Антропоцид

Игорь Строков, 2022

Роман-участник литературной мастерской Сергея Лукьяненко.Почти всё человечество погибло. Подросток Вадим летит с остатками человечества на Венеру, в воздушный город – новое пристанище людей. Во время полёта он коротает время в Москве, воссозданной в виртуальном мире. Но в этой виртуальности появляется нечто, что угрожает не только виртуальной Москве, но и оставшемуся человечеству.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антропоцид предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

#002 // Новые знакомства

Вадим

На дороге боты создали пробку. Где-то вдали раздаются гудки машин. Люди с любопытством рассматривают остановившихся ботов. Молодые парни фотографируются, обнимая за талию замершую девушку, и смеются. Не происходит ничего ужасного. Транспортная проблема в Homeland — не очень-то и серьёзная проблема.

— Да, — отвечает Артур. — Есть все основания полагать, что Амальгама здесь. И едва ли она пришла попросить прощения.

— И как Амальгама убьёт нас из виртуальности? — спрашиваю я.

— Хороший вопрос. Вадим, я здесь, чтобы докопаться до истины. Знал бы её план — уже бил бы в барабаны.

— Ну хорошо, предположим. А неписей зачем останавливать?

— Думаю, она хочет нарушить инфраструктуру метавселенной, — отвечает Артур. — Боты — посредники между людьми и виртуальностью.

— И какой ей от этого толк? Ладно, люди не сидят в Хоме, что дальше?

Артур глубоко вздыхает. Он делает несколько шагов вперёд, к остановившемуся в трёх метрах от нас дядьке лет сорока на вид. Он похож на восковую фигуру с пустым, плохо проработанным лицом. Редко я обращаю внимание на то, как они выглядят, но теперь, когда бот статичен, видно все шероховатости в его дизайне. Угловатые низкополигональные нос и подбородок, например. И очень слабая проработка фактуры: кожа слишком гладкая, да и одежда… из какого она материала вообще? Не понять. Полигонов много, отдельные детали выглядят вполне естественно, другие же будто пришли прямиком из древних игр, которые выходили на заре трёхмерных технологий.

— Возможно, она хочет поиграть с добычей, — говорит Артур и тычет пальцем в плечо мужчины. — В прошлый раз она уничтожила нашу цивилизацию тоже не сразу. А может, это психологическое давление. Многим необходима виртуальная реальность. Это их последняя опора. Если Амальгаме удастся посеять панику, убить нас будет проще.

Да, в этом есть смысл. Да и что мешает Амальгаме, добравшейся до всевозможного оружия массового поражения, пробраться и в Homeland? Ещё одна недоработка со стороны людей. Её ведь с самого начала изолировали от Интернета. Но её это не остановило. Понятное дело, что после антропоцида было не до проверки серверов виртуального мира, и всё же. Это халатность.

Так или иначе, самое простое решение — отключить виртуальность, вот и всё. Один хрен, Хома с Афродитой никак не связана. А значит, Амальгама не может воздействовать на корабль. Но если она действительно здесь, и уже что-то предпринимает, то это значит, что у неё есть план. Неужели нашёлся обходной путь? Но какой? Надо собрать побольше информации.

— Ладно, пусть так, — говорю я. — Но может, вы расскажете, что за «след Амальгамы» такой засекли?

— Нет времени на это. Мы должны запустить ботов обратно. Пока не началась паника.

Ну вот, отлично. Нет времени объяснять, давай делать то, не знаю, что.

— И что, у вас есть план?

Из клуба вываливается толпа. Кто-то удивлённо озирается по сторонам и обсуждает произошедшее, кто-то чертыхается, типа вечеринка испорчена, а кто-то обсуждает возможное продолжение тусовки в другом месте.

— Эй, Вадим! — это Кристина.

Она подходит к нам вместе с Серёгой и Лёней. Парни растерянно осматриваются, в то время как Кристину явно больше интересует Алиса. Она окидывает её взглядом, в котором смешались удивление и лёгкое отвращение. Вот блин, я думал, мы забыли всё, что было. Но нет, она, видимо, на каждую красивую девушку возле меня будет смотреть.

На каждую красивую девушку… ну да. Да много ли их было?

— Кто все эти люди? — спрашивает Кристина.

Я представляю друзей и Артура с Алисой друг другу, особо не заостряя внимания на личности последней. Ни к чему сейчас обострять ситуацию.

— Артур — венерианский учёный, — говорю я. — Он полагает, что в Хамляндию пробралась Амальгама.

— Чё-чё-чё? — переспрашивает Серёга. — Натурально? Сама?

— Натурально, — Артур кивает. — Сама.

