Журналист Александр — любитель вечерних экстремальных прогулок, знаток молодёжного сленга и традиций. Однажды вечером, отправившись на окраину города, он бродит по огромному гаражному кооперативу. Где и сталкивается с местной «гопотой», по всей видимости, вооружённой огнестрельным оружием. Убегая от этой банды, Александр попадает в зону «природной аномалии», где его сбивает с ног ветром и несёт куда-то в темноте. Очнувшись, молодой человек обнаруживает себя в лесу. Пытаясь выйти, он сталкивается с собирателем мёда, затем с крестьянами, живущими в избах с окошками из бычьего пузыря. Решив, что это сумасшедшие любители исторических реконструкций, Александр решает добираться до города, не обращая на них внимания. И тут же подвергается нападению конников, один из которых называет себя «княжеским тиуном»…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Санька при дворе князя Владимира» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 9
Где Санька вводит князя в состояние лёгкого ступора
Уже несколько часов я работал музейным экспонатом. Или слоном в зоопарке. Приходилось стоять почти неподвижно, сохранять приветливое лицо и не чесаться при этом в неприличных местах. Весь княжеский двор уже внимательно осмотрел меня с ног до головы, мою одежду и обувь пощупали во всех местах, вывернули наизнанку и едва ли не попробовали на зуб. Хорошо ещё, что не заставляли открывать рот и не выстукивали череп на предмет обнаружения мозга.
Осмотр происходил циклично — те, кто недавно отошёл из природной скромности, вскоре вновь возвращались поглазеть. Честно говоря, меня это уже начинало напрягать. Я дико устал, сказывались перенесённые стрессы и нагрузки. Хорошо ещё, что князь-батюшка запретил кому-либо рассказывать эту историю за оградой двора. Мой телефон отключился, и я чувствовал, что это, вполне может быть, навсегда.
Наконец нас всех пригласили в гридницу — был готов пир на весь мир. Князь милостиво посадил меня возле себя, что наверняка было большой честью. Стол был густо уставлен яствами — жареными утками и поросятами, всевозможными соленьями и сладостями, чашами с икрой и мёдом. Вот уж поистине экологически чистые кушанья! Ведь ещё никто не придумал ГМО и всяческие Е-добавки. А нефтепродукты и канализационные стоки ещё не стекали в то время в Днепр.
Если сказать честно, то вкус многих блюд мне показался непривычным. За девять веков, которые прошли над Землей до моего рождения, изменились не только кулинарные пристрастия, но и сам способ готовки.
Я отметил, что древние русичи особенно налегали на всевозможные соления и квашения, а пили легкий медовый напиток или клюквенный морс. Спиртного на этом пире я не увидел вовсе.
Князь ел меньше всех — всё больше ухаживал за гостями и за супругой. Он подходил к каждому с лаской и улыбкой, часто обходил стол кругом, высматривая, кто ещё остался голодным или без внимания. В итоге довольными остались все. Естественно, что все косились на меня, как на какую-то диковину. Но разговоры всё же шли своим чередом. Я отметил, что обстановка на этом пире сильно отличалась от ауры тех посиделок, к которым мы привыкли в 21 веке. Во-первых, никто здесь не сквернословил и не подкалывал друг друга, даже дружески. Все общались очень плавно, миролюбиво, говорили медленно и напевно, будто впереди было ещё трое суток. Впрочем, не исключено, что старые друзья в то время вполне могли потратить и неделю на застолье. Времени было не жалко, оно, в отличие от нашего заполошного века, текло как-то медленно и вольготно.
— А я тебе и говорю, Васятка, — горячился жилистый седобородый старик, беседовавший с румяным и немного дородным юношей, — что пока мы с батюшками Владимиром Всеволодовичем и Святополком Изяславовичем не сходили в поход супротив половцев полтора десятка лет назад, выйти в степь погулять нельзя было. Налетали эти аспиды, да сразу в полон вязали!
— Ох, пользуешься ты моей молодостью, дядя Дорофей, — басил Васятка, — стращаешь! До вовек не поверю, что половцы возле самых стен киевских бегать смели!
