Роман о первой половине 19-го века и молодом дворянине, который увлечен астрономией, минералогией и приключенческой литературой. Он примет участие во многих событиях своей эпохи в этом цикле романов связанных с русской Аляской.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русско-американское общество: первые шаги» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Лекция.
Просторная кафедра вмешала в себя большое количество лавок, присутствующих даже трудно было объять глазом. Несмотря на то, что тема лекции официально не входила в программу университета, интерес к ней в начале этого столетия был огромен. Студенты разных курсов и не только студенты записались на лекцию за 20 копеек, только бы услышать имперское светило, увидеть его вживую, узнать от него самые последние новости и направление научной мысли. Андрей сидел здесь же, среди молодых людей разного возраста и его совершенно не удивило отсутствие на них униформы — нынешний император отменил униформу в ведомственных заведениях по прошествии нескольких лет своего правления, хотя в их заведении студенты носили синюю униформу с белыми воротничками.
Прошло еще немного времени, но смотреть по сторонам становилось скучно — ничего нового не происходило, вновь прибывшие усаживались далеко посади Андрея и он их даже перестал обращать на них свое внимание.
Раздался звонок. В аудиторию вошел он — светоч современной науки, выпускник и заслуженный участник каких-то там университетов в Европе, действительный член Московского общества испытателей природы, императорской академии наук, выпускник Гельсингфорского университета и прочая, прочая… Выглядел он молодо, двигался живо — вошел и взял быка за рога.
— добро пожаловать, всем собравшимся, в столь необычное время в столь необычном месте. Меня зовут Густав Нильс Норденшельд и сегодня я имею желание разделить со всеми, готовыми для проникновение в секреты земли, открытыми тайнами. (в зале зааплодировали).
Затем он продолжил:
— сегодняшняя лекция будет состоять из двух частей по 50 минут каждая: теоретической части и практической. Теоретическую часть проведу я, практическую же проведет Константин Иванович Соколов. Встаньте, пожалуйста, Константин Иванович,
На первом ряду поднялся мужчина, немногим старше лектора, повернулся в зал, поклонился и сел на свое место.
Несмотря на то, что лектор говорил по-русски правильно и чисто, Андрей обратил внимание на легкий акцент Норденшельда — тот сильно растягивал гласные и окал. Когда отец брал сына с собой в деловые поездки, Андрей много раз слышал такое произношение у народа эрзя, что в большом количестве проживал на юге их губернии.
А Нильс Густав продолжал:
— современная наука шагнула далеко вперед, однако, о земле, по которой мы ходим, мы все еще знаем крайне мало. Эпоха Великих открытий, достижение далеких и недоступных для исследования континентов, познание законов природы делает нас умнее, но мы с вами буквально ходим по истории и великим тайнам и лишь единицы, выдающиеся умы делают попытки понять что такое Земля?! Скажите мне, что вы знаете о земле?! А о Земле?! (в зале зашумели) Растет лебеда, пшеница, овес? Зимой в империи земля покрывается снегом? В Африке никогда не видели снега? Что вы скажете, если я скажу вам, что почти 10 лет назад сотрясение Земли и выбросы пепла из вулкана сделали так, что в том году лето не наступило и солнце было практически не видно, а в известной нам истории подобное происходило не единожды?!
Оратор умолк, видимо, для того, чтобы слушатели смогли понять и представить то, что было произнесено, но после нескольких секунд молчания продолжил с натиском бывалого кавалериста:
— непременно изучать!!! Мы должны посвятить жизнь на изучение сих fenomena (произнес лектор, почему-то на латинский манер)!
В зале зааплодировали. Норденшельд продолжил:
— исследования должны стать систематическими, но поскольку события, подобные этому происходят не каждый день, изучение следует начать с законов земли. Земля сложная структура и состоит из множества составляющих ее. Минералогия — от латинского minera — руда + λоγος — учение, наука — наука о минералах. Вот с этого я предлагаю и начать проникновение в тайны Земли. Но что вы знаете и можете сказать о Земле, а минералах? Цвет, вкус, запах, состав? Что вы можете с полной уверенностью сообщить?
Речь лектора прервалась, он устремился к одной из открытых коробок на лекторском столе и извлек из него некоторый предмет:
— вот у этого минерала все еще нет названия, он найден совсем недавно и передан мне для изучения, безусловно он подлежит всестороннему исследованию, можете ли вы сейчас назвать его цвет? Некоторых из вас я спрошу сейчас, а в конце лекции повторю вопрос еще один раз. Если среди вас есть те, кто сможет идентифицировать минерал, можете высказать свое предположение мне.
Нильс Густав передал неизвестный минерал на первый ряд и присутствующие стали рассматривать его, высказывая свои измышления на его счет, затем он продолжил:
— итак, давайте же приступим к изучению и начнем, пожалуй, с того, что же ученые смогли выяснить к 19-ому столетию от Рождества Христова на счет минералогической науки. Надо сказать, что интерес к земле и рудам появился у наших с вами предков очень и очень давно — еще Аристотель и его ученик Теофраст составили трактат «О камнях», описав в нем преимущественно драгоценные камни. Не прошло и трехсот лет как романский натуралист Плиний старший написал несколько трудов, в которых собрал все, что было известно в то время о минералах, включая и фантастические предания. Колхида, где по древним книгам в жертву принесли Крия, известного нам своим золотым руном, была провинцией во владении полулегендарного царя Савлака, добывшего в недрах огромное количество серебра и золота. Вполне вероятно, что образ барана и золотое руно — это все выражение богатства этого царя в иносказательной форме.
