На новом витке истории коллективный Запад, не усвоив уроки прошлого, начал очередной «крестовый поход» против нашей страны. На сей раз это не обычное противостояние Русского мира и западной цивилизации. Это – судьбоносная битва между Светом и Тьмой. И в этой решающей битве мы обязаны ПОБЕДИТЬ! Во славу наших великих предков и ради потомков! А для этой Победы нам всем важно понять: кто мы? откуда мы? зачем мы?.. Ответы на эти и другие вопросы составляют содержание книги
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология Родины. Глубины русской самобытности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Воспитание Гражданина
«Кто любит своё отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству».
Вот мы и подошли к неоднозначному понятию «патриотизм».
Для начала стоит задаться вопросом: а что, собственно, оно означает? Откуда это слово пришло в русский язык, и какова его история?
Принято считать, что понятие «патриотизм» происходит от слова «патриот», заимствованного из французского языка ещё со времён Петра I. Но, как известно, Петру ближе был немецкий язык, в котором имеется такое же слово — Patriot.
А вот во Франции это слово активно использовалось в период Французской революции 1789–1793 гг. Патриотами тогда себя называли «борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов».
Получается, что французские патриоты — это революционеры. А слово «революция» (переворот, передел) антоним понятия эволюция (развитие, усложнение).
Копнём ещё глубже. Французское слово patriote, которое переводится как «сын отечества», восходит к латинскому слову patriota, то есть «тот, кто любит отечество», образованному от patria — «отечество». В свою очередь, patria идёт от «pater», «отец». В греческом языке подобное слово πατριώτης означает «земляк, соотечественник».
В слове «патриотизм» нет ничего русского, образного. Даже если представить образ «отца», то суффикс «-изм» логически приводит к слову «измена», и на генетическом уровне восприятия русского языка такая словесная конструкция означает для нас «измену отцу или отечеству». Возможно, по этой причине слова с суффиксом «-изм» коро́бят наш слух и вызывают внутреннее отторжение.
Наши великие соотечественники по разному относились к понятию «патриотизм». Некоторые его формы нередко подвергались суровой критике. Так, например, Лев Николаевич Толстой (1828–1910) считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Вероятно, и он, как знаток русского языка, чувствовал в этом слове некую неестественность, фальшивость. А ещё соотносил его с Французской революцией, как разрушителем установленного порядка. Но даже будучи монархистом, сам Лев Николаевич очень любил свою Родину, и ей посвящал он свои труды.
Очередная волна увлечения патриотизмом пришла в Россию так же, как и во Франции, вместе с Октябрьской революцией 1917 года. И наши известные мыслители стали подгонять под иностранное слово «патриот» понятные русские определения.
В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». А в философском словаре описано моральное содержание понятия «патриотизм»: «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины».
В первой половине XX века уже другой Толстой и тоже русский писатель, Алексей Николаевич (1883–1945), так объяснял это понятие: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастливых дней». Вроде, всё правильно. Но ведь все эти определения мы понимаем и чувствуем и без того самого иностранного слова!
В отличие от русского языка, который является образным, развивающимся, живым, латинский язык не только безОбразный, но давно уже мёртвый язык.
Конечно, латынь используется в медицине для обозначения органов и частей тела, но физическое тело человека неизменно уже тысячи лет. А разве живые, переменчивые человеческие чувства можно передать через мёртвый язык?..
А вы не задумывались о том, почему в русском языке нет своего односложного и понятного слова, аналогичного по смыслу иностранному слову «патриотизм»? Словари синонимов предлагают такие варианты, как отчизнолюбие, верноподданность.
Отчизнолюбие — по смыслу похоже, но звучит непривычно, громоздко и практически не употребляется в обиходной речи. Верноподданность — это совсем о другом, скорее, о преданности правителям.
А где же патриотизм в понимании «любовь к Родине»?
У наших предков не было никакого «патрио». Любовь была, а «патрио — не было. Патриотизм — это конструкция, придуманный алгоритм, состоящий из отдельных фонем. Фонема может иметь смысл, но она не имеет СУТИ, то есть Образа. Оттого и сама конструкция слова безОбразна, лишена Сути, отделена от Жизни.
Любовь — это душевное состояние переживания, это — чувство к своему роду, семье, народу, родной земле, а патриотизм предполагает отношение человека к чему-либо. Передать словами своё отношение, объяснить его, очень сложно. Каким может быть ответ на вопрос: «Как ты относишься к жизни?» «Ну, как, просто живу и всё!».
Кроме того, связь с матерью у человека теснее и ближе, чем связь с отцом, оттого что с матерью у него связь природная, а с отцом — социальная.
Поэтому, мать мы любим, а отца — уважаем.
Слово «Родина» для нас ближе, чем слово «Отечество», так как Родина — это комплекс понятий, включающий в себя как землю-матушку, своих родных и предков, так и все другие родственные народы. Родина — это творение и обитель бога Рода.