— Так что там с вашим планом, Артур? — спрашиваю я.

— Да, конечно, план. План есть. Смотрите. Каждый скрипт имеет воплощение в качестве физического объекта.

— Это я знаю.

— Ботов наверняка остановил скрипт. Надо найти его и как-то нейтрализовать.

Я оглядываюсь по сторонам.

— И что, думаете, он просто где-то на дороге валяется?

— Нет, конечно. Его хорошо спрятали, вне всяких сомнений.

— И как мы можем быть уверены, что он вообще поблизости? — спрашивает Кристина.

— Радиус действия скриптов невелик. Сомневаюсь, что Амальгама остановила всю Москву. Это центр города, здесь больше людей, ещё и увеселительное мероприятие…

— А остальные города? — спрашиваю я.

— Будем надеяться, что там всё хорошо. В общем, скрипт должен быть где-то здесь. Ребята, есть идеи?

Лёня отрицательно мотает головой.

— Не, — отвечает Серёга. — Я вообще в этом не шарю.

— У меня идей тоже нет, — вздыхает Кристина. — Вадим, ты тут главный эксперт по скриптам. Как бы выглядел такой объект? И куда бы ты сам его спрятал?

Теперь все выжидающе смотрят на меня.

Да откуда мне знать? Он может быть где угодно и представлять из себя что угодно. Упаковка от шоколадки, окурок… Да, чем больше объём скрипта, тем больше минимальный размер его физического воплощения, есть такое правило. Не знаю, зачем оно введено, но есть. Но я же понятия не имею, какого он объёма. Насколько оптимизированный код может написать искусственный интеллект, работающий на квантовом компьютере и обладающий базой знаний полумиллиарда человек? Думаю, очень хорошо оптимизированный. Так что, похоже, придётся действительно каждый окурок подбирать.

Я даже невольно смотрю под ноги.

— Крыша, — вдруг говорит Алиса.

— Почему крыша? — спрашиваю я.

— Ну это же логично. Кто на крышу-то полезет?

В этом есть логика. Конечно, можно добавить в этот список багажник какой-нибудь машины или хитрый неочевидный закоулок, но вариант с крышей ничем не хуже. Надо же с чего-то начинать. Окурки пока всё-таки лучше исключить.

Да и о чём я? Какие в Хоме, нафиг, окурки? Камешки разве что иногда попадаются.

— Есть мысли, на какой крыше искать? — спрашиваю я Артура.

— Я не уверен, но… но думаю, Амальгама целилась именно на этот клуб. Не случайно же она выбрала день его открытия. Чтобы посеять панику даже среди самых беспечных.

Я поднимаю голову. Чёрное небо, горящее десятками звёзд, нависает над угловатыми буквами. Вот уж не врите, никогда такого неба в Москве не было. Как и в любом мегаполисе, в общем-то.

Да уж, если Алиса права, совсем не в ту сторону я смотрел.

— Вы хотите забраться на это здание?

Артур снимает очки и с виноватым видом протирает их.

— Честно говоря, я надеялся, что вы на него заберётесь.

О, ну прекрасно! Я кидаю на этого наглого учёного недобрый взгляд.

— Я, по-вашему, кто, Человек-паук? Сколько здесь этажей-то? Шесть? Семь?

— Наверняка где-то есть пожарная лестница, — говорит Алиса.

Блин, ну спасибо вам всем, конечно. Нашли героя! Очень хочется объяснить Артуру старую мудрость про инициативу и инициатора, но что-то меня останавливает. И я отвечаю так, как совсем не хочется.

— Пожа… ну да, точно. Спасибо за подсказку. Ладно, стойте здесь. Попробую найти.

— Не, чел, мы с тобой, — говорит Серёга.

— Погнали, — соглашаюсь я. — Кристин?

— Давайте без меня. Я лучше твоих новых друзей охранять буду.

Отлично, теперь они остались с Алисой вдвоём. Надо бы поскорей найти скрипт и вернуться. А то у меня плохие предчувствия.

Вот скажите, я в метавселенной или какой-то онлайн-игре? Появился дядька с квестом, и такой: принеси мне скрипт, судьба мира зависит от этого предмета! И вот, я с двумя сопартийцами, Серёгой и Лёней, иду в эпическое путешествие по московским крышам. Но в стороне стоять было бы как-то… подло, что ли. Да и чего уж таить, хочется произвести на Алису впечатление. Она прикольная, да и я ей, кажется, понравился.

Нам приходится оббежать два здания, прежде чем мы находим эту злосчастную лестницу на заднем дворе. Выглядит она не очень надёжной, но отступать уже поздно.

