1. Книги
  2. Публицистика
  3. Александр Ефремов

Его Величество танец

Александр Ефремов
Обложка книги

Книга посвящена суждениям и размышлениям на тему бальных танцев, их развитию, вопросам и проблемам, видению прошедших и настоящих событий. Автор постарался искренне и честно рассказать о том, что ему близко и дорого, чему он посвятил большую часть своей жизни.

Автор: Александр Ефремов

Жанры и теги: Публицистика

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Его Величество танец» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 8. Первые шаги на поприще преподавания танцев (1979—1980)

И вот встал вопрос: что дальше? Он, конечно, всегда стоял и не только перед нами, а, по-моему, перед всеми в жизни.

Я работал на заводе, Надя училась, ходили на тренировки. Ансамбль, вернее то, что от него осталось, распадался на глазах. Мы не претендовали на его руководство, нам совершенно не хотелось даже думать об этом, понимали, что это путь в никуда.

И как-то само пришло решение набирать группу и пытаться что-то делать дальше. Решили набирать возраст где-то 6—8 класс. Хорошо помню, что на первое занятие пришел один парень и 9 девочек. Вот с этого и началось наша преподавательская деятельность.

Параллельно я вел еще юношескую школу танцев, о которой я уже писал.

Потом директор КТЗ Александр Федорович Костыря предложил нам стать ведущими танцевальных вечеров «Тех, кому за 30». Это было очень непросто — работать со взрослой аудиторией, ведь нам было чуть более 20 лет, а им всем далеко за 30. Было непросто держать внимание сотен людей, разучивать с ними танцевальные элементы, танцевать самим. И все это во время танцевального вечера под оркестр.

Это была первая и серьезная школа умения говорить, держать внимание, формулировать мысли и точно и ясно их излагать, чтобы было интересно и ново. Очень не хватало информации по танцам, по форматам и пониманию общего массового танцевания, как самостоятельного направления в танцах. Это сейчас все ясно и просто — социальные танцы. Есть танцы, методики преподавания, разнообразие стилей и жанров. Не буду углубляться в эту тему. Нас больше интересовало конкурсное танцевание.

Осенью 1979 года в Москве состоялся Чемпионат социалистических стран по бальным танцам. Он проходил в новом дворце спорта «Дружба». Конечно, мы никак не могли пропустить это зрелище и рванули в Москву. Мы впервые увидели почти все лучшие пары Восточной Европы, Кубы и Советского Союза, увидели это великолепие красок, костюмов, причесок, стилей платьев европейской и латино-американской программ. Это была незабываемая неделя пребывания в мире бального танца. Вернулись одухотворенными и заряженными, с желанием тренироваться и танцевать.

И вот тут вспомнили, что перед Н-Новгородом Гостева Р. П., провожая нас и напутствуя, попросила присмотреть там пару, которая могла бы переехать в Красноярск, чтобы возглавить танцы в городе. Она сказала, что нам непременно нужно развиваться самим и дальше, и чтобы появились кто-нибудь более опытные и зрелые, которые смогли бы помочь нам развивать свой танец и взять на себя организационные вопросы. Мы уже об этом между собой тоже говорили и думали. Перебирали всех, с кем познакомились. Понимали, что никакая пара из столицы и европейской части страны к нам не поедет. И остановились на Ольге и Викторе Колдобановых из Новосибирска. Я созвонился и поехал к ним на разведку.

Они жили в комнате с подселением, у них был маленький сын, они работали репетиторами в коллективе у Александры Шестаковой (старейшего педагога Новосибирска). Танцевали они тогда уже по «А» классу, брали уроки у Поповых, были нас старше по возрасту. В Новосибирске, как оказалось, их ничего не держало, там не было для них никаких перспектив. Я намекнул им о возможности перебраться в Красноярск и получить квартиру. Они сразу зацепились за это предложение, на этом и остановились.

