Популяризатор с евреями в машине времени

Ефим Терлецкий, 2018

Друзья, каким образом можно приобщиться к необычайным событиям невероятной еврейской истории? Только двигаясь по ней в воображаемом экипаже, скажем некоей машине времени. Итак, вперёд! Или назад? Все равно двинулись, скучно не будет! Я считаю, что биография каждого еврея, где бы он ни жил и кем бы он ни был, не может быть отделена от судьбы всего еврейского народа, его истории, и особенно того отношения к нему, которое получило название антисемитизма. Хочу начать с краткой исторической подборки мытарств евреев – этих вечных странников, изгоняемых отовсюду, прежде чем они попали в Россию. Я пытаюсь в меру своих сил показать даже не вечную неприязнь к еврейскому народу, а вражду, порой переходящую в ненависть, которой до сих пор охвачен мир и которую я испытал в какой-то степени по отношению лично к себе, живя в России, именовавшейся тогда гордо Союз Советских Социалистических Республик – СССР. Удивительно, что весь мир живёт по нравственным, а частично и по религиозным канонам, которые принесли евреи, однако мир этот не только не благодарен таким дароносцам, но и относится к ним крайне враждебно. Более того, теперь, когда еврейский народ, изгнанный из своей страны и рассеянный по всему этому злобному миру, после двухтысячелетнего изгнания вернулся на исконное родное место и создал здесь своё государство, завистливый мир злопыхательствует. Но это несколько другая история. Вот что писал барон Джонатан Сакс, главный раввин Великобритании в 2013 году: «Когда я был ребёнком, я никак не мог понять одно предложение в Агаде: “Ибо не один только фараон хотел погубить нас, но в каждом поколении встают желающие нас погубить”. И в детстве я думал, что эти слова относятся к поколению моих родителей, а не моему, родившемуся после Холокоста. Я вырос, не столкнувшись ни с единым случаем антисемитизма до одного дня, 11 лет назад. Одиннадцать лет назад наша младшая дочь, которая училась в английском университете, пришла домой в слезах. Она была на митинге против глобализации, который быстро превратился сначала в тирады против Америки, потом против Израиля и затем против евреев. И со слезами на глазах дочь сказала: “Папа, они ненавидят нас!!” Это ужасная ситуация, но она стала реальностью в современной Европе». Да, нас, евреев, ненавидели всегда… Почему? Ефим Терлецкий

Оглавление

У истоков антисемитизма

Так или иначе, но события Иудейской войны 66–73 годов считаются переломными в ходе иудейской истории. Поэтому прервём соблюдаемый нами ход исторических событий и поговорим об антисемитизме, который возник именно в античную эпоху, в период расцвета эллинистической культуры. Ах, какие это были времена! Какими философами, какими писателями и поэтами, какими математиками, ораторами, скульпторами и архитекторами славилась эта пора! Мы не будем называть знаменитых представителей того времени — они общеизвестны. Всплеск греко-римской культуры, вознёсшей человеческий гений на вершину цивилизации! И греки, и римляне, как мы уже неоднократно говорили, были язычниками, или, говоря современным языком, политеистами, то есть людьми, верившими во множество богов.

И вот эти античные гордецы, считавшие своё сообщество средоточием всего самого лучшего, что только мог создать человеческий социум, столкнулись с каким-то «диким», по их мнению, народом, который не признавал не только их образа жизни, но и их богов, таких мужественных и романтичных.

Евреи со своим «против» не вписывалось в греко-римские понятия цивилизованных людей, каковыми они себя считали. И естественно, они, полагая себя гораздо выше этого презренного народа, — евреев, испытывали некую неприязнь к нему. Римский историк Тацит так и писал: «Иудеи были единственными, не желавшими покориться, и это усиливало ненависть к ним».

Подумать только: завоёванные римлянами народы подчинялись, усмирялись, а эти упрямые евреи не только не покорялись, а ещё и начинали восставать. Вот и знаменитый римский император-философ Марк Аврелий после того, как посетил Ближний Восток (а о нем говорили, что это очень добрый и спокойный человек), «от досады на зловонных и часто бунтующих иудеев» горестно воскликнул: «О маркоманы, о квады, о сарматы! Наконец я нашёл тех, кто беспокойнее вас». (Маркоманы и квады — древнегерманские племена, сарматы — кочевые скотоводческие племена).

Что же: опять иудеи хуже всех? Не хуже — не такие, как все. Чем объяснить их удивительное свойство: во все времена, стоило лишь дать евреям равные права, как они довольно скоро, развивая невероятную деятельность, оказывались среди самых верхов общества той страны, в которой проживали? Составляя ничтожную долю населения этой страны, евреи занимали значительную часть ее финансовой, интеллектуальной, а иногда даже и политической элиты. И это не могло не вызывать неприязни и раздражения у народов, бок о бок с которыми они сосуществовали.

Так случилось и в эллинизированном Египте в эпоху Птолемеев. Если искать истоки неприязни к евреям, то их можно найти в те времена именно в египетском городе Александрия.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я