Такое рассуждение показывает, по нашему мнению, только неуменье обращаться с общими
философскими положениями, когда дело коснется применения их к частным случаям.
Неточные совпадения
Оттого из «Истории» его вышла весьма живая картина деяний Петровых, весьма полное собрание фактов, относящихся к лицу Петра и к
положению придворных партий, окружавших его во время детства и отрочества, нелицеприятное изложение государственных событий времени Петра; но истинной истории, во всей обширности ее
философского и прагматического значения, нельзя видеть в ныне изданных томах «Истории Петра Великого».
Мы всегда примечали, что как бы ни старался человек взглянуть в глаза беде, как бы ни примирялся он с неизбежностию и непоправимостью
положения, в которое ставила его сила обстоятельств, но такое
философское настроение никогда не оказывается вполне цельным.
Самодостоверным основанием для философии, относительно которого она уже не имеет возможности сомневаться и далее проблематизировать, следовательно, уже принципиально не проблематичным, а догматичным (ибо догматичность и есть
философская антитеза проблематичности), является, бесспорно, мышление: cogito — ergo sum [Мыслю, следовательно существую (лат.) — одно из основных
положений философии Р. Декарта.], говорит о себе философия.
Такое деградированное
положение философского познания соответствует стадии, в которой философия хочет быть наукой и попадает в рабскую зависимость от науки.
Сказать, что это происходит оттого, что наслаждений в этой жизни больше, чем страданий, нельзя, потому что, во-первых, не только простое рассуждение, но
философское исследование жизни явно показывают, что вся земная жизнь есть ряд страданий, далеко не выкупаемых наслаждениями; во-вторых, мы все знаем и по себе и по другим, что люди в таких
положениях, которые не представляют ничего иного, как ряд усиливающихся страданий без возможности облегчения до самой смерти, всё-таки не убивают себя и держатся жизни.
Эти два
положения стали основой миросозерцания и верующих и неверующих нашего псевдо-христианского общества. Из второго
положения вытекла церковь с ее учреждениями. Из первого вытекает наше общественное мнение и наши
философские и политические теории.
Все
философские и политические теории, оправдывающие существующий порядок, гегельянизм и его дети зиждутся на этом
положении. Пессимизм, требующий от жизни того, что она не может дать, и потому отрицающий жизнь, вытекает из него же.