Спустя лишь несколько лет, после своего возвращения из первого путешествия в эпоху минойского Крита, Василий Кочеров отправляется в новое путешествие. В этот раз он попадает в эпоху микенского Крита.Какая связь была между фараонами Египта и правителями микенского Крита? Как жили люди в те давние времена на острове?Об этом Вы узнаете из книги.Как и в прошлый раз, его ждут интересные приключения, Василий раскроет тайну золотого кольца, найденного на Крите во время раскопок в наше время.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Перстень Царицы Тийе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4
Войдя в зал, Илос поклонился местному чиновнику и его приглашенным. Тоже сделал и Василий.
— Проходите! Присаживайтесь! — Пригласил их местный гуасилеус, — надеюсь вы омылись и готовы к нашей скромной трапезе.
Они подошли к столу и сели на свои места. Довольно тяжелые деревяные кресла, которые им отодвинули юноши — рабы (так понял Василий по их бронзовым кольцам на шее) были довольно удобными и комфортными.
Василий сел рядом с Туэтой. Кивнул ему головой и улыбнулся:
— ВЕВЕА! (греч. — конечно!) — Ответил тот автоматически.
Как ни странно, Туэта его понял и засмеялся.
— Он удивился, как быстро ты начал учить наши слова, — наклонившись к уху Василия, прошептал Илос.
За столом сидело с десяток человек вместе с Туэтой и его женой. Это были мужчины средних лет, смуглые, с длинными волосами и в белых хитонах, а женщины были украшены золотыми браслетами, серьгами, перстнями.
Увидев взгляд Василия, гуасилеус сказал:
— Это мои приближенные и помощники со своими женами. Вместе с ними мы работаем и вместе едим. А теперь приступим!
Кочеров огляделся. Зал был богато украшен фресками, изображающими сцены охоты на дичь, горных козлов, скачущих по скалам.
Вообще-то современные руины дворца местного правителя в Арханесе ему казались маленькими, по сравнению с тем, что он видел сейчас. Даже сложно было сориентироваться, как расположены комнаты.
Руины минойского дворца в Арханесе сейчас являются местной достопримечательностью, и сюда привозят туристов из разных стран, но само место всегда закрыто на замок и руины можно рассматривать лишь издали, через сетку. Во время своего первого визита в древний мир, Василий, так же попал в этот дворец, где тогда жила жрица Илусанна. Но сейчас он видел абсолютно другое здание. Может контуры его и были похожи на первоначальное здание, но все равно оно было перестроено так, чтобы его можно было легко оборонять. Узкие окна, как бойницы, толстые каменные стены, длинная череда переходов и коридоров, где легко можно было заблудиться — все это делало этот комплекс сильной крепостью.
Пока он раздумывал, слуга или раб, стоящий за его спиной, налил ему бокал вина и стал наполнять его серебряное большое блюдо разными яствами, которые были на столе. Здесь было и вареное мясо, и разные травы, сыры, йогурт, какие-то лепешки и что-то наподобие каши. Так же на столе стояло несколько серебряных сосудов с вином, из которых рабы подливали в бокалы гостям и хозяину.
— О чем ты думаешь, Васили? Почему ничего не ешь? Тебе не нравится наша еда? — Спросил его Туэта.
— Спасибо, тебе, славный Туэта, за еду, за прием. Все мне нравится, только мне надо привыкнуть. — Ответил ему Василий.
Микенские позолоченные чаши.
— Разреши мне задать тебе вопрос, КСЕНЕ, — спросил его местный чиновник, — нашему другу Илосу, АТАНА ПОТНИЯ дала предсказание, что к нам прибудет посланник богов. Он прибудет из царства АИДЕ. И что ты уже был один раз у нас много — много лет назад и помог тогда сильно местному ВАНАКСУ. Это правда? Откуда ты прибыл?
Василий начал вспоминать, что действительно ахейцы, прибывшие на Крит в 15 веке до нашей эры, сразу после сильного извержения вулкана на острове Санторин и захватившие этот остров, уже употребляли многие греческие слова. Конечно же произношение было иногда разным, но схожесть можно было уловить. Так и сейчас он понял обращение ахейца к себе. КСЕНОС на греческом — иностранец. А вот АТАНА ПОТНИЯ — это была очень уважаемая богиня у ахейцев, культ которой вроде бы пришел из Азии. Многие археологи видят в ней прообраз древнегреческой богини Афины. АИДЕ — ахейский вариант имени бога подземного царства Аида. Ну а ВАНАКС — так называли они своего главного правителя острова. Это был титул вроде царя.
