Неточные совпадения
— Предрассудок, любезный друг! загляни в
русскую историю, и увидишь, что не только
бояре, но и боярыни наши вино кушали, и от этого только в теле раздавались, а никакого иного ущерба для здоровья своего не ощущали… Выпьем!
В первое время я подумал, что это одна из тех жестоких мистификаций, которым так охотно предаются
русские «
бояре» относительно беззащитных иностранцев, но когда я понял… о!!!
— Не тебе,
боярин, а нам помнить услуги. Да вряд ли мы когда и встретимся. А если бы привел бог, так не забудь, что
русский человек добро помнит и что мы всегда тебе верные холопи!
— Бьем тебе челом ото всего православного мира, — сказал Годунов с низким поклоном, — а в твоем лице и Ермаку Тимофеевичу, ото всех князей и
бояр, ото всех торговых людей, ото всего люда
русского! Приими ото всей земли великое челобитие, что сослужили вы ей службу великую!
Никогда еще благочестивые и твердые в любви своей к отечеству
бояре не были столь нужны для сиротствующей земли
русской.
— Не весело,
боярин, правой рукой отсекать себе левую; не радостно
русскому восставать противу
русского. Мало ли и так пролито крови христианской! Не одна тысяча православных легла под Москвою! И не противны ли господу богу молитвы тех, коих руки облиты кровию братьев?
— Не мне, последнему из граждан нижегородских, — отвечал Минин, — быть судьею между именитых
бояр и воевод; довольно и того, что вы не погнушались допустить меня, простого человека, в ваш боярский совет и дозволили говорить наряду с вами, высокими сановниками царства
Русского. Нет,
бояре! пусть посредником в споре нашем будет равный с вами родом и саном знаменитым, пусть решит, идти ли нам к Москве или нет, посланник и друг пана Гонсевского.
— А для чего же и не так! Одни разбойники живут бедствиями мирных граждан. Нет, Кирша: пора нам образумиться и перестать губить отечество в угоду крамольных
бояр и упитанных кровию нашей грабителей панов Сапеги и Лисовского, которых давно бы не стало с их разбойничьими шайками, если б
русские не враждовали сами друг на друга.
— Да,
боярин, — продолжал Юрий, — я служу не польскому королю, а царю
русскому, Владиславу.
— А кто его удержит,
боярин?
Русский человек на том стоит: где бедовое дело, тут-то удаль свою и показать.
Добро бы наш брат
боярин или родовой дворянин; а то какой-то смерд, бобыль, простой мясник… срам и позор для всей земли
русской!
— Да это напрасная предосторожность, — отвечал Юрий. — Мне нечего таиться: я прислан от пана Гонсевского не с тем, чтоб губить нижегородцев. Нет,
боярин, отсеки по локоть ту руку, которая подымется на брата, а все
русские должны быть братьями между собою. Пора нам вспомнить бога, Андрей Никитич, а не то и он нас совсем забудет.
Подбритые на польский образец волосы, низко повязанный кушак по длинному штофному кафтану придавали ему вид богатого польского пана; но в то же время надетая нараспашку, сверх кафтана, с золотыми петлицами ферязь напоминала пышную одежду
бояр русских.
— Полегче, молодец, полегче! За всех не ручайся. Ты еще молоденек, не тебе учить стариков; мы знаем лучше вашего, что пригоднее для земли
русской. Сегодня ты отдохнешь, Юрий Дмитрич, а завтра чем свет отправишься в дорогу: я дам тебе грамоту к приятелю моему,
боярину Истоме-Туренину. Он живет в Нижнем, и я прошу тебя во всем советоваться с этим испытанным в делах и прозорливым мужем. Пускай на первый случай нижегородцы присягнут хотя Владиславу; а там… что бог даст! От сына до отца недалеко…
—
Боярин, ты предлагаешь нам пить за здравие царя
русского; итак, да здравствует Владислав, законный царь
русский, и да погибнут все изменники и враги отечества!
— Ну да… я первый заговорил — так что ж?.. Велико дело!.. Нельзя ж всем разом говорить. Не я, так заговорил бы другой, не другой, так третий… А скажи-ка,
боярин, уж не хочешь ли и ты пристать к нам? Ты целовал крест королевичу Владиславу, а душа-то в тебе все-таки
русская.
Каждый знаменитый
боярин и воевода пожелает быть царем
русским; начнутся крамолы, восстанут новые самозванцы, пуще прежнего польется кровь христианская, и отечество наше, обессиленное междоусобием, не могущее противустать сильному врагу, погибнет навеки; и царствующий град, подобно святому граду Киеву, соделается достоянием иноверцев и отчиною короля свейского или врага нашего, Сигизмунда, который теперь предлагает нам сына своего в законные государи, а тогда пришлет на воеводство одного из рабов своих.