— Очень реалистичная симуляция рухляди, — замечает Лёня.

— Да, местами внимания к деталям у разрабов не занимать, — говорю я. — Но только не там, где надо.

Мы аккуратно поднимаемся по лестничным пролётам, а в конце они переходят в самую обычную вертикальную лесенку до самой крыши. Ух, угораздило же меня.

Серая крыша абсолютно ровная и мрачная. Здесь нет ничего: ни вентиляции, ни парапетов. Блин, страшно, без парапета-то! Вот никогда не любил лазить по крышам. Серёга с Женьком часто куда-нибудь забирались, звали меня. Сначала я придумывал отмазки, чтобы не выглядеть трусом, а потом забил на это всё и сказал как есть: боюсь высоты, никуда не пойду. Они потом долго меня на эту тему подкалывали.

Я быстрым и нервным шагом отхожу от края крыши. Серёга ржёт во весь голос.

— Чё, Вадян, коленки затряслись? Смотри, штаны не запачкай.

Лёня тонко хихикает и одобрительно кивает.

— А ты чего поддакиваешь, Лёнь? — спрашиваю я. — Хотел прыгнуть с крыши, вроде? Вот, пожалуйста, твой шанс.

— Ну, с такой низкой — неинтересно, — отвечает он, вмиг теряя улыбку.

— Ну да, или ты просто испугался. Давайте разберёмся со всем этим побыстрее. И не будем так шуметь.

Здесь темнее, чем внизу, и мне приходится сосредоточиться, чтобы различить детали картинки. Посреди крыши лежит подозрительный кубик. Я подхожу к нему ближе: это ящик где-то полметра на полметра, к верхней грани которого привязано что-то вроде динамитных шашек. Прям киношная бомба, ей богу. Поднимаю её — она на удивление лёгкая. Хотя откуда мне знать, сколько весит настоящая бомба?

Подхожу к лестнице, осторожно смотрю вниз, но от страха отшатываюсь назад.

И как мне тащить этот ящик? Одной рукой спускаться? Я ж сорвусь нафиг!

Если я упаду, то вылечу из метавселенной, она всё-таки пытается создавать иллюзию смерти. Говорят, это сделано, чтобы люди потом не перепутали реальность с виртуальностью и не сделали с собой чего непоправимого.

— Вадян, дай эту хрень мне, упадёшь же, — Серёга протягивает мне руку.

— А, то есть, ты не упадёшь?

В принципе, ящик можно сбросить. С ним ничего не будет, едва ли он с симуляцией повреждений. А если и будет, то мне же лучше, я же и так собираюсь его как-то обезвредить. Но чую, не просто так он замаскирован под бомбу. Случится ещё чего нехорошего от удара… ну его нафиг.

— Вадим! — кричит Лёня.

Внезапный укол в руку. На самом деле, любая боль в Homeland ощущается как лёгкий укол, так что это мог бы быть и удар кулаком, и нож, и пуля. Но это нечто другое, так как я чувствую, что что-то крепко впилось в мой левый локоть. Я резко поворачиваюсь и вижу гигантского питбуля, вцепившегося в меня зубами.

— А-а-а!

Я ору и начинаю дёргать рукой, но он никак не отстаёт. Ящик падает у меня из рук, я оступаюсь и чуть не падаю с крыши, но умудряюсь сместить центр тяжести и грохаюсь на бетон. Парни вцепляются в пса и пытаются оттянуть его от меня, но он всё никак не хочет отставать. Я бью питбуля кулаком в морду, и он скуля отпускает руку, но не отходит, настороженно рычит. Я начинаю вставать, и тут он валит меня обратно. Вот уже питбуль стоит надо мной и лает, его слюна падает мне на лицо. Фу, как мерзко!

— Парни, хватайте ящик и бегите! — кричу я. — А я выйду в реальность!

— Да хрена с два мы куда убежим, — отвечает Серёга.

Я поворачиваю голову: ребят обступили со всех сторон ещё с десяток таких псов. Ну отлично.

Кто бы ни создал этих ботов, они все смертны, это непреложный закон Хомы. Я медленно достаю из кармана нож и бью им собаку в бок. Брызгает бутафорская кровь: двумерная анимация разлетающихся розовых частиц. Животное скулит и падает, но умирать не собирается. Я встаю на ноги и подхожу к собаке, чтобы добить её, но она прыгает на меня и толкает с такой силой, что я отлетаю в сторону, попутно теряя нож.

Бот идёт на меня и угрожающе рычит. Что ж, ладно. Будем импровизировать. Я открываю инвентарь и выбираю скейтборд.

