Тот мир фортепианного звука, который открыл мне мой профессор Евгений Александрович Левитан? стал для меня равносилен словам Христа Лазарю: «Встань и иди!» Эта книга не только пересказ опыта учëбы, но и обобщение данного опыта с моим увлечением ремонтом и настройкой фортепиано. С пониманием этих основ мне открылась, без преувеличения, вселенная работы над фортепианным звуком. С огромной благодарностью моему профессору я делюсь этим миром с заинтересованными читателями.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сохраняя традиции фортепианной игры» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. Преподавание
В первую очередь себе!
Когда я начал преподавать, я был уверен, что педагог обязан уметь всё, чему учит своего ученика. Надо сказать, что с каждым годом преподавания уверенность в этом только растёт, как бы не старались меня переубедить многочисленные коллеги, думающие инако. Вы можете и сами поискать примеры, когда педагог учит ученика тому, чем сам не владеет. Я найти не смог. По-моему, только в нашей профессии многие считают такое нормальным.
Для примера можете пройтись не по теоретическим дисциплинам, а по дисциплинам практическим (всё-таки игра на музыкальном инструменте предполагает больше, нежели теоретические знания).
Пример первый: вождение автомобиля. Представьте, что в автошколе, на уроке вождения рядом с вами сидит инструктор, который только что прочёл параграф из учебника «как тронуться на автомобиле с механической коробкой передач» и начинает вам этот параграф пересказывать. А сам никогда не садился за руль.
Пример второй: хирургия. Вы сможете предоставить себе преподавателя по хирургии, который никогда не брал в руки скальпель? А как вам мысль попасть на хирургический стол к его ученику? Не дай Бог, конечно, кому-либо попадать на хирургический стол.
Пример третий: плавание. Приходите вы в бассейн, а ваш тренер с рождения боится воду. Нет, он очень хорошо знает механику плавания, все стили плавания и даже анатомию, но сам никогда не пробовал плавать.
Почему-то я уверен, что все эти примеры вызвали у вас, как минимум, улыбку. И почему же и родители будущих музыкантов, и руководство школ, а иногда и училищ так уверены, что это не особо важно. Я ещё смогу понять родителя, если ему просто неудобно задать вопрос о практике будущему преподавателю своего ребёнка. Но понять руководителя, нанимающего на работу такого педагога, я понимать категорически отказываюсь! Поэтому я обеими руками за то, чтобы педагоги выступали на концертах. Пусть внутришкольных, пусть со школьной программой, пусть в качестве концертмейстера, но обязательно выступать! Бывало, мне признавались бывалые педагоги, что по 15—20 лет не садились сами за инструмент. Простите, я пойму, даже если у вас боязнь сцены. Но не садиться дома за инструмент означает, что у вас нет потребности в музыке! Как же вы приучаете ребёнка наслаждаться музицированием, если сами этого наслаждения не испытываете?
Поэтому, я настоятельно советую и родителям обучающихся и самим обучающимся и тем более работодателям задумываться над этим вопросом в первую очередь! Вы собираетесь потратить немало лет своей жизни, чтобы посвятить их обучению игры на инструменте! Это ваши годы, они уже никогда не вернутся. Нельзя относиться к ним настолько беспечно!
Ещё одним неотъемлемым качеством хорошего педагога, я считаю, постоянное самообразование. Мне гораздо больше импонируют люди, которые признают, что в жизни так много интересного, чего они не знают. Если мы вспомним мысль о том, что творчество — это совокупность пережитых жизненных опытов, то станет понятно, что творчество человека, постоянно развивающегося гораздо многограннее и интереснее, нежели человека, относящегося к жизни, как к полностью понятной, абсолютно обусловленной структуре.
О жизни в целом, об обществе, о людях, как и об искусстве невозможно не размышлять. Все эти темы находятся в постоянном движении. И поэтому, невозможно быть творческой личностью, но при этом остаться чёрствым к этим изменениям. Мне странно слышать от людей фразы вроде: «что я там нового могу услышать?» или «ну чего я там не видел?». Особенно если эти фразы по поводу концерта, мастер-класса, форума, конференции и так далее. Даже если ты слышал этого человека год назад. За год он уже изменился. Это уже не тот человек, которого ты слышал! За год он приобрёл новый опыт!
Когда-то в молодости, я был полностью уверен, что перечитывать книги скучно и неинтересно. Прочитав же книгу повторно года через три, а потом ещё года через три я чувствовал себя так, как будто прочёл новую книгу! Хотя, я же понимал, что в книге не изменилась ни одна буква. Изменился я сам! Не я прочёл новую книгу, а старую книгу прочёл новый я!
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сохраняя традиции фортепианной игры» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других