Федор любит рисовать комиксы, Нина — читать книги, Герка Железный — качать мышцы. Пашка, Катя, Гриша, Герда… Все они такие разные, но все они встретились… на сцене. Любительский театр в старом Дворце пионеров. Раньше подобных коллективов было много, а сегодня собрать «колючих» подростков в труппу может лишь энтузиаст — такой, как молодой режиссер Борис. …Италия, Верона, лето. Семья Монтекки и семья Капулетти. Между ними — война. Да, подопечные Бориса замахнулись на классику, на самого Шекспира. На скольких подмостках мира разворачивалась эта трагедия! Вот только на этот раз судьба Джульетты будет совсем другой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Однажды летом мы спасли Джульетту» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2 июня, среда
Не кормите уток хлебом
Сегодня, как пришел с летней отработки, сразу сел в кресло около ее стола. Слушал то, что Она недавно написала. Я еще не говорил, что Она пишет всякие истории? Так вот, новая история была про то, как несколько молодых писателей ходят на занятия к профессору, а тот объясняет им, как нужно писать, про что и так далее. Ругает их, требует, чтобы было больше таланта, и все время ходит по классу от окна к двери и обратно. Ничего, в общем, интересно. Не Чехов, конечно, и не Сэлинджер, но увлекательно.
— А что дальше будет? — спрашиваю у нее. — Этот знаток их научит или они так и будут мучиться со своей писаниной?
Она говорит:
— Не знаю, пока не решила. Может, научит, а может, нет.
Меня это возмутило.
— Что значит «не знаю»? Вот Чехов сразу все знал — от начала до конца. Начинаешь с того, чем от кого пахло, а заканчиваешь немой сценой. И никаких описаний природы — только факты. У тебя же то солнце светит, то пасмурно, то дождик накрапывает, то сирень зацвела. А надо ближе к делу.
Она послушала и говорит:
— Иногда, мой друг, ближе к делу не получается, потому что в жизни не все так просто и ясно. — И поправила фотографию в рамке, где я, в пятилетнем возрасте, стою в белой шапке с ушами — изображаю зайца.
— Может, уже убрать эту заячью фотку? — спрашиваю.
— Нет, — говорит, — мне нравится.
После этих слов я пошел на кухню, потому что все утро мы мыли в школе пол и стены на четвертом этаже и очень хотелось есть.
Недавно Она научила меня делать яйца по-бирмингемски. Был, говорит, такой писатель, Теннесси Уильямс, и вот в какой-то его пьесе дают такой рецепт. Берешь кусок хлеба, вырезаешь из него середину, поджариваешь, а потом в эту середину яйцо заливаешь — получается бутерброд. Вообще, я не понимаю, зачем в театре про еду говорить. Люди же сидят в зале, может, голодный кто-то, а тут тебе со сцены про яйца по-бирмингемски рассказывают. Но в театре всегда так.
Помню, ходили с Ней на «Героя нашего времени». Актеры ходят по сцене, стараются, разговаривают, отношения выясняют, а позади них бревно подвешено и круглый диск светится. Это для выразительности. Как только один разговор закончен, так сразу бревно медленно слева направо плывет, а диск вращается. Потом — остановка, снова разговоры, и снова бревно идет — уже справа налево, а диск крутится. Я два часа сидел и считал, сколько раз они это бревно запустят. Очень мне хотелось посмотреть, кто там за кулисами на кнопку нажимает, чтобы все двигалось. Это правильно — надо зрителя увлекать, иначе скучно станет и все разойдутся.
После обеда пошел к диспансеру. Это мы так называем бывшую детскую больницу, которую вот-вот снесут. Желтый двухэтажный дом с выбитыми окнами, вокруг все заросло травой и кустарниками, а внутри чего только нет — тряпки, бутылки, мусор, и туалетом пахнет. Но все равно туда иногда тянет зайти, побродить по бывшим палатам — кто-то здесь лежал, тосковал, книжки читал, в карты играл, на процедуры ходил. А сейчас — просто заброшенный дом без окон.
И вот около диспансера, под деревом, сидит девчонка в наушниках. Книжку читает. Мне показалось это странным: обычно девчонки ходят в других местах — в парках, по аллеям. На скамейках сидят и о всякой ерунде болтают. А эта пристроилась к стволу и не боится ни бомжей, ни криминальных элементов.
Тут я неожиданно спросил:
— Хорошее место, да? — и сам удивился, что я это сказал.
Вы замечали, бывает, вдруг начинаешь что-то делать совсем не то, что надо? А надо мне было просто обойти пару раз диспансер кругом, найти в траве хорошую длинную палку, потом зайти внутрь, пройтись по бывшим палатам, спугнуть ворон и кошек, постучать палкой по стенам и выйти. Вместо этого я подошел к дереву и спросил про хорошее место, вроде как я интересуюсь, считает ли она это место хорошим. А она спокойно так наушники снимает и серьезно спрашивает:
— Вы мне что-то сказали?
— Я спросил, место хорошее?
— Это? — кивнула она на диспансер. — Да, мне нравится. Только я здесь, снаружи, люблю, внутрь не хожу.
— Зря, иногда можно сходить.
Я заметил, что на юбке у нее что-то нарисовано. Это, конечно, странно, что сначала я заметил рисунок на юбке, а не какого, скажем, цвета у нее глаза и волосы. В книжках всегда сначала про глаза и волосы, а потом уже про все остальное. Но, как говорит Она, одно дело — литература, другое — жизнь. Потом-то я разглядел: глаза вроде серые, а волосы рыжие, но ближе не к красному, а к золотому. На руке — браслеты цветные, рядом на траве — рюкзак и книжка, на ногах — синие кеды. Но это все я уже после увидел, а в первые мгновения обратил внимание только на юбку — длинная, и на ней много чего серо-желтым нарисовано. Картина, а не юбка. Она, видимо, заметила, куда я пялюсь, и снова серьезно так говорит:
— Это Брейгель. — Потом помолчала, сообразила, что раз я не реагирую, значит, не знаю, и добавила: — Художник такой.
