Острова-2. 55 родителей, выбирающих свободное образование

Анна Турчанинова

Авторами второго сборника серии «Острова» стали 55 родителей из 12 стран, занимающие активную позицию в выборе содержания и форм образования своих детей. Среди них есть те, кто отказался от школьного обучения, и те, кто ходят в самые обычные школы; создатели своих образовательных проектов и противники системного образования. «Свободное образование» – это про разное, про поле возможностей, про выбор, про будущее. Об этом и идет речь в этой книге, состоящей из 55 разных, искренних, живых историй.

Оглавление

4. Мария Блохина

Россия, Москва/Кратово. Дети: Екатерина 10, Андрей 4, Александра 2.

Мне 33 года, я врач стоматолог. Работала раньше очень много — 7 дней в неделю. С увеличением количества детей я стала работать меньше, но так и не была полноценно ни в одном декретном отпуске. В настоящий момент мы переехали из Москвы в Кратово и присоединились к школе «У. Дача», это послужило поводом еще сократить рабочий график до двух, иногда трех дней в неделю. Уже 2 месяца как мы полностью отказались от детского сада. За время работы я совсем забросила свои личные интересы (раньше увлекалась китайской живописью, росписью витражными красками). У мужа плавающий график на работе, но в основном 5/2.

«Когда я вижу, что детям хорошо,

мне становится прекрасно»

Буквально 3 года назад я не поверила бы, что могу находиться там, где нахожусь теперь.

О семейном образовании я узнала в начале 1 класса старшей дочки. Она с двух лет ходила в детский сад, я работала и не думала, что бывает иначе. Пока я переваривала тему СО, дочка училась в 1 классе, проблемы нарастали как снежный ком — учиться не хочется, домашние задания до полуночи. В школе у дочки началось вранье по поводу и без, страхи, слезы, отсутствие желания делать что-либо в принципе. Я стала замечать, что хочу придушить своего ребенка (здесь нужен смайлик с огромными глазами). Через 6 месяцев после начала учебного года мы ушли на СО. Были репетиторы, сдача аттестации за 1 класс, получилась та же школа, только дома, те же понукания, принуждение.

За лето я поняла, что могу учить дочку сама. 2 и 3 класс мы учились дома, получая удовольствие от того, что можем больше времени проводить друг с другом, учиться в своем собственном темпе, уделять внимание тому, что нам кажется важным.

Кроме получения удовольствия, у нас были разные времена. Были и есть серьезные сложности с мотивацией именно к учебе. Мотивация «учи — тебе надо потом это сдавать» не работала. А мои установки «не будешь учить — не сдашь экзамен!» дочка приняла очень близко к сердцу. Она стала бояться идти на экзамен, заходить в кабинет к учителю, когда шла на аттестацию. Тогда я почувствовала себя очень гадко и поняла — надо что-то менять!

Дочка занималась танцами, шахматами, ментальной арифметикой, бисероплетением, рисованием, музыкой. График был настолько насыщен, что было непонятно, где же та самая свобода, которая должна быть на СО? В какой-то момент я поняла, что дочке очень сильно не хватает общения со сверстниками. Ранее мы пытались примкнуть к «еженедельным встречам в библиотеке», но они перестали происходить; к «Муми-школе», но она перестала работать в ближайшем к нам филиале из-за недостаточного количества участников. Все остальные варианты семейных школ нам не подходили по территориальному принципу, по временному интервалу (возить ее далеко и ждать где-то на улице или в машине с грудным ребенком было невыполнимой задачей).

Осенью 2017 года я узнала о существовании У. Дачи, зачитала все их посты до дыр, но для себя не понимала, как это мы в Москве, с устоявшимися кружками, работами, детским садом, удобствами, бабушками-дедушками и полным вакуумом для общения, а они там, в НЕРЕАЛЬНО ДАЛЕКОМ Кратово. Все общение у дочки происходило до и после кружков и во время прогулок. Летние 3 месяца мы провели на даче, и постоянное общение с дворовыми ребятами было очень нужно моей дочке (она гуляла с раннего утра до поздней ночи)… И я поняла, что в Москве с хорошими кружками и всеми делами ей не хватает простого человеческого общения. Я плотнее стала размышлять о переезде в Кратово. Мы съездили познакомиться в У. Дачу и на октябрь 2018 запланировали переезд. Октябрь был «тренировочным» месяцем, я проверяла, как это — «ездить 2,5 часа в один конец на работу», «ездить на электричке», «жить в своем (арендованном) доме», «быть вдалеке от помощи бабушки и дедушки», «проводить все дни одной с 3 детьми».

И по истечении месяца мы приняли решение остаться в Кратово. У. Дачники приняли нас как родных, и сейчас мне кажется, что мы уже живем тут всю жизнь, а то, что было в Москве, было не с нами. За эти 2,5 месяца я увидела, как дочь меняется, у нее появляются идеи и она сама ищет пути их реализации. Постепенно вникая в тему школ Садбери Велли, я начала задумываться об анскулинге…

Хочу еще написать о том, что в Москве вокруг нас не было людей, понимающих СО. Все смотрели на нас как на «немного странненьких», учителя в школе относились ко мне с настороженностью, это слышалось в их голосе при общении. Родители и друзья периодически пытались взывать к моему сознанию со словами «девочке нужно учиться», «девочке нужно общение, социализация», «ты же не сможешь ее всю жизнь оберегать от всего». За три года таких давлений со стороны близких мне людей я начала терять уверенность в своей правоте, думая, что, может, это и правда, что со мной что-то не так… Полное погружение в ощущение белой вороны. Очень сильную поддержку я нашла сейчас в У. Даче. Мы не обсуждаем ежедневно эту тему, но, находясь среди людей, имеющих похожие взгляды на воспитание и обучение, становится так легко и комфортно на душе, и это дает уверенность в своих действиях.

Средний сын отходил один год в детский сад, ходили мы «через пень колоду». Часто утром он просыпался и говорил: «Я сегодня в сад не пойду», и никакие коврижки не могли изменить его решения. В этот момент я вспоминала, как у старшей не было такой опции, я просто ее сонную одевала, сажала в машину, и просыпалась она уже в саду в раздевалке. Я кайфую от того, что дети могут быть дома со мной, могут вместе играть, ссориться, мириться.

Еще я думаю, что все это семейное образование нужно больше мне, чем детям. Ведь, когда я вижу, что им хорошо, то и мне становится прекрасно. И я чувствую, какой впереди ожидает меня прекрасный путь по познанию всего нового и по возрождению своего забытого внутреннего ребенка.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я