Тот мир фортепианного звука, который открыл мне мой профессор Евгений Александрович Левитан? стал для меня равносилен словам Христа Лазарю: «Встань и иди!» Эта книга не только пересказ опыта учëбы, но и обобщение данного опыта с моим увлечением ремонтом и настройкой фортепиано. С пониманием этих основ мне открылась, без преувеличения, вселенная работы над фортепианным звуком. С огромной благодарностью моему профессору я делюсь этим миром с заинтересованными читателями.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сохраняя традиции фортепианной игры» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Моя «национальная» идея
Когда-то, несколько лет назад, мне поручили написать и прочитать доклад на очередной коллегии по культуре на тему «О роли дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения». Я честно долго размышлял на эту тему и, как привык это делать со школьной скамьи, написал свои мысли по этому поводу. Надо ли говорить, что как только этот доклад прочли «наверху», он тут же выпал из повестки заседания, потому что «такое читать нельзя!»
Ну что ж, нельзя, так нельзя. Зато в книге эти мысли я с удовольствием выложу. Я действительно считаю их своим вариантом «национальной идеи». Конечно словосочетание здесь не вполне ёмкое, потому как применять его нужно не к отдельно взятой нации, а ко всему земному шару. И так, привожу текст того самого неудавшегося доклада.
«Если желаешь, чтобы мир изменился, —
сам стань этим изменением»
Махатма Ганди
Добрый день! Я рад приветствовать всех в стенах нашей школы. Тема моего доклада: «О роли дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения». С одной стороны, тема звучит довольно обыденно для такого мероприятия. Но для меня эта тема звучит очень злободневно. Я постоянно стал думать на эту тему в тот момент, когда стал отцом. Тогда я отчётливо понял, что через каких-то двадцать-тридцать лет мы будем жить в мире, которым будут управлять наши дети. Я так же понял, что они об этом задумаются только тогда, когда сами станут родителями. Самое страшное, они вряд ли смогут задуматься в детстве о том в каком мире они хотят жить. Ведь в раннем возрасте, в юности они только познают мир. Мир для них — это данность, а не то, что может поменяться и уж тем более не то, что могут изменить они сами. И парадокс тут в том, что они изменят его в любом случае. Он изменится в зависимости от того, какими будут они.
Когда я думаю о каком-либо явлении, я всегда задаю себе три вопроса:
1. Что это?
2. Для чего это?
3. Что с этим делать?
Мне не хотелось отступать от этих вопросов и в этот раз, поэтому план моего доклада и составили эти три вопроса. А теперь позвольте начать.
Что это?
Так как я буду говорить о дополнительном образовании в области культуры и искусства, первый вопрос нужно понимать, как «Что такое культура?»
Два определения:
1. «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»
2. «Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»
Я прошу заметить, что в обоих определениях фигурирует слово «ценности».
Давайте вспомним классическую этимологию слова «культура», которой нас учили в курсе истории в советской школе. С латыни переводится, как «возделывание». Возвращаемся к слову «Ценность» и задаём себе вопрос: «какие материальные и духовные ценности несло возделывание земель для людей средневековья»? С материальными более или менее понятно. Эпоха земледелия и животноводства. Еда для себя, еда для скота. То есть возделыванием земель человек мог обеспечить себе главную составляющую прожиточного минимума — еду себе и своей семье.
С духовными ценностями посложнее. Да, относительно времени года строилась работа с землёй. Люди познавали природу, познавали её законы, начали высчитывать закономерности, т.е. сама работа с землёй их просвещала относительно законов природы. Одна из культурных ценностей пришедшая в мир от возделывания земли — календарь. Если мы хорошо изучим славянский календарь, то станет ясно, что не только новый год (или если быть точным «новолетие») зависело от начала работ, а потом от уборки урожая, но и вообще большая часть праздников зависела от явлений, тесно связанных с земледелием.
Ещё одна духовная ценность — творчество. Это и вокальное творчество, и художественное творчество, связанное большей частью с верованиями и культами. Богов в те времена было ещё много, основные религии, которыми мы оперируем в наши дни ещё не обзавелись мощными институтами власти. И все эти Боги были ничем иным, как силами природы. Но эти культурные ценности имеют для нас интерес больше исторический.
Есть ещё одна духовная ценность о которой знает каждый человек искусства. Её также знают все монахи любой религии мира — ТРУД. Да, занятие искусством это в первую очередь огромный труд. И по своей тяжести он сравним, а может даже и превышает труд физический во время возделывания земли. Меня легко поймут те, у кого есть дачи и огороды. Сколько нужно работать с мая по октябрь, чтобы получить желаемый результат? Сравните с трудом музыканта. Чтобы выучить произведение длительностью 10 минут профессиональный музыкант может потратить от 3 недель до 2-х месяцев. Только до этого нужно ещё потратить на обучение 15—20 лет.
