Неточные совпадения
— Я вас давно знаю и очень рада узнать вас ближе. Les amis de nos amis sont nos amis. [Друзья наших друзей — наши друзья.] Но для того чтобы быть другом, надо вдумываться в
состояние души друга, а я боюсь, что вы этого не делаете в
отношении к Алексею Александровичу. Вы понимаете, о чем я говорю, — сказала она, поднимая свои прекрасные задумчивые глаза.
Чувство то было давнишнее, знакомое чувство, похожее на
состояние притворства, которое она испытывала в
отношениях к мужу; но прежде она не замечала этого чувства, теперь она ясно и больно сознала его.
― Легко быть введену в заблуждение, делая заключение об общем призвании народа, ― сказал Метров, перебивая Левина. ―
Состояние рабочего всегда будет зависеть от его
отношения к земле и капиталу.
Те, которые испытали застенчивость, знают, что чувство это увеличивается в прямом
отношении времени, а решительность уменьшается в обратном
отношении, то есть: чем больше продолжается это
состояние, тем делается оно непреодолимее и тем менее остается решительности.
В молодой и горячей голове Разумихина твердо укрепился проект положить в будущие три-четыре года, по возможности, хоть начало будущего
состояния, скопить хоть несколько денег и переехать в Сибирь, где почва богата во всех
отношениях, а работников, людей и капиталов мало; там поселиться в том самом городе, где будет Родя, и… всем вместе начать новую жизнь.
— Да я полагаю, — ответил Базаров тоже со смехом, хотя ему вовсе не было весело и нисколько не хотелось смеяться, так же как и ей, — я полагаю, следует благословить молодых людей. Партия во всех
отношениях хорошая;
состояние у Кирсанова изрядное, он один сын у отца, да и отец добрый малый, прекословить не будет.
Этим создавалось впечатление, что Никодим Иванович всегда живет в
состоянии неугомонного творчества, и это вызывало у Диомидова неприязненное
отношение к писателю.
Клим Самгин никак не мог понять свое
отношение к Спивак, и это злило его. Порою ему казалось, что она осложняет смуту в нем, усиливает его болезненное
состояние. Его и тянуло к ней и отталкивало от нее. В глубине ее кошачьих глаз, в центре зрачка, он подметил холодноватую, светлую иголочку, она колола его как будто насмешливо, а может быть, зло. Он был уверен, что эта женщина с распухшим животом чего-то ищет в нем, хочет от него.
Он вспомнил всё, что он видел нынче: и женщину с детьми без мужа, посаженного в острог за порубку в его, Нехлюдовском, лесу, и ужасную Матрену, считавшую или, по крайней мере, говорившую, что женщины их
состояния должны отдаваться в любовницы господам; вспомнил
отношение ее к детям, приемы отвоза их в воспитательный дом, и этот несчастный, старческий, улыбающийся, умирающий от недокорма ребенок в скуфеечке; вспомнил эту беременную, слабую женщину, которую должны были заставить работать на него за то, что она, измученная трудами, не усмотрела за своей голодной коровой.
Пассивная, рецептивная женственность в
отношении государственной власти — так характерна для русского народа и для русской истории [Это вполне подтверждается и русской революцией, в которой народ остается духовно пассивным и покорным новой революционной тирании, но в
состоянии злобной одержимости.].
Когда же наступает момент пассивности в
отношении притяжения пустоты этого низшего мира, когда по слабости мир кажется пустым, плоским, лишенным измерения глубины, то скука делается диавольским
состоянием, предвосхищением адского небытия.
Страдание является спасительным в
отношении к этому
состоянию, в нем есть глубина.
Если бы человеческая личность не была идеальной по
отношению к реальным условиям ее собственного существования, человек и не мог бы иметь идеи Бога, и никакое откровение никогда бы не могло сообщить ему эту идею, потому что он не в
состоянии был бы понять ее…
Из этих
отношений видно, что с облегчением участи, с переходом ссыльного в более свободное
состояние, шансы его попасть под суд всякий раз уменьшаются вдвое.
