Человечество стоит на пороге новых глобальных изменений. За последние несколько десятилетий мы сделали мощнейший технологический рывок, но не изменили свои привычки. Теперь обстоятельства принуждают нас к этому. Может ли кто-то вспомнить время, когда люди во всём мире не могли выйти из дома несколько недель подряд? Готовы ли современные технологии к тому, чтобы мы могли остаться дома навсегда? Как изменится жизнь после карантина? И куда нас приведёт технологический прогресс ещё через 30 лет?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Виртуальный мир будущего: взгляд из карантина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Информационные технологии
Новая эра информационных технологий, как мне кажется, началась примерно 25 лет назад, когда появились первые мощные персональные компьютеры, достаточно удобные операционные системы и первые прототипы современных мобильных телефонов. В то время ещё мало кто предполагал, какими темпами пойдёт дальнейшее развитие данной отрасли. Зайдя в офис практически любой компании (будь то завод или банк) в любой стране, вы бы вряд ли нашли там много сотрудников, отвечающих за информационные технологии.
В лучшем случае вы могли увидеть системного администратора, починявшего компьютеры, мышки и принтеры, а в особо продвинутых случаях там можно было найти даже целый IT-отдел, состоящий из трёх или пяти человек. Тем не менее все эти люди занимались рутинными операциями, и если их было достаточно много, то только по причине большого количества компьютеров и различной оргтехники. IT-специалисты, между прочим, считались тогда людьми второго сорта, частью бэк-офиса, сотрудниками, которые увеличивают затраты предприятия.
Спустя каких-то 5 лет все организации, имеющие дело с обработкой информации, начали сильно меняться, обрастая всё бóльшим и бóльшим количеством оргтехники и компьютеров и постепенно начиная внедрять различное программное обеспечение для автоматизации своих бизнес-процессов. Это привело к тому, что сперва IT-отделы превратились в IT-управления, а ещё через некоторое время IT-управления разрослись до IT-департаментов. Объём затрат на автоматизацию постепенно вырос в разы, и роль информационных технологий спустя всего десятилетие стала важнейшей в жизни уже практически любой организации. Разумеется, в одних отраслях это происходило медленнее, в других — быстрее. Многие компании какое-то время продолжали работать по старинке, используя информационные технологии весьма неохотно и только в части тех процессов, где это уже было фактически стандартом де-факто.
Сегодня сложно себе представить организацию любого масштаба и отрасли, которая бы не использовала в своей работе информационные технологии. Причём не просто использовала. Ситуация изменилась так, что в наше время все ключевые бизнес-процессы содержат в себе обязательные элементы автоматизации. В крупных организациях мы видим тенденцию резкого усиления влияния руководителей IT-подразделений в структуре управления. Собственники бизнеса всё чаще при запуске новых направлений и компаний в первую очередь обращаются за советом к IT-директорам. И это очень легко объяснить. Так получилось, что IT-специалисты все эти годы работали на стыке бизнеса и технологий, что позволило им хорошо разобраться в самой специфике бизнеса, чётко алгоритмически формализуя все ключевые бизнес-процессы, научиться понимать основные бизнес-цели и ключевые показатели деятельности организаций.
Вместе с тем представители бизнес-подразделений, продолжая по инерции считать IT неким условным придатком, нехотя ставили задачи по автоматизации, не погружаясь должным образом в особенности построения архитектуры, обработки информации и пр., и в конечном итоге это сыграло с ними злую шутку.
Уже сейчас новые бизнесы всё чаще и чаще создаются выходцами из IT-индустрии, руководители организации, как уже было сказано, в первую очередь стараются прислушиваться к мнению IT, и это абсолютно оправданно. За последние 20 лет основные отрасли и бизнес-области изменились гораздо меньше, чем IT, как бы это странно ни звучало. Кредиты выдавались и
20 лет назад, но теперь они выдаются совсем иначе, и причина этого исключительно в развитии информационных технологий. Появились новые способы взаимодействия с клиентами, обработки информации и пр. И всё это время представители IT-области, всеми силами стараясь угодить бизнесу, всё больше и больше погружались в специфику, предлагая уже самостоятельно новые бизнес-процессы, исходя теперь из своего понимания бизнеса и наилучшего подхода к его автоматизации в каждом конкретном случае.
Мы так подробно остановились на этой трансформации IT, чтобы обратить внимание на поразительную скорость, с которой она происходит. И эти изменения являются лишь началом полной перестройки различных предприятий и организаций всех отраслей в ближайшие 20–30 лет. Именно поэтому данный раздел стал первым в нашем списке.
Мы можем без лишнего преувеличения утверждать, что через 20 лет во главе любой компании будет стоять человек, разбирающийся в IT на очень хорошем уровне. Я даже рискну предположить, что почти все новые руководители будут выходцами из IT-подразделений своих же или смежных компаний. Подавляющее большинство конкурентных преимуществ организации будет базироваться на грамотной автоматизации бизнес-процессов. Ни одна новая бизнес-идея следующих лет не будет успешно реализована без первоначальной детальной проработки её автоматизации.
Идём дальше. Как изменятся IT-компании за следующие 20–30 лет и во что они трансформируются?
Если посмотреть на сегодняшний мир из 2050 года, то те IT-продукты и технологии, которые мы сейчас используем, могут показаться не очень-то и продвинутыми. Мы читаем и смотрим фантастику, и поэтому ждём от мира IT каких-то принципиально новых решений. Одной из наиболее ожидаемых технологий является так называемый искусственный интеллект, который сулит нам переход в новый мир уже в самое ближайшее время.
