В данном практическом пособии рассказывается о том, как устроена авиация общего назначения (АОН) на постсоветском пространстве. Книга призвана помочь как совершить самые первые шаги к самостоятельным полетам, так и продвинуться по этому пути до покупки собственного аппарата или же связать свою жизнь с авиацией, став профессиональным пилотом, для которого полеты это работа. Вторая часть книги содержит тексты, авторы которых – пилоты различных видов воздушных судов (от самолетов до воздушных шаров). В ней уже не так много практических сведений, но зато есть эмоции и ощущения, которые человек испытывает в полете – то, зачем он и поднимается в воздух! Все эти тексты не простые – их прочтение может изменить вашу жизнь и вы станете летать!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как научиться летать
С чего начать
Обычно решение об обучении принимается человеком после ознакомительного полета, совершенного с друзьями, или просто после визита на аэродром. Если вы еще не летали, стоит начать именно с такого ознакомительного полета. Хотя, конечно, возможны любые варианты, и нет никаких догм.
Если говорить об оптимальном подходе, то до начала обучения в авиационном учебном центре (АУЦ) стоит совершить не один ознакомительный полет, а серию. И если возможно, то на таком же типе воздушного судна, как те, что эксплуатируются в АУЦ.
Эти полеты не могут быть зачтены в рамках последующего обучения в АУЦ, но они дадут понимание, зачем нужно изучать теорию. Возникшие после этих полетов практические вопросы будут способствовать более эффективной теоретической подготовке в АУЦ.
А сами посещения аэродрома для такого неформального обучения позволят обзавестись знакомствами с частными пилотами, общение с которыми, в свою очередь, поможет, например, осознать, зачем изучать такие скучные предметы, как авиационное право.
Перед началом обучения в АУЦ также потребуется пройти специальную авиационную медкомиссию (ВЛЭК). К этому шагу в ряде случаев имеет смысл подготовиться. Про это рассказывается в соответствующем разделе Как пройти медицинскую комиссию (ВЛЭК).
Особенности обучения в России
Обучение в российских авиационных учебных центрах (АУЦ) устроено так, что сначала долго изучается теория. Она порой оторвана от прикладных задач, и того, ради чего хочется научиться летать. А полеты начинаются только после завершения курса теории (в большинстве случаев). Это означает, что не будет эмоций, драйва, подпитывающих стремление учиться. Такой порядок не является фактически необходимым для летного обучения, он сложился в результате комплекса надзорно-контрольных мер, осуществляемых в отношении частных АУЦ государственными органами. Это очевидно противоречит принципам андрагогики (комплекс методов и принципов обучения взрослых людей), которая основывается на стремлении к осмысленности обучения и к практической направленности получаемых знаний.
Но прекратить посещать теорию нельзя, потому что в таком случае ее придется начинать заново, с новой группой. А в случае пропуска отдельных занятий по теории, придется их проходить в индивидуальном порядке и за отдельную плату.
Чтобы не потерять мотивацию в такой ситуации, а также более эффективно воспринимать ту информацию, которую дают преподаватели, надо хорошо осознавать, для чего все это делается (речь об обучении). Поэтому при возникновении неудержимого желания поставить процесс изучения теории на паузу, а то и вовсе забросить учебу, стоит совершить полет со сторонним инструктором, и желание учиться появится снова. Также полезна, по-видимому, рекомендация о полетах с инструктором до АУЦ, которая изложена в этом разделе выше.
Если такой сложный подход не устраивает, то остается думать про обучение за рубежом, где таких ограничений нет, и приступать к практическим занятиям можно с первого дня обучения.
Постановка цели обучения
Поставить цель до начала обучения — это очень важно. Но сделать это надо правильно, потому что если целью обучения является просто получение пилотского свидетельства, то это плохая цель. Вернее, это вообще не цель, и нужно ее принудительно исключить из списка таковых, потому что получение ламинированной бумажки (речь о пилотском свидетельстве современного образца) больше имеет отношение к выполнению формальных требований.
Полететь в какое-то конкретное место в стране или мире, например, на Байкал, Карпаты или Брест; покатать свою бабушку; налетать 100 часов за первый год после получения свидетельства; поехать в США и выполнить там полет на арендованном самолете — вот это все примеры продуктивных целей, которые помогут преодолеть потенциальные сложности на пути развития молодого частного пилота.
Главный вопрос обучения
Может показаться, что главный вопрос обучения — это где взять денег на обучение, но его мы оставляем за скобками. Главный вопрос — определиться с тем, где учиться: в России или за рубежом.
