Неточные совпадения
«И разве не то же делают все теории
философские, путем мысли странным, несвойственным человеку, приводя его к знанию того, что он давно знает и так верно знает, что без того и жить бы не мог? Разве не видно ясно в
развитии теории каждого философа, что он вперед знает так же несомненно, как и мужик Федор, и ничуть не яснее его главный смысл жизни и только сомнительным умственным путем хочет вернуться к тому, что всем известно?»
Моя сравнительно слабая способность к систематическому дискурсивному
развитию своей мысли мешает пониманию моей центральной
философской идеи объективации, с которой связан мой экзистенциальный опыт.
С точки зрения современной психологии мою изначальную тему можно было бы формулировать как различение между бессознательным и сознанием, но научная психология и ее представители не способны к
философскому обоснованию и
развитию учения о бессознательном.
Благодарю покорно, Егор Федорович (Гегель), кланяюсь вашему
философскому колпаку; но со всем подобающим вашему
философскому филистерству уваженьем, честь имею донести вам, что, если бы мне и удалось взлезть на верхнюю ступень лестницы
развития, — я и там попросил бы вас отдать мне отчет во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр.: иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головой.
В своей «Критике
философских предубеждений против общинного землевладения» он, пользуясь терминологией гегелевской диалектики, пытался показать, что можно миновать средний капиталистический период
развития, доведя его до крайнего минимума, почти до нуля.
Киреевский писал в своей программной
философской статье: «Как необходима философия: все
развитие нашего ума требует ее.
Мне кажется, что ум человеческий в каждом отдельном лице проходит в своем
развитии по тому же пути, по которому он развивается и в целых поколениях, что мысли, служившие основанием различных
философских теорий, составляют нераздельные части ума; но что каждый человек более или менее ясно сознавал их еще прежде, чем знал о существовании
философских теорий.
— Я невежда в отношении Гегеля… С Фихте [Фихте Иоганн-Готлиб (1762—1814) — немецкий философ и публицист.] и Шеллингом [Шеллинг Фридрих-Вильгельм (1775—1854) — немецкий философ, оказавший заметное влияние на
развитие русской
философской мысли, особенно в 20-е годы.] я знаком немного и уважаю их, хотя я сам весь, по существу моему, мистик; но знать, говорят, все полезно… Скажите, в чем состоит сущность учения Гегеля: продолжатель ли он своих предшественников или начинатель чего-нибудь нового?..
Для него все это как будто бы так непременно и следовало по непосредственному ходу его воспитания и
развития, а вовсе не по стремлению осуществить какие-то отдаленные, исполинские замыслы и не вследствие
философских убеждений в тех или других отвлеченных принципах.
Я не буду говорить о том, что основные понятия, из которых выводится у Гегеля определение прекрасного], теперь уже признаны не выдерживающими критики; не буду говорить и о том, что прекрасное [у Гегеля] является только «призраком», проистекающим от непроницательности взгляда, не просветленного
философским мышлением, перед которым исчезает кажущаяся полнота проявления идеи в отдельном предмете, так что [по системе Гегеля] чем выше развито мышление, тем более исчезает перед ним прекрасное, и, наконец, для вполне развитого мышления есть только истинное, а прекрасного нет; не буду опровергать этого фактом, что на самом деле
развитие мышления в человеке нисколько не разрушает в нем эстетического чувства: все это уже было высказано много раз.
Есть, конечно, и всегда бывали люди с крайне утилитарными взглядами, Петры Ивановичи Адуевы средней руки, черствые и сухие в своей quasi-философской практичности, — люди, которых не прошибешь указанием на нравственную красоту и высокую степень умственного
развития.
Мы не станем следить здесь за
развитием общих
философских положений, обсуждавшихся в кружке Станкевича и сделавшихся потом надолго благотворным источником критики Белинского.
Из нашего понимания религиозной философии, как вольного художества на религиозные мотивы, следует, что не может и не должно быть одного канонически обязательного типа религиозной философии или «богословия»: догматы неизменны, но их
философская апперцепция [Апперцепция — здесь: восприятие.] изменяется вместе с
развитием философии.
Статья Фридриха Форберга «
Развитие понятия религии» была опубликована в «
Философском журнале», редактируемом Фихте.
Такая манера применяется им но всех почти важнейших диалогах зрелого периода (исключение составляют, кажется, только «Парменид», «Филеб» и «Софист»); напряженнейшая
философская спекуляция у него сменяется мифом, отнюдь не занимающим случайное место в качестве литературного орнамента, но играющим определенную роль в
развитии мысли, — иногда в форме мифа высказываются самые основные утверждения, имеющие значение необходимого аргумента.
Задача
философской этики заключается совсем не в познании происхождения и
развития нравственных идей о добре и зле, а в познании самого добра и зла.
В нем"спонтанно"(выражаясь научно-философским термином) зародилась мысль написать большой роман, где бы была рассказана история этического и умственного
развития русского юноши, — с годов гимназии и проведя его через два университета — один чисто русский, другой — с немецким языком и культурой.
Его всего сильнее интересовали тогда
философские вопросы, эволюция идей и культурное
развитие общества.
«Кланяюсь Вашему
философскому колпаку, — обращается Белинский к Гегелю, — но со всем подобающим Вашему
философскому филистерству уважением, честь имею донести Вам, что если бы мне и удалось влезть на верхнюю ступень лестницы
развития, — я и там попросил бы отдать мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции Филиппа II и пр., и пр.: иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головой.
В советской
философской и социалистической литературе постоянно повторяется, что главное не «производительные силы», т. е. экономическое
развитие, а «производственные отношения», т. е. борьба классов и революционная активность пролетариата.
В нем происходит естественный ход
развития сильной и своеобразной личности, который на
философском языке называется"эволюцией".