Тот мир фортепианного звука, который открыл мне мой профессор Евгений Александрович Левитан? стал для меня равносилен словам Христа Лазарю: «Встань и иди!» Эта книга не только пересказ опыта учëбы, но и обобщение данного опыта с моим увлечением ремонтом и настройкой фортепиано. С пониманием этих основ мне открылась, без преувеличения, вселенная работы над фортепианным звуком. С огромной благодарностью моему профессору я делюсь этим миром с заинтересованными читателями.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сохраняя традиции фортепианной игры» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Музыкальное творчество
Давайте, для начала разберёмся, что такое творчество. Само слово «творчество» происходит от глагола «творить». Но очень много «творений» собираются воедино в этом слове. В голове сразу рождается ряд вопросов. Кто творит? — композитор, исполнитель, слушатель. На всех влияют множество факторов. Начиная от пережитых осознанных и неосознанных жизненных моментов, от пребывания в утробе матери до момента творчества. Представляете какой сплав? Это же никакой математике не подвластно сосчитать, сколько факторов повлияло на то творение, которое мы слышим в данный момент!
Будучи учеником музыкальной школы, я часто слышал от своей первой учительницы, Маргариты Михайловны Дворкиной, наставления перед выступлением: «думай об образе, ни о чём другом не думай!». Дело в том, что пока я не научился правильно учить текст, я постоянно ошибался. И спасала меня только полная концентрация на образе. Надо ещё пояснить, что образ в моём представлении никогда не был статичным. Это было, как фильм или мультфильм, совпадающий по хронометражу с исполняемым произведением. Даже если в музыке слышится статика, как во многих произведениях И. С. Баха, у меня в голове это были мысли, произносимые с определённым выражением, наложенные на кадры, например, «Соляриса» Тарковского. Пусть это будет океан или облака, дорога или идущие часы, но образ должен двигаться, он должен жить. Временная составляющая образа всегда определялась временем исполнения.
Но в какой-то момент, хорошенько пораспрашивав слушавших меня людей, я понял, что мой образ не совпадает с образами, рождёнными у слушателей. Совпадали только состояния и эмоции. Всё дело оказалось в том, что схожие эмоции люди получают при разных обстоятельствах. Потому и образы рождаются разными.
Самое страшное, и это стало мне понятно уже в музыкальной школе, если у слушателя не родился образ, если он не почувствовал эмоцию — ты просто зря потратил его время! Творчества не получилось.
Вы слышали что-нибудь о квантовой механике? Это чрезвычайно занимательная наука, которая опровергла уже, кажется, всё, что было доказано до неё. И, что самое интересное, она намного ближе к нашему привычному миру. Когда Альберт Эйнштейн выводил теорию относительности, он чувствовал, что на правильном пути. Но квантовая физика подошла к необъяснимому настолько близко, что теперь кажется, что наука вот-вот разгадает тайну бытия. Но вместо отгадки открывается такая множественность и непредсказуемость, что диву даёшься тому, насколько наш мир не подчиняется никаким законам!
Кажется, я немного отвлёкся. Я хотел рассказать вам об эксперименте с пушкой, стреляющей электронами. Как я это понимаю, нечто, похожее на рентген. Мишень — фотопластина. Между пушкой и мишенью помещают преграду с двумя вертикальными прорезями. Казалось бы, каждый догадается, какой будет рисунок на фото. Две прямые вертикальные линии. Вы ведь это сейчас представили? Но нет! На фото отображается диковинный узор из множества вертикальных линий, разной силой засвеченности. Фокус? Чудо? Нет, фокус впереди! Как только учёные решили понаблюдать при помощи специальных камер за движением электронов, случилось то, чего никто не мог предвидеть. Электроны нарисовали тот самый ожидаемый узор с двумя вертикальными линиями! Ну не хотят они баловаться, когда за ними наблюдают. Этот эффект назвали «эффектом наблюдателя». Наличие наблюдателя предопределяет исход эксперимента.
Вывод напрашивается один. Мы сами делаем реальность такой, какой её представляем! И вот вам — творчество!
Вернёмся к музыке. Композитор имел один образ, исполнитель другой, а каждый слушать третий! Я-то в детстве думал, что нужно так донести до слушателя образ, чтобы он поймал его, уловил! А это оказалось не нужно и, даже, невозможно. Главное, что я понял тогда: для того, чтобы у слушателя сложился образ и эмоциональный отклик на этот образ, у исполнителя обязан присутствовать свой образ и своё отношение к нему!
А знаете, почему так ценится в творчестве эмоциональный отклик? Мы уже говорили в первой главе (точнее в докладе), что наш мозг запоминает только те моменты жизни, на которые был эмоциональный отклик. Когда что-то произошло, получилось или не получилось, пришла идея и т. д. Только моменты эмоционального отклика. Наш мозг запоминает эмоции лучше всего остального. Эмоции наркотик для мозга. Знаете, как быстрее выучить наизусть стихотворение или прозу? Учите эмоционально! Проживайте каждое слово.
Вот потому, что эмоции больше всего любит наш мозг, мы и ходим на концерты, в театры, в музеи и кинотеатры. Чаще всего жизнь не преподносит нам столько эмоций, сколько сконцентрировано в одном произведении искусства. Вот почему человечество до сих пор занимается творчеством, казалось бы, самым невыгодным и не необходимым занятием для обеспечения жизнедеятельности человека.
А теперь представьте какое количество эмоций получает не зритель или слушатель, а сам исполнитель! Когда учёные посмотрели, что делается в мозгу музыканта во время исполнения музыки, они мягко сказать удивились. Во-первых оба полушария мозга начинают активно взаимодействовать друг с другом. Во-вторых, выбрасывается такое количество гормона счастья, что уму не постижимо!
Для меня, как для педагога до сих пор остаётся загадкой, как это всё объяснить ребёнку. Ведь чтобы эти процессы заработали, язык музыки должен стать для человека родным. В своей работе я заметил одну интересную особенность. Дело в том, что я преподаю фортепиано не только пианистам, но и хореографам. И вот, оказалось, что хореографы гораздо быстрее начинают понимать язык музыки. Они гораздо раньше становятся эмоционально открытыми ему. Разгадка этого феномена оказалась очень простой. Всё дело в том, что маленькие пианисты в большинстве своём никогда не слышали Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского. Ну не принято в наше время у родителей, чтобы ребёнок с младенчества купался в классике. А хореографы приходят учиться гораздо раньше, в три-четыре года. И пока они учат свои «па» что они слышат? То, что играет концертмейстер — Бетховена, Шопена, Чайковского, Штрауса. То есть полный набор взрослого эмоционального музыкального языка!
Кажется, я уже заскочил вперёд. Поэтому, предлагаю ещё раз пробежаться по основным тезисам относительно творчества.
• Творец не одинок. Творчеством занимаются все: композиторы, писатели, поэты, художники и скульпторы, хореографы, актёры, исполнители, режиссёры и все зрители и слушатели, которые с удовольствием воспринимают, созданные произведения искусства.
• Образ и эмоциональный отклик должен присутствовать на всех уровнях творчества и не обязательно должен совпадать у всех участников творческого процесса.
• Эмоции — главная пища для нашего ума, от них же зависит ощущение счастья. Чем раньше родители приучают своих детей эмоционально воспринимать искусство, тем более счастливым и гармоничным может вырасти ребёнок.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сохраняя традиции фортепианной игры» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других