— Отчего ж ты не веришь? — неожиданно появился у него из-за спины князь. — После того похода ещё четвёрик лет прошёл — хан Боняк пришёл нам грозить. Мы вместе с Олегом и Святополком его разбили наголову. А ведь было время, когда Боняк почти Киев брал…
Я слушал эти неспешные речи и тут мне неожиданно стало страшно. Так сильно, как бывает только ночью, в полном одиночестве. Когда дышать темно и воздуха не видно. Я вдруг полностью осознал, где я оказался. В чужом времени, где у меня нет ни одного друга, родственника или коллеги. Здесь я не могу позвонить своему другу и однокласснику Серёге, с которым мы сидели за одной партой. Да что там говорить — мои родители и жена остались там, в далёком 21 веке! И я их вряд ли когда-нибудь увижу! Не исключено, что мои кости найдут археологи, а родня даже не поймёт, что это мои останки! Наверняка за девятьсот лет даже мобильник сгниет до неузнаваемости. Если его ещё раньше не разобьют какие-нибудь половцы…
Хотелось бежать куда-нибудь без оглядки, с диким воплем. Мамочки! Да что же это такое делается! В эту секунду меня кто-то мягко взял за локоть.
— Успокойся, мил человек, — услышал я негромкий голос князя, — вижу, взволнован ты. Знаю, страшно тебе у нас оказаться. Дивное ты путешествие совершил — не каждому такая судьба выпадает. Вспомнил я семь отроков эфесских, на тебя глядя.
— А что это за отроки? — удивился я.
— Те, что заснули при нечистом императоре Траяне, который христиан гнал, а проснулись через две сотни лет, когда правил христианин Феодосий Младший.
— Реально такое было? — поразился я.
— Даниил Паломник, игумен, ходил во Святую землю двенадцать лет назад. И видел святые мощи этих отроков, лежащие в пещере.
…Как-то так получилось, что князь отвлёк меня от страха, в итоге я совсем о нём позабыл. Вот благой человек — рядом с ним было как-то хорошо и спокойно. Князь слегка сжал мою руку и прошептал:
— Жду тебя после пира — хочу беседовать с тобой с глазу на глаз, наедине.
Пиршество продолжалось — Васятка был полностью убеждён свидетельством Мономаха, но темы для дружеского общения на этом не исчерпались. Между делом я узнал, что жену князя зовут Ефимией, и что она — бывшая половецкая княжна, принявшая новую веру и имя. Похоже, что эта скромная и симпатичная девушка была вполне довольна своей новой судьбой.
Кстати, а где столь рьяно преследовавший меня Сенька со своими сподручными? В этой суете я совсем забыл о нём — да и где тут упомнить, ежели тебя, словно развалины Колизея оглядывают и ощупывают толпы зевак. Тревожась за печальную судьбу тиуна, я спросил о нём у дяди Дорофея, бывалого рубаки. Он махнул рукой:
— Князь батюшка его в пещеры послал. Вместе с костоломами. Авось исправятся.
— А что за пещеры? — поинтересовался я.
— Ты не знаешь? Ах, ну ты ведь ничего у нас не знаешь, — улыбнулся дед. — Монастырь великий, где монахи в пещерах подвизаются. Послужат братиям там, помолятся — глядишь, поумнеют. Князь о Сеньке у крестьян справлялся — ты его внимание обратил на сего ирода. Замучил совсем людей подневольных своими причудами.
В моей голове никак не могли уложиться слова о «монастыре пещерном великом». Да это же знаменитая Киево-Печерская Лавра! Может быть, ещё живы знаменитые на весь мир святые — Антоний и Феодосий Печерские! Если честно, то я не помню даты их смерти. Я аккуратно поинтересовался у деда:
— Дядя Дорофей, скажи, а преподобный Феодосий ещё жив?
— Эва куда махнул, — присвистнул старик, — уж сорок лет как закатилось солнце наше красное. Я юнцом был, ещё помню его, да чудеса, которые по молитве его делались…
Старик взгрустнул. Потом приосанился:
— А что? У вас в этом, как его? В будущем, что ли? Неужто, будут знать о преподобном?
