Том №1 о лекарственных ресурсах Тихоокеанских морей и земли Камчатской создавался авторами на протяжении 37 лет их проживания на Камчатском полуострове и в неё вошли современные научные знания о источниках лекарственных ресурсов из Тихого океана и земли Камчатки в современном научном преломлении с учетом современных всё убыстряющихся достижений медицинской и фармацевтической науки. Книга предназначена широкому кругу читателей интересующихся лекарственными ресурсами морей, земли Камчатки.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Лекарственные источники Тихоокеанских морей и земли Камчатки. Том 1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4.0. Корни народной медицины оленеводов Камчатки — чукчей и коряков восточной Арктики и дальнего востока Российской Федерации
По материковому побережью северной части Охотского моря и Камчатки обнаружено около пятидесяти памятников культуры палеокоряков, ранние из которых датируются далёким от сегодня неолитом.
Палеокорякская культура характеризуется остро — и круглодонными сосудами с ложнотекстильными оттисками (аналогия Якутии и Прибайкалья), массивными архаичными теслами (аналог — ранний неолит р. Ангара) и каменными ножами и наконечниками стрел, также свидетельствующими об их связи с континентальной Сибирью.
Древнекорякская культура близка по укладу к соседней эскимоской, но отличается от неё по ряду специфических признаков.
Археологи обнаружили связи древнекорякской культуры не только с внутриконтинентальным неолитом Сибири, но и с древними культурами Сахалина, нижнего Амура, Курильских островов.
Особенно заметны связи жителей Камчатки с нижним Приамурьем по керамике, каменными и костяными изделиями, наконечниками гарпунов, деталями упряжи, изделиями из растительных волокон. (Василевский Р. С. Происхождение и культура коряков. Новосибирск, 1971), что в последующем убедительно было подтверждено, проведенными исследованиями генетического аппарата коряков. Данные по генетическим локусам маркерных генов четко и однозначно свидетельствуют, что коряки занимают среднее положение между популяциями народов Сибири и Дальнего Востока, а наибольший вклад естественно внесли континентальные монголоиды — древние народы Сибири (Шереметьев В. А., Горшков В. Ж., ж. Генетика, 1977, т. 13, №6, с. 1118).
Полагают, что неолитические племена древних коряков возникли в результате ассимиляции внутриконтинентальных охотников, вышедших по побережью Охотского моря и продвигающихся на север приамурских и приморских племен. Этот процесс, начавшись около 4000 тысяч лет, завершился формированием древне-корякского этноса на рубеже нашей эры донесшего свои гены до сегодня.
В настоящее время коряки на севере смыкаются с чукчами Магаданской области, а на юге с ительменами.
При этом необходимо отметить, что западно-камчатский район Охотского моря — один из наиболее продуктивных участков всего мирового океана, обладает высоким уровнем накопления фито — и зоопланктона, биомассы донных беспозвоночных, донных и пелагических рыб. На этот район приходится около 46% российского вылова рыб и в основном за счет минтая, лососей, трески, камбалы, краба и других ценных и возобновляемых природных ресурсов.
Роль и значение этого региона в нынешнее историческое время растет и ежегодно возрастает еще, и потому, что Камчатский полуостров и воды его, омывающие можно считать и большинство считает, стандартом в мире экологической естественной первозданной чистоты, чего нет в других зонах и морях. Практически не тронутая хозяйственной деятельностью природа Камчатского полуострова, суровый климат позволяют здесь растениям, ресурсам Охотского, Берингова морей Тихоокеанской акватории, Ледовитого океана вырабатывать такие механизмы по интенсификации своего роста и развития, запаса питательных веществ на зимний период в корнях и семенах, которые являются менее эффективными в зонах с благоприятным климатом. И надо справедливо заметить, что многие компоненты флоры и фауны этого региона еще в своем большинстве и достоверно за исключением некоторых, должным образом не изучены нашими учеными.
Особенно громадны запасы вод Тихого океана и Ледовитых океанов в этой зоне.