«ЗаРОДили РОДители новую Жизнь. РОДился у них РОДной человек, не иноРОДец, а соРОДич. ВозРОДилась душа, часть нашего наРОДа, РОДственники БлагоДарят приРОДу плодоРОДную, прославляют РОД свой».
Корень «Род», как образ Творца, присутствует во всех русских словах, определяющих ключевые мировоззренческие и смыслообразующие понятия в жизни человека. Это проникновение настолько глубоко, что отдельного слова, обозначающего любовь к Родине, даже и не возникло. В исконном понимании, Родину нельзя любить или не любить, как нельзя любить или не любить какую-то отдельную часть себя: ногу, руку или что-то ещё.
Родина — это неотъемлемая часть русского человека, каждого, кто причисляет себя к русскому миру, вне зависимости от своего этноса, а русский человек — неотъемлемая часть своего народа, природы, родной земли. Такое понимание Родины носит смыслообразующий характер для людей думающих, говорящих на русском языке и относящих себя к русской культуре! А если у человека оборвана связь с родственниками, своим народом, природой и Родиной в целом, то получается, что он отрезан от общего единого организма. Тогда он — выРОДок. Если таких людей становится много, то наРОД выРОЖдается…
Для русского человека Родина — это часть его бытия!
Хотя термин «патриотизм» и прижился в русском языке, но для нас он по-прежнему не несёт образную информацию. Поэтому трудно понять, что именно является патриотизмом. И объяснить кому-либо сложно. Это — как в русской сказке: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что».
А слово «патриот» уже на наших глазах всё больше приобретает негативную коннотацию. Теперь трудно понять, хорошо ли быть патриотом, или не очень.
Можно ли научить человека любить свою Родину? К сожалению, нет, потому что человек — единственное живое существо на земле, которое не поддаётся внешнему научению и дрессировке. А всё потому, что человек наделён изначально свободной волей. Поэтому человека нельзя чему-либо научить супротив его воли, но он может сам научиться, если у него будет к этому мотивация. Человека нужно заинтересовывать, пробуждать в нём интерес. В детском возрасте — через игру, как способ познания мира, по мере взросления — через трудовые навыки и развитие творческого, созидательного отношения к миру.
Обязательные увещевания и программные образовательные продукты под абстрактным названием «патриотическое воспитание» не смогут повлиять на человека, если не затронуты «струны» его души, если он не впитал любовь к Родине «с молоком матери», если живёт не в родной культурной среде, и если он не чувствует к себе искренний интерес со стороны окружающих. Это, как в случае с халвой: можно много раз подряд повторять слово «халва», но от этого слаще на языке не станет.
Когда нет единой общеобразующей государственной системы формирования образа Родины на всех этапах жизнедеятельности человека, о каком всеобщем патриотизме или о правильном отношении к Родине может быть речь?
Можно бесконечно твердить о патриотизме и о «священном понятии Родина». Можно призывать её защищать, но при этом «отмазывать» своего сына от службы в армии. Или приобретать недвижимость за рубежами своей Родины, иметь двойное, тройное гражданство, проводить время на модных курортах… И годами не посещать свою мать, своего отца или деда, которым в материальном плане ничего от тебя не нужно. И у которых понятие «Родина» совсем иное, чем у тебя.
Патриотизм как понятие уже изживает себя, теряет своё первоначальное значение. Его часто употребляют политики, общественные деятели, разного рода чиновники, но все ли они действительно любят своё Отечество и готовы его защищать — это большой вопрос.
Истинный патриот — это Гражданин в самом высоком понимании этого слова, готовый отдать жизнь за свою Родину. Он — не фанатик, слепо идущий за очередным политическим лидером, а человек, который своими реальными делами помогает своей стране — на совесть трудится, заботится о ближних, воспитывает детей в культуре и традициях своего народа.
В нынешние времена, когда идёт массированная идеологическая атака на историю и традиции русского народа, очень важно противостоять этим нападкам. И обратить внимание на гражданственность. Этим понятием обозначается уровень осознания себя в качестве гражданина своей державы, страны. Вспомните, как восклицал Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930): «…Смотрите, завидуйте, я — Гражданин…!».
Быть Гражданином — честь и большая ответственность. Осознание этого влечёт за собой специфическое поведение, направленное на повышение статуса своей страны и её народа. Гражданственность является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности к самоотверженному служению своей родине.
В нынешние трудные времена важно быть именно Гражданином!
Но прежде, чем воспитывать новое поколение, необходимо воспитать взрослых, потенциальных и реальных родителей. И, конечно, сформировать соответствующую культуру, как систему общечеловеческих принципов жизни. И заниматься нужно не воспитанием патриотизма, а изменением СОЗНАНИЯ людей и их отношения к миру.
Научить человека любить свою Родину — невозможно. Это должно быть его насущной потребностью. Так же, как и дышать.
Воспитание у человека любви к Родине — это не предмет школьного обучения или какой-нибудь факультатив. Это — сложная выстроенная система государственных мер по адаптации человека к жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология Родины. Глубины русской самобытности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других