— И отечеству,
боярин! — перервал с жаром Авраамий. — Мы не иноки западной церкви и благодаря всевышнего, переставая быть мирянами, не перестаем быть
русскими. Вспомни, Юрий Дмитрич, где умерли благочестивые старцы Пересвет и Ослябя!.. Но я слышу благовест… Пойдем, сын мой, станем молить угодника божия, да просияет истина для очей наших и да подаст тебе господь силу и крепость для исполнения святой его воли!
— Сын
боярина Милославского величает польского королевича царем
русским… зовет Гонсевского своим другом… диковинка! Так поэтому и твой отец за ум хватился?
Внутри ограды монастырской, посреди толпящегося народа, мелькали высокие шапки
бояр русских; именитые гости московские с женами и детьми своими переходили из храма в храм, служили молебны, сыпали золотом и многоценными вкладами умножали богатую казну монастырскую.
Вот краткое, но довольно верное описание домов
бояр и дворян того времени, которые крепко держались старинной
русской пословицы: не красна изба углами, а красна пирогами.
Меж тем молодые давно уже скрылись, гости стали уходить один после другого, и вскоре в избе остались только хозяин, сваха, дружка и Кирша. Приказчик, по тогдашнему
русскому обычаю, которому не следовал его
боярин, старавшийся во всем подражать полякам, предложил Кирше отдохнуть, и через несколько минут в избе все стихло, как в глубокую полночь.
—
Бояре, что сказал князь Димитрий Мамстрюкович Черкасский, то говорю и я: вражда непримиримая… доколе хотя один лях или
русский… то есть предатель… сиречь изменник…
— Не взыщи,
боярин! Я привык хозяйничать везде, где настоящий хозяин не помнит, что делает. Мы, поляки, можем и должны желать, чтоб наш король был царем
русским; мы присягали Сигизмунду, но Милославский целовал крест не ему, а Владиславу. Что будет, то бог весть, а теперь он делает то, что сделал бы и я на его месте.
— Нет,
боярин, пока
русские не переродились…
— Да так,
боярин! наши молодцы справляются там с
русскими изменниками.
— Не калужане,
боярин, — сказал с важным видом Копычинский, — спроси меня, я это дело знаю: его убил перекрещенный татарин Петр Урусов; а калужские граждане, отомщая за него, перерезали всех татар и провозгласили новорожденного его сына, под именем Иоанна Дмитриевича, царем
русским.
Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале семнадцатого столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты
бояр, а более всего совершенное безначалие — все угрожало неизбежной погибелью земле
русской.
Кошихин с негодованием говорит о том, что
бояре русские боятся посылать детей своих «для науки в иноземные государства» (Кошихин, IV, 24).
Нарышкины, Лопухины, Стрешневы, Ромодановские, Голицыны, Долгорукие и пр., то есть родственники царя, его дядьки, друзья, и всё именитые
бояре русские.
Какое значение для цивилизации
русской имело, например, то, что «в 1286 году в Чернигове был
боярин Бяконт, который имел в супружестве одну из дочерей Александра Невского» (семейное предание рода Жеребцовых), что «от этого супружества произошло пять сыновей: Элевферий, Феофан, Матвей, Константин и Александр», и что «от Феофана пошел род Жеребцовых, от Матвея — Игнатьевых» и пр. (том I, стр. 168).
Пусть другие называют вас дикарями: Леон в детстве слушал с удовольствием вашу беседу словохотную, от вас заимствовал
русское дружелюбие, от вас набрался духу
русского и благородной дворянской гордости, которой он после не находил даже и в знатных
боярах: ибо спесь и высокомерие не заменяют ее; ибо гордость дворянская есть чувство своего достоинства, которое удаляет человека от подлости и дел презрительных.
В чувствительном роде лучшие места: восстание нижегородцев и смерть
боярина Шалонского; в комическом: две шутки Кирши, его колдовство и посвящение в колдуньи старухи Григорьевны; в ужасном: буйная ярость шишей (
русских гвериласов); в описательном: переправа черев Волгу в то время, когда лед только что тронулся.
Но вьюги зимней не страшась,
Однажды в ранний утра час
Боярин Орша дал приказ
Собраться челяди своей,
Точить ножи, седлать коней;
И разнеслась везде молва,
Что беспокойная Литва
С толпою дерзких воевод
На землю
русскую идет.
От войска
русские гонцы
Во все помчалися концы,
Зовут
бояр и их людей
На славный пир — на пир мечей!
