Неточные совпадения
Я могу сказать, что у меня был опыт изначальной свободы, и, в связи с ней, и творческой новизны, и зла, был острый опыт о
личности и ее конфликте с миром общего, миром объективации, опыт выхода из власти общего, был опыт человечности и сострадания, был опыт о человеке, который есть единственный предмет
философии.
Лавров утверждал антропологизм в
философии и основным двигателем исторического процесса признавал критически мыслящие
личности.
Верховной ценностью для него была свободная человеческая
личность, и он наивно связывал это с материалистической и утилитарной
философией.
Социализм, связанный с позитивной
философией, не дает возможности обосновать ценность и независимость
личности.
Борец за
личность Писарев отрицал творческую полноту
личности, полноту ее духовной и даже душевной жизни, отрицал право на творчество в
философии, в искусстве, в высшей духовной культуре.
Мысли его были направлены против
философии истории Гегеля, против подавления человеческой
личности мировым духом истории, прогрессом.
Образ его, если взять его в целом, более интересен и оригинален, чем его
философия в собственном смысле [Для характеристики
личности Вл. Соловьева особенно интересна книга К. Мочульского «Владимир Соловьев».
Но мистическая
философия должна избежать того крайнего и исключительного мистицизма, который отвергает сверхиндивидуальный Разум и его традиции в истории и вместе с тем поглощает индивидуальность, растворяет
личность в хаотической стихии.
Подозрительна та
философия, для которой реальность — призрачна, свобода — призрачна,
личность — призрачна.
Социализм и анархизм, декадентство и мистика, разочарование в науке и пустота новейшей
философии, небывалое еще ощущение
личности и сознание неизбежности нового общества, мучительное обострение проблемы пола — все это ведет к какому-то пределу, к таинственному еще разрешению.
Судьба
личности в христианской
философии и в христианской теософии не может быть постигнута эволюционно и натуралистично, судьба эта сверхразумна, сверхприродна, катастрофична.
Лишь церковная
философия в силах решить проклятые вопросы, лишь ей доступны проблемы свободы и зла,
личности и мирового смысла, реализма и брачной тайны познания.
Личность иррациональна для рационалистической
философии и всегда разложима и на что-нибудь сводима; пантеистический монизм или атомистический плюрализм оказываются роковыми пределами рациональной мысли.
Современная
философия —
философия иллюзионистическая по преимуществу, ее гносеология отвергает не только реальность отношения к бытию, но и само бытие, лишает человека изначального сознания свободы, свободы безмерной и безосновной, разлагает
личность на дробные части, отвергая ее изначальную субстанциональность.
Призрачно спасти реальность, свободу,
личность современная
философия всегда сумеет, для этого существуют многочисленные орудия софистики и гносеологической эквилибристики.
Тогда народилась мистическая
философия и мистические секты, появились
личности, окруженные мистической тайной.
Сознательный переход от отвлеченной
философии самодовлеющего рассудка к конкретной
философии целостной жизни духа, не
философии чувства, а
философии органического духа, раскрывает возможность положительного решения проблем реальности, свободы,
личности.
Весь опыт новой
философии громко свидетельствует о том, что проблемы реальности, свободы и
личности могут быть истинно поставлены и истинно решены лишь для посвященных в тайны христианства, лишь в акте веры, в котором дается не призрачная, а подлинная реальность и конкретный гнозис.
Истинное решение проблемы реальности, проблемы свободы, проблемы
личности — вот настоящее испытание для всякой
философии.
Бессилие решить проблемы реальности, свободы,
личности или ложное решение этих проблем — верный показатель плохих качеств
философии, ее внутренней импотенции, ложности избранного ею пути.
Современная
философия отрицает реальность, свободу,
личность или утверждает их призрачно.
Рационалистическая
философия бессильна решить проблему зла, так связанную с проблемой свободы и
личности.
Как всякая
личность — произведение своего времени, так
философия есть в мыслях схваченная эпоха; нелепо предположить, что какая-нибудь
философия переходила свой современный мир» [«Philos, des Rechts», Vorrede.
Что представляет собою молитва по своему «трансцендентальному» составу? прежде всего, устремление всех духовных сил человека, всей человеческой
личности к Трансцендентному: всякая молитва (конечно, искренняя и горячая, а не внешняя только) осуществляет веление: transcende te ipsum [Превзойди себя самого (лат.) — тезис
философии Августина (Об истинной религии XXXIX, 72)].
Но подлинное учение о человеке-личности может построить лишь экзистенциальная
философия, а не
философия социологическая, как и не
философия биологическая.
В греческой
философии не было сколько-нибудь ясной идеи
личности.
Анархическая утопия покоится на наивной монистической
философии и совсем не хочет знать трагического конфликта
личности с миром и обществом.
Так изначально определились внутренние двигатели
философии: примат свободы над бытием, духа над природой, субъекта над объектом,
личности над универсально-общим, творчества над эволюцией, дуализма над монизмом, любви над законом.
Отвлеченная, рациональная, понятийная
философия всегда плохо понимала
личность, и когда говорила о ней, то подчиняла её безлично-общему.
Персонализм не может быть основан на идеализме (платоновском или немецком) и не может быть основан на натурализме, на
философии эволюционной или
философии жизни, которая растворяет
личность в безличном, космическом витальном процессе.
Проблема
личности была трудна для схоластической
философии.
Но томистическая
философия делает уже важное различение между
личностью и индивидуумом.
Впрочем, Ницше, столь важный для проблематики персонализма, пришел к
философии, разрушающей
личность, но с другого конца.
Проблема
личности была поставлена с большой остротой в XIX веке такими людьми, как Достоевский, Киркегардт, Ницше, Ибсен, людьми, восставшими против власти «общего», против засилия рациональной
философии.
Виталистическая
философия, которая играет немалую роль в современной мысли и которая имеет своё учение о человеке, неблагоприятна для принципа
личности, она антиперсоналистична.
Как уже было сказано,
философия жизни ведет к растворению человеческой
личности в космическом и социальном процессе.
Персоналистическая
философия должна признать, что дух не генерализирует, а индивидуализирует, он создает не мир идеальных ценностей, внечеловеческих и общих, а мир
личностей с их качественным содержанием, формирует
личности.
Греческое слово ύπόστασις, означающее подстановку, и латинское слово persona, означающее маску, связанную с театральной ролью, очень несовершенно выражают
личность в смысле, данном ей христианством и новой
философией.
Ложное гипостазирование космических начал, сил, энергий, качеств глубоко противоположно персоналистической
философии и порабощает человеческую
личность космической иерархией.
Философия немецкого идеализма неблагоприятна для
личности и не ставила проблему
личности.
Вся ограниченность и неправда коммунистической
философии связана с непониманием проблемы
личности.
Во имя освобождения
личности они низвергали религию,
философию, искусство, мораль, отрицали дух и духовную жизнь.
Но провалом гегелевской
философии духа было непонимание внутреннего существа
личности, личной духовности, личного отношения человека и Бога.
Платонизм есть
философия родового бытия, и он не может поставить проблемы
личности.
Философия — искусство, потому что она предполагает особый дар свыше и призвание, потому что на ней запечатлевается
личность творца не менее чем на поэзии и живописи.