В этой книге мы делаем акцент на аспектах обучения в России (но они могут быть справедливы и для других постсоветских стран), поскольку они менее формализованы и о них мало информации. В отличие от заграницы, где летное обучение поставлено на конвейер, прозрачно и просто регулируется, а подводных камней немного. В этом можно разобраться и самостоятельно, без пояснений.
Про само обучение за рубежом, а также какие плюсы имеет этот вариант, описано в отдельном разделе — А если учиться не у себя в стране.
Кого не возьмут в АУЦ
В российский авиационный учебный центр (АУЦ) не может быть принят человек, не имеющий никакого среднего профессионального или высшего образования (подойдет любое, в том числе полученное в СССР), либо тот, кто не находится в процессе получения таких видов образования. Соответственно те, кто ничего кроме школы не окончил и не имеет законченного высшего образования, не могут получить свидетельство частного пилота[27]. Студенты высшего учебного заведения или учреждения среднего профессионального могут быть приняты в авиационный учебный центр при предоставлении справки о том, что они являются учащимися.
Такая ситуация образовалась не специально, а является несовершенством российского образовательного регулирования, разработчики которого вольно (или невольно) отнесли деятельность авиационных учебных центров (АУЦ) к так называемой «переподготовке», подразумевающей переучивание с уже имеющейся профессии на новую. Например, человек имел профессию повара после училища или врача после института, а после обучения в авиационном учебном центре (АУЦ) должен получить профессию частного пилота[28].
Если вас коснулось это ограничение, возникает вопрос, как поступить в такой ситуации. Можно поступить в средне-специальное или высшее (можно заочное) образовательное учреждение любого профиля. Получив справку о зачислении, можно заключать договор с авиационным учебным центром (АУЦ) и приступать к обучению в нем.
Формально свидетельство пилота вы сможете получить в территориальном управлении Росавиации (МТУ) после успешного окончания того учебного заведения, в которое вы поступили в чисто технических целях. Это также касается студентов высших учебных заведений, которые отучились в авиационном учебном центре (АУЦ), еще находясь в процессе получения диплома о высшем образовании. Это не очень удобно, потому что подготовка в авиационном учебном центре будет пройдена, очевидно, раньше. Но на практике иногда получить свидетельство может получиться и быстрее.
Если для вас неприемлема данная рекомендация по поступлению в училище или вуз, то остается обучение за рубежом — там не существует никаких формальных требований к образованию будущего частного пилота, и любая летная школа будет рада принять вас на обучение. Даже если у вас нет никакого образования вовсе.
Политика российских авиационных учебных центров (АУЦ) в отношении иностранных граждан, не имеющих гражданства, в части наличия образования будет зависеть непосредственно от АУЦ. Но, как показывает практика, нет тенденции, что от иностранцев требуют того же, что от россиянина. Как минимум по той причине, что любой зарубежный диплом (при его наличии) не будет соответствовать российским правилам.
Где можно учиться
В России (как и в других постсоветских странах), обучение, после которого вы можете претендовать на получение свидетельства пилота, происходит только в авиационных учебных центрах (АУЦ), которые должны быть сертифицированы национальной авиационной администрацией[29]. В России АУЦ немного, в Украине побольше, а в Белоруссии — всего 1–2 на всю страну.
Обучение в остальных местах тоже возможно и производится по факту, но никаким официальным документом оно подтверждено не будет. Но, если других вариантов научиться летать у вас нет, то не надо от такого предложения отказываться. В дальнейшем эти умения могут помочь получить свидетельство быстрее. Эта ремарка актуальна, прежде всего, для получения свидетельства в США, потому что там обычно готовы рассматривать все часы налета, занесенные в летную книжку, вне зависимости от места их осуществления, в то время как в России при получении свидетельства засчитываются только часы, налетанные в определенных условиях (в официальных АУЦ).
Отыскать перечень официальных АУЦ можно на сайте авиационной администрации или в Викиучебнике[30]. Первоисточником являются сайты авиационных администраций, но их изучение может быть затруднено: например, на сайте Росавиации опубликован список абсолютно всех АУЦ, без выделения тех, которые специализируются на подготовке частных пилотов. А чтобы понять, есть ли в том или ином АУЦ обучение на частного пилота (или пилота СВС, аэростата, пилота планера), надо открывать приложение к сертификату и изучать названия перечисленных в нем программ. Ситуация усложняется тем, что не всегда этот реестр оперативно обновляется, и, как следствие, в нем может не быть новых АУЦ или новых программ у существующих АУЦ.