— Народы, говорят законоучители, находятся один в рассуждении другого в таком же положении, как человек находится в
отношении другого в естественном
состоянии.
Тогда Ноздрин потрогал змей палкой. Я думал, что они разбегутся во все стороны, и готовился уже спрыгнуть вниз под обрыв, но, к удивлению своему, увидел, что они почти вовсе не реагировали на столь фамильярное, к ним
отношение. Верхние пресмыкающиеся чуть шевельнулись и вновь успокоились. Стрелок тронул их сильнее. Эффект получился тот же самый. Тогда он стал бросать в них камнями, но и это не помогло вывести их из того
состояния неподвижности, лени и апатии, в которой они находились.
В продолжении статьи брошено еще несколько презрительных отзывов о критике, сказано, что «солон ей этот быт (изображаемый Островским), солон его язык, солоны его типы, — солоны по ее собственному
состоянию», — и затем критик, ничего не объясняя и не доказывая, преспокойно переходит к Летописям, Домострою и Посошкову, чтобы представить «обозрение
отношений нашей литературы к народности».
Во всяком случае, она ни в чем не считает себя виновною, и пусть бы лучше Гаврила Ардалионович узнал, на каких основаниях она прожила все эти пять лет в Петербурге, в каких
отношениях к Афанасию Ивановичу, и много ли скопила
состояния.
Во всех положениях есть разница
состояний, во всех положениях оно, может быть, имеет некоторые влияния на
отношения, но в нашем исключительном положении это совсем не то.
Заинтересуйся в это время Клеопатрой Петровной какой-нибудь господин с обеспеченным
состоянием — она ни минуты бы не задумалась сделаться его любовницей и ушла бы к нему от Павла; но такого не случилось, а время между тем, этот великий мастер разрубать все гордиевы узлы человеческих
отношений, решило этот вопрос гораздо проще и приличнее.
В нравственном
отношении он обладает многими неоцененными качествами: отлично передергивает карты, умеет подписываться под всякую руку, готов бражничать с утра до вечера, и исполняет это без всякого ущерба для головы, лихо поет и пляшет по-цыгански, и со всем этим соединяет самую добродушную и веселую откровенность. Одно только в нем не совсем приятно: он любит иногда приходить в какой-то своеобразный, деланный восторг, и в этом
состоянии лжет и хвастает немилосердно.
— Необходимо так, — подхватил князь. — Тем больше, что это совершенно прекратит всякий повод к разного рода вопросам и догадкам: что и как и для чего вы составляете подобную партию? Ответ очень простой: жених человек молодой, умный, образованный, с
состоянием — значит, ровня… а потом и в
отношении его, на случай, если б он объявил какие-нибудь претензии, можно прямо будет сказать: «Милостивый государь, вы получили деньги и потому можете молчать».
— Даже и нравился, — отвечал он, — но это выходило из правил света. Выйти за какого-нибудь идиота-богача, продать себя — там не смешно и не безобразно в нравственном
отношении, потому что принято; но человека без
состояния светская девушка полюбить не может.
И в таком
состоянии находятся по
отношению к христианским истинам не только люди этого поезда, но и большинство людей нашего времени.
— Поговорим спокойно, Пыльников. Вы и сами можете не знать действительного
состояния вашего здоровья: вы — мальчик старательный и хороший во всех
отношениях, поэтому для меня вполне понятно, что вы не хотели просить увольнения от уроков гимнастики. Кстати, я просил сегодня Евгения Ивановича притти ко мне, так как и сам чувствую себя дурно. Вот он кстати и вас посмотрит. Надеюсь, вы ничего не имеете против этого?
Кроме того, что она принадлежала к числу тех женщин, которые платят за счастие быть матерью постоянно болезненным
состоянием, более тягостным и мучительным, чем всякая болезнь, — она страдала душой;
отношения к отцу день ото дня становились огорчительнее, а дерзости Калмыка — невыносимее.
При формальном же, бездушном
отношении к личности, для того чтобы невинного человека лишить всех прав
состояния и присудить к каторге, судье нужно только одно: время.
