Что дает экспертная книга специалисту? Популярность, авторитет в профессиональной среде, доверие клиентов и рост доходов. А еще это самореализация и возможность оставить след в истории.Если вы продвигаете личный бренд и мечтаете увидеть свою фамилию на книжной обложке, то журналист и литературный редактор Евгения Пасютина поможет вам сделать «21 шаг к вашей экспертной книге» – от выбора ее темы до издания.Это путь самого автора, на котором она применяла знания и навыки маркетинга, копирайтинга, журналистской и редакторской практики, преподавания и ведения блога.«Фишки» профессионала, 30 лет зарабатывающего на текстах, помогут писать регулярно и с удовольствием.Применение креативных техник, проверенных автором, подстегнет вдохновение, подскажет новые идеи и облегчит писательский процесс.Использование маркетинговых приемов в «упаковке» и продвижении книги доведет ее до вашего читателя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 21 шаг к вашей экспертной книге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Шаг 4. Определяем жанр и содержание
Если в художественной литературе есть четко обозначенные жанры, то в категории нон-фикшен (нехудожественные книги, то есть без вымышленного сюжета) наблюдается полный разброд в терминологии.
Книги классифицируют по темам, как это делают в книжных магазинах, — здоровье, наука и техника, хобби, бизнес, саморазвитие, научно-популярные, биографии, мемуары и пр. (Развернутый список смотрите в конце книги.) Это нужно знать, потому что тему указывают при издании книги.
Есть классификация по типам — учебник, словарь, сборник статей и т. д. Тип книги также указывают для издательства.
Существуют еще некоторые типы книг, в основном из иностранных источников. Но какой-то внятной жанровой классификации нехудожественной литературы я пока не нашла. Поэтому поделюсь несколькими типичными вариантами, которые подойдут большинству авторов, возможно, и вам.
Инструкция
Вы сейчас читаете книгу, которую я бы определила как пошаговую инструкцию. В ней даже главы названы шагами, потому что они точно отражают последовательность действий на вашем пути к цели — своей экспертной книге.
Вы, полагаю, назовете главы в ней иначе. Но суть понятна — делай раз, два, три и т. д. Если вы пишете о том, как сделать что-то (построить дом, посадить дерево или вырастить сына), то это ваш жанр.
Учебник
Можно построить книгу с опорой на жанр учебника, в котором есть теория и практика. Тогда вашей книге не нужна жесткая линейная структура. Вы прописываете конечный результат, который получит читатель после ее прочтения, а основной текст будет решать две задачи: дать теорию (термины, ключевые понятия, факты, идеи и пр.) и практику — способы применения знаний (задачи, упражнения, опыты и т. д.).
После консультации карьерный коуч и стратег Екатерина решила, что для решения ее задач подойдет формат традиционного учебника. Это позволит ей изложить свои теоретические наработки, чтобы закрепить на них авторские права, а также дать читателям необходимый практический материал.
Формодел Марфа начала писать книгу о молдах (силиконовых формах) в жанре учебника и даже назвала главы уроками. Впрочем, книга получается не научной, а с большой долей юмора, так как Марфа — человек веселый. Вот бы все учебники были такими!
Монография
Если вы писали в вузе дипломную работу, то представляете ее формат — теория, практика, примеры применения. Но не стоит думать, что книга, построенная по этой схеме, обязательно должна быть заумной.
Стилист Дарья на консультации по выбору темы и жанра книги решила поделиться с читателями своей методикой как раз в таком жанре. Но ее текст далек от научного стиля — это душевный разговор с подружками за чашкой кофе.
Рекомендации
Еще один распространенный жанр — практические рекомендации с примерами. Такую книгу решила написать руководитель бухгалтерской компании Елена, чтобы помочь владельцам бизнеса и руководителям предприятий в подборе и проверке главбуха.