По состоянию на 2022 год АУЦ, готовящие частных пилотов в России, сосредоточены в четырех городах.
Список АУЦ, приведенный ниже, дан исключительно как ориентир и, возможно, будет уже не актуален на момент выхода книги. Поэтому список потребует уточнений, и проще всего их получить, открыв соответствующую страницу Викиучебника АОН[31]. Перечисленные АУЦ готовят частных пилотов на самолете. Информацию об АУЦ, готовящих на аэростат, СВС и планер также смотрите в Викиучебнике.
Москва
• Аэродром Коломна (ООО Аэромаг)
• Аэродром Орловка (АНО ДПО АУЦ Небосвод-Аэро)
• Аэродром Мячково (ООО Аэро регион тренинг)
• Аэродром Торбеево (АНО ДПО С 7 Тренинг)
• Аэродром Новинки (ООО Маг аэро тренинг)
Волгоград
• Аэродром Гумрак (АНО ДПО АУЦ № 1)
Новосибирск
• Аэродром Мочище (ФГАУ ДПО ЦП САП)
Омск
• Аэродром Калачево (АНО ДПО Сибирская авиабаза)[32]
В скобках указано название юридического лица и его форма.
В каком АУЦ лучше учиться летать
Вопрос выбора АУЦ очень важен, но он сложно поддается формализации и оформлению в виде инструкции. Этот выбор предстоит сделать каждому самостоятельно. Для этого лучшим вариантом будет познакомиться с деятельностью АУЦ в натуре, посетив его учебную базу и аэродром. В некоторых АУЦ можно выполнить ознакомительный полет вместе с действующим инструктором, например, в рамках дня открытых дверей.
Выяснять детали в электронной переписке или по телефону тоже возможно, но это зачастую не самый эффективный путь, хотя для иногородних только он и является доступным. Равно как и в случае выбора авиашколы за рубежом — в США или Европе.
В чем различия между АУЦ
Формально между авиационными учебными центрами не так много различий, потому что требования при сертификации предъявляются одинаковые. Но по факту критериев для сравнения АУЦ имеется много. По ним как раз и стоит выбирать АУЦ, если решено подойти к вопросу со всей серьезностью.
Чем различаются авиационные учебные центры (АУЦ):
1. Материальной базой (какие используются типы самолетов при обучении);
2. Местом проведения теоретических занятий (где находятся классы);
3. Местом выполнения полетов (аэродромом) и теми аэродромами которые посещаются при обязательных маршрутных полетах;
4. Содержимым программы теоретической подготовки и перечнем предметов в ней, а также продолжительностью теории в часах;
5. Содержимым программы наземной и летной подготовки, а также их продолжительностью в часах;
6. Наличием электронной системы обучения;
7. Наличием собственных учебных пособий (электронных и/или печатных);
8. Квалификацией преподавателей и инструкторов. Формально персонал по документам во всех существующих в России АУЦ одинаковый, но в жизни это люди очень разные. Оценить их заранее способа не существует. Остается полагаться только на отзывы других выпускников.
Примечание: Надо понимать, что, если что-то не устраивает во время обучения (прежде всего, в летной части), надо эскалировать данный вопрос до руководства. В АУЦ трудится не один инструктор, и его можно заменить в любой момент. Руководство АУЦ не сможет решить ваши проблемы, если не будет иметь обратной связи. Если столкнулись со слабыми и неактуальными лекциями (или даже целым предметом), об этом тоже надо сообщать руководству.
9. Стоимостью обучения и порядком внесения оплаты.
Все, перечисленное выше, актуально для российских и зарубежных АУЦ, но есть моменты связанные исключительно с российскими реалиями.
