Отношения — среда, через которую мы неотъемлемо проявлены. Будучи их частью, мы себя познаём и развиваемся, пребываем в стагнации пли динамике. Наслаждаемся пли страдаем. Остаёмся в одиночестве и опустошении или ощущаем себя счастливыми и наполненными. Что такое отношения для нас? Что формирует наш взгляд на отношения? Как мы выбираем отношения? А как в них входим? А выходим как? Чего хотим от отношений? Обнаруживаем ли себя в отношениях? И какими? Факторы, предложенные в книге, способствуют процессу осознавания себя рядом с другим — своих чувств, потребностей, желаний, целей, возможностей, способностей… — в этом зачастую непростом, неоднозначном, но невероятно заряженном и динамичном месте встречи под названием «отношения». Самый минимум, который ты получишь от книги. — опоры, позволяющие быть более понятным в своих потребностях, честным в своих желаниях и свободным в своём выборе. Максимум — личностные изменения, определяемые внутренними границами твоего восприятия себя, способностями и оплатой за проявления, которых тебе хочется. Примеры, приведённые в данной книге, взяты из реальных консультаций автора. В целях сохранения конфиденциальности имена и обстоятельства были изменены. Любые сходства случайны. Книга предназначена всем, кто интересуется психологией и личностным развитием. В формате А4 PDF сохранён издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Место встречи – отношения. Психология осознавания себя рядом с другим» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Для чего нужны отношения
Победа над собой стоит множества других выигранных сражений. Обнаружение и принятие себя — бесценно.
На отношения можно смотреть как на ношу, можно — как на взаимные действия, можно — как на коммуникацию двух людей (может, и трёх, и четырёх), можно вообще никак не смотреть и не рассматривать, а можно на отношения смотреть, словно в зеркало. В зеркало, которое что-то показывает. О тебе. Да, именно о тебе. Через эмоции, ощущения. События, ситуации.
Отношения становятся видимы через зеркало — зеркало отношений. Смотришься в них и видишь. Себя. Счастливого, несчастного, пугающегося, рискующего, малодушного, обманывающего, заботящегося, терпеливого и много ещё какого, оценённого собой (или присвоившего себе оценку другого). Всё в зеркале отношений проверяемо на достоверность, идентичную принадлежность. Всё зеркало отношений показывает, высвечивает.
Исходя из этого, ты можешь видеть, слышать, обнаруживать точки напряжения. Они же могут быть и местами роста — только твоего, так как только ты себе доступен в том диапазоне, в котором недоступен больше никому. Никто тебя не знает так, как ты сам.
Отношения показывают тебе себя через взаимодействие с партнёром. Такая своеобразная вариативная позиция о наблюдении, постижении, исследовании. Себя. В отношениях. И через отношения. Это позиция и о выборе. Выборе о том, куда идти из точек напряжения. В какую сторону. И идти через внутреннее движение (к себе, совершая внутреннюю работу) или через выход из отношений. Иллюзия, что направление выбираешь не ты. Даже отдавая выбор и власть другому (вместе с ответственностью), это делаешь тоже именно ты. Всегда.
Из напряжения можно двинуться в развитие — к расслаблению и освобождению. А можно ещё больше усугубить положение. Это тоже о выборе, даже порой не сделанном, но выборе.
Точки наслаждения тоже хорошие маркеры на направление курса и выбор движения. Они всегда есть, но не всем видимы. За сутолокой ситуативности, в скорости, созданной внутренней тревогой, другими погоняющими бессознательными процессами, точки наслаждения практически незаметны. Незаметны, кстати, могут быть и точки напряжения по тем же причинам. Однако при рассмотрении — пристальном и честном — мы становимся себе понятны, собою слышимы, замечаемы. Здесь становится видимо и напряжение, и наслаждение.
Понятность себе способствует обнаружению уровня энергии — внутреннего невидимого импульса — в какую сторону хочется отправиться и хочется ли вообще. Когда удастся энергию обнаружить, точное место, где и в чём её больше, удастся увидеть и курс. Если этот курс направлен в сторону преобразования напряжения, появится поле для личностного развития, а для отношений — потенциал. Управляющей силой такого действия станут осознание и мудрость, сила и искренность, ясность и глубина.
