1. книги
  2. Публицистика
  3. Александр Сергеевич Тихоненко

Сохраняя традиции фортепианной игры

Александр Сергеевич Тихоненко
Обложка книги

Тот мир фортепианного звука, который открыл мне мой профессор Евгений Александрович Левитан? стал для меня равносилен словам Христа Лазарю: «Встань и иди!» Эта книга не только пересказ опыта учëбы, но и обобщение данного опыта с моим увлечением ремонтом и настройкой фортепиано. С пониманием этих основ мне открылась, без преувеличения, вселенная работы над фортепианным звуком. С огромной благодарностью моему профессору я делюсь этим миром с заинтересованными читателями.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сохраняя традиции фортепианной игры» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4. Преподавание

В первую очередь себе!

Когда я начал преподавать, я был уверен, что педагог обязан уметь всё, чему учит своего ученика. Надо сказать, что с каждым годом преподавания уверенность в этом только растёт, как бы не старались меня переубедить многочисленные коллеги, думающие инако. Вы можете и сами поискать примеры, когда педагог учит ученика тому, чем сам не владеет. Я найти не смог. По-моему, только в нашей профессии многие считают такое нормальным.

Для примера можете пройтись не по теоретическим дисциплинам, а по дисциплинам практическим (всё-таки игра на музыкальном инструменте предполагает больше, нежели теоретические знания).

Пример первый: вождение автомобиля. Представьте, что в автошколе, на уроке вождения рядом с вами сидит инструктор, который только что прочёл параграф из учебника «как тронуться на автомобиле с механической коробкой передач» и начинает вам этот параграф пересказывать. А сам никогда не садился за руль.

Пример второй: хирургия. Вы сможете предоставить себе преподавателя по хирургии, который никогда не брал в руки скальпель? А как вам мысль попасть на хирургический стол к его ученику? Не дай Бог, конечно, кому-либо попадать на хирургический стол.

Пример третий: плавание. Приходите вы в бассейн, а ваш тренер с рождения боится воду. Нет, он очень хорошо знает механику плавания, все стили плавания и даже анатомию, но сам никогда не пробовал плавать.

Почему-то я уверен, что все эти примеры вызвали у вас, как минимум, улыбку. И почему же и родители будущих музыкантов, и руководство школ, а иногда и училищ так уверены, что это не особо важно. Я ещё смогу понять родителя, если ему просто неудобно задать вопрос о практике будущему преподавателю своего ребёнка. Но понять руководителя, нанимающего на работу такого педагога, я понимать категорически отказываюсь! Поэтому я обеими руками за то, чтобы педагоги выступали на концертах. Пусть внутришкольных, пусть со школьной программой, пусть в качестве концертмейстера, но обязательно выступать! Бывало, мне признавались бывалые педагоги, что по 15—20 лет не садились сами за инструмент. Простите, я пойму, даже если у вас боязнь сцены. Но не садиться дома за инструмент означает, что у вас нет потребности в музыке! Как же вы приучаете ребёнка наслаждаться музицированием, если сами этого наслаждения не испытываете?

Поэтому, я настоятельно советую и родителям обучающихся и самим обучающимся и тем более работодателям задумываться над этим вопросом в первую очередь! Вы собираетесь потратить немало лет своей жизни, чтобы посвятить их обучению игры на инструменте! Это ваши годы, они уже никогда не вернутся. Нельзя относиться к ним настолько беспечно!

Ещё одним неотъемлемым качеством хорошего педагога, я считаю, постоянное самообразование. Мне гораздо больше импонируют люди, которые признают, что в жизни так много интересного, чего они не знают. Если мы вспомним мысль о том, что творчество — это совокупность пережитых жизненных опытов, то станет понятно, что творчество человека, постоянно развивающегося гораздо многограннее и интереснее, нежели человека, относящегося к жизни, как к полностью понятной, абсолютно обусловленной структуре.

О жизни в целом, об обществе, о людях, как и об искусстве невозможно не размышлять. Все эти темы находятся в постоянном движении. И поэтому, невозможно быть творческой личностью, но при этом остаться чёрствым к этим изменениям. Мне странно слышать от людей фразы вроде: «что я там нового могу услышать?» или «ну чего я там не видел?». Особенно если эти фразы по поводу концерта, мастер-класса, форума, конференции и так далее. Даже если ты слышал этого человека год назад. За год он уже изменился. Это уже не тот человек, которого ты слышал! За год он приобрёл новый опыт!

Когда-то в молодости, я был полностью уверен, что перечитывать книги скучно и неинтересно. Прочитав же книгу повторно года через три, а потом ещё года через три я чувствовал себя так, как будто прочёл новую книгу! Хотя, я же понимал, что в книге не изменилась ни одна буква. Изменился я сам! Не я прочёл новую книгу, а старую книгу прочёл новый я!

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Александр Тихоненко

Жанры и теги: Публицистика

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сохраняя традиции фортепианной игры» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я