Нипочем бы это было медвежатникам —
русская земля длинна, широка, не клином сошлась, есть где лесному
боярину разгуляться, потешиться.
— Вот то-то,
боярин, сами вы напросились на грубое слово. Я говорил, что на всякого не прибережешь хорошую весть. Однако за что же ты защищаешь крамольников, — они кругом виноваты, в них, видно, и кровинки
русской нет, а то бы они не променяли своих на чужих, не стали бы якшаться да совет держать с иноверной Литвой! Мы холопы, а тоже кое-что смекаем; не я один, вся Москва знает, о чем теперь помышляет князь наш.
— Я
русский, лучше хочу быть последним слугою у законной царевны, чем первым
боярином у хищника
русского престола”.
— Милость красит венец царский! — произнес с жаром князь Михайла Михайлович Голицын. — Государь! ты прощал многих злодеев, посягавших на твою жизнь, а чем заслужили они это прощение? Одним раскаянием!.. Последний Новик же, как мне известно ныне стало, сделал то, чем мог бы гордиться первый
боярин русский. Мы все, сколько нас ни есть в войске твоем, ему одолжены нашею доброю славой и умоляем за него.
— Пусть буду я, по-твоему, глупая, безумная цыганка; но ты,
боярин русский, где твоя совесть, где твой бог, спрашиваю опять?.. Что обещал ты мне, когда вздумал обольстить бедную, невинную девушку; когда моими погаными руками доставал это сокровище? Не обещал ли ты на ней жениться? Кого брал тогда в свидетели?.. Злой, бессовестный человек, безбожник! ты — женат; ты погубил беззащитную девушку. Отдашь богу отчет на страшном суде, а может быть, расплатишься и в этой жизни?
Как же попал в ходатаи Иоанн-младой? Отвага и тут помогла Хабару. С первым просветом зари он явился к нему и рассказал все, как было на пиру деспота. Призваны для проверки его слов малютка дьяк,
боярин, возражавший Андрею Фомичу, двое боярских детей и лекарь Антон. Все подтвердили истину. Мы видели, что прямодушный, высокий характер наследника
русского стола умел воспользоваться показаниями любимца своего и призванных свидетелей и твердо стать на защиту истины и благородного подвига.
— Вот то-то,
боярин, сами вы напросились на нелюбое слово. Я говорил, что на всякого не приберешь нравную весть. Однако за что же ты застеняешь крамольников, — они кругом виноваты, в них, видно, и кровинки
русской нет, а то бы они не променяли своих на чужих, не стали бы якшаться да совет держать с иноверною Литвою! Мы холопы, а тоже кое-что смекаем; я не один, вся Москва знает, о чем теперь помышляет князь наш.
Хорошо, думал я, умру — так он будет богат, в милости у царей
русских; но какими глазами, каким сердцем станут смотреть на иноверца, на басурмана, при дворе будущего великого князя
бояре, духовные, народ?
Не видать очей государевых по его приказу было самым тяжким наказанием для истинно
русских душою
бояр; в описываемое же время оно соединялось в большинстве случаев с другими роковыми и кровавыми последствиями.
Этот ответ сопровождался хохотом
русских, которые были помоложе, и многих иностранцев, понимавших
русский язык. Кто из них, будто нечаянно, толкнул деспота морейского, кто показал сзади, что готов щелкнуть его по лысине. Греки печально головой качали.
Боярин с окладистою седою бородою сохранял важный, холодный вид.
— Да, ваша светлость, я славно прокатился и в Персию и в Немиров, — подхватил с досадою Волынской, — и никто, конечно, не осмелится сказать, чтобы я исполнил свое дело кучерски, а не как министр Российской империи. Впрочем,
русские бояре-невыходцы — просто веселятся и так же делают государственные дела: сам Петр Великий подавал нам тому пример. Может статься, и его простота удивила бы выскочку в государи, если б они могли когда быть!
Тут были
русские, греки, итальянцы, стенные и палатные мастера, литейщики, делатели серебра и меди,
бояре с вичем и без вича, боярские дети, дьяк Бородатый, переводчик Варфоломей; тут были и из прочих крупных и мелких чинов, которых Иван Васильевич наделал и поставил на свои места, по разрядам, а теперь уравнивала вакханалия.
Родство с
русским полковником, может статься, будущим генералом, должно было льстить сердцу честолюбивого панцирного
боярина.
Сидевшие в них, судя по одежде, были
русские и, вероятно, составляли поезд знатного
боярина.
Не думайте, что перед вами сидит
русский необузданный
боярин, вспыливший и давший волю своим рукам по привычке, нет!
Или я не
боярин русский, не главнокомандующий армиею царского величества!