Различия, актуальные только для России:
1. Наличие сопровождения выпускника при получении свидетельства в Росавиации (запись на тестирование, консультации по пакету документов, а при необходимости — решение проблем, возникающих с МТУ);
2. Наличие программы индивидуальной теоретической подготовки (это когда преподаватели занимаются с одним человеком в удобное ему время за отдельные деньги);
3. Качество ведения учебной документации АУЦ. Это вообще невозможно оценить заранее, тем более обучающемуся или человеку, находящемуся в процессе выбора АУЦ. Но это очень интересно надзорным органам (прежде всего прокуратуре), которые не могут проверить реальное качество обучения (поскольку ничего не понимают в нем), но могут проверить его формальные стороны, выраженные в присутствии или отсутствии обучающегося на обязательных теоретических занятиях, а также в количестве часов и минут, проведенных в классе и в самолете. Все эти моменты заносятся в специальные журналы и ведомости, соответственно, аккуратность их ведения очень важна, как в бухгалтерском учете;
4. Требование к обучаемому иметь медицинское заключение сразу при поступлении в АУЦ, или возможность отсрочить его предоставление до первого самостоятельного полета;
5. Специфичные для конкретного АУЦ требования по сроку освоения программы. АУЦ своими собственными правилами могут ограничивать максимальный срок освоения программы, например, отводя на это не больше года. Эти правила надо учитывать, если захочется сделать перерыв в обучении.
В чем все российские АУЦ одинаковы:
1. Общие требования в части обязательного набора элементов летного и теоретического обучения[33];
2. Политика нетерпимости к пропускам теоретических занятий. Систематические прогулы грозят отчислением.
3. У обучаемого не должно быть промежутка более полугода между завершением теории и началом практики: закончив теорию, нужно приступить к полетам не позже чем через полгода, иначе потребуется пройти теорию заново;
4. Все АУЦ заключают договор с обучаемым об образовательных услугах и получают деньги от него официальным путем;
5. Во всех АУЦ выпускнику выдается одинаковый набор документов, которые затем предоставляются им самостоятельно в Росавиацию для получения свидетельства;
6. Требования к зачисляемому в части наличия у него полного средне-профессионального или высшего образования или нахождения в процессе его получения.
Стоит ли подождать с обучением
Для большинства желающих стать частным пилотом новость о том, что для обучения потребуется ехать в другой город, не самая приятная. Поэтому стабильно циркулирующие слухи о скором создании АУЦ в родном городе могут заставить подождать с началом обучения. Или же курс валюты не такой хороший, а также имеются планы сначала достроить дачу. Эти и другие факторы не должны влиять на изменение решения. Если вы уже определили для себя, что хотите летать, то не затягивайте с этим и идите учиться, как только появится возможность это сделать.
Причина как минимум в том, что завтра дешевле и проще не станет — наоборот, тенденция последних лет заключается в регулярном повышении цены на летное обучение в частных АУЦ. Кроме того, если рассматривать обучение в России, то, помимо стойкой тенденции к удорожанию обучения, есть и тенденция по увеличению регуляторной нагрузки на авиационные учебные центры со стороны государства. Это приводит к увеличению стоимости обучения, а иногда и вовсе к закрытию АУЦ. Сообщество частных пилотов растет в России, но эффект от этого роста начнет ощущаться не скоро. Новые АУЦ открываются редко, поэтому увеличения конкуренции между ними ожидать не стоит, а как следствие — снижения цены. Уже сейчас стоимость обучения в России может достигать цены на обучение в Европе, а в отдельных случаях и превышать ее.
Как проходит обучение
Обучение в авиационных учебных центрах (АУЦ) проходит только очно, и тенденций к частичному или полному переходу теории в онлайн нет[34]. Обычно теоретическая часть сжата максимально по времени, чтобы занимать наименьшее количество дней.
Занятия теорией проходят обычно в группе размером от пяти до пятнадцати человек. При этом график занятий может быть разным. Первый вариант — это занятия вечером (например, с 20:00 до 23:00) каждый будний день. Второй подход — когда на теоретическую подготовку в аудитории отводятся целиком оба выходных. И третий, прежде всего, ориентированный на иногородних, — это занятия полный день в будни. Последний вариант самый короткий по времени. Группы формируются и начинают занятия каждые два-три месяца (в некоторых случаях раньше).
В некоторых авиационных учебных центрах (АУЦ) существует форма индивидуального обучения, во время которой преподаватели читают лекции одному обучаемому в удобное для него время, но происходит это также в помещениях авиационного учебного центра (АУЦ), а стоимость такого прохождения теории весьма высокая.
Общий срок теоретического обучения зависит от суммарного количества часов в программе. В каждом АУЦ программа своя и количество обязательных часов теории может сильно отличаться.
Сколько дней займет практическая часть, зависит, прежде всего, от обучающегося: какое количество времени и как регулярно он может посвящать полетам и приезжать на аэродром. Сильно форсировать его не получится, есть ряд ограничивающих факторов, прежде всего, что новичок достаточно быстро утомляется и перестает адекватно воспринимать учебный полет.