Наверняка данная глава и обозначенные в ней вопросы позволят по-новому, по-другому взглянуть на суть нашего отношения к отношениям.
Название главы можно рассмотреть как утверждение, и тогда у каждого наверняка найдётся сформулированный опыт, которым сможем поделиться. А также можно задаться вопросом: для чего нужны отношения? И с этого места начинается самое интересное, так как многие из нас, находясь в отношениях, желая отношений, избегая отношений, проявляя интерес и себя в разных формах и подачах к теме отношений, зачастую не ставят вопросы, ведущие через смыслы к сути такого явления, как отношения. Другими словами, мы хотим того, сами не зная чего, и чтобы это сложилось так, сами не ведаем как. Нам свойственно ссылаться на судьбу, невидимые силы, провидение и другие иррациональные способы и методы по построению отношений. Или, напротив, мы настолько контролируем процесс и себя, «усиливая вожжи», что создаём ещё большее напряжение (и, соответственно, закрытость системы, в том числе к позитивным переменам) в контексте отношений.
Отношения могут быть нам нужны по разным причинам: потребность в замещении чего-либо или кого-либо; реализация потребности во власти (над партнёром); повышение социальной (статус) и личной (самооценка) значимости; потребность в сексуальном партнёре; реализация финансовых (жилищных) проблем и др.
Что касается социально обусловленных факторов, всё вроде понятно: создание семьи, рождение детей, продолжение рода — те незыблемые опоры, постулаты, которые видимы и на которые можно (и, наверное, нужно) опираться. Но здесь возникает другой вопрос, а за ним следующий и следующий. Вопросы, открывающие для нас много интересного при внимательном, неторопливом рассмотрении. Ниже приведу несколько причинно-описательных примеров, раскрывающих некоторые ответы на вопросы. Но основной важностью и ценностью будет являться именно ваш ответ-размышление на поставленный вопрос, исходя из вашего опыта и состояния на настоящий момент. Для этого может быть полезным, не читая описания к вопросам, сначала ответить на них самостоятельно.
А чего хочется именно мне и из какой потребности?
Порой за сутолокой дней и событийного ряда, окрашенных невероятными временными скоростями, нам трудно обнаружить себя. Что мы чувствуем, ощущаем, о чём размышляем. Жизнь проносится, предлагая молниеносные выборы в виде красивых картинок, ложных постулатов, трендовых стремлений, разности вариаций, в которых переплетается «хочется» с «надо», выражающиеся в «недо» (очень, кстати, глубокий и философский постулат).
Обнаруживая свою базовую настоящую потребность, нам удастся приблизится к её наполнению. Чего именно нам хочется? Быть замеченными, понятыми, услышанными, разделёнными, а может — побыть в одиночестве, поразмышлять о чём-либо или понаслаждаться тишиной и мн. др. Насколько нам удастся заметить что-то о себе, настолько наш выбор в сторону отношений будет нам понятен, доступен с наибольшей вероятностью бесконфликтного, лёгкого и гармоничного взаимодействия. В случае, когда нам какие-то процессы о себе невидимы, отношения, являясь средой высвечивающей, обязательно нам эти стороны (части) покажут — через контакт, само отношение к себе, другому.
Из какого состояния возникает «хочу отношений»?
Состояния бывают разные, как и эмоциональный фон. Если у нас есть доступ к своим чувствам, нам становится понятнее и ощутимее состояние, в котором мы находимся, из которого возникает желание (стремление) к отношениям. Оно может скрывать в себе невероятно глубинные факторы, паттерны психики, сложившиеся в прошлом. Так, к примеру, не завершив одни отношения (прежние), не прожив расставания, в состоянии горевания, одиночества, грусти, печали мы можем хотеть закрыть грусть, печаль, одиночество, горечь и разрозненность своих чувств другим человеком, другими отношениями. Это может быть что-то об использовании партнёра (где мы даже аргументируем для себя: «он ведь сам согласился». Да, но знал ли…); о пересечении разных контекстов; о создании отношений, где привлекаются третьи лица, — и обо всём том, что только отдаляет от состояния своей истинного потребности, скрывающейся за защитными психологическими преградами. Тем самым мы заведомо организуем, способствуем, переносим напряжение в новое, сами себе затрудняя дорогу к освобождению и лёгкости — через закономерные честность и проживание.