На основе биографии
Кому-то больше подходит жанр биографических записок, из которых можно почерпнуть полезные рекомендации. Например, я консультировала нескольких женщин, переживших тяжелый развод. Лев Толстой начал «Анну Каренину» фразой «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», что верно и для ситуаций, про которые мне рассказали.
Это были разные семейные отношения и разные разводы. Поэтому и книги, которые они хотят написать, будут уникальны и найдут своих читателей.
Сочетание нескольких жанров
Даже кулинарную книгу можно сделать не просто списком рецептов. Так, писательница Нина давно думала о кулинарной книге. Я знала про эту идею и предложила необычный вариант, исходя из истории ее жизни. Раскрывать секрет будущей книги не стану, но, когда она выйдет (а я очень на это надеюсь), похвастаюсь в блоге, что приложила к ней руку.
Автофикшен
Один из наиболее популярных в последнее время жанров — автофикшен, в котором соединяются реальные факты из жизни автора и вымысел. Я дважды консультировала людей по книгам в таком формате, и мы долго работали над содержанием, в котором переплетались несколько сюжетных линий.
Такую книгу написать посложнее, чем экспертную, потому что требуется больше навыков писательского мастерства, ведь это уже почти художественная литература. Но читателей привлекают истории, основанные на реальных событиях, поэтому вижу у этих книг хороший потенциал стать бестселлерами.
Истории
Еще один жанр, способный вызвать более массовый интерес, нежели профессиональная тема, — истории клиентов, записанные с их согласия. Сборник кейсов в художественной обработке в духе сторителлинга (подробнее — в шаге 14) на консультациях часто выбирают коучи и психологи.
Вы можете взять один из этих вариантов, подсмотреть идею в книгах-бестселлерах или вообще придумать свой уникальный жанр. Все в ваших руках.
Элементы содержания
Большинство нон-фикшен-книг состоят из введения и основной части, поделенной на главы. Еще можно добавить необязательные элементы: предисловие, заключение, информацию об авторе, отзывы о книге, ссылки, библиографию, глоссарий, учебные задания, контрольные вопросы или тесты с ответами.
Один из самых важных элементов книги — введение. Читатели должны понять, почему вы решили написать эту книгу и зачем она им нужна. Его подробно рассматриваем в шаге 15.
Вторая составляющая — основная часть, которую надо структурировать. Самые распространенные модели следующие:
— несколько больших смысловых блоков, поделенных на главы или параграфы (так выстроена наша с Владимиром Евстафьевым книга «История российской рекламы. Современный период» — восемь глав, в каждой по три параграфа);
— отдельные главы, каждая — на определенную тему, их можно последовательно связать между собой или сделать самостоятельными.
Как видите, для себя я выбрала пошаговую инструкцию по созданию первой книги, где каждый шаг последовательно решает одну из задач.
Вы можете сделать по-другому. Скажем, каждая глава — отдельное решение какой-то проблемы, а все они связаны общей темой. Такой подход удобен, например, для психологов: описываете пять — десять историй ваших клиентов. Или для садовода — правила ухода за разными культурами.
Не обязательно называть традиционные главы главами, хотя для удобства я буду называть элементы основной части именно так. Их можно назвать советами, уроками, кейсами, «вопрос — ответ», шагами (как это сделала я) или придумать что-то свое, что лучше всего решит поставленную задачу.
Как определить, сколько нужно глав и о чем они?
Дальше проложим путь вашего читателя от точки А к точке В (из шага 2). В маркетинге так прокладывают путь клиента, в образовании — путь студента. Ну а чем мы хуже?
Если вы пишете книгу на основе своего онлайн-продукта — марафона, интенсива или полноценного курса, — то оптимальным будет провести читателя по главам в той же последовательности, в которой вы вели своих студентов по урокам.
Когда же нет четкого понимания пути читателя, то, как и при выборе темы (шаг 1), можно составить майндмэп на бумаге или соответствующем сайте.