«Хорошо, что в свое время я читал учебники по микенологии и ахейскому языку! Будет мне легче их понимать!» — Подумал Василий. А в слух ответил:
— Уважаемый Туэта, действительно я совершил путешествие сюда, когда здесь правил Инукар островом Кяфтиу. То, что я увидел тогда, на меня произвело очень сильное впечатление. Люди мирно жили, трудились, веселились, но при этом остров защищали могучий флот и сильная армия.
Если ты считаешь, что меня отправила АТАНА ПОТНИЯ, то думай так. Я прибыл к вам из далекого будущего. Нас разделяют более трех тысяч лет. Действительно, волей судьбы или волей богов, как тебе угодно, я оказал услугу Инукару. Найдя ему один предмет. Вероятно, поэтому и сохранились в некоторых храмах записи про мой визит.
— А какова цель твоего визита к нам, Васили? — Продолжал спрашивать его Туэта.
— Точно такой же вопрос мне задавали и кяфтиу, но я не знал, пока сама судьба не направила меня!
— Вот ты, Васили, говоришь, что тебе понравилось у кяфтиу. Но ведь ты еще не видел нашу страну. Я так и понял, что смысл твоего прибытия знают боги. Но у нас пока все хорошо и спокойно. Быки и скот пасутся на полях, корабли плавают по морю, воины воюют, землепашцы пашут землю. У нас замечательные торговые связи с АЙКУПИТИЙО или ТА КЕМИ. Так что я не знаю, чем ты можешь нам помочь!
Василий вспомнил, что АЙКУПИТИЙО — назывался Египет на ахейском языке. А ТА КЕМИ это было самоназвание Египта.
— Я рад, что у вас все хорошо, и был бы рад при возможности осмотреть вашу страну, — ответил Кочеров ахейцу, — а боги сами решат мою судьбу здесь!
— Кстати, пока ты купался, прибыл гонец из КОНОСО, от нашего великого ВАНАКСА. Он ждет нас завтра утром к завтраку!
— А как зовут ВАНАКСА? — Спросил Василий.
— Минос! Внук великого и могучего Миноса, который пришел сюда на этот остров Кафтор много лет назад со своими братьями Сарпидоном и Радамантом. Но обычно мы всегда его называем ВАНАКС — царь!
— Да, в наше время мы тоже знаем про Миноса и Радаманта, Сарпидона и Минотавра, а также про Лабиринт.
— Лабиринт действительно у нас есть, недалеко от ВАНАКЕРО, но туда не сможешь попасть.
Василий вспомнил, что ВАНАКЕРО значило на ахейском — царское место. Кстати, и сейчас в греческом языке используется слово АНАКТОРО — дворец. Место, где живут цари. Значит Лабиринт, где-то рядом с Кносским дворцом!
— После встречи с Миносом, мы можем показать тебе наш главный город Коносо, который намного богаче Пилоса и красивее Микен! — горделиво сказал Туэта.
Пока они беседовали, блюда на столе заменились на десерт. Тут был и мед с сотами, и изюм, виноград, йогурт, сахарный тростник, и охлажденный травяной чай из критской травы — диктамос.
Эту траву любят критяне до сих пор и пьют ее и зимой, и летом.
— Туэта, а можно теперь мне тебя спросить? — произнес Василий.
Тот кивнул головой.
— Вот скажи, у тебя в доме я видел ДУЛОСОВ — рабов. Они стоят сейчас за столом, прислуживая нам, и что, на всю жизнь обречены быть ими?
Судя по всему, этот вопрос сильно удивил присутствующих. Те стали шептаться, разговаривать. А рабы, стоявшие за креслами пирующих, удивленно посмотрели на Василия.