Если взять соседнюю быстро, развивающуюся Японию, расположенную на маленьком острове и прилегающих островах, и где каждый клочок плодородной земли давно освоен, разрабатывается и на этом ограниченном пространстве проживает более чем 120 миллионов населения, то на Камчатке живет немногим более 400 тысяч человек и примерно столько же в Магаданской области, а в Корякском автономном округе на 305,2 тысяч квадратных километров живет немногим более 30 тысяч человек, что практически не создает, сколько-нибудь ощутимой антропогенной нагрузки на эту громадную территорию (равную, кстати, современной Венгрии, где проживает около 19 млн. человек).
Территория же Камчатского полуострова с прилегающими островами практически равна по площади Италии или Англии, где проживают десятки или около сотни миллионов человек, и естественно идет интенсивное сельскохозяйственное и промышленное производство. В связи с интенсивным сельскохозяйственным производством на растительный покров Земли идет значительная нагрузка в виде пестицидов, дефолиантов, ядохимикатов и других, промышленных поллютантов в т.ч. продуктов сжигания топлив (угля, нефти, мазута).
Так, в Японии средняя нагрузка пестицидов на один гектар достигает сегодня 17 кг, в США доходит до от 10 до 12 кг, в странах ЕЭС чуть ниже, примерно 8—10 кг, а в России на начало 90-х годов она была около 2,0 кг на 1 га, а в настоящее время и того ниже, что было обусловлено снижением посевных площадей.
На Камчатском же полуострове такой нагрузки практически нет или она равна абсолютному нулю, если не брать в расчет десятка или сотни гектаров в районе г. Елизово и этого аграрного района. Мы, понятно не берем глобальную составляющую, каких-то выпадений, от которой избавиться еще ни одна страна самостоятельно сегодня не смогла.
Если же обсудить и поговорить отдельно о современном «вкладе» пестицидов в уровень общей заболеваемости населения нашей страны и стран Европейского, Американского и Японского континентов, то по данным разных авторов гигиенистов и экологов, и оценкам независимых экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) оценивается от 1,7% до 7,0% и это по самым оптимистическим оценкам экспертов. И даже это — колоссальная цифра вреда здоровью современного человека, приносимого пестицидами и ядохимикатами сама по себе и даже тот вред, который всё человечество в связи с этим получает в настоящее время.
Стоит в связи с этим нам с Вами вспомнить многострадальную Вьетнамскую землю, на которую с воздуха американцами были вылиты тысячи тонн такого дефолианта, как агент «оранж», не говоря уже о взрывах в августе 1945 г. над Хиросимой и Нагасаки в Японии и о последующем радиоактивном заражении территории её островов, а также современная ХХ века Чернобыльская катастрофа в 1986 году, когда сотни тонн радиоактивных выбросов попали на земли Украины, России, Белоруссии и других территорий Европейского континента, загрязняя коротко — и долгоживущими радионуклидами большие территории и, создавая дополнительную сверхнормативную к уже имеющейся радиационную нагрузку как внутреннего так и внешнего облучения тела человека.
В среднем же вклад пестицидов используемых в сельском хозяйстве оценивается экспертами и считается на уровне, как минимум около 3,0%. Тем самым, из приводимых сопоставимых цифр мы видим, что примерно от 2% до 7% граждан нашей планеты на всех её континентах ежедневно, ежечасно, ежегодно подвергаются вредному влиянию пестицидов, широко сегодня применяемых в интенсивном сельском хозяйстве.
И это без учета влияния генномодифицированных (кукурузы, пшеницы, картофеля, сои и других) продуктов, а также продуктов генномодифицированных животных и выращенных на генномодифицированных продуктах с применением стимуляторов роста и гормоноподобных веществ, а также техногенного загрязнения таким поллютантом из моторного топлива, как свинцом, кислотными продуктами как окислы серы и сероводорода, других техногенных загрязнений от многочисленных тепловых электростанций и ТЭЦ, развивающегося современного металлургического и химического производства, и т. п. А также, без учета территорий региональных конфликтов, где применяются заряды с обедненным ураном (Сербия), которые также загрязняют лекарственные растения, попадают в окружающую среду и различными путями мигрируют в организм человека, и отражаются на его здоровье и заболеваемости.