Другой вариант «хочу отношений» может возникать из состояния тревоги, когда нам кажется, что мы уже никогда не сможем построить отношения в силу возраста или других каких-то причин. Нам, соответственно, некомфортно, страшно. В данных чувствах скрыты вопросы самооценки, самодостаточности, заинтересованности собой и др.
Следует отметить, что из какого состояния мы формируем потребность, примерно с таким состоянием нам придётся встречаться в отношениях. Это что-то похожее на «как корабль назовёшь, так он и поплывёт». Соответственно, исходя из напряжения, отношения проявляют данное напряжение. Встречаясь в напряжении с партнёром, приходится как-то с ним обходиться (и с партнёром, и с напряжением) — через секс (неплохой вариант), пагубные пристрастия, выяснение отношений, привлечение сторонних связей и др., что, как правило, усугубляет отношения.
Формирование событий зависит от многих факторов, определяющих состоятельность человека: форма сознания и собственной ментальности, состояние внутреннего мира и души, опыт, творческие и физические возможности. События собираются вместе по резонансу и по закону подобия — подобное притягивает подобное, подобное входит в подобное [7].
Состояние внутренней самоценности, самодостаточности, доверия к жизни, выраженные в эмоциональной стабильности, ментальной тишине, является основанием к открытости, благоразумию, при котором появляется чёткое видение своих целей. В таком состоянии приходит понимание, что, по сути, никто не в силах сделать нас счастливыми, кроме нас самих.
«Хочу отношений» — точно моё или навязанное кем-то?
Частая обусловленность довлеющей среды не позволяет опираться на те мотивы, которые нам близки, которые нам подходят или вовсе нераспознаваемы. С детства перед нами развёрнута определённая картина отношений родителей. У всех эта картина разная, так как значимость взрослых и их роли в нашем детстве, нашей жизни тоже с разными уровнями включённости и участия. Так, мы бессознательно стремимся к проживанию тех моделей, шаблонов, установок, записанных нами (нам) с детства, сопутствующе, транслируя убеждения, высказываемые нашими родителями, бабушками, тётями, представляющие собой довольно однозначные лингвистические формы-программы для нашей психики, соответствующим образом формирующие нашу реальность или иллюзию (назовите, как вам больше откликается).
Кроме этого, влияющим фактором на наше желание (нежелание) отношений являются традиции, обычаи, в которых мы непосредственно пребываем, за которыми порой непросто обнаружить характерные различия.
Что такое отношения для меня?
Задавая этот вопрос разным людям разных возрастов, я получал совершенно разные ответы — от метафорических описаний «корабля на волнах» до конкретных жизненных примеров.
Поделюсь некоторыми из них:
— Отношения — это когда мы засыпаем и просыпаемся вместе.
— Интересуемся друг другом, помогаем друг другу во всём.
— Это ноша, которую нужно разделять.
— Возможность совместного развития и творчества.
— Взаимопомощь, взаимовыручка, взаимопонимание.
— Целая наука, для освоения которой нужна мудрость.
— Надёжность и опора. Безопасность и интерес. Секс и наслаждение.
— Это когда я делюсь важным и ценным со своим партнёром. Он принимает и даёт мне своё что-то ценное и важное.
— Совместные планы, путешествия, совместные горести и ненастья, совместные радости, переживания, совместные цели, совместное преодоление трудностей, совместный личностный рост, развитие.
— То место, где ждут и верят. И, куда хочется приходить и быть настоящим.
— Это книга, в которую мы вносим свои записи, сами читаем и потом плачем над ней или смеёмся, радуемся и грустим. И жаль, что страницы из неё не вырвать, но текст подкорректировать можно. В ней есть разные главы, некоторые даже с грифом 18+.
— Отношения — это, как в песне, когда милый рядом, ну а больше ничего не надо.
— Это работа над собой и над этими самыми отношениями.
— Возможность любить и быть любимой.
А как на это вопрос ответите вы?
Для чего мне отношения?