— Не только, — улыбнулся я. — И о князе вашем память сохранят. Только вот не всем эта память впрок пойдёт…
Разошлись далеко за полночь. Но это только предположительно, ибо время можно было определить лишь по звёздам — наручные часы я не носил. Все потянулись по комнатам, челядь ушла спать на первый этаж, а дружина расположилась на втором.
Князь повёл меня в свою комнату. Обернулся в коридор, посветил свечой, тщательно запер дверь за собой. Посадив меня в кресло напротив себя, приготовился слушать:
— Не забавы ради я позвал тебя. Многих тайн нельзя знать простым людям — они могут их соблазнить и привести на путь грешный. Посему изложи мне всё, что можешь сказать о своём времени. Есть у меня и сокровенная мысль — ежели ты русский человек и обладаешь секретами военными, расскажи их мне. Ибо государство наше постоянно страдает от набегов половецких, разоряют они села и нивы. А твёрдой управы на них нет.
И тут я глубоко задумался. А ведь я ничего особенного не знаю. Это в книге Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», главный герой знает, как добывать железную руду, как её превращать в сталь, как изготовить порох и ружьё, как делать те или иные станки и приборы. А я знаю, куда воткнуть видеокарту компьютера, но как и из чего её делают, не имею никакого представления. Вот оно — обрывочное образование моего времени! Наши отцы и деды ещё имели энциклопедические познания, мы же почти ничего не знаем без Интернета. Да и с Интернетом немногое можем — не хватает дерзости и желания трудиться.
Несмотря на эти размышления, я всё-таки хотел начать свой рассказ в бравурном тоне — как человек светлого будущего представителю тёмного прошлого. Но сам не заметил, как начал жаловаться князю. Располагал он к этому, что ли…
— Понимаешь, князь, живём мы в таких домах, ровных, как коробка и многоэтажных. Ну, то есть, как у тебя во дворце два этажа, так у нас десять или и вовсе двадцать.
— А где же у вас огороды, земля?
— Да в том-то и дело, батюшка, что земли в наших городах нет. Живём на голове друг у друга, вокруг один бетон да асфальт. Один двор крошечный на пятьсот человек, да и тот собаками загаженный. Не знаем мы, князь, тех, кто с нами на одном этаже живёт, не говоря уж про дом и подъезд.
— Это как же так? — недоумевал Мономах
— Да вот так! Утром уходим на работу, максимум, в лифте, ну в таком ящике, который на верёвке нас вниз опускает, столкнёмся. И дела нет до этого человека.
Рассказывая о технических достижениях нашей эпохи, я тоже хотел было возгордиться. Но опять не получилось:
— Эти телефоны мобильные — в любой точке ты можешь поговорить с нужным человеком, в любую секунду. Эх, князь, вот бы в ваше время так дружины координировать! Впрочем, знаешь, как утомляет, когда тебя каждую минуту дёргают? Хотелось бы вовсе без телефона — чтобы о своём подумать, в одиночестве побыть. То же самое и Интернет — это вроде бумаги такой, которую за секунду можно на край света переслать — на экране видно, вроде как у телефона, который я тебе показывал. И смотреть на эти бумаги не хочешь, а всё равно — тянет. И пишут мои современники с делом или без него — даже говорить друг с другом вживую забывают.
Про машины, «колесницы без лошадей», у меня тоже вышло как-то невесело:
— Всё куда-то спешим, несёмся… Дела у нас, видите ли! Время наше как будто кто-то нахлёстывает! Как будто оно вот-вот кончится. Сел на машину и мчишься. Удобно — не нужно ногами ходить. И быстро, и комфортно. Вот только теперь на улице страшно ходить — того и гляди, собьют. А когда я был маленький и ещё не было столько машин, мы пускали кораблики в весенних ручьях на шоссе. Попробуй это сделать сейчас! Сегодня детей вообще не отпускают гулять одних до двенадцати лет — боятся, что собьют. Или маньяков боятся…
Когда я объяснял князю, кто такие маньяки, он не в силах был сдержать своего гнева:
— Тьфу, что за время у вас отвратительное! Святый Боже, огради нас от такого! Дожили, докатились, потомство наше, ничего не скажешь!