Пёс прыгает и разевает пасть, прямо на уровне моего лица. Я выставляю скейт впереди себя, и зубы смыкаются прямо на доске. Пёс приземляется на землю. Я наношу ему удары по морде один за другим. Он пятится назад и на какое-то время зависает на месте, после чего начинает нарезать круги, то рыча, то скуля.

Классно, бот залагал.

Я подбираю нож и наношу серию ударов по сломавшейся собаке. В лицо мне летит целый поток странных, совершенно неощутимых розовых частиц. Животное падает замертво, и я убираю в инвентарь скейтборд.

Стая всё так же рычит, обступив моих друзей. Как будто их создавали для запугивания, но не устранения людей.

Я с размаху вонзаю нож в одного из псов — тот падает. Где-то половина стаи переключает внимание на меня, в то время как остальные продолжают сторожить Лёню и Серёгу.

— Так, ребят, не стоит… тихо… тихо… у меня нож!

Они хором начинают рычать. Я медленно отхожу. И в голове рождается очень неприятный план. Не хотелось бы, но…

Я открываю инвентарь. Нет, ни один предмет не подходит. Тогда нажимаю на монетку сбоку. В поле ввода по умолчанию стоит «1» — столько и оставляю. Нажимаю ок — в руке появляется монета номиналом в один кредит. Делаю так раз десять — у меня уже горсть монет.

Попасть бы…

Несколькими меткими бросками я попадаю в головы другим, не обращающим на меня внимания псам. Теперь и они переключаются на меня.

— Это я спёр вашу коробку! — кричу я. — Ну, давайте! Пацаны, а вы — бегом!

Псы бросаются в мою сторону, я делаю ещё один шаг назад и, потеряв равновесие, падаю с крыши. Мозг, конечно же, воспринимает это падение как настоящее, и я испытываю что-то вроде слоумо: время замедляется, а лай и рычание собак тонут в оглушительном стуке моего собственного сердца. Кажется, что я падаю вечность. Вот и проверим, можно ли умереть от страха при падении в виртуальности. Или, как сказал, Марс… в общем, вы поняли.

Я хватаюсь за ступеньку пожарной лестницы. В реальности это ничем хорошим бы не кончилось, но в виртуальности, слава Богу, кости не ломаются и мышцы не рвутся. Я остаюсь висеть на ступеньке, в то время как мимо меня один за другим падают боты. Им это падение не пережить. Всё-таки туповатые они, эти псины. Я собираю силы в кулак, подтягиваюсь и поднимаюсь обратно на крышу: парни не стали ломиться за скриптом, а остановились и наблюдали за моим падением.

— Вадим! — обеспокоенно говорит Лёня. — Ты как?

— Нормально, как же ещё? Собаки наши, походу, всё.

Я бросаю взгляд туда, где зарезал бота — мало ли, он ожил, или новые уже подоспели. Нет, тишина. Даже тело питбуля уже успело исчезнуть. Смотрю вниз — стая лежит неподвижно.

— Ну точно, сдохли, — говорю я сквозь одышку. — Но хорошо, что всё обошлось. Погнали вниз.

Когда я уронил бомбу, она упала на землю — к счастью, мои опасения оказались напрасными, и ничего не случилось. Спустившись, я достаю из кармана свой магнитик и прикладываю к скрипту. Через секунду магнит издаёт характерный писк: скрипт скопировался мне в инвентарь.

— Нахрена тебе копия этой дряни? — спрашивает Серёга.

— Происходит странная фигня, — отвечаю я. — Надо быть готовым ко всему. И пригодиться может что угодно.

Алиса и Артур спокойно ждут нас и о чём-то разговаривают. Первой меня замечает Алиса.

— Вадим! Как успехи? — спрашивает она.

— На нас напала стая собак. Чуть не покромсали.

— Боже! — Алиса обнимает меня.

— Да ничего страшного. Это же виртуальность. Пришлось бы вам нас подождать, пока мы от своих точек респауна доехали бы.

— Собаки, говоришь? — задумчиво произносит Артур и забирает бомбу из моих рук. — Значит, эта штука остановила всех, кроме животных?

— Возможно, — отвечаю я. — Или всех неписей, кроме конкретно тех собак.

Артур ставит бомбу на асфальт и приподнимает динамитные шашки. От них к ящику тянутся провода.

— Интересно. По всей видимости…

Артур достаёт нож и перерезает их. В следующий миг город оживает.

— Получилось! — радостно выкрикивает Алиса.

— Как-то всё просто, — говорит Кристина. — Зачем в скрипте делать такую уязвимость?