Вернувшись, мы рассказали Раисе Петровне о них. Она опытная и мудрая, предложила, чтобы они приехали в Красноярск и выступили на вечере в КТЗ, конечно им все оплатили. Очень хорошо помним до сих пор, когда после выступления Гостева Р. П. один на один прямо спросила нас: а они точно нужны и точно подойдут для нас как тренеры и как руководители? Это потом мы поняли насколько она была более прозорлива чем мы — наивные и верящие людям с первого слова. Правда, уже тогда у нас уже начали закрадываться сомнения о правильности выбора, но нам было неловко поворачивать с полпути, тем более мы это все и затеяли — такая простота с нашей стороны, которая «хуже воровства».

И все закрутилось. Колдобановы уехали обратно и через какое-то время Р. П. Гостева выбила им двухкомнатную квартиру, они переезжают в Красноярск и становятся официально руководителями ансамбля КТЗ. Им передаются все наши взрослые пары того пришедшего ансамбля, конечно и мы тоже.

Мы по праву рассчитывали и были предварительные договоренности, что все будет на доброжелательной, уважительной основе, что они будут старшими товарищами и прочее. Мы ждали плодотворных тренировок, учебы, развития. А наткнулись на тоталитаризм, единоначалие, снобизм и высокомерие. И так это было жестко и быстро, что мы даже не успели и сообразить. Никто нас не учил и не тренировал просто так, от нас ждали, что мы должны за все платить (как это сейчас сплошь и рядом, а тогда этого и в помине не было). Мы должны были отдать свою группу им тоже, они концентрировали все в своих руках. Конечно, никакой своей группы мы не отдали и начались первые недоразумения и противостояние. Сначала скрытое, а потом и явное.

Хотя я немного забегаю вперед. Сначала был семинар с Поповыми, которых город пригласил с показательными выступлениями в КТЗ (мы конечно тоже поспособствовали этому приезду). Это было впервые, когда с нами кто-то занимался, хоть и на общем семинаре. И непросто кто-то занимался, а большие мастера, лучшая пара страны. Это были наши первые откровения в «большом» танце. Это был толчок к дальнейшему развитию. Ничего подобного с нами в последнее время не происходило. У меня в архиве сохранилась пленка, когда Станислава и Людмилу снимали на красноярском ТВ. Станислав несколько раз останавливал запись, пришлось делать несколько дублей, он добивался, чтобы пара как можно выгоднее смотрелась в ракурсе камеры.

Я, работая тогда на КраМЗе, как инженер участвовал в наладке светового и звукового оборудования во вновь открывающемся Дворце Труда, по тем временам роскошный дворец с великолепным паркетным залом с мозаичным паркетом из многих ценных пород дерева. И мы повезли Поповых показать этот дворец и зал. Они были очень удивлены всем этим великолепием. Станислав сказал, что будет говорить на центральном ТВ о проведение в нем новогодней передачи «Танцы, танцы». Тогда это была единственная 25-ти минутная ночная новогодняя передача, где Стас был ведущим (за кадром), а зрители могли в цвете и музыки увидеть лучшие пары мира. К сожалению, эта идея не претворилась в жизнь. Вот тогда мы с Поповыми впервые близко познакомились и, смею надеяться, даже подружились. И нам посчастливилось еще много лет общаться, тренироваться и выступать вместе. Но это было еще впереди.

А перед этим мы впервые оказались на очень знаменитом и популярном конкурсе «Уральские узоры» в Свердловске (ныне Екатеринбург). Организаторы конкурса Дима и Ольга Суфитдяновы, в последствие мы были в дружеских отношениях до самой неожиданной кончины Димы. Дима и Ольга рано закончили танцевать, у Димы был вшит сердечный стимулятор, но он блестяще проявил себя как организатор и руководитель.