Мотивы для отношений (см. выше) бывают разные. Хорошо, когда они нам видимы и ясны. Это позволит построить отношения, в которых будет возможность раскрытия и реализации наших истинных стремлений, желаний и целей.
Если, к примеру, рассматривать отношения как творческий акт, то наверняка у данного действия следствием станет какой-то результат. А вот какой именно, будет зависеть от уровня творчества и созидательной (или не очень) энергии обоих партнёров.
На вопрос о необходимости отношений можно ответить по интересной технике. Для этого нужно, ответив на первый основной вопрос «Для чего мне отношения?», переходить к следующему с учётом ответа, начиная со слов «для чего». Например: «Для чего мне отношения?» — «Чтобы выйти замуж». — «Для чего мне выходить замуж?» — «Чтобы родить ребёнка». — «Для чего мне рожать ребёнка?» — «Чтобы дать новую жизнь». — «Для чего мне давать новую жизнь?» — «Чтобы быть полезной». — «Для чего мне быть полезной?» — «Чтобы быть принятой и нужной» и т. д. На этом этапе уже поднимается много материала для рассмотрения и исследования. Внимательно анализируя его, обратим внимание на выраженные потребности в принятии, признании, видимости, нужности. В случае если находится эмоциональный отклик на размышление, можно идти глубже, задаваясь вопросами «полезной для кого (кому)?», «принятой кем?» и т. д.
Какие отношения я хочу?
На консультациях вы часто описываете свои отношения и желание видеть их счастливыми, наполненными, яркими, хорошими (и для каждого из нас эти категории означают что-то своё) и т. д. Важно периодически сверяться: а что значат эти термины именно для вас, через какие фактические действия, события, ситуации, слова вы поймёте (или понимаете, ощущаете, чувствуете), что отношения счастливые, наполненные и яркие, вот прям фактически, конкретно?
Отношения состоят из полярностей, замечая которые удаётся лавировать, выбирая подходящее нам в данный момент (период) либо творчески приспосабливаясь к предлагаемым действительностью обстоятельствам. Чёткость образа отношений, которых нам хочется, приходит при внутреннем обнаружении себя. Здесь становится видимым, хотим мы спокойствия и умиротворения — тихих семейных вечеров, томных объятий и долгих глубоких разговоров — или динамики и драйва со всеми сопутствующими «бонусами» в виде проявления открытой агрессии, явной (порой ярой) ревности, конкуренции, сексуального изобилия и мн. др. От этого образа будет зависеть вектор нашего внимания, формирующий соответствующее следствие, результат.
Мы все разные. С разными характерами, темпераментами, проявляемыми в разных ситуациях и периодах тоже по-разному. Когда удаётся опираться на своё «хочу», открывается множество возможностей организовать себе, поспособствовать реализации желаемого. Это об осознанном выборе с опорой на себя, со способностью различать среду и слышать (себя и партнёра). Это и о том, насколько нам допустимо слышать «нет», насколько мы готовы к этому «нет», насколько мы готовы встречаться с бессилием и невозможностью что-то изменить. Однако у нас (в нашем распоряжении) всегда есть фор — мула, ставшая попсовой, но при верном (глубинном) применении безотказно работающая, — это волшебное словосочетание, звучащее как «изменить свой взгляд». И хорошо, если точка нашего внимания при этом будет выбрана условно выше предыдущей, раскрывая внутреннему взору другую, более глубинную мерность. И этот процесс всегда нам подвластен. Но сейчас не об этом.
Так, к примеру, если одному из партнёров нужны сексуальные отношения (интимная близость) каждый день, а другому достаточно двух-трёх раз в неделю, здесь может возникать почва для недопонимания, напряжения и конфликтов. Хорошо, если удаётся в этом месте, встретившись, проговорить о своих потребностях, придя к общему, подходящему обоим партнёрам решению, или возможных альтернативах. Бывает и такое, что разность темпераментов, выраженная в сексуальных потребностях, приводит к расставанию, и эта реальность наверняка для многих более подходящая, нежели так называемая измена.
В качестве другого примера можно привести потребность одного из партнёров в близости эмоциональной (она отличительна от сексуальной), где возникает желание наполнения чувственной части, потребности в разделённости, услышанности, увиденности и т. п.