Те обучающиеся, что не показывают необходимых результатов в летном обучении, могут брать дополнительные занятия, но тогда процесс обучения займет больше времени. Отчисления из АУЦ по причине некой «неспособности к полетам» не производится. Но, опять же, все это справедливо только для тех случаев, когда обучающийся сам стремится научиться.
Сколько стоит обучение и где оно дешевле
Стоимость обучения на частного пилота зависит от ряда факторов, и в Москве она самая высокая по России. Достаточно стабильно, в среднем один раз в год, цена на обучение увеличивается. На данный момент (2022 год) стоимость обучения на частного пилота в России составляет от 600 тысяч до 1,2 миллиона рублей в зависимости от АУЦ.
Стоимость дана для минимально обязательного количества летных часов. На практике в силу разных причин обучаемому может потребоваться налетать больше часов с инструктором (например, при больших перерывах в учебных полетах), соответственно, общая сумма увеличится.
Порядок оплаты в АУЦ обычно не требует внесения всей суммы единоразово. Первым платежом оплачивается теоретический курс, стоимость которого составляет обычно 10–15 % от стоимости всего обучения, а летные часы покупаются пакетами, например, по 10 часов.
Для расчета полной стоимости иногородним надо добавить расходы на проживание и питание. Некоторые АУЦ имеют готовые решения этих вопросов, следует уточнять непосредственно в АУЦ о такой возможности.
Есть обоснованное мнение, что прохождение обучения на выезде, так скажем, вахтовым методом, может быть эффективнее, нежели когда обучаемый каждый день с работы или из дома ездит на теорию, а затем на практику. Это связано с тем, что вдали от дома обучаемый меньше погружен в текущие проблемы и быт, и может целиком себя посвятить учебе. Кроме того, ограниченный срок нахождения на выезде мотивирует и помогает быстрее сдать все зачеты и экзамены.
Как учиться дешевле или как эффективно учиться
В этом разделе речь не про поиск места, где учиться дешевле, а про правильную самоорганизацию процесса обучения. Потому что без правильного подхода можно и в дешевой школе потратить больше денег, чем в дорогой.
Самый действенный способ повысить эффективность летного обучения — быть заранее максимально подготовленным к обучению в авиационном учебном центре (АУЦ), самостоятельно изучив теорию, а также имея какие-то летные навыки.
Если такой возможности нет, то теоретическую часть, читаемую преподавателями в аудитории, надо дополнять значительным объемом самоподготовки, стремясь во всем разобраться досконально. Если же вспоминать о предмете лекции только приходя на нее после работы, то это не очень эффективный способ обучения. Вопрос, какая литература имеется для самоподготовки, помимо тех пособий, что выдаются в авиационном учебном центре (АУЦ), рассматривается в соответствующем разделе книги — Что читать и по какой литературе учиться. Отдельно можно упомянуть книгу, которая издана при нашем участии. Речь об «Энциклопедии пилота», русском переводе пособия, разрабатываемого авиационной администрацией США, которое в оригинале имеет название «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge» (PHAK).
Насколько тщательно обучаемый готовится к полету, влияет на то, сколько времени и денег он потратит на этапе летного обучения. Для самоподготовки к полету существует ряд практик. С ними вас познакомят инструктора.
Если кратко их описать, то, прежде всего, это тренаж в кабине, во время которого на стоянке в самолете изучается арматура кабины, проигрываются в воображении все действия, выполняемые во время полета. Также полезны предполетные и послеполетные самобрифинги, во время которых обучаемый самостоятельно анализирует, что запланировано выполнить в предстоящих полетах, а затем, после полета, с каким проблемами столкнулся, какие замечания и пояснения от инструктора получил.
Также важно поддерживать интенсивность полетов: оптимально летать каждый день, если позволяет погода. При этом, летать в течение одного дня, больше чем получается полноценно воспринять и усвоить, не имеет смысла. Это будет бессмысленная трата денег.
Использование тренажеров и симуляторов также повышает эффективность обучения (описано в соответствующем разделе Компьютерные симуляторы и тренажеры).
Какие документы выдаются в АУЦ после обучения
После успешного обучения в АУЦ выдается пакет документов, с которыми выпускник отправляется в Росавиацию получать само свидетельство. Среди этих документов должны присутствовать:
1. Свидетельство об окончании АУЦ. Для простоты можно назвать его дипломом. Он не стандартизирован, и каждый АУЦ выдает документ своего образца;
2. Экзаменационная ведомость;
3. Справка об опыте (это не совсем обычная справка о налете);
4. Правильно оформленная летная книжка, в которой расписан учебный налет.
