1. Книги
  2. Общая психология
  3. Евгения Белова

Мастер-классы для психологов, коучей. Европейская Школа Коучинга

Евгения Белова
Обложка книги

В книге представлены конспекты из курса «Профессия психолог, коуч» (раздел: мастер-классы). Книга подойдёт тем, кто желает получить секреты профессиональных психологов для себя и своих близких.

Автор: Евгения Белова

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мастер-классы для психологов, коучей. Европейская Школа Коучинга» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Психология сегодня находится в состоянии кризиса

Методологические основы ТОП. ТОП — телесно-ориентированная психотерапия

Если с телом не работаем, то как будто с клиентом делаем 1 шаг вперёд и 2 назад…

Психология находится в состоянии кризиса сегодня. Нет единой теории. Разные направления по своему понимают, что такое психика, психическое здоровье и т д.

В 1879 г. психология получила статус самостоятельной науки.

21 век идёт к тому, чтобы создать единую теорию, отобрать из всех направлений лучшее. То же самое и в ТОП. Каждый преподаватель в своей системе координат. В этом многообразии тяжело сориентироваться.

ТОП и ТОТ (телесно-ориентированная терапия). В чём отличие?

— Если не работаем с Личностью, то это терапия, а не психотерапия.

— Если работаем с Личностью через тело, то это ТОП (телесно-ориентированная психотерапия).

Теория здорового функционирования личности через её телесную жизнь.

Киты (научные знания):

— Как это работает в норме.

— Почему происходит нарушение в работе систем.

— Диагностика.

— Описание механизмов, как можем на эту систему повлиять, чтобы всё пришло в норму.

— Методы (какими средствами мы эти механизмы воздействия можем запустить).

ЭНЕРГИЯ и МАТЕРИЯ — это одно и то же, только проявлено по-разному.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Основное в разных направлениях — это понятие ЭНЕРГИЯ.

Сегодня меняется научная парадигма. Что первично: курица или яйцо? Идея или материя? Какая сегодня парадигма (фундамент) входит? Когда никто ни главный: ни дух, ни материя. М=Э (материя=энергия). По-сути, это про одно и то же.

Основатель ТОП — В. Райх (он всё систематизировал с Античности). Ввёл понятие оргонная энергия.

Кто такой человек? Метафора с Античности. Метафора колесницы.

— конь — эмоции, чувства.

— вожжи — разум.

— колесница — тело.

— возничий — всем управляет воля. Самость (аутентичность) — понимает свои потребности, желания (изнутри) +умеет это реализовать и удовлетворить в Жизни, в тех условиях, в которых живёт.

Сейчас мы возвращаемся в психологии к целому знанию (а не отдельно физика, химия и т д). Идёт Путь объединения.

Арабские философы. Метафора Человека.

Правитель (осознанность сейчас).

— Визирь 1 — разум.

— Визирь 2 — чувства, эмоции.

— Визирь 3 — тело.

— Правитель советуется с ними.

ДУХ-ДУША-ТЕЛО. Триединство. Так устроен человек.

Семеричное строение человека

ЭНЕРГИЯ=МАТЕРИЯ

ЭНЕРГИЯ и МАТЕРИЯ — это одно и то же, только проявлено по-разному.

Управление идёт с более тонких уровней.

Задача терапевта — поднять уровень энергии!

Управление идёт с более тонких уровней. Пример: «Я-умница» — радость, расширяется пространство, определённая осанка, походка и т д. Другой пример: «Головастик». 29 лет. В 5 лет умер отец. Бессознательная фантазия: отец умер, так как я его не послушала. Нет связи с телом (Я хочу спать или есть?). Глубокая патология (развитие идёт по пути ментального интеллекта). Человек живёт исключительно головой. Уровень адаптации на уровне ментального тела. Энергия стягивается в голову (из других 3-х уровней). Где блок (энергия заблокирована), с других уровней забирается энергия.

— Оргонная энергия (жизненная энергия) перераспределяется в трёх формах (эмоции, интеллект, тело).

В норме, всё должно быть связано (круговорот, поток).

Другой пример: человек развивает только тело (телесный уровень), общее функционирование личности будет нарушено.

— ИНТУИЦИЯ — это некое знание, которое есть внутри нас (не все связаны с ней, отсюда фраза: знание внутри нас).

— Буддхиальное тело (душа). Состояние благодати. Высшая любовь (божественная любовь, безусловное принятие всех и вся, это есть в каждом из нас).

— Атманическое тело (дух) — Бог в каждом из нас (это и про предназначение). Ясное внутреннее видение себя, тогда открыто и предназначение.

Всё — пересекающееся множество, отсюда идея бессмертия души (высшие энергии уходят в последующие воплощения).

Мы работаем с энергией, основные понятия надо знать.

В. Райх: оргонная энергия (Бог вдохнул, оттуда приходит энергия).

Гомеопаты — задача подобрать препарат, подобный тебе — повышается уровень энергии (организм сам лечит).

Задача терапевта-поднять уровень энергии!

Следующее основное понятие: ЗАЗЕМЛЕНИЕ.