Выгодно в этом плане отличается современная удаленная от «цивилизации» Камчатка и важно, и существенно, народным целителям и врачам шире, использовать такой экологический лечебный потенциал Камчаткой флоры и фауны, выходя со своей продукцией на все мировые рынки, активно конкурируя с продукцией, которая вне Камчатского полуострова в естественной среде подвергается дополнительному химическому загрязнению.
Такая же экологически чистая и безопасная продукция Охотского и Берингова морей, омывающих берега Камчатки, так как в них нет сброса ни промышленных предприятий, ни стока с сельскохозяйственных полей, загрязненных ядохимикатами, пестицидами, минеральными удобрениями.
Сегодня многие потребители, осознают приоритет экологически чистой продукции и согласны осознанно платить дороже за продукцию, чтобы только она была экологически безопасной, какой и являются практически все лекарственные ресурсы Камчатского полуострова и всех морей тихоокеанской акватории его омывающих.
Существенно, что западно-камчатский район Охотского моря один из наиболее продуктивных участков мирового океана, обладает высоким уровнем накопления фито — и зоопланктона, биомассы донных беспозвоночных, донных и пелагических рыб. На этот район приходится около 46% Российского вылова рыбы и в основном за счет минтая, лосося, трески, камбалы, краба и других.
Истоки культуры и врачевания на Камчатском полуострове в Корякском автономном округе и в Магаданской области, в Чукотском автономном округе связаны с традиционной культурой и верованиями, населяющими этот регион народами: коряки, чукчи, ительмены, нымыланы, лауроветланы, юкагиры, нивхи, эвены, эвенки, олюторы и др.
Владимир Атласов, отправившись в 1697 г. «для прииску новых землиц» писал, что коряки делятся на нымылан — оседлых береговых коряк и чавчувенов — оленеводов, что в дальнейшем начало звучать и писаться как чукчи, пройдя этапы сокращения слов от чавчувен до чукча.
И здешний камчатский народный эпос гласит, и все, даже современные коряки считают, что первый житель и бог Камчатского полуострова Кутх — черный ворон, он же Куйкынниеку — собиратель лахтачьего жира.
Коряки считают, что большинство людей умирает от Калау — (в системе представлений коряков злые существа, способные причинить вред человеку, его телу и организму), но случается, что Верховное божество и другие сверхъестественные силы и существа, не подвластные силе и воле человека, могут причинить смерть или болезнь из-за нарушение запретов или за то, что не принесена им жертва.
Душа, или вернее сказать после нападения и наказа, получаемого от калау, душа покидает тело человека, поднимаясь высоко к Верховному Божеству. Отсюда большая вера в шамана, представителя калау на земле и могущего воздействовать на калау.
Шаманы передают из поколения в поколение самобытный опыт корякской и чукотской этномедицины, используя в основе практически всех исцеляющих действий внушение. Шаманы — целители среди коряков и чукчей используют магический обряд камлания при беспредельной вере всех жителей стойбища или села в силу шамана, что оказывало определенное положительное воздействие.