— Это ещё что, батюшка, — махнул я рукой, — маньяки хотя бы вне закона. А разврат и гомосятина всякая — это в моё время едва ли не норма. По телевизору такое показывают…
Я попытался растолковать Мономаху, что же такое телевизор. Про гомосексуальные отношения он знал, но в его время «мерзость греческая» была редкостью несусветной. «Лично бы засёк таких, если б узнал», — в сердцах бросил князь.
— По телевизору с утра до вечера идёт такой шлак, что включать не хочется, — неожиданно для себя я едва не плакал. — Я лично телек не смотрю, но ведь другие смотрят. Бесстыдство, пошлость, тупость — всё это льётся с экрана, как водопад. Страшно за народ, который видит такое. Результаты мы уже видим на улицах. Воспитан потребитель, для которого слова «честь, совесть, Родина» ничего не значат. Он плюёт, бросает банку, матерится — другие уберут, обслужат.
— А Бог? — оживился князь. — Верят ли у вас в Бога?
— В Бога? — задумался я. — У нас верят, что всё на свете образовалось случайно. Что человек от обезьяны произошёл, а та образовалась от слипания молекул. Которые, в свою очередь, получились от удара молнии и подогрева всяких химических элементов. В общем, такие дела, князь…
— Как же так? — недоумевал властитель Киевский. — Как можно верить в такое? А дворцы у них сами собой не строятся? Что если они увидят статую красивую или мозаику в церкви? Тоже подумают, что они случайно вытесались из камня? А ведь и человек и животное намного красивше и сложнее статуи!
Вскоре мы подошли вплотную к военной теме. Здесь мне, как сыну своего времени, было чем «похвастаться»:
— В будущем, дорогой князь, наука убиения себе подобных достигнет невероятного развития. При общей гуманности людей станут убивать оптом и в розницу, то бишь, по одному и пачками. Иногда за деньги, а иногда — за просто так. Причём теперь на войне станет неважно — доблестный ли ты человек, сильный ли воин. Любой чахлик с автоматом в руках с лёгкостью пришибёт верзилу, а иной очкарик отправит на тот свет целый город, нажав на кнопку.
Вкратце объяснив князю, как действует стрелковое оружие, танк, самолёт и ядерная бомба, я добавил:
— Впрочем, я даже рад, что не знаю, как изготавливать эти смертоносные вещи. Поверь, княже, что к добру они в вашем времени не послужат. После тебя будут князья не столь добродетельные, и они на полную катушку воспользуются этими страшными предметами…
— Ты прав, Александр, — пробормотал князь Владимир, — ни к чему нам ужасы твоего времени. Мы уж лучше так, по старинке — мечами да копьями… Кстати, — Мономах пристально посмотрел на меня, — а что это за боевая наука, которую ты применил к Сеньке и его подручным? Пока тобой мой двор дивился, я послал за крестьянами из Горловки — они мне всё рассказали. Думаю, умение хорошо драться без мечей нашему времени не помешает.
Честно говоря, мне стоило труда убедить князя, что я не владею каратэ и джиу-джитсу, а также не проходил практику в Северном Шаолине:
— Мне помогла наглость. Честно говоря, я думал, будто Сенька вместе с помощниками — ряженые или сумасшедшие. Сейчас, зная, что они могут меня нарубить на куски, я бы не осмелился так нападать. Да и они не ожидали от безоружного пешехода такой прыти.
Поразмыслив, князь согласился со мной. И внезапно задал мне самый сложный вопрос:
— А что будет с Киевом? Сохранится ли сей град до твоих дней?
— Сохранится, — нахмурился я, — а остального лучше тебе не знать, князь. Лучше дожить свой век спокойно и не ведать того.
Но князь так решительно просил меня поведать ему правду, что я не смог отказать. С удивлением я узнал, что во времена Мономаха название «Москва» уже было известно:
— Да быть того не может, чтобы эти деревушки болотные стольным градом стали! — поразился князь Владимир. — Там же сырость вечная, да леса непроходимые!