Как работает мышца? сократилась-расслабилась (это наш вечный двигатель).

Пример хорошего заземления: работают мышцы, которые нужны Здесь и Сейчас, а другие мышцы — отдыхают.

Мышечный зажим и блок:

гипо-блок (сильно расслаблено).

гипер-блок (сильно напряжено).

ЗАЖИМ — это неадекватное распределение энергии.

В. Райх ввёл понятие «мышечный панцирь» (невротический характер, то есть, человек весь зажат).

Чем больше у человека психического нездоровья, тем больше разных блоков в теле.

ПАНЦИРЬ — это совокупность мышечных блоков.

Пример, приём на работу (смотрим на человека и определяем уровень психического здоровья, делаем гипотезы).

Также есть пограничные нарушения (так как это не адекватно ситуации, у человека высокий уровень тревоги).

Важно понимать свои ограничения.

СТАТИСТИКА

Психически здоровых людей надо ещё найти!:)

З. Фрейд открыл во Взрослом Человек Ребёнка (3—5 лет).

М. Кляйн открыла во Взрослом Человеке МЛАДЕНЦА.

— Психолог анализирует младенческую часть пациента.

Психическое здоровье: аутентичность и адаптивность.

НОРМА: тело не напрягается, гибкое, подвижное, мало увидите в теле фиксаций, блоков, тело живое.

+у человека хорошее заземление: работают те мышцы, которые выполняют работу сейчас. Пример, копает, поёт.

То есть, циркулирует энергия и СУЩНОСТЬ на всех уровнях живёт.

— встреча с человеком — это всегда некая диагностика.

Психическое здоровье: аутентичность и адаптивность.

АУТЕНТИЧНОСТЬ:

— человек является самим собой.

— хорошая связь с желаниями, потребностями (свои).

— и человек остаётся собой в разных ситуациях жизнедеятельности.

Есть понятие РОЛЬ (в каждой роли мы остаёмся самим собой).

АДАПТИВНОСТЬ: находим адекватный способ реализации своих целей и задач в этом меняющемся мире.

Более здоровый человек — расслаблен и хорошо заземлён и, наоборот.

При неврозе — психиатр не нужен!

Следующий уровень: пограничное расстройство психики (патопсихология / малая психиатрия).

Неврозы (невротические личности). Неврозы: внутри нас есть внутриличностные конфликты (что я хочу и не возможно это удовлетворить: нарциссический радикал и т д). В теле это всегда проявляется.

психические заболевания: нет аутентичности и нет адаптивности.

Помним про статистику. Важно понимать свои ограничения. Например, психопатия — это уродство характера.

Пример: умер муж, срыв, это посттравматика, нужна фармакотерапия и можно говорить (работать).

При неврозе — психиатр не нужен. Таблетки не помогут (садимся за стол переговоров: война внутри, эту войну надо прекратить).

Пример: не могу уволить сотрудников. Внутри запрет (запрет проявлять агрессию). У человека страх, нет ощущения внутренней защищённости (нет агрессии). Агрессия помогает защитить свои границы, достигать поставленные цели. Стратегия: уход — это регресс. В терапии человек получает право: я могу проявлять агрессию. Дальше надо практиковать это в Жизни (встраиваем в жизнь). У психолога человек получил новый опыт, и дальше надо практиковаться в жизни.

Как может нарушаться поток энергии? Пример, горе (муж умер), реактивный психоз. Чувства в «кулак», осознанно зажимаем, замораживаем, чтобы выжить. Идёт адаптация головой, нарушено распределение энергии. Это компенсаторный механизм, чтобы выжить. Это патологическая адаптация (не полноценная жизнь, это уже ограничения дальше).

— Есть здоровая адаптация. Копинг-стратегии. Есть адаптивные копинги и дезадаптивные копинги.

Невроз — это тоже адаптация (постоянное нервное напряжение, навязчивые мысли, навязчивые движения), это мешает нормально жить.

Да, есть естественные процессы горевания, процесс горевания должен быть, тогда не будет нарушения. Если подавили, зажали, вытеснили, то приходит время и ты не можешь с этим жить (начинаешь это распаковывать, «гирю» отпускать).

А почему Личность развивается по-другому? Что приводит к потери контакта с телом?

физическое, эмоциональное, психическое насилие.

Где «поломка», туда и надо приходить (регресс). Какие инструменты? В ТОП этих инструментов много. Не так сложно попасть. Вопрос в том, что мы будем с этим делать. Уметь находить «поломку» — это не есть психологическая работа. Можно различными способами (методами) совершать регресс (где произошла «поломка») и там исцелять.

— Человек идёт в Жизни своей дорогой, ходит, условно, по левой стороне 25 лет. А психолог открывает какую-то другую дорогу (путь), по правой стороне, условно (новые нейронные связи). Дальше: практика, практика и зависит от человека (+поддерживающая психотерапия). В стрессе это возвращается, но человек знает, что это такое и что с этим делать. Условно, 5 месяцев меня вытаскивали, сейчас я сама за месяц выхожу. Не все люди честно идут, чтобы убрать «костыль», много инфантильных людей (находят помощь на протяжении всей жизни, так как внутри нет ресурса).