Это постоянное, странно-выжидательное
состояние оказывает известное влияние и на его
отношения к людям. Когда в воздухе носятся либеральные веяния, он льнет к либералам, а консерваторов называет изменниками. Когда на рынке в цене консерватизм, он прилепляется к консерваторам и называет изменниками либералов. Но это в нем не предательство, а только следствие слишком живучего желания пристроиться.
— Наконец, я прямо тебе говорю, — продолжал князь, — я не в
состоянии более любить тебя в таких далеких
отношениях… Я хочу, чтобы ты вся моя была, вся!..
— Я много раз тебе говорила, что пока я не могу кинуть мужа без надзора; ты должен понимать, что он ребенок, а у него дед умирает, оставляя ему в наследство громадное
состояние, которое без меня все прахом разлетится! А вот, бог даст, я все это устрою, и пусть тогда он живет как знает; я весь свой нравственный долг исполню тогда в
отношении его!
О своих же
отношениях к Бегушеву она хоть и сказала тому, что будто бы прямо объявила мужу, что любит его, но в сущности Домна Осиповна только намекнула, что в настоящее время она, может быть, в
состоянии будет полюбить одного человека; словом,
отношениям этим старалась придать в глазах Олухова характер нерешенности еще…
Под действительною жизнью, конечно, понимаются не только
отношения человека к предметам и существам объективного мира, но и внутренняя жизнь человека; иногда человек живет мечтами, — тогда мечты имеют для него (до некоторой степени и на некоторое время) значение чего-то объективного; еще чаще человек живет в мире своего чувства; эти
состояния, если достигают интересности, также воспроизводятся искусством.
Он совершенно упускал из виду, что Гамлет слабое, нерешительное существо, на плечи которого сверхъестественная сила взвалила неподсильное бремя и который за постоянною рефлексией желает скрыть томящую его нерешительность; он не в
состоянии рассмотреть, что иронически-холодное
отношение Гамлета к Офелии явилось не вследствие какого-либо проступка со стороны последней, а единственно потому, что, со времени рокового открытия, ему не до мелочей женской любви.
Алкоголичка, она пила запоем и пьяная была неописуемо отвратительна, а в трезвом
состоянии удивляла меня вдумчивым
отношением к людям и спокойным исканием смысла в их деяниях.
Отношения к людям и в особенности к женщинам тоже имеют у всех обломовцев некоторые общие черты. Людей они вообще презирают с их мелким трудом, с их узкими понятиями и близорукими стремлениями; «Это все чернорабочие», — небрежно отзывается даже Бельтов, гуманнейший между ними. Рудин наивно воображает себя гением, которого никто не в
состоянии понять. Печорин, уж разумеется, топчет всех ногами. Даже Онегин имеет за собою два стиха, гласящие, что
Он мог спокойно и беспристрастно оценить теперь те начала и идеи, которыми определялся ход русского развития, мог откровенно и с очевидною ясностью представить все обстоятельства, доведшие Россию до того
состояния, в каком застала ее восточная война и которого неудобства во многих
отношениях мы сами провозгласили открыто и громко.
Не принимая в расчет
состояния общественной нравственности, ни исторических обстоятельств развития порока, ни общего положения администрации, ни
отношений одного класса к другому, сатирики рады свалить всю беду на бедную личность чиновника, которая часто вовсе без вины виновата.
Клеопатра Сергеевна(нахмуривая свой лоб и подумав немного). Нет, Александр, я не в
состоянии этого сделать… Я оттолкнула от себя Мировича, и после того ехать к нему… унижаться… просить его, — это будет слишком тяжело для моего самолюбия. Я решительно от этого отказываюсь. Кроме того, я думаю, и пользы это никакой не принесет, потому что он, вероятно, затаил в
отношении меня неприязненное чувство.
Обратили внимание на экономические
отношения народа, и литература заговорила о
состоянии земледельческого класса, о свободном труде и других экономических вопросах, выставляя преимущественно, чего у нас нет и что нужно сделать.