Артур берёт в руки скрипт, и тот исчезает: значит, убрал его к себе в инвентарь.

— Не знаю. Поизучаю на досуге код. Вадим, спасибо. И твоим друзьям тоже спасибо. Вы оказали неоценимую помощь. Могу я связаться с вами, если что-то ещё всплывёт?

— Я… я не знаю даже. Думаю, что…

— Давай телефон, запишу тебе свой номер. Просто на всякий случай.

— Ну… ладно, — я даю учёному свой телефон. Он что-то пишет и отдаёт его мне обратно.

— Набери мне.

Я смотрю на свежесозданный контакт: «Артур Авдеев». Нажимаю на кнопку вызова. У Артура звонит телефон.

— Ага, запишу тебя. Ну всё. До скорых встреч, ребята.

— А как же Амальгама? — спрашиваю я.

— Думаю, сейчас мы её здесь не найдём. Я напишу, когда что-то выясню.

На этих словах Артур исчезает, а вместе с тем утихает и звонок. Ох, не нравится мне это всё. Сейчас совсем не до приключений. Мы только успели выдохнуть, как дерьмо стало валиться с новой силой, и в этот раз — непосредственно на наши головы.

С другой стороны, если Артур выяснит что-то полезное, это станет поводом обратиться в охрану. Уж они наверняка смогут что-то сделать… да?

Я поворачиваюсь к Алисе.

— Слушай, прости, не очень хорошо получилось…

— Нет, нет, — перебивает меня она. — Всё нормально, Вадим.

— Ну что, пойдём ещё потанцуем?

— Знаешь, — она на миг задумывается. — Мне надо домой.

Ну вот, ещё одну девчонку упустил.

— Давай ты и мой номер тоже запишешь, — она хитро улыбается.

Я невольно улыбаюсь в ответ.

Константин

— Вадим, кстати, в какой-то клуб пошёл, — я с аппетитом жую очередную тефтелину. Господи, как же вкусно. Готов есть эту Сонину стряпню вечно.

— Он хороший мальчик, не беспокойся за него, — отвечает Соня.

— Да по ушам надавать ему надо было. Жаль, не успел среагировать. Сбежал — только пятки сверкали. Вот вечно ты его выгораживаешь! Пацану шестнадцать лет. Какие, к едрене фене, клубы? Был нормальным, прилежным парнем, а теперь, видите ли, бунтарский дух в нём, блин, проснулся! Кто бы мог подумать!

— Я всегда думаю о благополучии нашей семьи, — отвечает Соня, не отлипая от телевизора.

— Да, я тоже, — ковыряю вилкой пюре.

— Я тоже тебя люблю, — невпопад отвечает Соня и улыбается.

По телевизору голограмма Геннадия Виолова, прекрасного актёра нашей молодости, кружит на коньках по льду телестудии. Играет чарующая музыка, и Геннадий, надо сказать, для своих пятидесяти шести лет очень неплохо держится. Но это повтор старой передачи, я помню, как мы с Соней смотрели этот выпуск. И помню, что размышлял примерно о том же: о былом кинематографе, о возрасте актёра… Сколько ему сейчас, получается?

Нисколько. Скорее всего, он погиб во время конца света. Сладкий самообман растворяется, и у меня начинает дёргаться глаз.

Я не дома. Я в виртуальной реальности.

Квартира эта, наверное, тоже сгорела. Как и Виолов.

Хроническая депрессия — так сказал психиатр. Ещё он говорил про какое-то обсессивно-компульсивное расстройство, но это всё чушь собачья. Навыдумывали болезней, чтобы деньги из людей тянуть. Никаких расстройств я не ощущаю и не ощущал, а вот депрессия — самое реальное, что есть в моей жизни в последнее время.

Я кладу вилку и нож. Осматриваю свою квартиру ещё раз. Ту, в которую я вложил кучу денег. Которую получил от завода, но ради благоустройства которой залез в кредиты. Ту, которой больше нет. Место и человек, которые были смыслом жизни наравне с карьерой, давно исчезли.

О карьере теперь тоже можно забыть.

И вот, я хожу по кругу снова и снова, предаваясь самообману, ведь только здесь мне становится легче.

Я опускаю голову и тяжело вздыхаю.

— И какой бунтарский дух, о чём я? Вот же осёл. Вадим ведь прав.

— Правда у каждого своя.

Я бросаю взгляд на бота, который так старательно изображает мою покойную жену. Меня поедает боль, прошлое впивается своими жуткими когтями в грудь и пронзает сердце, аж всё сдавливает внутри.