Задержка психического развития

— Система образования изменилась, у нас гиперопека, дети не взрослеют.

Психологическая педагогика: взращиваем, помогаем взрослеть. Например: человек ощущает себя на 16 лет. Задержка психического развития — надо растить. Нарушена аутентичность и адаптивность.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Основной подход: смотрим на целостное тело и пытаемся увидеть блоки.

Типология не отображает всё многообразие. Пример: как линейкой измерить земной шар, чтоб хоть как-то понять.

Мир каждого человека разнообразен и неповторим. В этом мы похожи, а вот остальные 95% — нет (не похожи).

Например, левое сторона — мужская, правая сторона — женская. Книга «Холистический массаж». Не пользуемся как шаблоном (в практике сильно не ориентируемся по схемам). Да, нарушения будут видны в теле (дисбаланс). Тело всё само начинает говорить (+здравый смысл включаем).

— Книга Лиз Бурбо: «Травмы, которые мешают быть самим собой». Неофрейдисты. Как формируются травмы и тело. Например, травма предательства. Травма создаёт блоки (2—4 года, Эдипов комплекс, у мужчин с родителем противоположного пола, формируется усиленный контроль). Тело говорит: Я отвечаю за всё, вы можете мне доверять. У женщин — с родителем своего пола и практически не знает родителя своего пола. Паттерны поведения. Пять тип тел. Люди пережили в детстве различные психические травмы. Например, травма униженного, покинутого, несправедливости, предательства.

МЕХАНИЗМЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

— Высвобождается энергия и её распределяем по всему телу. У В. Райха методы были жёсткие. Можно не разговаривать и это работает. Высвобождаем и распределяем энергию. Дыхание включает естественные механизмы саморегуляции. Новый опыт, получение нового телесного опыта.

Эрос — Жизнь / Танатос — Смерть

Фрейд: «Внутри каждой личности идёт борьба (война) — это и есть источник развития (сознательное расширение)».

Коллективное бессознательное — Юнг, архетипы. Мы можем погружаться на разного уровни глубины, а дальше надо работать, исцелять.

Вы меняетесь, вокруг всё будет меняться, Вы готовы к этому?

— Внутренние проблемы имеют смысловой контекст, эмоциональный, +телесный блок. Мы высвобождаем и распределяем энергию. В блоках зажата энергия (высвобождаем её и распределяем по всему телу).

Забота о своём духовном, душевном, ресурсном состоянии (как певец оберегает голос). Психолог работает своей личностью (лечение душой, собой).

— Запрос, далее выбираем инструменты, проводим как некие хирургические операции на душе. Чем больше инструментарий, тем более адекватный инструмент выберем.

На ТОП чаще отправляют врачи. Пример, ребёнок погиб (непрощение, состояние души не даёт жить). Метод: философские беседы. Состояние системы основное — ненависть (но разная направленность). АЛГОРИТМ: простить-принять-отпустить. В теле ненависть обнаружили, прожили (опыт не пропьёшь). Другой пример: не смогла отпустить сына. Отпустила (нашла СМЫСЛ).

Профессионализм, порядочность. Сами решаем какой дорогой идти. Бумеранг никто не отменял. Духовное наставничество. Опыт даёт глубину (ты там был: внутренние знания). Терапия — это дуэт.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

— феноменологический.

— динамический.

Пример: хроническое чувство вины (может быть в утробе, дети слышат разговоры).

Чтобы работать телесным терапевтом — нужна связь с телом (ощущения, эмоции, чувства, образы, мысли). Мы вентилируем все 4 канала (мы таким образом из подсознания поднимаем материал). Часто есть РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — механизм защиты от них (человек называет это, а не чувствует).

Развиваем те НАВЫКИ, которых не хватает.

КЛАССИФИКАЦИЯ И КОРРЕКЦИЯ БАЗОВЫХ ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ

— способность принимать самостоятельность, чувствует сам себя, принимает мир (отправляет себя в мир).

— способность удовлетворять свои собственные потребности (если удовлетворяет не свои, то нет энергии).

Если были запреты (потребности ребёнка не удовлетворялись) или наоборот, деятельность ребёнка мотивировалась сильно извне, тогда идут перекосы и нарушения.

— может быть нарушена способность принимать самого себя.

Я и МИР (до 3 лет ребёнок учится дифференцировать потребности).

Я и не-Я (учится выстраивать границы). Если Мир добр, то___ Если Мир опасен, то____ Так формируется открытость миру или закрытость. Формируется 4 навыка, в норме.

Нарабатываем навыки, приучаемся жить в теле. Как заново учиться ходить.

— динамический подход: проблема человека / какие навыки надо развить?

АУТЕНТИЧНОСТЬ и АДАПТИВНОСТЬ (всего 13 навыка)

— динамический подход: развиваем те навыки, которых не хватает сейчас.

знания-умения-потом навык

Психотерапия — это искусство, но сначала надо подмастерье пройти.

О книге

Автор: Евгения Белова

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мастер-классы для психологов, коучей. Европейская Школа Коучинга» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я