— Ясно, — говорю. — А что читаем? — спрашиваю, чтобы перевести разговор на другую тему, потому что про Брейгеля я только слышал, но совершенно ничего не знал.
— Читаем Сэлинджера, — отвечает она и улыбается.
Тут я крылья расправил.
— «Над пропастью во ржи»?
Кивнула. Посмотрела с интересом — зауважала.
— Ну и куда деваются утки в Центральном парке, когда пруд замерзает? — задаю ей фирменный вопрос Холдена Колфилда.
Это ей понравилось еще больше — еще бы, если вам на шестидесяти страницах талдычат одно и то же, поневоле задумаешься.
— Пока не знаю, — отвечает. — Может, улетают куда-нибудь?
— Куда, интересно?
— Ну, орнитологи даже маленькие радиопередатчики прикрепляли к спинам уток, гусей и журавлей, — заговорила она, как будто только что читала параграф в учебнике биологии, — выясняли, куда же они улетают, когда холодно и есть нечего.
— И что? Выяснили? — спрашиваю, а она уже книжку в рюкзак положила, встала, отряхнулась.
— Выяснили. Ничего нового: утки летят в Индию, в Египет, в Африку. Наши на Каспий летят, на Средиземное море. Туда, где тепло.
— А зачем тогда они возвращаются? Вот и жили бы себе на юге, всегда тепло и пища есть.
— Видишь ли, — смешно так сказала, важно, словно я ей на симпозиуме вопрос задал, — я об этом много думала. Тебе, кстати, куда? — Она медленно пошла к выходу с территории бывшей больницы.
— Мне — туда, — показал я неопределенно рукой, не буду же я говорить, что мне в общем-то никуда, я бы и здесь еще поболтался, но очень уж интересно она про уток рассказывает.
— Тогда пошли, — она надела свой рюкзак, — мне в одно место надо. — Так вот. Утки есть разные. Некоторые так и живут всю зиму в городе, особенно если их подкармливают. Хотя… Знаешь, что им вредно есть хлеб? А их очень часто кормят хлебом. Это плохо действует на печень утки, и она живет в два раза меньше.
Я молчу, иду рядом, не ожидал, что утиная тема так разрастется, я же просто задал вопрос Холдена Колфилда, а попал на лекцию юных орнитологов.
— Понимаешь? — строго так спросила.
— Понимаю, — говорю — и тут вижу: по другой стороне улицы идет Она, несет какую-то огромную штуковину. Нас заметила, оживилась, перешла дорогу. Все это быстро, несколько секунд, хотя казалось, целый час мы сближались: с одной стороны я и рыжая девчонка, с другой — Она с громадиной в руках. Делать нечего, пришлось остановиться.
— Приветствую молодое поколение, — это Она сказала.
— Привет, — это я сказал. — Знакомься, моя мама.
А что я еще мог сказать, все давно расписано. Если двое знакомы и появляется кто-то третий, то надо этого третьего представить.
Она на девчонку уставилась, ждет, когда я назову имя рыжеволосой, но та молодец, быстро сообразила.
— Нина, — говорит. — Это у вас печатная машинка?
— Да. Ей сорок лет, — а сама рассматривает Нину сверху донизу. — Ну, — переключилась на меня, — ты мне поможешь, Федор?
Если бы мы были одни, без свидетелей, Она бы сказала: «Федь, помоги мне, возьми эту громадину». Но мы были не одни, поэтому я снова — Федор.
И я взял громадину, а Нина пошла в сторону парка.
И вот мы идем, а я думаю про квантовую физику. Про то, что у любой микрочастицы могут быть тысячи траекторий движения. Почему, думаю, если вообразить себя частицей, мне выпала сегодня такая траектория? Почему меня занесло сначала к диспансеру, потом — к дереву с рыжеволосой в юбке с Брейгелем и, наконец, прослушав интересные факты про уток, я шагаю, прижимая к себе сорокалетнюю печатную машинку, а рядом шагает мама, веселая и довольная? Ответа нет. Из тысячи траекторий мне выпала эта.
А машинка оказалась ничего — красная, с белыми стучащими клавишами. Оказывается, кто-то эту машинку выбросил, выставил на улицу, а Она, естественно, подобрала и домой принесла. На ноутбуке, или в «черной коробке», как я его называю, печатаешь — все мягко, почти не слышно, а тут нажал на несколько букв, чтобы «привет» получилось, — и сразу как-то стыдно ерунду печатать с такими громкими стремительными железными звуками. Что-то важное надо печатать на машинке, тогда можно и стучать громко. Я завернул листок на валик и набрал: «НЕ КОРМИТЕ УТОК ХЛЕБОМ! ОНИ ОТ ЭТОГО МЕНЬШЕ ЖИВУТ!» Надпись вышла бледной, а «Н» и «И» почти не пропечатались.
Уже перед сном вспомнил про Брейгеля. Открыл «черную коробку», набрал «Брейгель», а их трое было, Брейгель-старший и двое сыновей. И все — художники. Нидерланды, XVI век. И куча картинок. Пейзажи в основном. Поле, косят траву. Или зима. Или вереница слепых идет. А вот то, что было у рыжеволосой на юбке. Маленькие человечки катаются на катке, а рядом — доска, крошки и много птиц. Называется «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Однажды летом мы спасли Джульетту» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других