В марксизме-большевизме пролетариат перестал быть
эмпирической реальностью, ибо в качестве эмпирической реальности пролетариат был ничтожен, он был прежде всего идеей пролетариата, носителем же этой идеи может быть незначительное меньшинство.
Уж слишком хорошо понимает Фейербах, что «Христос есть прообраз, сущее понятие человечества, совокупность всех нравственных и божественных совершенств, исключающее все отрицательное и несовершенное, чистый, небесный, безгрешный человек, человек рода, Адам Кадмен (Адам Кадмон) [Адам первоначальный, человек первоначальный — в мистической традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времен как первообраз для духовного мира, а также для человека (как
эмпирической реальности).
Неточные совпадения
Но сравнительно мало интересовались
реальностями, и
эмпирическими, и сверхэмпирическими, умопостигаемыми.
Наш «
эмпирический» мир есть действительный мир, но больной и испорченный; он воспринимается таким, каков он есть в данном своем дефектном состоянии, а не таким, каким его конструирует субъект; он познается наукой, наука имеет дело с
реальностью, а не с состояниями сознания и элементами мышления, но
реальностью больной.
Это
эмпирическое чувство
реальности, опирающееся на интуицию, иногда называется верой или же «мистическим эмпиризмом» [У Лосского в «Обосновании интуитивизма».
Напрасно Гекер сводит литургическую жизнь церкви к внешнему обряду, к чему-то вроде суеверной магии, а то время как в ней есть духовная глубина, есть отображение небесной жизни, Учение Хомякова о церкви, т. е. учение о соборности и свободе, представляется Гекеру утопией, которая нигде никогда не была реализована, только потому, что для него
реальность исчерпывается
эмпирической данностью, что он не способен понять существования идейного в онтологическом смысле мира, который находится за миром
эмпирическим, противополагается ему и вместе с тем действует в нем.
Искусство Достоевского все — о глубочайшей духовной действительности, о метафизической
реальности, оно менее всего занято
эмпирическим бытом.
Не
реальность эмпирического, внешнего быта, жизненного уклада, не
реальность почвенных типов реальны у Достоевского.