Если ранее мы помещали в центр вас и проводили от него стрелки к навыкам и компетенциям, то сейчас в центре карты отмечаем точку В читателя. В шаге 2 мы указывали результат, который он получит после прочтения книги. Поэтому сейчас окружим точку В всем, что может привести читателя к желаемому результату.
По ходу дела задавайте себе вопросы: как это поможет читателю, почему это должно быть в книге и т. д. Работа над картой займет время, но в итоге вы поймете, что обязательно должно быть в книге, что возможно подойдет, а о чем писать не нужно. Таким образом, получится черновой вариант содержания основной части.
Далее расположите главы по порядку — это и будет путь читателя. И важно: сразу напишите краткое содержание каждой главы. Пока схематично, так как во время написания текста вы еще не раз скорректируете количество глав и их содержание. Но эти тезисы помогут вам быстрее включиться в процесс написания глав даже через месяц-другой после начала работы.
Особое внимание уделите названиям глав, потому что читатель порой принимает решение о покупке книги не только по аннотации (шаг 20), но и по названиям глав в содержании. Значит, название должно понятно отражать смысл главы (что в ней можно найти полезного) и при возможности быть привлекательным.
Дополнительные разделы книги
Помимо введения и основной части, рекомендую обязательно вставить в книгу раздел «Об авторе» (шаг 16). Конечно, вы расскажете о себе и во введении, чтобы познакомиться с читателями и объяснить, что вы — специалист в этой теме. Но во введении не стоит нагружать читателей подробностями, лучше вынести их в отдельный раздел.
Есть ли необходимость добавить другие разделы, зависит от темы и вашей задачи.
Если видите свою книгу как расширенную инструкцию или учебное пособие, то уместно вставить задания или контрольные вопросы.
Будете использовать другие источники информации, нужно делать на них ссылки, ведь плагиат недопустим. Тогда в конце помещаем список использованных источников.
Предполагаете, что читатели могут не знать какие-либо термины, — добавьте в конце глоссарий, то есть словарик с их объяснением.
Я сначала не планировала включать в книгу словарь. Но когда писала в шаге 13 о профессиональной терминологии, которая наверняка встретится в вашей книге, то поняла, что и моя изобилует издательскими, маркетинговыми и другими терминами, которые могут быть непонятны людям, не связанным с этими сферами деятельности. Проверила предположение, дав некоторым клиентам почитать отдельные главы. Когда они начали задавать вопросы по ряду терминов, добавила в текст небольшие пояснения. Но этого часто было недостаточно. Чтобы не снижать динамику, решила вынести подробности в словарик в конце книги.
Считаете, что необходим иллюстративный материал — фотографии, графики, скриншоты и пр., — выделяйте время на их подготовку и дополнительные страницы. Подробнее об иллюстрациях — в шаге 19.
Одна фотография нужна будет в любом случае — ваша. Читатель хочет знать автора в лицо.
Отдельный разговор про рецензии. Даже именитые авторы собирают отзывы знаменитостей и включают их в книгу, используя триггеры «звезды» и «престиж» для привлечения читателей. Конечно, если книгу оценили суперпрофи, она явно заслуживает внимания.
Если у вас есть возможность получить рецензии людей, чье мнение будет ценным для ваших читателей, то сделайте это. Не обязательно добираться до нобелевских лауреатов или блогеров-миллионников. Пусть это будут специалисты с развитым личным брендом из областей, близких к теме вашей книги. Они могут со своей точки зрения разъяснить, чем ваша книга полезна читателям.
Если таких людей в вашем окружении нет или они вам отказали, не беда. Многие книги выходили без рецензий и становились бестселлерами, а уже потом о них писали и журналисты, и специалисты, что входило в переиздание.
Сделайте это!
Определите, какие разделы необходимы вашей книге и каким будет формат основной части. Сформулируйте двумя-тремя фразами содержание каждой главы. Теперь у книги появился скелет, а у вас — понимание, какое мясо надо на него нарастить.
Приятно чувствовать себя творцом? Обязательно наградите себя за проделанную работу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 21 шаг к вашей экспертной книге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других