Основной задачей современных IT является, с моей точки зрения, переход в эру автоматической генерации программных продуктов на основе вербальной или визуальной постановки исходной задачи. Другими словами, нам нужна технология, позволяющая осуществить автоматический сбор требований в любой форме в режиме общения «человек — машина» и сразу получить прототип необходимого продукта для дальнейшего его обсуждения и доработки. Генерация программного кода должна занимать буквально секунды, включая все виды тестирования.
В ближайшее время крупнейшие IT-компании будут заниматься созданием именно таких решений, которые позволят в дальнейшем не тратить много усилий на автоматизацию любых бизнес-процессов.
С другой стороны, IT-компании, скорее всего, будут стремиться преобразовываться также и в технологические компании, чтобы выпускать не только обезличенные программные продукты, но и конкретные устройства (из области электроники, робототехники, медицинского приборостроения, военной техники и других отраслей). Это позволит им повлиять на конечный результат и получить возможность менять саму технику в процессе изготовления. Тем более что создание всех прототипов любых устройств (как и серийное производство впоследствии) может осуществляться с помощью 3D-печати и не требовать, как раньше, столько производственных затрат. Вполне вероятно, что возможен даже более простой вариант, когда после выхода на рынок более мощных и функциональных 3D-принтеров IT-компании сразу же заберут себе рынок создания всей умной техники нового поколения, поскольку теперь электронная начинка у любого устройства будет мало отличаться по своей сути от начинки современного ноутбука, разве что станет ещё меньше и производительнее.
Как изменятся программные продукты, производимые IT-компаниями? Я считаю, что время создания типовых продуктов с последующей их доработкой в течение многих недель, месяцев, а иногда и лет очень скоро уйдёт в прошлое. Бизнесу действительно пора сделать упрёк в сторону IT по поводу больших сроков, требующихся на получение работающей автоматизации. Мы подошли к моменту, когда любой бизнес-процесс должен изменяться практически мгновенно и сразу давать дополнительную прибыль организации. Для этого, конечно, нужны люди с соответствующей квалификацией, способные общаться с машиной на её языке, добиваясь быстрого изменения процесса и получения необходимого программного кода в тот же момент.
Мы можем предположить, что очень скоро все типовые продукты будут снабжаться специальным интерфейсом, позволяющим быстро объяснить системе, что именно нужно кастомизировать в соответствии с теми или иными особенностями бизнеса. Сами же доработки будут производиться в автоматическом режиме встроенным в продукт «движком». Такие продукты после появления быстро завоюют рынок и станут новым стандартом для разработки программного обеспечения. Нам нужен свежий взгляд на то, как научить машину понимать человека и подстраивать свой программный продукт соответствующим образом. Возможно, первые наработки в области автоматической подстройки системы будут связаны с пилотированием этой системы наиболее продвинутыми пользователями, которые своими действиями дадут системе понять, что именно они от неё хотят, то есть научат её.
И искусственный интеллект поможет адаптировать систему к потребностям организации.
Если сейчас присмотреться к IT-рынку, то можно заметить, что некоторые отрасли уже довольно давно автоматизируются, в том числе специализированными IT-компаниями. Примерами таких отраслей являются медицина, логистика и другие. Безусловно, даже эти отрасли ещё далеки от насыщения в части наличия достаточного количества специализированных игроков на IT-рынке. Я считаю, что одной из тенденций IT-отрасли следующих лет станет её дальнейшее сильное межотраслевое расслоение. Современные IT-компании пытаются чаще всего работать с самыми различными по своей специфике организациями одновременно, что связано, в том числе, с пока ещё не очень большими бюджетами, выделяемыми на автоматизацию. Понимание того, какой должна быть настоящая автоматизация, ещё только приходит, и поэтому бизнес (в широком смысле этого слова) до настоящего времени старался экономить на этом.
Теперь же одной из стратегических задач любой организации станет реализация возможностей по удалённому осуществлению деятельности всеми её подразделениями. И это расширит границы в прямом и переносном смысле. Как только руководители всевозможных организаций осознают, что отныне их деятельность должна стать максимально децентрализованной, начнётся процесс полной перестройки бизнес-процессов и их максимально возможной автоматизации и роботизации. Децентрализация бизнеса означает, по сути, возможность производить где угодно (сокращение издержек), продавать кому угодно (региональная экспансия) и управлять откуда угодно (мобильность), что даёт огромный потенциал по наращиванию объёмов бизнеса теми компаниями, которые раньше других успеют реализовать необходимую перестройку и автоматизацию. Именно по этим причинам рынок IT ждут дальнейший рост и, как следствие, более сильное расслоение по отраслям.
В процессе перестройки и автоматизации бизнес-процессов компаний многих отраслей встанет вопрос о необходимости создания специфического оборудования, которое будет обеспечивать роботизацию тех или иных функций. Так как автоматизация и роботизация должны быть неразрывно связаны в будущем, то, как мы уже обсуждали, IT-компании могут и должны начать преобразовываться в компании технологические, готовые предложить не только поставку и настройку различного оборудования и разработку программного обеспечения, но и непосредственно создание необходимого оборудования с нуля.
Ещё одной тенденцией IT станет выход на неспецифические рынки путём поглощения компаний из различных отраслей. Теряющие рентабельность компании, не способные быстро измениться, станут объектами интереса выходцев из IT-отрасли, понимающих, как произвести быструю автоматизацию и роботизацию ключевых бизнес-процессов. Им будет интересна возможность получить доступ к специалистам, понимающим отраслевую специфику, а также унаследовать какие-то элементы производственной базы. После перезапуска приобретённого бизнеса с применением новейших технологических процессов новые владельцы будут масштабировать свои компании путём продолжения поглощений и дальнейшего совершенствования автоматизации.
В последующих разделах книги мы обязательно рассмотрим на конкретных примерах, как будут работать перечисленные выше тенденции.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Виртуальный мир будущего: взгляд из карантина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других