Также для кого-то на определённом этапе может быть важна потребность в разделении интересов, выраженная в интеллектуальной части. И если с партнёром не удаётся реализовать (разделить) данную часть, может актуализироваться стремление к одиночеству или к замещению.
При ненаполнении одного из вариантов потребности нам может хотеться (сознательно и бессознательно) компенсации — в поисках наполнения через другого человека (не своего партнёра), в трудоголизме, в виртуальной среде, пагубных привычках и др.
Хорошо, когда нам понятно всё о себе и своих желаниях. Тогда мы знаем, как могут (будут) выглядеть наши отношения, которых мы хотим, которые появляется возможность организовать самим и совместно с партнёром — договариваясь, исследуя — через интерес и творчество.
Что я готов вкладывать в отношения, чем готов их «оплачивать» и готов ли? Что мне хочется получать от отношений?
Конкретика и факты (хорошо, если вместе с аргументами) позволяют нам видеть опорные места, в которых мы остаёмся на связи с действительностью.
На эти вопросы я слышал разные ответы — и в сторону отдачи, и в сторону получения: от кофе по утрам, глажки рубашек, массажа на ночь, верности, помощи в творчестве до дорогих подарков не меньше одного раза в месяц, совместного занятия спортом, до смены круга общения, интересов, вида деятельности и мн. др. Правильных ответов нет. Есть то, что нам видимо о себе, что мы готовы вкладывать в отношения, что нам хочется получать, и то, к чему мы точно не готовы и что нам не подходит. Это делает нас ясными, понятными и устойчивыми в контексте своих желаний, стремлений и целей. В помощь нам наблюдательность (в том числе изменчивой личностной динамики) и честность (прежде всего с собой).
Как я вхожу в отношения?
Однажды моя знакомая, размышляя над своими «похождениями» (прямая цитата), делилась опытом отношений, сетуя на то, что ей «попадаются» мужчины «абьюзеры». Причём в основном она обращает на это внимание, уже находясь в отношениях. «Выходит как-то ведь я их выбираю?!» — недоумённо спрашивала она. Выходит, действительно, как-то выбирает. Это «как-то» состоит из проскакиваемых ею моментов, которые обнаруживаются в постфактумном напряжении разворачивающихся последствий. Обнаружение этого «как» ответит на многие другие вопросы, а если быть точней — проявит более глубинные процессы. В случае со знакомой — она входила в отношения через соблазнение, показывая свою видимую агрессивную сексуальную часть. Но за этой видимостью находилась маленькая, одинокая, пугающаяся девочка, которой хотелось заботы, тепла и любви. При встрече с очередным парнем, бессознательно наделяя его проекциями (травмирующего опыта отношений с отцом), она пугалась, но одновременно хотела близости (эмоциональной прежде всего). Боясь отвержения (как в модели из детства) и не умея выстраивать закономерно развивающийся контакт, она действовала так, как было доступно её психике. Скрытыми мотивами данного действа являлись наряду с потребностью близости, при́нятости, замеченности, любви ещё и злость, разочарование, боль в отношении отца. Такое скопление, переплетение разнополярных, но невидимых и неведомых чувств, создавали противоречия, внутренние конфликты, напряжение, диссонанс, однако реализовывались в невероятную агрессию в виде своеобразной сексуальности, через которую, впрочем, она и заходила. Парень, в свою очередь, полностью соответствуя её внутренним бессознательным запросам, попадая в свои процессы, отыгрывал неведомые себе сценарии. Если бы данная книга называлась «Про карму» или «Законы судьбы», я бы назвал их отношения (встречу) кармическими, а содержание этих отношений — необходимостью для отработки.
Для многих из нас актуальным может стать другой вопрос: «Как я выбираю не входить в отношения?» или «Как я выбираю оставаться в отношениях, причиняющих мне боль?». Через такое самоисследование, самонаблюдение заметим схожесть в стратегиях поведения с родителями или бабушками, дедушками, другими значимыми взрослыми из среды, в которой мы воспитывались, и выйдем на абсолютно разного рода «рабочие» (ограничивающие) интроекты[4] типа «бог терпел и нам велел», «выходят замуж раз и навсегда», «кому ты будешь нужна», «нужно, чтобы было кому стакан воды подать», «после тридцати жизни нет», «жизнь — борьба», «один в поле не воин», «страдание ведёт в рай» и мн. др. Самым продуктивным способом работы с внутренними убеждениями, нахожу групповую терапию, так как именно в группе мы встречаемся со сборником своих проекций,[5] с которыми появляется возможность работы и проживания — честно и осознанно.
