1. Книги
  2. Рукоделие и ремесла
  3. Екатерина Соколова

Самоучитель игры на поперечной флейте

Екатерина Соколова
Обложка книги

В этой книге я с тобой поделюсь базовыми навыками при игре на оркестровой флейте, расскажу секреты и тайны, что хранит в себе этот загадочный инструмент. Заинтриговала? Тогда чего же ты ждешь? Скорей бери книгу в руки и узнавай новое. Встретимся в первой главе.Эта книга создана в помощь родителям учеников ДМШ и ДШИ, она для всех любителей музыки, желающих освоить этот прекрасный и виртуозный инструмент.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Самоучитель игры на поперечной флейте» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4

Дыхание

Наше дыхание, это то, с чем мы рождаемся и то, что сопровождает нас всю жизнь. Дыхание в применении к музыке является очень важным навыком, от которого зависит длина фразы, полновесность звучания, различие в штрихах, нюансах и все, что определяет нашу музыкальную палитру в целом.

Для того чтобы наше дыхание было глубоким, ровным и не наносило ущерб целостности музыкальной фразы, очень важно понимать:

1. Как правильно брать дыхание

2. Как правильно удерживать дыхание

3. Как правильно его расходовать

В музыке, мы постоянно встречаем различные мелодии, которые делятся на музыкальные фразы и все эти фразы бывают разной длины от совсем коротких, до настолько длинных, что нам приходится серьёзно готовиться, чтобы сыграть такую фразу на одном дыхании. Конечно, есть способ разделить единую фразу ещё одним дыханием в правильном с музыкальной точки зрения месте. Но иногда фраза так построена, что разбить её дыханием означает прервать течение мысли, навредив задумке автора. В таком случае нам самим приходится подстраиваться и изловчаться, используя свой ресурс по полной. Самый верный способ добиться того, чтобы дыхания всегда хватало, это каждый раз брать его, заполняя лёгкие целиком. Когда наши лёгкие заполнены до отказа, намного проще почувствовать опору и мышцы диафрагмы включаются активнее.

ВЗЯТИЕ ДЫХАНИЯ (ВДОХ)

Наиболее эффективный способ взять дыхание, это, если ваши дыхательные пути целиком открыты. Достаточно широко открытый рот, затем расслабленные и также открытые связки. Во время процесса взятия дыхания важно следить, чтобы плечи были расслаблены и не поднимались вверх. Грудная клетка также должна находиться в покое. Язык опущен вниз. По ощущениям, вбираемый нами воздух должен попадать в область живота и спины, по окружности тела. Попробуем, широко открыв рот, начать набирать воздух сквозь гортань, чтобы входящий воздушный поток сразу попадал внутрь, через область связок, минуя ротовую полость, по кратчайшему пути в лёгкие.

Важно! НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ акустически не оформлять наш вдох с помощью рта и языка, иначе каждый вдох будет во-первых громким и медленным, во вторых малоэффективным, если нужно быстро взять дыхание, при недостаточно открытом пространстве рта и не опущенном языке, поток входящего воздуха будет медленным и за короткий промежуток времени дыхания будет набрано мало.

УДЕРЖАНИЕ ДЫХАНИЯ (ЗАДЕРЖКА)

Но есть один, немаловажный момент между взятием дыхания и его подачей в инструмент — УДЕРЖАНИЕ ДЫХАНИЯ.

Поскольку в жизни мы дышим почти всегда непрерывно, то мы не задумываемся, что для правильной техники выдоха на инструменте, задержание дыхания, это отправная точка.

ПОДАЧА ДЫХАНИЯ (ВЫДОХ)

После того, как мы набрали воздух в лёгкие перед тем, как выдохнуть, задержите дыхание, сомкнув связки, как будто погрузились под воду. Далее, наша задача лишь слегка разомкнув связки дать дыханию проникать наружу. При этом мы услышим характерный шип, который ни в коем случае не должен нас смущать, поскольку его не будет слышно при сомкнутых губах. Этот шип лишь укажет нам на правильность исполнения выдоха. Важно! Не путать СВЯЗКИ и МЫШЦЫ ГОРЛА. Горло ни в коем случае не должно быть напряжено. Ваши связки должны работать изолированно от мышц горла. При частично сомкнутых связках, мы полностью контролируем скорость выдоха, плотность потока, открывая связки чуть больше на форте и прикрывая их на пиано. Контроль выдоха с помощью связок избавляет нас от необходимости удерживать сильный поток воздуха губами, что в свою очередь даёт возможность нам использовать мышцы губ совсем иначе — не на сдерживание потока, а на тонкое управление углами подачи в сочетании с работой челюсти.

Для начальной практики полноценного дыхания необходимо разделить весь процесс на три стадии — ВДОХ, УДЕРЖАНИЕ ДЫХАНИЯ И ВЫДОХ.

Чтобы мышцы адаптировались и привыкли к своей работе, стоит делать это медленно, чётко представляя и разделяя каждый этап. Когда гортань, связки, язык и мышцы живота начнут работать автоматически, задержку дыхания можно будет практически миновать, плавно переходя от вдоха к выдоху. Качество выдоха обуславливается не только контролем в области связок, но и опорой. Вся наша дыхательная система построена по принципу насоса. Набирая дыхание внутрь, мы заполняем пространство лёгких воздухом, как если бы тянули на себя поршень насоса, а затем используя мышцы живота и диафрагмы, мы сжимаем наше внутреннее пространство, тем самым выталкивая набранный воздух обратно наружу, по аналогии с поршнем насоса. Применяемые усилия не должны быть чрезмерными. Достаточно всего лишь немного собрать и зафиксировать мышцы живота, мысленно придав им направление наверх, в сторону выдоха. Очень важно хорошо представлять себе механику всего дыхательного процесса, чтобы ваши мышцы действовали вовремя и в нужном направлении. Если при вдохе живот уходит вовнутрь, значит вы и ваш организм неправильно поняли задачу! Берём глубокое дыхание, при полном заполнении, смыкаем связки, задержав дыхание, затем подключаем мышцы пресса и диафрагмы, одновременно приоткрывая связки, медленно выпускаем воздух.

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Екатерина Соколова

Жанры и теги: Рукоделие и ремесла

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Самоучитель игры на поперечной флейте» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я