего.
К нему нет пути методического восхождения (ибо путь
религиозного подвига не имеет в виду познания, не руководится познавательным
интересом), оно вне собственной досягаемости для человека, к нему можно стремиться и рваться, но нельзя планомерно, методически приходить.
Научный
интерес к религии может быть проявлением
религиозного творчества, подобно
религиозной философии.
Совершенно так же это носит социальный характер, и социальная обыденность, консервативная или революционная,
религиозная или антирелигиозная, одинаково перерождает человеческую психику и пользуется в своих
интересах подсознательными инстинктами людей.
Если допустить, что антирелигиозная пропаганда окончательно истребит следы христианства в душах русских людей, если она уничтожит всякое
религиозное чувство, то осуществление коммунизма сделается невозможным, ибо никто не пожелает нести жертвы, никто не будет уже понимать жизни как служение сверхличной цели, и окончательно победит тип шкурника, думающего только о своих
интересах.
«Мыслящий реалист» чужд всякой мечтательности и романтизма, он враг всяких возвышенных идей, не имеющих никакого отношения к действительности и не реализуемых, он склонен к цинизму, когда речь идет об изобличении иллюзий
религиозных, метафизических и эстетических, у него культ дела и труда, он признает лишь естественные науки и презирает науки гуманитарные, он проповедует мораль разумного эгоизма не потому, что он был эгоистичнее «идеалистического» типа, — наоборот эгоистичнее был «идеалистический» тип, — а потому, что он хотел беспощадного разоблачения обманных возвышенных идей, которыми пользовались для самых низменных
интересов.
В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры, появилась русская философская школа с оригинальной
религиозной философией, был расцвет русской поэзии, после десятилетий падения эстетического вкуса пробудилось обостренное эстетическое сознание, пробудился
интерес к вопросам духовного порядка, который был у нас в начале XIX века.
— Это не совсем так, Авив. К
религиозным движениям последних годов есть
интерес в хорошей, читающей публике.
Но меньшинство может быть правее большинства и может духовно победить. Лишь духовное,
религиозное перерождение русской демократии приведет ее к сознанию великих, сверхклассовых, всенародных ценностей, обратит ее от
интересов к правде и истине.
И по сравнению с этим основным
религиозным противоположением все остальные противоположения, связанные с борьбой
интересов, неважны и несущественны.
Признаков этого упадка духа очень много. Один, первый и главный — это полное равнодушие ко всем духовным
интересам. Вопроса
религиозного совершенно не существует в земледельческом центре; и совсем не потому, что крестьянин твердо держится православия (напротив, все отчеты и все сведения священников подтверждают то, что народ всё более и более становится равнодушным к церкви), а потому, что у него нет
интереса к духовным вопросам.
Как видите, Маркс не связывал русского тяготения к Царьграду с
интересами капиталистической буржуазии, голова его не была забита трафаретами с общими местами, он видел тут прежде всего тяготение русского крестьянства с его
религиозным и национальным миросозерцанием.