Автор книги Дарья Верясова – поэтесса, прозаик и драматург. В 2019 году за прозу «Великий пост. Дневник неофита» она стала лауреатом Международной литературной премии имени Иннокентия Анненского. Подробно описывая жизнь в монастыре на протяжении Великого поста, автор не скрывает духовной неопытности своей героини и незнания ею церковной жизни. Она делится очень личным и сокровенным, в том числе переживаниями о греховной любви, от которой она скрылась в обители. В монастыре девушка прикасается к чуду, которое меняет попавших туда людей, преображает их души и меняет судьбы. Книга будет интересна как людям верующим, так и всем интересующимся православием.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великий пост. Дневник неофита предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Жаворонки. День восьмой
Вчера за ужином ко мне подошла мать Елена и, глядя вечными глазами, спросила:
— Даша, как себя чувствуешь? Может, еще день отлежишься? Таня тебя на кухне подменит, она согласна. А тебе найдем попроще работу. Креветки надо будет почистить, жаворонков налепить.
Я долго отнекивалась, мол, уже здорова и справлюсь, но устоять перед подобным предложением было выше человечьих сил.
Мать Елена оказалась права: проснулась я горячей и безголосой, и потому перед завтраком каждый счел своим долгом осведомиться у меня о самочувствии — уж больно смешно я пускала петуха.
Подменившая меня паломница Таня с непривычки была не слишком расторопна, чем сердила Новеллу и заставляла ее неодобрительно коситься на меня. Трапезница Лена громко сообщала в мою сторону о своей температуре и кашле, подразумевая, что я ее заразила. В общем, утро не заладилось.
Также выяснилось, что чистить креветки под пивко — это одно, а в промышленных масштабах под лечебный картофельный отвар — совершенно другое. Пока я, укутанная в три кофты, терзала морских гадов, Павла резала овощи на завтрашний салат, а Таня убирала со столов.
— Фотиния, — обратилась она к Павле, задав какой-то пустячный вопрос.
Та ответила и лишь потом удивилась:
— Ты меня Фотинией назвала?
— Ой, — смутилась Таня. — Прости! Ангелина!
— Так я и не Ангелина. Я Павла, — спокойно пояснила кухарка.
Мне всегда неловко за других в такие моменты, поскольку я и сама способна перепутать все на свете. Но Таня ездит в монастырь не первый год, и это странно.
— Для меня ты все еще Ангелина, — отвечает она. — Никак не привыкну к Павле.
— Мама тоже не привыкнет, — смеется Павла. — Год уже, а все равно меня Алей зовет. А отчим ей говорит: «Да зови ее Пашкой и не парься!»
— А почему это имя, а не другое? — скриплю я.
— Матушка так решила, — пожимает плечами Павла. — Раньше вообще смешно было: пока не привыкли, все в меня плевались. Подойдут, назовут Ангелиной, я им говорю, мол, Ангелина умерла, а они мне: «Тьфу ты! Павла!»
— Кружек не хватает, — сообщает Таня. Она уже сервирует к обеду.
Я спешу наверх. За время болезни перетаскала в келью чашек пять, и пора их постепенно возвращать на кухню.
Наверху меня останавливает насельница Наташа. Она пришла сюда гладить.
— Слушай, а где серый котик? В туалете его нет.
— Он теперь москвич, — отвечаю я. — Его с выставки в семью забрали.
И устремляюсь в свою келью. По выходе из нее Наташа вновь меня останавливает.
— А люди, что его забрали, — воцерковленные?
Вопрос поражает неожиданностью.
— Понятия не имею.
У Наташи загораются глаза.
— Так они же могут через него к Богу прийти!
— Через кота?
— Да! — убежденно кивает Наташа. — Ведь все не зря! Они хорошие люди, раз взяли бездомного кота. Он их непременно в церковь приведет. А кто его самого в монастырь привел? Ты! Получается, что ты уже несколько душ спасла!
Я улыбаюсь ее наивным рассуждениям и бегу дальше.
Жаворонками заведует мать Феоклита.
— А почему жаворонки? — спрашиваю я.
И Феоклита рассказывает мне историю про сорок мучеников, которых морозили в озере, о том, как один не выдержал пытки и был наказан Богом и как, увидев это, мучивший их охранник закричал, что он тоже христианин, и сиганул в озеро.
— М-м-м, круто, — сказала я. — А жаворонки почему?
— Да кто ж его знает, — Феоклита развела руками, — традиция такая.
«Вот все и прояснилось!» — думаю я.
На лепку приходят мать Елена, мать Мария и еще одна послушница, чье имя мне неизвестно, но я очень похожа на ее внучку.
— У меня, как в прошлом году, крокодилы получатся.
— Или слоны.
— Главное, чтобы не удавы.
— Всех удавов — мне! — кричит Новелла.
Она пришла в келарскую из кухни и внимательно разглядывает первые образцы жаворонков.
— А глаза чем делать будем?
— Пищевым фломастером нарисуем.
Новелла одобрительно качает головой и заявляет:
— Рисунки им надо на крыльях сделать.
Хриплю зэчьим голосом:
— Купола!
Я разливаю мед из ведра в маленькие банки. Так протяжно и долго, что молвить хозяйка успела…
— Даша, слепи жаворонка, — предлагает мать Елена.
Я отставляю мед, беру лепешку, мну ее и вытягиваю.
— Смотри, чтобы куропатка не получилась!
— Или грач!
— Или страус!
Я растягиваю тесто и сообщаю:
— Я буду лепить сову. Назову ее Сироткой.
Меньше всего создание в моих руках похоже на птицу. У меня забирают испорченный кусок теста и вручают новый.
— А как же сова Сиротка? — огорчаюсь я.
— Теперь у нее много родителей, — утешает мать Елена.
Жаворонки вышли пышными и румяными, похожими на палехскую игрушку. Завтра будем есть.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великий пост. Дневник неофита предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других