Надо сказать, что многие исследователи, не обратили своё внимание на использование ими в своих обрядах таких научно признанных методов лечения, как ароматерапии (сжигание ветвей багульника, кедрового стланика) использование в последующем, после обряда лекарственных трав, различных органов оленя (печень, мозг, костный мозг, тестисы, панты, молоко) как в свежем виде, так и сушеных, продуктов рыбы, морских млекопитающих, желудка куропаток, шишек кедрача, мухомора и других грибов, а у береговых коряков — нымылан, олюторов, эвенов и эвенков было и есть широкое использование жира лахтака, его мяса, желчи, жира, тестисов, щитовидной железы медведя, продуктов полученных от моржа, хрящей, глаз, сухой икры и молок красных (лососевых) рыб, муки из раковин морских ракушек, ежей, морских звезд, яиц чайки, кореньев, и особенно таких хранимых в тайне растений, как родиола розовая (золотой корень), травы и цветов Иван чая, травы борщевника, коры ольховника и ивы, листьев и веток березы каменной, цветов родендрона, травы крапивы, ягод брусники, рябины, княженики, клюквы, шикши, жимолости, красной и черной смородины, шиповника, луковиц сараны и черемши, дикого лука, морской капусты — ламинарии и других природных лекарственных источников речь о которых и будет вестись на страницах этой книги.
При этом они издревле знали и широко использовали подземные горячие источники, грязи. Они знали ядовитую чемерицу и эффективный при охоте на кита лютик. Свои стрелы и гарпуны они издревле намазывали экстрактами из них даже при охоте на могучего исполина многотонного кита.
Но времена меняются и примерно с начала сороковых пятидесятых годов прошлого столетия (1930—1950 гг.) постепенно носителями народного опыта шаманов у этих народов становятся окончившие наши медицинские ВУЗы дипломированные врачи специалисты и даже средние медицинские работники, кто прошел учебу в медицинских институтах или медицинских училищах г. Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске, Биробиджане, Иркутске, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске, Новокузнецке, Санкт-Петербурге и других городах. Среди них Папо Е. А., Никифорова Г. И., Векуа В. В., Укипа А. К., Инылова Ю. А., Косыгина Л. Л., Косыгин И. В., Лилькива Л. А., Абашева Г. М., Анельхут Л. Г. и многие, многие другие, кто и сегодня продолжает трудиться в лечебно-профилактических учреждениях Камчатки и Корякского автономного округа.
Говоря о шаманах, врач психиатр Софронов Д. Д., пытаясь объяснить все «тайны» шаманов писал: «Лечебная практика шаманов основана, прежде всего, на вере в то, что причиной болезни является либо временный уход из тела человека его души (кута), либо вселение в него злого духа. Диагноз избавления шаманы устанавливали путем камлания. Призвав на помощь своих духов-помощников, он определял причину недуга. Шаманы, живя рядом, знали наклонности соплеменников, привычки и потребности. Владея искусством воздействия на души, тонко, умело применяли свой жизненный опыт на практике».
Необходимо отметить, что и современная медицинская научная школа держится постулата лечить не болезнь, а больного, влияя на все органы и системы организма, в том числе, и на образ жизни и даже труда больного, что успешно, не зная научной «подкладки», осуществляли издревле на этой камчатской земле сами шаманы.
Хотелось бы отметить, что здешняя камчатская древняя корякская и чукотская народная медицинская традиция многое впитала и многое вобрала в себя из опыта соседней тибетской медицинской школы, корейской медицины и даже всей русской народной традиции, так как, начиная с 1695 года, русские путешественники, купцы, исследователи постоянно посещали и затем обживали эти места и тесно соприкасались и, понятно, жили вместе и не единожды создавали смешанные браки, что служило более глубокому проникновению опыта одного народа и не только в медицинскую практику другого этноса.
Описывая Камчатку, Крашенинников С. П. в 1756 г. писал: «лучший запас тамошних жителей орехи сланца, которого как по горам, так и по тундрам великое довольство…»
«…Казачье житье на Камчатке, — продолжал он в своем „Описании земли Камчатки“, изданной еще при его жизни в 1756 году в Санкт-Петербурге, — не разноствует почти от камчадальского, ибо те, как и другие питаются кореньем и рыбою, и в тех же трудах упражняются». Тем самым, один из русских внимательных дотошных учёных Крашенинников С. П. своим наблюдательным глазом четко подметил, как глубоко переплелись культуры всех пришлых, как бы мы сказали сегодня казаков и всех воинов с материка и, рожденных здесь коренных коряков, чукчей, ительменов, лауроветланов, олюторов, нымылан и понятно, что при таком переплетении они друг друга взаимно обогащали и дополняли.
