Неточные совпадения
Природа с своими вечными уловками и
экономическими хитростями дает юность человеку, но человека сложившегося берет для себя, она его втягивает, впутывает в ткань общественных и семейных отношений, в три четверти не зависящих от него, он, разумеется, дает своим действиям свой личный характер, но он гораздо меньше принадлежит себе, лирический элемент личности ослаблен, а потому и чувства и наслаждение — все слабее, кроме ума и воли.
Недавно открыто подобное изумительное явление не только в пчелиных матках, но и в рабочих пчелах, [Брошюра «Три открытия в естественной истории пчелы», написанная незабвенным, так рано погибшим, даровитым профессором Московского университета, К. Ф. Рулье, напечатанная в Москве 1857 года.] доказывающее глубокую
экономическую предусмотрительность
природы.
Федоровский «проект» одной своей стороной, именно поскольку он связан с хозяйственной «регуляцией
природы», есть
экономический материализм, проведенный с такой решительностью, которая оказалась далеко не по плечу Марксу.
Это зависит, конечно, и от того, что Маркс, хотя и признанный отец «
экономического материализма», совершенно не задавался основным для экономизма вопросом о
природе хозяйства: он мыслил его лишь в категориях технически-вещных или меркантильно-бухгалтерских, заимствованных из политической экономии.
Это — соблазн первого диавола искушения: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4:3), т. е. яви себя
экономическим мессией, «сыном человеческим», силою «регуляции
природы» оживляющим и воскресающим.
Экономическое рабство человека, бесспорно, означает отчуждение человеческой
природы и превращение человека в вещь.
Если же человек остается существом материальным и
экономическим, духовная же его
природа признается иллюзией сознания, обманной идеологией, то человек остается рабом и раб по
природе.
Рост
экономической производительности, увеличение власти человека над стихийными силами
природы и умножение хозяйственных ценностей есть само по себе благо и источник жизни.
Идеология, которая есть лишь надстройка, религиозные верования, философские теории, моральные оценки, творчество в искусстве — иллюзорно отражают в сознании действительность, которая есть прежде всего действительность
экономическая, т. е. коллективная борьба человека с
природой для поддержания жизни, подобно тому как у Фрейда есть прежде всего сексуальная действительность.
Марксизм есть не только учение исторического или
экономического материализма о полной зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными силами
природы и общества.
Советская власть есть не только власть коммунистической партии, претендующей осуществить социальную правду, она есть также государство и имеет объективную
природу всякого государства, она заинтересована в защите государства и в его
экономическом развитии, без которого власть может пасть.
Последняя, наиреальнейшая власть человека над
природой будет теургической, а не
экономической.
Природа философии совсем не
экономическая.
Феофан не хуже
экономических материалистов изобличает хозяйственную
природу семьи.
Даже
экономическая культура есть лишь знак, символ последней власти человека над
природой, а не само бытие этой власти, не последняя ее реальность.
Эта революционно-нигилистическая вражда ко всякому иерархизму имеет прежде всего
природу духовную, а не политическую и
экономическую, это есть психология масс и нравственная их настроенность.
Творческое отношение человека к
природе и творческое отношение человека к человеку, то есть творчество
экономическое и творчество моральное, изменяет социальную ткань.
Борьба классов перестала быть фактом социально-экономическим, она стала фактом духовным, она распространилась на всю совокупность человеческой
природы и человеческой жизни.