С экономической точки зрения такие вложения логично было бы назвать полнейшей глупостью. Но тогда почему люди до сих пор занимаются этим? Секрет кроется не в результате, а в самом процессе. Никакой вид деятельности в детском возрасте не учит так трудиться, чтобы получать от этого удовольствие. На самом деле, люди искусства получают чувство счастья не только на сцене во время выступления, но большую часть они получают во время работы. Вот почему люди до сих пор этим занимаются.
А уже для тех, кто сам не занимается искусством существует передача этого чувства счастья и накопленного опыта через концерты, спектакли, выставки, кинопоказы и другие выступления. Это так называемая развлекательная функция искусства. Но может ли человек, не познавший счастья сам принять его от других и по достоинству оценить? Можем ли мы, не имея зрения оценить то, что несёт зрительный образ, не имея слуха оценить звуковую картину? Вряд ли. А многим ли необходимо высокое искусство в наши дни? Понимаете к чему я клоню? К тому, что по-настоящему счастливых людей всё меньше и меньше! Отсюда мы видим необходимость заниматься искусством в детском возрасте.
Помните, в начале мы задали себе три вопроса. Ответ на первый: «Что это?» для меня звучит так. Это занятие, которое позволяет научиться при помощи труда и его результатов генерировать такое количество счастья, чтобы хватало самому и можно было делиться этим счастьем с другими людьми.
Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили основные моменты своей жизни. Поразительный факт, но мы помним только те моменты, когда у нас либо что-то получилось, либо что-то не получилось, в результате определённых усилий. Иными словами, мы помним только те моменты, когда были либо счастливы, либо несчастливы. Вряд ли кто-то вспомнит, как он 10 лет назад в один из дней ничего не делал, лёжа на диване. Наш мозг сам оценивает нашу жизнь только с одной категории, категории счастья!
Теперь позвольте мне перейти ко второму вопросу:
Для чего это?
Как вы помните, тема моего доклада звучит так: «О роли дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения». То есть, теперь логично задать второй вопрос из тех трёх, которые я определил планом своего доклада «Для чего это?». Для чего нам, как обществу дополнительное образование детей в области искусства?
Обратите внимание на экран (в момент доклада я планировал показывать слайды). Я хочу, чтобы мы все сейчас приняли решение. Перед вами болезни нашего организма, которые сейчас представляют для человека наибольшую опасность.
1. Ишемическая болезнь сердца.
Возможные причины: жирная еда (уровень холестерина), курение, диабет, избыточный вес, алкоголь.
2. Инсульт
Возможные причины: курение, алкоголь, давление.
3. Рак лёгких
Возможные причины: курение, загрязнённая среда.
И так далее. Возможные причины почти одни и те же. Можно привести ещё десятка два болезней у которых причины будут теми же. Но я хочу, чтобы мы помыслили в другом направлении. В будущем у нас есть три пути в решении этих проблем:
1. Предотвращать.
2. Обезболивать.
3. Лечить.
Я уверен, что все присутствующие здесь выберут первый вариант.
Ещё раз внимание на экран.
Теперь перед вами болезни общества.
1. Алкоголизм.
2. Наркомания.
3. Нарушение законов.
4. Аморализм — ослабление нравственности.
5. Депатриотизация — ослабление любви к отечеству.
Давайте ответим себе на один вопрос: «Может ли человек, который счастлив от своего труда, имеющий признание в своей компетенции быть аморальным преступником, алкоголиком и наркоманом, не любящим своё отечество?»
То есть все социальные болезни общества лечатся одним лекарством — умением получать удовольствие от своего труда. Смогут ли результаты труда счастливого человека быть неудовлетворительными? Вы можете представить себе дорогу, которую уложил человек счастливый от того, как он кладёт дороги? Вы можете представить себе результат работы врача, который счастлив от результатов своей работы? Вы можете себе представить учителя, который сам познал счастье и не научит быть счастливыми своих учеников?
Перейдём к третьему вопросу:
Что с этим делать?
Может ли человек не любить своё отечество, свою страну, своё государство, если он знает, что все государственные институты заботятся о том, чтобы он был счастлив?
В тайм-менеджменте есть такое понятие «ткань дня». Эта ткань состоит из выбранных нами действий и решений. Что выбирает делать счастливый человек? Естественно, то, что приносит ему счастье — работать! А выбор несчастливого — бездействовать! А какой любимый способ современного человека бездействовать? Что с большей вероятностью делает человек, если ему ничего не надо делать? Смотрит телевизор либо сидит в интернете.