— Я ожидал от тебя любой вопрос, но не этот. Странно, что посланник богов, человек с другого времени, интересуется какими-то ДУЛОСАМИ. Видать у вас их нет и поэтому я тебе немного расскажу про то, кто они такие. ДУЛОС — это вещь. Военная добыча! Когда на остров Кафтор прибыл великий Минос, он обнаружил, что все здания были разрушены землетрясениями, катастрофами из-за вулкана Фиры. Народ кяфтиу покинул этот остров, но некоторые из них здесь остались, старые, больные, ленивые и трусливые. Они жили в развалинах и голодали. Именно тогда наш большой флот пришел на этот остров. Для того чтобы восстановить все — нужны были рабочие руки. А где их взять? Мы — воины, пастухи! И вот великий Минос принимает решение — всех, кого мы нашли на острове обратить в МНОИТОВ — так назывались общественные рабы. Они должны были строить дороги, дома, храмы, пахать и сеять. Каждый занимался общественным и полезным делом. Кто хорошо работал — получал свободу, кто плохо — оставался МНОИТОМ до конца дней своих. Но это были общественные ДУЛОСЫ, и они не могли работать в домах. Нам нужны были домашние, дворцовые, храмовые ДУЛОСЫ. Где их взять? На соседних островах! Наши быстроходные корабли с воинами на рассвете подходили к островам и нападали на деревни рыбаков, земледельцев. Мужчин и мальчиков старше 12 лет убивали. Брали только женщин, девочек и маленьких мальчиков. Почему, спросишь ты? Да очень просто!
Захваченный мужчина — раб всегда опасен! Он помнит свободу и будет всегда стремиться бежать и бороться за свою свободу и свободу своей семьи. Женщина слаба, особенно когда у нее есть ребенок. От него она никуда не уйдет! А ребенок, выросший в неволе, другой жизни не знает, он боится свободы, поэтому и служит своему хозяину. Пойманный медвежонок и выращенный в неволе никогда не уйдет от своего хозяина. Другой жизни он не знает. Так же и люди. Поэтому у нас много ДУЛОСОВ покорных, которые готовы работать и услуживать своему хозяину.
ДУЛОС — вещь, захочу — продам, захочу — пожертвую храму, захочу отправлю в ПАЕСТО (ахей. Фестос) на каменоломни. А себе куплю молодых и красивых. Вот спроси того ДУЛОСА, что стоит за твоей спиной — хочет ли он свободы? И он тебе ответит — нет! Потому что хозяин его кормит, одевает, дает ложе, женит его. Хозяин думает за него, а от него требуется лишь подносить еду, да убирать со стола. А на свободе он умрет с голода и холода! Поэтому ДУЛОСЫ и не бегут от нас и верны нам!
Василий посмотрел ошарашенно на раба, который стоял у него за спиной. Тот, перехватив взгляд, утвердительно кивнул головой, соглашаясь со словами своего хозяина.
Философия ахейца была убийственной. Оспорить ее было нельзя. Весь их мир — это дом хозяина. Их бог — хозяин! Он их кормит, одевает и от него они зависят!
— Ну а бывают случаи, когда все-таки ДУЛОСЫ получают свободу? — Спросил Василий.
— Очень редко и только в том случае, если они оказали очень важную услугу хозяину. Но и в таком случае они остаются при доме. — Прозвучал ответ.
— Вот ты говоришь, КСЕНЕ, что кяфтиу жили счастливо и были могучим государством! Ерунда это все! — Громко сказал Туэта. По всей вероятности, он захмелел от выпитого вина.
— Счастье их было то, что наши племена тогда были разрозненными и были далеко от Кафтора, иначе им бы не повезло! Что это за держава, которая не воюет? Война — это развитие, война — это источник доходов, война — это новые рабы, золото, товары. Кто не воюет, рано или поздно погибает. Победителей надо боятся, а не уважать или любить. Какая мне разница, что хетты меня любят? Они пишут источающие мед письма нашему ВАНАКСУ, заверяют его в дружбе и любви, а как только попадется им в руки или одинокий наш торговец, или караван с товарами, обязательно его ограбят. Тогда какая цена таким заверением в любви? Сила, сила, только сила! А что у вас разве не так? У вас нет ДУЛОСОВ? А как вы тогда живете?
Логика мышления ахейца была примитивно проста. Чем ты сильнее, тем больше тебя уважают. Попытки решения проблем мирным путем, считается слабостью. С времен ахейцев прошло более трех с половиной тысяч лет, а эти принципы до сих пор действуют в нашем современном мире. Много есть стран, которые опираясь на свои вооруженные силы, навязывают свою политику и образ жизни другим, более слабым. А как ответить Туэте на вопрос про рабов? Ведь в прямом смысле слова, рабство сохранилось лишь в отсталых странах Африки или Азии, но ведь сейчас есть и другой вид рабства, когда люди попадают в рабскую кабалу, взяв кредиты в банках и вынуждены выплачивать грабительские проценты, оставляя себе на проживание мизерную сумму, отдавая большую часть банкам. А неимоверно надутые налоги в некоторых странах, где люди не в состоянии платить эти налоги? Или еще хуже, когда люди разрываются между банками и налоговой инспекцией! Что это, если не рабство? Много есть такого в нашей жизни, к чему мы привыкли и уже не обращаем внимания!