Пользуясь моментом, я поспешил узнать от сведущего человека, откуда происходит загадочное название русской столицы.
— Московь? — прищурился князь. — Это так наши деды и прадеды говорили — вроде как это значит «болотная или мокрая». Древние русичи «московью» всякую сырость кликали.
Вот тебе и раз! Выходит, никакие «Мосох» и «Ква» здесь ни при чём, также, как неверна и гипотеза финского происхождения слова! Вот только… Не исключено, что я никогда не донесу это славное открытие до своих современников.
— Там сегодня много деревушек, — рассказывал князь, — Воробьево, Симоново, Высоцкое. Был я там проездом, когда в Ростов ездил, храм закладывать.
Лично я всегда был противником теории, что вмешательство в прошлое необратимо изменит будущее. Мне кажется — чему быть, того не миновать. Посему я говорил с князем без страха, что с карты современной мне России исчезнет мой родной город, а вместо него появится какой-нибудь Нижнеплюйск-Залесский. И всё-таки, рассказывая князю о будущем значении Москвы, я подумал, что именно его сыну, Юрию Долгорукому, приписывают основание крепости на Москва-реке в 1147 году. Впрочем, если я попал в это время, значит так было надо…
Я долго втолковывал князю, что русские люди разделятся в будущем на украинцев, белорусов и «москалей». И что именно «москали» по версии случайных правителей Киева, «зробили» на Украине «голодомор».
Князь, слушая всё это, рвал и метал. Казалось, что он сейчас пробьёт посохом стену и повелит немедленно привести к нему тех, кто разделил некогда единую Святую Русь. На лютый, но справедливый правёж, то бишь взыскание долгов.
Я поведал о Чернобыле, о том, что Киев тоже будет страдать от аварии на АЭС. Радиацию я описал, как «незримую смерть», которая проникает сквозь стены.
Князь сидел, понурив голову, зажав её между рук:
— Ой, в страшное время ты живёшь, путник, в страшное… Лучше мне того бы не знать. Мы же все трудимся, верим, что будущее будет светлым для Руси.
Тут он встал, глубоко вздохнул и вперил в меня свой указательный палец. Глаза князя пылали:
— Но знай, странник — будет жить Русь! Ещё всем ворогам, её окружившим в твоё окаянное время, мы докажем — будет жить! Ещё задрожат все умышляющие зло и одного имени Руси убоятся! Знай это!
У меня, если честно, мурашки по спине побежали от этих слов. Я чуял, что это не просто слова — это пророчество. Как бы я хотел увидеть родную страну сильной, как встарь, а самое главное — без погани, занесённой извне, без этих порнушных передач и журналов, без политического словоблудия и международной слабости, с сильным и решительным главой, реальным защитником народа и его исконных ценностей. На тот день, когда я покинул своё время, такой триумф России виделся мне проблематичным. Хотя… Не исключено, что мои современники, устав от мерзостей так называемой «демократии», воспитают своих детей совершенно в ином духе.
— А что будут делать мои дети и внуки? — улыбнулся Мономах. — Хоть они не отойдут от отцовых постановлений?
— Прошу тебя, князь, не спрашивай меня об этом! — взмолился я. — Хоть это дай сохранить в тайне. Скажу тебе, что твоё «Поучение» сохранится до моих дней. И каждый русский сможет прочитать его в Интернете. Скажу, что земля русская в конце концов соберётся под одним началом, но только после испытаний. Моё время, как мне кажется — это тоже испытание.
Мы окончили наш разговор, когда уже начинало светать. Вот что значит — государственный человек. Не пожалел времени и сил для разговоров о далёком будущем. Разошлись мы оба со светлым настроением. Меня ободрило пророчество князя, а Мономах нёс в сердце радость о грядущем укреплении Руси. Хорошо, что он никогда не узнает о распрях между князьями, которые начнутся сразу же после смерти его сына Мстислава, о грядущем татаро-монгольском иге…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Санька при дворе князя Владимира» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других