— Вадим сделал тебя очень точно, — говорю я. — Ты всегда была вот такой демократичной, не то, что я, категоричный кретин. Правда у каждого своя, да. Но истина — она одна. И Вадим прав. Я слишком цепляюсь за прошлое. Так и с ума сойти недалеко. Ты не моя жена. Лишь цифровое воспоминание. Пойду я… как там говорит Вадим? «В реальности потусуюсь»?

— Наш сын — тот ещё тусовщик.

— Н-да-а, — утвердительно протягиваю я. — Пока, Соня.

— Пока, Костя.

«Отключение».

Иллюзорный мир растворяется. Я снова в своей каюте. Вадим всё лежит в кресле, подключенный к виртуальной реальности, а в иллюминаторе всё ещё виднеется Земля. Ещё полгода назад полная жизни, но теперь ставшая одним бесконечным пепелищем. И сейчас я куда ближе к своему будущему дому, чем к прошлому.

Если у меня есть только прошлый дом и дом будущий, что же я имею сейчас?

Я подхожу к зеркалу и осматриваю себя. Из-за густой, нестриженой бороды создаётся впечатление, будто я бомж, ей-богу. Белый халат из стандартного комплекта уже недобро попахивает, в нескольких местах заметны пятна. Причёска… о ней даже говорить не буду.

Уж если я хочу выйти из этого состояния, надо преобразиться внешне. Что снаружи, как известно, то и внутри.

Из шкафа я достаю костюм, который успел прихватить из дома. Одно жалко: здесь нет утюга. От вида этой мятой рубашки у меня сердце кровью обливается. Я аккуратно складываю халат и убираю на полочку, а вместо него облачаюсь в рубашку, пиджак и брюки. Ладно, под пиджаком мятую рубашку не так уж и заметно.

Расчёски здесь, слава Богу, есть. Я укладываю волосы так, чтобы они спрятали еле проглядывающую плешь, и отправляюсь вперёд, навстречу новой жизни.

Первое время видеть всё это было несколько дискомфортно. Коридор кажется почти прямым, но взгляд замечает, что он слегка загибается. Будто ты вечно идёшь немного в горку, но физически этого не ощущаешь. Сейчас я уже привык.

Коридор, как всегда, практически пуст. Вот двое охранников стоят с электронными сигаретами и говорят о чём-то своём.

— Короче, у меня брательник десятку мотал. Я хрен знает, как их там с тюрячки эвакуировали, но он сейчас на десятой афре.

— Хренасе!

Я на всякий случай ускоряю шаг. Всё-таки люди они неприятные, и вот такие их разговоры очень показательны. Премиальный корабль или нет, но мы на нём лишь довесок, потому что оставалось много свободных кают. Настоящие премиальные пассажиры отделены от нас дверью с единственным на всём корабле биометрическим замком. И лучшие охранники все там да в техническом отсеке, а у нас сидит всякое отребье. Я более, чем уверен, что эти ребятишки, которым лет по двадцать пять от силы, и в полиции-то никогда не служили. Какие-нибудь ЧОПовцы, как максимум.

В столовой мне немного плохеет. Она вся белая, от пола и до потолка, и пахнет стерильностью. Это напоминает мне о больницах, а больницы в последний год вызывают у меня приступы тревожности. Обычно я спешно набираю еды в собственную пластиковую посуду и ухожу есть в каюту, но я же сегодня собрался новую жизнь начинать. Кажется, зря.

У меня спирает дыхание, будто из помещения воздух откачивают. Ну-ка, как там меня учил психотерапевт? Глубокий вдох, глубокий выдох, медленно и размеренно.

Я беру полную тарелку кашицы, которой нас кормят ежедневно, и сажусь за свободный столик. Слава Богу, мне немного легчает. Смотрю по сторонам. За одним столиком ужинает молодой парень, за другим — симпатичная женщина. На вид ей лет сорок максимум. Приятная такая дама, стройная и подтянутая. Тёмные волосы собраны в пучок, фигуру подчёркивает синее атласное платье… будто она на бал пришла, а не есть серую жижу в столовой постапокалиптического межпланетного ковчега. Люди сейчас ходят абы как — растрёпанные, в мятой одежде, и то, в основном, справить основные потребности. Потому что предпочитают жизнь в виртуальной реальности, потому что из пяти человек четверо потеряли близких. А ей как будто плевать. Это очень подкупает. Может, и я смогу так же?

Что ж, для новой жизни нужны и новые знакомства, верно? Я беру поднос и иду к её столику.

— Извините, у вас свободно? — я доброжелательно улыбаюсь, держась в метре от этой женщины со всей своей выправкой.