В «Известиях о Гижигинской крепости» князь Александр Шаховский, описывая жизнь в 1742 году в Акланском остроге на реке Оклан, описывает случай отравления кореньями, сообщая нам: «…у Енисейского два человека кореньями объелись…».
Медицинские традиции жителей Олюторского района Корякского автономного округа переплелись и с материковым опытом народов, дошедших в свое время сюда в 1767 году их называли олюки или старые юкагиры, как пишет современник в журнале «Северный архив» 1822 г. №13 с. 163, они бежали по преданию с матерой земли к северу. Так, одни народы, перемещаясь к северу с собой несли с юга и теплых регионов и богатую опытом народную традицию врачевания в эти регионы и далекие от европейской части России места.
Понятно, что человек видя клинику развития отравления кореньями, учился различать съедобные и полезные от вредных им ядовитых, но полезных для промысла зверей и даже громадных морских исполинов какими были в те времена киты.
В проекте организации Дальневосточной экспедиции в 1725 г. якутский казачий голова Шестаков А. Ф., отмечал, что русские служилые люди, изучавшие Дальний Восток и Камчатку имеют ограничения в питании «питаются рыбой и травою, кореньями, сосною, а другова припасу хлебного нет, и не родится» (ЦГАДА, ф.248, кн.690).
Весной 1733 года Казанцев в 35 пункте своего отчета писал об охотских жителях «…прежде всего и ныне живут на рыбе, на ягодах и на кореньях и на привозном из Якутцкова хлебе, а хлеб купят драгою ценою…» (ЦГАД, ф. 248, кн.7312, л.300).
Понятно, что в поездках за хлебом, коряки и чукчи не только торговали добытой зимой ими пушниной, но и приобретали опыт лечения различных болезней.
В «Описании якутов, их происхождении, населении страны Ленской, внутреннее их управление, покорениях под власть России, благосостояние нравы и обычаи» в Северном архиве за 1822 г. в ч. З-ей приводятся данные, как же якуты лечились и чем болели: «…из опытов известно, что северные страны весьма здоровы и многие якуты привыкли к их климату,… Когда случатся болезнь, то пренебрегают пособиями медицины и довольствуются призванием шаманов, в чем они (т.е. якуты) сходствуют съ древними татарами и монголами, которые не знали никаких других врачей, как волхвов своих и шаманов…» (с. 376).
Хотя нам известно, что уже в это время по Указу Петра Первого были разработаны в 1714—1717 гг. «Дохтурские правила» пользования лечебными водами, создавались аптеки, началась подготовка дипломированных врачей в России.
Хотелось бы по этому поводу отметить, что народное врачевание коряков и чукчей объединяло и реальное знание, и наличие рядом целебных сил природы, и даже веру в её чудодейственные силы. В процессе народного врачевания широко применялись различные природные средства растительного, животного, морского, а также минерального происхождения. Большой популярностью у народов Камчатки пользовались лекарства, приготовленные из крапивы, багульника, листьев и коры березы, жира медвежьего, шишки кедрача, ягоды брусники и ее листьев, клюквы, княженики, смородины, жира и желчи медведя, ракушек мидии и гребешка, хрящи лосося и сухая икра, костный мозг оленя и его тестисы, щитовидная железа, рыбий жир, сухая икра и молоки, панты оленя, корень родиолы розовой и многие другие здешние объекты, добываемые ими из среды их окружавшей.
Корякам и чукчам Камчатки были прекрасно известны свойства многих сероводородных и радоновых источников юга Камчатского полуострова, а также известные им вблизи Паланы, Солнечной долины в Магаданской области, серебряные ручьи Олюторского района вблизи Ачайваяма и другие.