Примечание. После окончания АУЦ летную книжку пилоту предстоит вести самостоятельно и записывать туда своевременно все свои полеты. Летная книжка — один из самых важных документов пилота.
Отличие бумаг, полученных в АУЦ, от тех, что выдаются автошколой, в том, что автомобильные можно спокойно выкинуть сразу после получения водительского удостоверения. А документы, выданные после обучение в АУЦ, ценнее самого свидетельства, которое вы получите на их основании, их надо обязательно сохранить. Они подтверждают прохождение подготовки, и на их основании и через 10 лет можно получить пилотское свидетельство.
Эти же документы могут потребоваться при восстановлении утраченного свидетельства или при его замене, если Росавиация решит в очередной раз поменять его формат: например, если вместо ламинированного листка начнут выдавать пластиковую карточку.
Педантичным людям, которые любят порядок, или юристам по профессии, можно посоветовать также сохранить договор с АУЦ, копию действующего на момент обучения сертификата АУЦ с приложением, копию лицензии Минобра, а также программу, по которой проходило обучение. Часть из перечисленного можно взять с веб-сайта АУЦ, остальные документы попросить у администратора. Также не стоит выкидывать медицинское заключение (ВЛЭК), которое действовало на момент обучения. Все эти документы формируют ваше так называемое летное дело.
Сотрудники АУЦ обычно помогают выпускникам, если возникают вопросы с бумагами при первичном получении свидетельства, а вот в дальнейшем пилот остается с бюрократической системой один на один. Чиновники на слово не верят, и в качестве подтверждения принимают только различного рода документы. Виды и количество запрашиваемых ими документов позволяют сделать вывод, что, в их понимании, частный пилот должен выполнять еще и функции архивариуса.
А что после обучения в АУЦ?
Получив на руки документы в АУЦ, выпускнику остается пройти электронное тестирование в Росавиации. Если при этом верно отвечено на 75 процентов вопросов или больше, то после этого выдается свидетельство пилота.
Банк вопросов доступен публично, что позволяет заранее подготовиться к сдаче этого теста. Делать это нужно обязательно, потому что качество вопросов в банке достаточно низкое, имеются и чисто технические ошибки, и «правильный», с точки зрения теста, вариант иногда просто надо запомнить. Кроме того, ряд вопросов является устаревшим и уже не имеет отношения к тому, что изучается в АУЦ.
Для подготовки удобно использовать публичный веб-сервис «Росавиатест» (а также приложение для мобильных устройств), созданный и поддерживаемый энтузиастами[35].
Списывать или подглядывать на экзамене не получится: кабинет, где происходит сдача, оснащен видеонаблюдением, а присутствующий в нем сотрудник Росавиации следит за порядком. Если тест не будет сдан с первого раза, то через некоторое время можно повторить попытку.
А можно не учиться?
Учиться летать с инструктором придется в любом случае, даже если вы планируете летать в дальнейшем на аппарате, для которого законом не требуется летного свидетельства[36].
Пилоты всех воздушных судов, масса которых больше 115 килограмм, должны по закону иметь свидетельство установленного образца. А к получению такого документа приводит обучение только в официальном АУЦ.
Поскольку не все желающие научиться летать могут выполнить требования, которые предъявляются к поступающим в АУЦ (по образованию, по состоянию здоровья и т. п.), а для некоторых видов воздушных судов[37] в России и вовсе нет сертифицированных учебных центров, по-прежнему актуальным остается так называемое неофициальное обучение. Оно не обязательно будет менее качественным, особенно если обучаемый активно занимается самоподготовкой, но пилотское свидетельство после него получить будет нельзя, и налет полученный при таком обучении, не может быть зачтен в большинстве случаев.
Как накажут, если не учиться официально
Пилоту, не имеющему свидетельства, если очевидцем его полетов станут инспектора Ространснадзора, может быть вменено административное правонарушение. За полеты без пилотского свидетельства сумма штрафа (по состоянию на 2022 год) в два раза больше, чем при вождении автомобиля лицом, которое не получало водительское удостоверение, и составляет 30 тысяч рублей.
Кроме риска административной, а также уголовной ответственности (которая наступает, если во время правонарушения нанесен урон здоровью или жизни), отсутствие свидетельства у пилота не позволяет воспользоваться всеми возможностями самолета, например, не получится совершить полет за границу, а прилет на ряд официальных мероприятий будет осложнен или невозможен.