— Что вы? Конечно же нет. Мой кавалер отошёл к барной стойке взять нам бутылку игристого, — она хитро ухмыляется. — Присаживайтесь.

Я киваю и сажусь напротив. Замечаю умеренную косметику на её лице. Интересно: большинство женщин на корабле ходят либо вообще без неё, либо разукрашиваются так, что мама не горюй. Первых, конечно же, больше: им не до этого, да и многих конец света настолько застал врасплох, что им, очевидно, было в тот момент не до косметики. Эта дама косметикой пользуется, но явно старается экономить.

— Елизавета, — представляется она.

— Константин.

— Очень приятно. И часто вы вот так ходите знакомиться с женщинами по столовым? — она отправляет в рот ложку и делает глоток воды, будто демонстративно не глядя на меня.

— Хах! — я искренне смеюсь. — Я в этом деле новичок. Ну, почти. Промышлял подобным лет до двадцати, только не в столовых, ну вы понимаете. А вернулся к этому занятию только после… — я запинаюсь. — После антропоцида.

— Чего-чего? — Елизавета наконец смотрит на меня и слегка приподнимает бровь. Я заглядываю ей в глаза, и несмотря на то, как она держится, чувствую в них печаль. Кажется, есть у нас что-то общее. Хоть и не самое приятное.

— Антропоцид. Так мой сын называет конец света.

— А. Интересное название, научное такое. Ваш сын — учёный?

— Скорее просто мелкий умник. И выскочка.

— Весь в вас пошёл, да?

— В смысле?

— Ну вы весь статный такой, серьёзный, с умными глазами. В молодости тоже наверняка были умником и выскочкой.

На миг я теряюсь, потом смеюсь и киваю головой.

— Да, в чём-то вы правы. А потом вырос в карьериста. Дорос от простого инженера до главного инженера.

— О, ну это серьёзно по нынешним временам, — саркастически подмечает она.

— Да уж. А теперь-то я…

— Букашка, — заканчивает Елизавета за меня. — Как и все мы.

— Да-а уж, — протягиваю я. — Знаете, а я ведь приложил руку к работе над этим кораблём. Он разрабатывался как орбитальная станция. Но потом его спешно переделали, оснастили разгонным и тормозным блоками. И рабочее название у него было совсем не «Афродита».

— Какое же?

— «Эней». Это тоже из древнегреческой мифологии. Но когда станцию оснастили искусственным интеллектом «Афродита», название ей по традиции дали соответствующее.

Вдруг в памяти всплывает главный конструктор, который трудился над этим кораблём, Николай Бутримовский. Отличный специалист, да и вообще, мужик нормальный. Благодаря нему этот корабль такой, какой есть. Изначальное название, кстати, тоже он предложил. Насколько знаю, он увлекается древними Грецией и Римом, даже неплохо говорит и пишет на греческом.

Не видел его с самого конца света. Надеюсь, он его пережил.

— А вы кем работали до всего этого сумасшествия? — спрашиваю я.

— Школьным учителем. Так что если надо будет приструнить вашего выскочку — всегда обращайтесь. Сколько лет-то?

— Сорок пять.

— Взрослый же у вас сын, однако! А вы неплохо сохранились. Сделали подтяжку на зарплату главного инженера?

— А, вы про Вадима? — я смеюсь над собственной глупостью. — Нет, ему шестнадцать.

Елизавета внезапно замолкает и начинает как-то задумчиво ковырять еду ложкой. А я смотрю на её волосы и думаю: не потому ли она привлекла мой взгляд, что похожа на Соню? Да нет, ростом она чуть выше, кожа светлее, да и волосы не настолько тёмные. Она скорее шатенка, а Соня была жгучей брюнеткой. Может, нос немного похож. Они обе курносые, но всё равно по-разному.

Что-то не в ту степь меня понесло. Да курносых и людей с тёмными волосами пруд пруди, и что, мне каждую такую даму теперь избегать?

— Моему было пятнадцать, — тихо говорит Елизавета. Всё былое озорство её покинуло.

— Соболезную. Я тоже многих потерял. Мы все многих потеряли.

— Спасибо, Константин.

— Костя.

Она вновь поднимает на меня взгляд и слегка улыбается. В этот раз грустной улыбкой.

— Лиза. Так мы теперь на «ты»?

— Получается, что так.

Лиза выскребает ложкой остатки кашицы и полностью осушает стакан воды.

— А ты, Костя, фигуру блюдёшь?

— Что?

Лиза кивает на мою тарелку.

— Тарелка почти полная.

— Да что-то не лезет в меня этот деликатес. Так ты сейчас куда?

— Время позднее, — отвечает Лиза. — Хотя какое в космосе время, да? В общем, пойду-ка я посплю.