Василий, как мог доходчиво объяснил ахейцам, как мы живем в наше время, обходя спорные и острые темы. Те слушали его внимательно. Когда он закончил, критяне еще некоторое время сидели молча, наверное, переваривая, то, что услышали. Пока они молчали, Кочеров получил возможность оглянуться вокруг. Он увидел, что за окном наступают сумерки. Почувствовалась вечерняя прохлада и ему захотелось выйти на балкон или террасу и посмотреть вокруг себя. Ведь он практически и не выходил из этого здания, с того самого момента, как попал сюда.
Как бы прочитав его мысли, Туэта, на правах хозяина, сказал:
— Спасибо, Василий, за твой рассказ про вашу жизнь. У вас свои проблемы — у нас свои. Каждый народ живет своей жизнью, в свое время. Так понимаю, что многое ты нам не рассказал, вероятно думаешь, что мы не поймем. Давайте выйдем на террасу — там уже приготовлены столики с фруктами и вином. Полюбуемся природой, которую создала ПОТНИЯ!
Выйдя на просторную террасу, Василий закрыл глаза и сделал полной грудью вдох. Так он делал, во время своего первого путешествия к древним критянам.
Свежий вечерний воздух, переполненный ароматами цветов и трав пройдя через трахеи, наполнил легкие свежестью, бодростью. Воздух на Крите и сейчас очень чистый и ароматный, особенно в горах. С террасы открывался красивый вид на поля, холмы, лежащими вокруг. Дворец Туэты стоял на склоне холма напротив горы Юхтас. В наши дни, это довольно лысая гора, хотя и является природным заповедником. Тут живут оставшиеся мелкие животные — зайцы и куницы, барсуки.
Но в то время, в которое попал Василий, это место было покрыто хвойным лесом. Над деревьями летали вдалеке птицы и были слышны звуки каких-то животных. Недалеко от дворца находились дома или лачуги крестьян. Судя по полям, они тщательно ухаживали за ними. На склонах близлежащих холмов были видны виноградники. Пейзаж сильно отличался от современного вида деревни Арханес. Везде куда не посмотришь — были леса, рощи, виноградники, и немного оливковых рощ.
В наши дни пейзаж уже другой. Вся территория покрыта оливковыми рощами и виноградниками, а для лесов места не осталось.
Солнце уже село за Юхтас, и горизонт был кроваво-красным. Наступали сумерки. Высоко на горе, в храме Потнии, который они посетили днем, зажглись огни. Такие же огни зажглись еще в одном здании, которое было видно на вершине горы, но правее. Видать то был еще один храм.
Крестьяне возвращались с полей домой. Вдалеке где-то блеяли козы и овцы.
— Нравится? — Спросил Туэта наливая себе уже неизвестно какой бокал вина.
— Красиво. Я тоже люблю смотреть по вечерам на свою деревню и Юхтас! — Ответил Василий.
— У тебя тоже такой вид? А где стоит твой дом в твоей жизни? Ты сказал Юхтас… это вы так называете эту гору? Мы ее называет ЮКАТАС. Очень похоже! У вас тоже есть вино? — Посыпались вопросы отовсюду. Илос только успевал переводить. Вино развязывает языки. И вот гости Туэты, если раньше молчали в знак уважения к своему хозяину, то выпив определенное количество вина осмелели и стали задавать вопросы.
— Да, мой дом будет стоять недалеко от этого дворца. Вон где-то там, — показал рукой Василий южнее дворца, туда, где виднелись какие-то постройки, — руины твоего дома до сих пор сохранились в моем времени и уходят под дом, где я живу. Поэтому и вижу такую же красоту, какую мы можем видеть сейчас. Конечно же у нас нет такого количества деревьев, как у вас (он не сказал лесов, так как не был уверен, правильно ли Илос его переведет), но у нас тоже красиво. Есть и вино, до сих пор в Арханесе местные крестьяне делают одно из самых вкусных вин на Крите. Я сам, каждый год, делаю до 200 литров вина. Но не пью. Держу для друзей и гостей!