Что читать и по какой литературе учиться
Бытует мнение, что лучше русских учебников в области технической литературы ничего не существует, но на практике нет ни отдельных изданий на русском языке, которые были бы актуальны сегодня, ни единого учебного курса теории для частных пилотов на русском языке[38]. Речь о курсах, подобных тем, что имеются в разнообразии на английском языке и охватывают весь объем обучения частного пилота[39].
При изучении русскоязычной литературы придется самому отделять актуальное от устаревшего, а также первостепенное от второстепенного.
При поступлении в АУЦ обучаемому могут выдавать набор методических пособий, составленных на основании учебной программы, используемой в АУЦ. Эти пособия, по сути, используются как учебники. Содержимое этих пособий обычно представляет компиляцию из литературы советского периода
Поскольку в книге говорится много о важности самоподготовки, а также подготовки, предшествующей обучению непосредственно в АУЦ, то вопрос литературы нельзя обойти стороной. Ниже в таблице сделана попытка привести по одному русскоязычному изданию для каждого предмета[40]. Унифицированный перечень предметов здесь взят европейский, потому что в каждом российском АУЦ количество предметов может варьироваться, а одинаковые по смыслу предметы могут носить разные названия.
* Основной документ, определяющий принципы существования гражданской авиации в масштабах всего мира.
Ряд пробелов в русскоязычной литературе (прежде всего, по теме «Возможности и ограничения человека») может закрыть издание «Энциклопедия пилота», являющееся переводом бесплатного пособия[41], опубликованного авиационной администрацией США (FAA). Сама эта книга содержит все темы, перечисленные в таблице выше.
Ниже приведен перечень из 9 стандартных предметов, которые изучаются во всех авиа-школах стран Европейского союза[42] и вариант перевода их названия на русский язык.
По какой программе учат в АУЦ
В каждой организации, занимающейся подготовкой частных пилотов в России (в том числе в государственных училищах, где обучаемым тоже выдают свидетельство частного пилота), утверждена и используется собственная учебная программа. Данные программы могут сильно различаться между собой. Унифицированной программы не существует.
Оценить содержимое программы новичку, выбирающему АУЦ, достаточно сложно. Сравнить между собой программы тоже затруднительно в силу разных факторов: как минимум потому, что их нельзя скачать с веб-сайтов АУЦ, так как они там не публикуются и выдаются только после зачисления на обучение.
Кроме того, программа — это документ, составленный с соблюдением правил Минобра, и ее достаточно сложно воспринять с первого раза обычному человеку.
Также сравнению помешает то, что названия и содержание предметов в теоретической подготовке могут различаться, да и структуры практической части тоже обычно разные. При оценке программ остается только ориентироваться на общее количество часов, отведенных на теоретическую и практическую подготовку. Учитывая, что чем больше часов отведено на теорию, тем больше времени придется провести в классе.
Хочу вырасти до коммерческого пилота или пилота авиалиний
В настоящее время в России частный пилот получить свидетельство коммерческого не может. Это возможно исключительно в государственных учебных заведениях среднего и высшего образования. Этот процесс описан в соответствующем разделе книги Хочу стать пилотом авиалиний, он ориентирован, прежде всего, на тех людей, что хотят избрать авиацию как профессию. В рамках ДПО[43], в которых работают АУЦ, получить такое свидетельство нельзя.
Данная ситуация вряд ли изменится в ближайшее время, потому что является следствием политики, проводимой Росавиацией, суть которой заключается в том, что пилотов на профессиональные лицензии могут готовить только подведомственные Росавиации организации.
Некоторое время назад в России, как и в большей части стран мира, можно было начать с самого простого свидетельства — частного пилота, а затем дорасти до профессиональных свидетельств, сначала коммерческого пилота, потом и линейного[44]. Теперь такой путь невозможен, и частный пилот превратился в тупиковую лицензию.
В Белоруссии ситуация похожа на российскую, а в Украине иначе — в авиационных школах (ATO) возможна подготовка не только частных пилотов, но и коммерческих.
Я получил пилотское, что дальше
Если вдруг возникнет вопрос, что делать после получения свидетельства, то надо немедленно придумать цель, пусть даже синтетическую, потому что иначе полеты могут быть заброшены, и вернуться к ним потом будет уже сложнее. Такие примеры можно наблюдать регулярно, и не всегда их можно списать на недостаток мотивации.