Первое, что мы можем сделать даже без особых финансовых затрат, используя только административный ресурс, это вспомнить слово «пропаганда». Представьте себе ткань дня сидящего перед телевизором человека. Не столько сложно, сколько страшно представить ткань дня, сидящего в интернете!
Много там видим про культуру и нравственное развитие?
На самом деле, надежды, связанные со СМИ у учёных их придумавших, были очень радужные! Когда придумали радио, радовались, что можно будет транслировать образовательные передачи. Люди все поголовно станут образованными и культурными. Новый мир, новая эпоха… Надежды не оправдались. Телевидение постигла та же участь. И с интернетом та же история. Кстати, дольше всего держатся Китайцы. До сих пор контроль государства над СМИ очень велик. В 90-х годах прошлого столетия пианисты удивились явлению, которое назвали «китайский фортепианный БУМ». Оказывается, государство стало вести среди населения пропаганду умения игры на музыкальных инструментах. Работа музыканта и учителя музыки стала хорошо оплачиваться. К тому моменту, когда я учился в консерватории, один из пяти этажей общежития был заселён только китайцами. К чему это привело? Невероятный экономический подъём Китая, который мы наблюдаем последние десятилетия.
Приводя здесь такие доводы, я не преследую своей целью сказать, как всё плохо или кого-то напугать. На самом деле я радуюсь тому, сколько возможностей открывается, глядя на этот маленький процент и низкие рейтинги пропаганды культурного развития в нашей стране. Нам есть что делать! У нас много работы!
А теперь давайте посмотрим на действительность в которой живёт духовно-нравственное воспитание нашей страны.
Да. Оно либо в состоянии комы, либо в состоянии зародыша. И всё зависит лишь от того, как мы на это посмотрим и какой ответ дадим сами себе!
В завершении своего доклада я хочу показать вам ещё три цифры. И не надо воспринимать их, как плохие или хорошие. Это наша материальная ткань дня. Это просто факт, с которым придётся либо смириться, либо нет.
БЮДЖЕТ РФ 2018 год
СМИ — 0,47%
Культура — 0,58%
На этом у меня всё! Спасибо за внимание!
Вот такой был доклад. Но, так как книгу я пишу довольно долго, хочу привести ещё кое-какие мысли, родившиеся не так давно. Они относятся к более узкому понятию — искусство. Меня всегда обижала мысль, что слово искусство происходит от слова искусственный.
— Как же так?, задавал я себе вопрос, — то, что я чувствую после книг, спектаклей, фильмов, концертов очень даже натурально. Мой организм физически и химически реагирует на произведения искусства. Перехватывает дыхание, зажимаются мышцы, меняется настроение — ведь это все натурально!
А ответ пришел из вопроса: «для чего человеку (не людям в целом, а именно каждому) искусство?». Дело в том, что умнее и мудрее мы становимся только благодаря накоплению опыта. Он может быть теоретическим или практическим это уже не важно. Пережив этот опыт, осознав его, мы меняемся, причем всегда в лучшую сторону. Например, кто-то совершил поступок, за который в дальнейшем стало стыдно, осознал и больше так никогда не поступит. Более того, ещё других убережёт так поступать. А если совершенно что-то хорошее, получил одобрение от мира, мол, молодец, так держать — так поступать и станет и других научит.
Но, вот незадача, жизнь коротка! Всего опыта не наберёшься! Вот тут и помогает искусство. Этот искусственно созданный опыт в виде ситуаций, переживаний и осознаний гораздо быстрее нас воспитывает. А наша задача, людей искусства, творцов опыта — как можно точнее создать эти ситуации, подобрать слова или ноты для полноты переживания. Так и вспомнишь ненароком крылатую фразу: «Жизнь коротка, искусство вечно!». Конечно, оно делает вечными человеческие цивилизации, так же как и позволяет каждому жить более полной жизнью, чем позволила природа.
Совсем недавно мне пришла в голову мысль и по поводу «Культуры». Я вывел для себя формулу культуры. Культуру я мог бы охарактеризовать, как уровень нормы. Кто-то привык всегда быть чистым и опрятным, кто-то нет. Один привык, что на улице постоянно везде валяется мусор, другой же несёт свой мусор (а иногда и чужой) до урны. И так во всём: в одежде, в разговоре, в жилище, во взаимоотношениях — во всём, что нас окружает. Вот и получилась формула: Культура — это искусство жить.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сохраняя традиции фортепианной игры» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других