Незабываемые впечатления: огромный Дворец Спорта, зрительский аншлаг в 5-ти тысячном зале, лучшие пары со всей страны, у нас первое осознанное собственное танцевание, шикарные призы и подарки. Помню, после турнира в этом же зале проходил семинар Поповых. Сотни пар и тренеров приняли участие. Семинар проходил в форме лекции, пары не выходили на паркет. Станислав и Людмила рассказывали и демонстрировали фигуры и основы танцев. Помню, после семинара слышал досужие разговоры, что «Стас зажал информацию, ничего не дает» и прочую подобную чепуху. Всем хотелось сразу как Поповы — ух, чтобы захватывало дух! Многие не понимали или не хотели понимать, что все должно быть по порядку и последовательно от основ танца к вершинам.

Кстати поэтому поводу, спустя 5—6 лет мы оказались в Норильске на празднование 50-летия Норильского комбината. Это было грандиознейшее мероприятие. Жаль, что дождь лил как из ведра, и организаторам все праздничные события пришлось перенести в закрытые помещения. Там не было танцзалов и чего-либо подобного и танцевать нам приходилось или в Доме Техники на узкой сцене перед киноэкраном, или в загородном профилактории для самых почетных гостей со всего Союза.

Так вот, среди этого празднества нас пригласил на дружеские посиделки местный ансамбль бального танца. Хорошо сидели, общались, а потом они попросили что-нибудь показать и разучить. Мы, естественно, начали с основных шагов и основных фигур. Расставались хорошо, но чувствовалось, что они чем-то недовольны. Спустя много лет мы встретились с одним из участников, и он рассказал, что сейчас ему стыдно за то, как они подозревали нас тогда в «зажатии информации», не понимая тогда, что трюки, позы и поддержки возможны только при владении основами танца и культурой тела, иначе это, зачастую, просто кривляние под музыку.

Хочу сказать, что «Уральские узоры» сыграли в нашей танцевальной жизни очень большую роль. Мы несколько лет танцевали на этом празднике танца. И это было настоящей школой становления. Кстати, в этом свете надо сказать и о конкурсе «Амурская мозаика» в Комсомольске-на-Амуре, и конкурсе «Таежный вальс» в Братске, и конкурсе «Амур» в Хабаровске, на которых мы протанцевали добрый десяток лет (все 80-е и начало 90-х годов). У нас остались очень теплые воспоминания и масса знакомых и приятелей среди танцоров, многие из которых выросли до отличных тренеров и руководителей.

Между тем, обстановка в КТЗ накалялась, но смею заверить, мы ее не «педалировали», никуда не бегали, никому не жаловались. Просто отделились и занимались собой и своим юношеским коллективом. Время для занятий катастрофически не хватало, зал был один на всех, вечером (Пт, Сб, Вс) массовые танцевальные вечера, наверху на балконе работал ресторан. А внизу мы в зале — детский, юношеский и взрослый ансамбли, а так же 3 школы танцев по возрастам. Зал огромный 800м2, но с каменным полом (шлифованный гранит), очень тяжелым для ног и стоп, после тренировок ноги гудели и мозжили до колен. Частенько вспоминался наш родной настоящий паркет в ДК ЖД, который мы очень берегли и периодически помогали Палычу натирать мастикой. Но это, к сожалению (а может и к счастью) было уже позади.

Репетиция в концертно-танцевальном зале

Возвращаясь к нашей группе, надо сказать, что основу юношеского ансамбля (как мы стали себя называть) составляли все те же советские танцы и диско, танцевали фигурный вальс, рилио, польку, русский лирический, сударушку. И понемногу подбирались к европейской и латино-американской программам, так называемому, формэйшен. Коллектив понемногу расширялся, и мы могли уже делать постановки на 8 пар. Но об этом разговор впереди.

В Абакане был прекрасный ансамбль бального танца «Тарина» под руководством Владимира и Любови Кириенко. Мы очень сдружились и долгие годы поддерживали прекрасные дружеские и творческие отношения.

Гастроли ансамбля Юность в Абакане

С Володей Кириенко. Абакан 1982 год

Показательные выступления. Абакан 1982 год

О книге

Автор: Александр Ефремов

Жанры и теги: Публицистика

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Его Величество танец» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я