Сразу после АУЦ новоиспеченный пилот для приобретения уверенности в своих силах и для закрепления навыков должен набрать хотя бы сто часов, летая по маршруту на другие аэродромы, и не ограничиваться полетами в районе одного аэродрома.
Проект целей для частного пилота на первое время может быть следующим:
• Выполнение полета в классе С (контролируемом воздушном пространстве);
• Выполнение полета с пересечением диспетчерских зон (ДЗ);
• Выполнение полета с ночевкой на другом аэродроме (в палатке под крылом самолета или в гостинице);
• Установка экшн-камеры и/или 360-камеры и создание ролика о своих полетах;
• Выполнение полета на оборудованный ночным стартом аэродром (перечень таких отыскать можно на карте аэродромов АОПА);
• Выполнение полета на аэродром с новым для вас типом покрытия;
• Посещение всех частных аэродромов в своей области;
• Совершение перелета на авиационный слет или на далекий водоем/культурный объект для отдыха;
• Выполнение полета вместе с опытным товарищем-пилотом;
• Выполнение полета в международный аэропорт (с посадкой или без);
• Освоение нового типа самолета из того же класса — «однодвигательный сухопутный»;
• Выполнение полета с инструктором на сваливание и штопор (если ВС позволяет такие маневры);
• Использование для навигации только бумажной карты;
• Дебют в спорте авиации общего назначения[45]. В нем имеется несколько направлений[46] и в некоторых из них для новичков разрешены полеты с так называемым пилотом безопасности на борту;
• Выполнение полета с включенным транспондером[47] (при его наличии) с запросом у диспетчера контроля по вторичному. А при наличии Mode S ответчика, с отправкой знакомым ссылку на веб-сервис Flightradar24.
Как летать безопаснее
Про этот вопрос рассказано в отдельном разделе Полезные практики.
А если учиться не у себя в стране?
Учиться летать за рубежом ничуть не хуже, чем в своей стране, но основным препятствием может стать недостаточный уровень английского языка. Требуется фактическое знание языка, чтобы понимать литературу, понимать инструктора и радиообмен. Также понадобится сдача специального экзамена по авиационному английскому. Если же с языком проблем нет, то обучение за рубежом — отличная идея.
Но есть определенные нюансы в этом вопросе, с которыми надо разобраться: если имеются далекоидущие планы, например, после получения свидетельства частного пилота учиться на двухдвигательный самолет или осваивать полеты по приборам, то тут предпочтительнее будет национальное свидетельство. Либо нужно быть готовым эти дополнительные рейтинги также получать за рубежом, так как в России вносить какие-либо пометки в документ, выданный другим государством, невозможно (так же это работает и в обратную сторону).
Про обучение на частного пилота за рубежом и действия, которые нужно предпринять в дальнейшем, чтобы иностранное свидетельство использовать в России, рассказывается в соответствующем разделе Как летать в России с иностранным свидетельством.
Что делать, если я не могу отучиться в АУЦ
Если возникли различные объективные или субъективные препятствия, например, нет возможности пройти ВЛЭК (врачебно-летную экспертную комиссию), нет необходимого образования, нет доверия национальному регулятору в области гражданской авиации, а также любые прочие факторы, то хороший вариант — это пройти обучение за рубежом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
27
Но при этом они могут учиться в государственных средних и высших учебных заведениях, где готовят профессиональных пилотов.
28
При том, что профессия «частный пилот» не существует и вряд ли появится, так как сам характер свидетельства частного пилота не подразумевает работы как таковой.
29
В случае России этот орган носит названия Росавиация, для Украины это Государственная авиационная служба Украины, у Белоруссии — Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
34
Данное утверждение актуально прежде всего для России, в других странах и вовсе может не быть организованного обязательного курса теории — только самоподготовка и экзамены.
36
Речь о тех, кто поднимается в воздух на ВС легче 115 килограмм. Про пилотов этого дерегулированного сектора и про их обучение рассказано в другом разделе Полеты ВС с массой менее 115 килограмм.
38
Частично на эту позицию может претендовать «Энциклопедия пилота», русский перевод «FAA Pilot’s Handbook».
40
В разделе Литература авиационная рассматривается вопрос авиационной литературы в целом (не только учебная и техническая литература), а также упоминаются англоязычные издания.
41
Оригинальное название книги — «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge» https://www.faa.gov/regulations_policies/handbooks_manuals/aviation/phak/
43
ДПО — дополнительное профессиональное образование, к которому отнесена подготовка частных пилотов, согласно российскому Закону об образовании.