Была бы она дама и неглупая, а уж добрая, так очень добрая; но здравого смысла у ней как-то мало было; о хозяйстве и не спрашивай: не понимала ли она, или не хотела ничем заняться, только даже обедать приказать не в
состоянии была; деревенскую жизнь терпеть не могла; а рядиться, по гостям ездить, по городам бы жить или этак года бы, например, через два съездить в Москву, в Петербург, и прожить там тысяч десять — к этому в начальные годы замужества была неимоверная страсть; только этим и бредила; ну, а брат, как человек расчетливый, понимал так, что в одном
отношении он привык уже к сельской жизни; а другое и то, что как там ни толкуй, а в городе все втрое или вчетверо выйдет против деревни; кроме того, усадьбу оставить, так и доход с именья будет не тот.
В нравственном
отношении они стоят на очень низкой степени: они не в
состоянии возвыситься до того, чтобы ощутить в себе самих требования долга и предаться им всем существом своим; они должны непременно иметь на себе какую-нибудь узду, чтобы обуздывать себя.
Но вот выдается редкий день, когда у тебя все благополучно: умерших нет, больные все поправляются,
отношение к тебе хорошее, — и тогда, по неожиданно охватившему тебя чувству глубокого облегчения и спокойствия, вдруг поймешь, в каком нервно-приподнятом
состоянии живешь все время.
Наконец Сусанна Ивановна решительно объявила ему, что жить более с ним не намерена и уезжает сегодня же, что он с детьми может оставаться в деревне, а она со своей стороны, так как все
состояние принадлежит ей, будет высылать ему и детям ежегодно известного рода пенсию, и засим просит считать ее свободною во всех
отношениях.
В дальнейшем развитии той же мысли Эриугена подробно (в книгах I и II) останавливается на выяснении того, что к Божеству совершенно не приложимы категории мышления (которых, вслед за Аристотелем, он насчитывает десять: сущность, количество, качество,
отношение, положение,
состояние (habitus), место, время, действие, страдание).
Очевидно, власть имеет какое-то
отношение к самому существу человеческого духа, и надо прежде всего отвергнуть рационалистические измышления «просветительства», будто власть и право кем-то изобретены, выдуманы на известную потребу, произошли вследствие «общественного договора» или свободного соглашения [Теорию «общественного договора» (как переход разрозненных индивидов от естественного к социально-государственному
состоянию путем взаимного ограничения и перенесения друг на друга прав, что фиксировалось в договоре) разрабатывали философы-просветители: Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.].
Свободе ангелов было предоставлено самоопределиться в
отношении к Богу, причем промежуточное
состояние неверия или неведения было для столь совершенных существ духовных вообще исключено: ангелы непосредственно знают Бога, им предоставлено лишь любить Его или Ему завидовать, искать же Бога свойственно только человеку.
Отношение между единым и многим, вселенной и ее феноменами определяется так, что последние «суть как бы различные способы проявления одной и той же субстанции, колеблющееся, подвижное, преходящее явление недвижной, пребывающей и вечной сущности, в которой есть все формы, образы и члены, но в неразличенном и как бы завитом
состоянии, как в семени рука не отличается еще от кисти, хвост — от головы, жилы — от костей.
Мир идей, идеальное все, актуально содержащееся в Софии, для мира тварного существует не только как основа или причинность (в вышеуказанном смысле), но и как норма, предельное задание, закон жизни, аристотелевская энтелехия в
отношении к потенциальному
состоянию бытия.
Поэтому религиозное мироощущение неизменно сопровождается известным разочарованием в этом мире, пессимизмом в
отношении к данному его
состоянию, тем, что иногда зовется «мировой скорбью», но в то же время пессимизм этот есть только тень, которую бросает свет радостной веры, сулящей победу над миром, подающей надежду на освобождение и спасение.
В
отношении Толстого к своему роману замечается та же рассудочная узость и мертвенность, как в его
отношении, например, к «Крейцеровой сонате». Каждая строка «Сонаты» кричит о глубоком и легкомысленном поругании человеком серьезного и светлого таинства любви. Сам же Толстой уверен, что показал в «Сонате» как раз противоположное — что сама любовь есть «унизительное для человека животное
состояние», есть его «падение».