— Всего лишь 200 литров? — Удивленно икнул Туэта, это же один ПИФОС! У меня их десятки! Делаю лучшее вино в этом районе! Его берут не только в КОНОСО, но также отправляю и в МИКЕНЫ, ПИЛОС. А торговцы его покупают и везут в другие страны! А ты только 200 литров?!
— Я не являюсь, таким ценителем вина, как достойный Туэта, поэтому много мне его не нужно! — Вежливо ответил Кочеров.
Очень быстро стемнело. Рабы зажгли светильники. В домах крестьян тоже был виден кое-где свет. Василий почувствовал усталость за сегодняшний день. Слишком много было впечатлений, удивления и ему захотелось спать.
— Туэта, как рано завтра мы поедем в КОНОСО? — Спросил он местного вельможу.
— Наш ВАНАКС будет нас ждать к утреннему столу! Значит нам надо выехать рано! — Пробормотал Туэта. Видать выпитое вино начало одолевать мощный организм ахейца.
— Тогда может быть надо уже идти отдыхать? — С надеждой спросил Василий.
— Хорошая идея! Вот только надо будет принести дары АТАНЕ ПОТНИИ и АРХАНАМ за проведенный день и можно спать! — Прозвучал ответ.
Арханы — это духи, охраняющие дом. Что-то вроде домовых. Некоторые археологи считают, что деревня Арханес, была так названа в честь критских домовых, но пока эта версия является спорной.
Поднявшись с кресла и поддерживаемый рабами, Туэта пошел обратно в зал, где они трапезничали, взял со стола пару оливок, пару вареных зерен пшеницы, и положил их в маленькие пиалы, которые стояли на домашнем алтаре в форме пирамиды. Что-то пробормотал, а затем повернувшись к гостям громко сказал:
— Все! Я иду спать! Увидимся завтра!
И вышел из зала. Другие участники этого застолья, так же стали вставать со своих кресел и выходили один за другим, попрощавшись с Василием и друг с другом. Их сопровождали рабы с масляными лампами.
Василий на террасе остался вместе с Илосом и двумя рабами, которые знаком их поманили и пошли вперед, показывая дорогу в комнаты, отведенные для ночлега.
Пройдя по темным коридорам, переходам и лестницам, они наконец-то остановились у своих покоев. Комнаты находились рядом друг с другом.
Войдя в свои покои, Василий с большим удивлением увидел, что на деревянном столе стоит лампа, которая чадила, а на скамье сидела полуобнаженная девушка с бронзовым кольцом на шее. Она была украшена цветами, одета в длинную, полупрозрачную, голубую накидку. Увидев Василия, она вскочила со скамьи и что-то залепетала, показывая на ложе.
— Илос!!!! — Громко крикнул Василий, — иди сюда! ЭЛА (по-гречески — иди сюда!)
Не успел он закончить свой крик, который напугал девушку, как распахнулась дверь и вошел Илос:
— Что случилось?
— Что здесь делает это ДУЛА? Скажи ей, что я хочу спать! И спасибо за цветы, которыми она украсила мою кровать! — Выпалил Василий.
Илос оглядел девушку и ей все перевел. Та поклонилась и выскользнула в дверь, оставив после себя аромат розы.
— Эта ДУЛА была тебе подарком на ночь от Туэты! А ты отказался! Туэта может обидится! — Сказал Илос.
— Тебе тоже ДУЛУ прислали? — Спросил Василий.
— Нет. Это знак великого уважения! Их отправляют лишь в покои к уважаемым гостям!
— С Туэтой я завтра сам объяснюсь. А теперь спать! Не хочу, чтобы меня будили до утра. — Уже сонным голосом произнес Василий.
— Не беспокойся! У входа будут стоят стражники, которые никого не пустят! — Усмехнулся переводчик и вышел.
Теперь в одиночестве, Василий стянул с себя сандалии, хитон, задул лампу и плюхнулся на ложе. Судя по всему, матрац был набит сухими горными травами, подушка тоже была набита травами, и может быть от этого запаха, а может быть и от усталости он провалился в долгий спокойный сон. В углу комнаты где-то начал стрекотать сверчок, из окон шел свежий ночной воздух, насыщенный ароматами трав, цветов. Вдалеке слышны были голоса каких-то животных. Под эти звуки спалось еще лучше.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Перстень Царицы Тийе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других