В учении этого гениального мыслителя XV века, еще ждущего надлежащего изучения, идея
трансцендентности Бога, составляющая сущность отрицательного богословия, положена в основу его системы, и даже положительное его учение о Боге понятно только в свете этой центральной идеи.
Самой выдающейся чертой мистики Эккегарта является то, что отрицательное богословие в связи с учением об Abgeschiedenheit, сливающей мир и человека с Богом, приводит его к признанию не
трансцендентности Бога, но максимальной Его имманентности: черта между Богом и тварью совершенно стирается, различие их преодолевается в превышающем его единстве [В связи с учением об отрешенности Эккегарт развивает свое важнейшее учение о Gott и Gottheit, о чем в след, отделе.]. Но об этом ниже.
Неточные совпадения
Бог в
трансцендентности своей бесконечно удален от человека, уходит от него в запредельную тайну, оставляя в религиозном сознании одно НЕ, одно СВЕРХ, одну пустоту.
Но природа, как внешне проявленная, эмпирическая (natura naturata), так и внутренняя, ноуменальная («ewige Natur», natura naturans) [Природа сотворенная (лат.), «вечная природа» (нем.), природа творящая (лат.) — последнее и первое понятия в системе Спинозы означают соответственно субстанцию и ее порождения.], не исчерпывает и потому не ограничивает
Бога, который в абсолютности и
трансцендентности Своей свободен от всякой природы и от всякой закономерности, от всякой физики и истории.
Если мир содержится в
Боге, но не есть
Бог, ибо отделен от Божества непереходимой бездной
трансцендентности, то и подлинная религия может основываться на нисхождении Божества в мир, на вольном в него вхождении, приближении к человеку, т. е. на откровении, или, иначе говоря, она необходимо является делом благодати, сверхприродного или сверхмирного действия Божества в человеке.
Удаление Божества от мира, Его «
трансцендентность», за известными пределами становится равносильной практическому Его отрицанию, чувство отъединенности человека от
Бога приводит его к миробожию.
Трансцендентность и непознаваемость
Бога составляет музыку всей системы кардинала Николая Кузанского, который свой основной трактат выразительно озаглавил de docta ignorantia [Об ученом незнании (лат.).] и с энтузиазмом говорит о sacra ignorantia [Священное неведение — (лат.).], неоднократно ссылаясь при этом на Дионисия Ареопагита.
Шеллинг устраняет тем самым
трансцендентность и абсолютность Божества вне мира и вступает на путь отвергаемого им монизма, динамического миробожия, для которого мир есть становящийся или потенциализирующийся
Бог (т. е. оказывается в сродстве с определенно враждебными христианству учениями Гартмана и Древса).
Такую относительную
трансцендентность разных ступеней бытия при самотворении
бога и мира в Ничто неизбежно приходится допустить и крайнему имманентисту или эволюционному монисту.
Открываясь твари,
Бог совлекается абсолютной
трансцендентности Своей и проявляется в своем действии для твари, в благодати или (пользуясь выражением догматических споров XIV века) энергии Своей.
В учении Оригена идеям отрицательного богословия принадлежит свое определенное место, причем нельзя не видеть близости его в этом отношении к Плотину. В книге первой сочинения «О началах», содержащей общее учение о
Боге, резко утверждается Его
трансцендентность и непостижимость. «Опровергши, по возможности, всякую мысль о телесности
Бога, мы утверждаем, сообразно с истиной, что
Бог непостижим (mcompehensibilis) и неоценим (inaestimabilis).
Утверждение
трансцендентности Божества существенно связано и с другим основным положением Пордеджа, а именно о полной свободе
Бога от твари: «Что же есть сия свобода Святой Триединицы?
Три ипостаси, по Савеллию, — это три различные формы внешнего проявления в мире единого Божества.], необходимо признать, что этим учением он вносит процесс в само Божество и тем самым впадает в противоречие с «собственным утверждением
трансцендентности, а потому и абсолютности
Бога.
Отсюда начинается возможность определений
Бога как имманентно-трансцендентного, выступившего из своей
трансцендентности и абсолютности своей в имманентность и некий дуализм.
В иудействе и язычестве с наибольшей силой противопоставились две антиномически сопряженные стороны религиозного сознания, оба его полюса:
трансцендентность и имманентность
Бога миру, и только христианство было в силах чрез боговоплогцение «примирить» (по слову ап. Павла) расколовшееся религиозное самосознание.
Пантеистическая тенденция в истории религиозной мысли была двойственна, она, с одной стороны, означает освобождение человека от гнета авторитарной, экстериоризованной
трансцендентности, от понимания
Бога, как объекта.
Истинный христианский трансцендентизм означает
трансцендентность «мира» человеку и имманентность
Бога человеку.