Выданный вначале камень рассматривали довольно продолжительное время — на первых рядах сидели умудренные опытом ученые и высказывали разные предположения, но когда сошлись на том, что камень вполне себе напоминает довольно чистый изумруд, в основном за цвет, его стали передавать чаще, просто осматривая и не высказывая предположений отличных от уже высказанных. Дошла очереди и до Андрея, в своей руке он повертел камень вперед и назад, поглядев по сторонам, слегка надавил на камень ногтем, отметил насыщенный зеленый цвет и форму и передал камень дальше.
А профессор продолжал:
–…далее наступил период развития культуры и науки Леванта и Аравии и до современных времен дошли сведения об ученом, математике, астрономе Бируни, жившем на территории Хорезма, который привел великолепнейшие для своего времени описания минералов, введя при том физические постоянные минералов, такие как удельный вес и относительную твердость. В это же время другой выдающийся арабский ученый Авиценна-Ибн-Сина дает классификацию известных в то время минералов, разделив их на…
Андрей начал вести конспект лекции, но вносил в него самое важное на его взгляд и записал кратко: 1. Древность (Аристотель, Теофаст, Плиний — драгоценные камни. Предания. Без структуры. Теперь же он записал следующее: 2. Средняя древность (арабские ученые) — твердость, удельный вес. Классы — камни и земли. Металлы (в том числе драгоценные). Горючие и сернистые ископаемые. Соли.
–…шла мрачная эпоха, инквизиция сжигала на кострах и истязала в пытках людей, считавших себя учеными, коими они, возможно, и не были. Свое ремесло они называли алхимией и главной задачей считали получение философского камня, превращавшего любой металл в золото, а минерал в драгоценный камень. Лапидарии, оставленные ими, полны фантастических историй о каких-то магических свойствах камней. Мышьяк, сера, вода, ртуть — смешать все в разных количествах — вот основная идея того потерянного, на мой взгляд, времени. Но прошли века, накопились научные факты, были познаны природные явления и осознаны закономерности в них и теперь ученые нового типа проводят все больше и больше научных экспериментов и уровень развития наук резко повышается. Новая эпоха, новые принципы ремесла требуют новых знаний — и они находятся.
Норденшельд откашлялся, выпил немного воды, стоявшей в стакане на его кафедре, а в этот момент ему передали обратно камень, выданный им для осмотра на первые ряды. Он оставил его на видном месте, чтобы все видели, что это тот же камень — фокус вот-вот должен был начаться. Свечи как раз стали зажигать.
— Опыт и наблюдение — вот два орудия познания человека! И в истории исследовании земли ученые пошли по «пути счастья». (Так пространно продолжил профессор, переходя от науки к философии). Как бы сказал Пьетро Помпонацци: «…человек достигает счастья через практические, нравственно безупречные действия…» — и такие ученые-практики нашлись! В тех местах, где было развито ремесло и добыча руд и минералов, как сказал бы Георгий Агрикола, окаменелостей — в Богемии, в Саксонии, в Альпах — везде через практику шло накопление сведений о минералах. Однако ни Георгий Агрикола, ни Ванноччо Бирингуччо не внесли ничего принципиально нового в классификацию земных порождений, но сильно расширили круг сведений о найденных окаменелостях. Труды «Пиротехния» и «О горном деле и металлургии» (он похлопал по стопке книг, стоящих на его столе) могут дать вам сведения об известнейших в то время минералах таких как: цвет, блеск, прозрачность, вес, твердость и даже вкус и запах. Боже! Каким образом они определяли запах камня?! По всей видимости обнюхивали и записывали. Мы с вами непременно должны принять любой опыт прошлого, расширить знания и оставить их после себя!
После выдержанной паузы раздались сначала робкие, а затем уверенные аплодисменты. Андрей аплодировал со всеми.
Лекция переходила к своей завершающей части, присутствующих ждал кавалерийский натиск.
Норденшельд продолжил:
— Начало современных знаний в области минералогии положил наш с вами соотечественник (лектор снова закашлялся и снова неприминул сделать глоток воды), гениальный ученый академик Михаил Васильевич Ломоносов.