Как я завершаю отношения?
Со скандалом, выяснением отношений, недовольством, обидами, претензиями или с благодарностью, принятием и спокойствием? А может, вовсе не прощаясь, не предупреждая, не проживая? О чём тогда это (не прощаясь, не завершая)? Об обесценивании? Злости? Разочаровании?
Что я выношу из отношений? Что я оставляю в этих отношениях? Закрываю ли я дверь?
От способов процесса завершения будут зависеть первые и последующие шаги с соответствующим результатом и следствием — зацикливании (оставлении себя) в старом или выходе в новое (другие отношения). Каким оно будет, зависит только от нас. Кстати, помните, вы можете быть несогласны с любым, в том числе и с этим, утверждением. В таком случае видимо ли вам, кого именно вы наделяете властью на своё новое? Кто за него ответственен?
Сам вопрос «как я завершаю отношения?» хранит в себе развёртываемость, которая заключается в термине «завершение», тогда как формулировка «как я заканчиваю отношения?» может нести отличительное смысловое содержание. Ведь очевидна разность в образности между концом и вершиной (хотя кому что больше подходит и нравится).
В процессе завершения таится невидимая встреча с одним из экзистенциальных вопросов — жизни и смерти — жизнеспособности, продолжении и конечности, остановки. С этими явлениями мы обходимся как умеем, насколько умеем обнаружить в себе возможность взглянуть в эту зачастую пугающую, болезненную, неведомую действительность. Насколько удастся это сделать, настолько перед нами больше вероятности увидеть, создать, образовать пространство — для другой, новой жизни, новой встречи с новым собой.
Какой я в отношениях? А вообще, какой я? И чего хочу?
Именно на эти вопросы о том, какие мы и чего хотим, во многом отвечает совместный процесс, поле, среда, называемые отношениями. Качество отношений обусловлено знанием и пониманием себя, своих возможностей, способностей и видением целей.
Отношения проистекают, раскрываются, происходят, осуществляются у каждого по-разному, индивидуально, в зависимости от невероятного множества количества факторов, обстоятельств — у кого-то быстро, легко и динамично, а у кого-то больно и кризисно, однако всегда с определённым опытом, сопутствующим нашему жизненному пути, состоящему из разных периодов, циклов, ведущих к физиологической зрелости, которой в закономерности сопутствует зрелость и личностная, включающая в себя большую ясность о себе, своих желаниях, потребностях, экзистенциальных смыслах и о жизни в целом. Бывает и так, что физическая зрелость не всегда соразмерна с состоянием внутренней целостности и гармонии, и это тоже нормально, учитывая индивидуальность развития психических процессов, социальную среду развития, а также родовую, генетическую обусловленность.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Место встречи – отношения. Психология осознавания себя рядом с другим» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
Интроекция — это бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Он заключается во включении индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и прочего (интроектов). В результате этого процесса нечто приходящее извне воспринимается человеком как происходящее из него самого.
5
Проекция — это психологический защитный механизм личности, который проявляется в приписывании другим людям собственных нежелательных черт, чувств, желаний и намерений. Это помогает не распознавать эти черты, чувства и желания в самом себе. Проекция может быть естественной для раннего детского возраста, но в дальнейшем может затруднять отношения с другими людьми, если им приписываются враждебные чувства, или облегчать их при проекции дружелюбных намерений (https://bigenc.ru/c/proektsiia-v-psikhologii-6bfcd9). Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и прочее, полагая при этом, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя. Проекция — это общий психологический механизм, с помощью которого субъективные содержания переносятся на объект. К примеру, цвет является субъективным переживанием. Так, фраза «комната жёлтого цвета» — это проекция, ибо в объекте самом по себе нет желтизны (хотя есть объективное доминирование определённых длин световых волн, отражающихся от объекта), желтизна есть только в нашем восприятии.