К большому сожалению, о корякско-чукотский медицине и древних медицинских народных традициях, великих врачевателях этих регионов до начала 30-х годов известно нам всем не так уж и много. При этом письменные достоверные данные трудно разыскать, так как они запрятаны во многих разбросанных далекоудаленных архивах (Якутск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Санкт Петербург) и архивах бывшего морского ведомства и других хранилищах. И теперь понятно, что из-за их удаленности, а многие из них и еще сегодня не оцифрованы, то собрать материал воедино в нынешних условиях представляется не из легких ели непреодолимых задач.
Носители же народного опыта Лукашкина Татьяна Петровна, Улей Абрам Абрамович из села Тиличики Корякского автономного округа, Килпалин Кирилл Владимирович и Дечюли Розалия Григорьевна из села Хаилино и многие другие, которые сами много знали об опыте своих предков живших еще в 18 веке прошлого столетия, но зачастую не записывали услышанные рецепты ими от родителей и дедов своих.
Сегодня мировое сообщество поднимает роль и значимость коренных народов на новый уровень. Так, Генеральная Конференция международной организации труда принята конвенция №107 «Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народов в независимых странах», которая уделяет существенное значение охране здоровья этих народов, а без использования веками накопленного опыта и традиции выживания в суровых условиях Крайнего Севера России невозможно выработать на современном уровне необходимые экономически приемлемые рекомендации оптимизации. Именно сегодня всплывает важность и актуальность изучения опыта этих народов и народностей, опыт их врачевания и народной медицинской традиции в экстремальных условиях региона их обитания.
В этой проблеме не маловажен и экологический аспект проблемы. По мнению экспертов, такой авторитетной международной организации, как ЮНЕСКО Камчатка является самым экологически чистым регионом Земли (!) и лекарственные растения, продукты моря, добытые в Тихоокеанской и Охотоморской акватории, Японском море, а также в Северном ледовитом океане, омывающей её берега являются также абсолютно экологически чистыми продуктами и их можно принимать за международный стандарт чистоты современной естественной Природы на современном этапе развития человечества и даже планеты Земля в целом.
Нам хотелось бы заметить и еще спросить, что всегда ли коряки и чукчи с лечебной целью принимали только местные лекарственные растения и продукты животного мира? Конечно, нет. Ни в одном уголке мира такого сегодня нет. Невозможно все многообразие болезней и симптомов, да и синдромов, насчитывающих уже более 10 000 компенсировать и вылечить только за счет богатств пусть и несметных местной флоры и фауны. Между всеми регионами издавна шел постоянный обмен и приграничная торговля, даже приобреталось оружие, порох, хлеб, лекарства, а также шёл постоянный обмен опытом и знаниями, и естественно всё лучшее из опыта окружающих народов прибывавших на постоянно или временно посещающих Камчатку, Магаданскую область и Чукотский автономный округ.
Так, уже в 1728 году на Камчатку были завезены ранее неведомые здесь капуста, морковь, свекла, горох, злаковые и другие. Описывая первые результаты по их акклиматизации и земледельческим опытам на полуострове в сентябре 1728 года пишет капитан, — командор Витус Беринг: «…которые, овощи были посеяны, а именно: капуста, свекла, горох — те поспели, а ячмень и рожь прежде сего сеют, а рожь — посеяли». ЦГАДА — ф.248 — кн. — 7312 — л.-300. При этом на вновь возделанные поля и земельные участки и это естественно заносились и сорняки, и семена тех диких видов растений, которые ранее на Камчатке не встречались и даже изначально не росли, и сегодня через почти 300 лет трудно нам, да и учёным вычленить чисто Камчатские и все привозные экземпляры или сорта и породы.
Понятно, что многие из встречающихся сегодня на полуострове растений могли быть завезены и со временем заняли свою нишу в целостном биоценозе полуострова. Одновременно мы видим и много эндемиков, свойственных только этой земле и их надо еще долго всем нам изучать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Лекарственные источники Тихоокеанских морей и земли Камчатки. Том 1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других