В аудитории раздались бурные аплодисменты, продолжавшиеся несколько минут. Дождавшись их окончания, лектор добавил:
— Занимаясь наукой в широком ее смысле, Ломоносов развил, полученные знания на другие науки, корпускулярная философия привела его гипотезе кристаллического строения веществ, которая, впрочем, покамест недосказана. Кинетическая теория газов, закон сохранения веществ, отрицание флогистона и установление роли воздуха в горении позволило составить ему важнейший каталог минералогического музея Академии наук. Геологические труды М.В. Ломоносова «О слоях земных» и «Слово о рождении металлов от трясения Земли» (Профессор указал на один из трудов, в изобилии лежащих на его столе) полны наблюдений, рекомендаций и полезных сведений и закономерностей по поиску руд и их нахождении. Многочисленные сведения о порождениях земли попадали к нему на стол от рудознатцев, промышленников Уральских гор и стали проектом собирания минералов, песков, глин, камней, металлах. Однако, смерть не позволила ему воплотить в жизнь задуманное. Труд этот монументален в своей задумке и колоссален в предстоящей работе и я намерен сделать все от меня возможное, дабы создать его. Обширная коллекция собранных и описанных мной минералов вы можете осмотреть на одном из столов.
В зале снова зааплодировали, а Андрей сделал новую заметку в своем конспекте: 3. 18 век. Ломоносов. Наука открывает состав. Где найти минералы. Каталог минералов.
После паузы Норденшельд продолжил:
— На моей первой Р…Тут он осекся, поправился и продолжил.
— Современники Ломоносова, Карл Линней и Аксель Кронстадт, ученые из королевства Швеции, где развитая горная промышленность и металлургия способствовала минералогии, а металл считался по праву одним из лучших, внесли свою лепту в развитие минералогии. Линней сделал попытку ввести в описание минералов два описания — род и вид. Кронстадт всю жизнь провел в горных рудниках и знавший о минералах очень многое предложил прибор для исследования состава минералов при помощи сжигания, метод паяльной трубки. В практической части лекции Константин Иванович продемонстрирует опыты с подобным прибором.
Новые открытия в минералогию вносят новые области знаний. Электричество, которым ученые занимались на протяжении всего 18-го века и сделали множество открытий, позволяет выделить из минералов различные вещества, что помогает уже другим ученым проникнуть еще глубже в тайны земли. В начале нашего века была опубликована работа по электролизу, сформулирована электрохимическая теория, а живущий ныне химик, минералог Берцелиус вводит понятия «формула» и все вещества, все минералы имеют известную или еще не познанную формулу.
Наш с вами современник из королевского общества Великобритании, Гемфри Дэви, при помощи электричества разлагавший разные вещества, получал еще более простые вещества. Константин Иванович в практической части также представит вам некоторый образец для испытания.
Андрей сделал новую заметку: 4. 18 век. Электричество. Электролиз. Швеция. Великобритания. Описание. Исследование состава. Разложение минералов.
— Уважаемые слушатели, я перехожу к заключительной части моей лекции и хотел бы, чтобы вы снова внимательно провели осмотр минерала, выданного в начале лекции минерала. (Профессор указал на минерал и выдал в первые ряды). А я, с вашего позволения продолжу. В наше время для более детального изучения дисциплины рекомендую обратиться к трудам И. И. Лепехина, И.Ф.Германа, П. С. Палласа и, конечно, В.М. Севергина. Если вам посчастливится посетить или быть приглашенным на его лекцию, я вам настоятельно рекомендую. Если же фортуна вам не благоприятствует то я рекомендую к прочтению:"Первые основания минералогии или естественной истории ископаемых тел"(1798),"Пробирное искусство или руководство к химическому испытанию металлических руд"(1801),"Подробный словарь минералогический"(1807), два тома"Опыта минералогического землеописания Государства Российского","Новая система минералов, основанная на наружных отличительных признаках"(1816).
В этот момент на первых рядах послышались возгласы:
— этого не может быть!
— как такое возможно?
— форма! Форма! Форма та же, но этот не он!
Профессор сохранял молчание, в то время, как шатание в рядах усиливалось. В тот момент, когда камень дошел до Андрея, все стало понятно. Камень был тот же, по крайней мере форма, но цвет из насыщенного зеленого стал красным, красновато-фиолетовым.
Откашлявшись и снова выпив воды, профессор изрек:
— Минерал, выданный для исследования вначале и в конце лекции, это один и тот же минерал. Феномен этот пока не получил научного обоснования и поэтому название камню я пока что не придумал. Однажды днем ко мне попал в руки минерал, который был мной бегло изучен и удален с глаз. Однако, когда дома я снова проводил его осмотр, я не поверил глазам — камень был другого цвета. На следующий день цветовая метаморфоза повторилась. Я понял, что открыл новое свойство минералов — цветовая изменчивость, хроматическая изменчивость, если будет угодно.
Снова грянули бурные аплодисменты и когда они закончились, профессор продолжил:
— Что следует сказать в заключении, подводя итоги сегодняшней лекции?! Следуя словам греческого философа Сократа, все знания, приобретенные к настоящему времени безусловно имеют ценность и приближают нас к пониманию о прошлом, настоящем и будущем земли, позволяют нам познать состав и строение, полезность и область применения окаменелостей, «минералов» — вот подходящий термин — быть может даже предсказать процессы внутри и на поверхности земли, но мы еще только в начале пути и нам с вами предстоит понять имеющийся опыт области исследования, провести наблюдения, опыты и эксперименты, используя последние достижения науки и ученых, и сделать шаг на пути более глубокого понимания вопроса. У меня все! Спешу откланяться, лекция завершена.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русско-американское общество: первые шаги» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других