— О, позволь тебя проводить.

— Что, есть совсем не будешь?

Я залпом выпиваю стакан воды и отвечаю:

— Нет.

Я провожаю Лизу до её каюты. Наступает момент странной неловкости, мы перекидываемся короткими, не несущими особой смысловой нагрузки фразами. Но я вижу какое-то тепло в её взгляде, которого не было, когда мы только начали наше знакомство. И это тепло что-то во мне меняет. Сейчас я чувствую то, чего уже не чувствовал давно: контроль над своей жизнью.

Это я сейчас иду с ней по этому коридору, и делаю это по собственному выбору. Меня не тащат обстоятельства.

Вдруг я осознаю, что впервые за долгое время увлёкся женщиной. Хочется с ней сблизиться. И опять же, я контролирую эту ситуацию.

Ощущение, будто вернулся домой после долгой отлучки. Я слишком долго был гостем в собственной жизни.

— Ну вот и моя каюта, — Лиза останавливается у двери под номером сто восемнадцать.

— Ого, да мы почти соседи. У меня сто сорок вторая.

— Класс, — отвечает Лиза. — Ну ты заходи как-нибудь, Костя.

Лиза игриво, но всё равно как-то грустно улыбается и быстро скрывается в своём жилище.

Когда я возвращаюсь в каюту, Вадим всё ещё подключен к виртуальности. А я уже по привычке смотрю в иллюминатор на эту точку в бескрайнем вращающемся небе, некогда прекрасную, а теперь полную смерти, страданий и радиации. Мы уже больше недели в пути, и я привык смотреть туда, ещё с того момента, когда она была медленно удаляющимся голубым шаром. Я всё смотрел и грустил. А теперь я поймал себя на том, что улыбаюсь.

Прощай, Земля. Нам было хорошо вместе. Но теперь всё будет только лучше.

Неужели я так давно живу во лжи, в коконе из своих обид? Я потерял жену, но умудрился потерять и сына. Бросаю взгляд на Вадима — каждый раз, когда вижу его, испытываю смешанные чувства, даже сейчас. Я люблю своего сына, но никак не могу его простить.

Вадим открывает глаза.

— Папа? Ты чего на меня так уставился-то?

Я чувствую, как похолодел мой взгляд. Представляю эту картину: отключаешься от виртуальной реальности, а над тобой стоит твой отец и мрачно на тебя смотрит.

— Да нет, ничего. Просто задумался, — я сажусь в офисное кресло. — Как дела?

Вадим пересаживается за компьютер.

— Да ничего, вроде. Нормально погуляли. А у тебя?

— Тоже неплохо… погулял. По кораблю, — я медлю, но всё-таки решаюсь сказать. — Познакомился кое с кем.

Вадим таращит на меня глаза.

— Ч… что, прости? С женщиной?

— Вроде того.

— Так, пап, не пугай меня. В смысле, «вроде того»? Я о тебе чего-то не знаю?

— Так. Типун тебе на язык. С женщиной, с женщиной.

— Ух ты, круто! Поздравляю.

— Вадим, успокойся, мы просто пообщались.

— Ладно, ладно, как скажешь, — недолго помолчав, Вадим неожиданно выпаливает: — Кстати, а что ты знаешь про Амальгаму?

Тут уже приходит моя очередь делать удивлённый взгляд.

— Это тебе ещё зачем? Мне казалось, это ты у нас эксперт по Амальгаме.

— Как по искусственному интеллекту — да. А вот с точки зрения событий… Ну, типа, хочу пробелы восполнить. Как мы здесь оказались, все дела. Там было какое-то оружие судного дня, только вот что это?

— Да если бы я знал. Какая-то засекреченная разработка Штатов. Но говаривают, на верхах про неё было известно. А вот среди населения панику сеять не хотели. Нечто, способное разогреть ядро Земли. Что и произошло, собственно.

— Нда-а-а, — протягивает Вадим. — Зачем человечество так упорно создаёт то, что может его убить?

— Да известно, зачем. Эскалация. Постоянная эскалация. Водородные, кобальтовые бомбы — всё это было у всех, и ничто из этого не могло полностью уничтожить противника. В какой-то момент, видимо, кто-то решил, что угроза сыграть в камикадзе, прихватив с собой всю планету — хорошая идея. Крайний способ шантажа. И Амальгама каким-то образом до этого добра добралась.

В памяти вспыхивают новостные сводки. «Революционная разработка, искусственный коллективный разум человечества», «Международный институт искусственного интеллекта и робототехники ищет добровольцев», «Амальгама предсказала вероятное самоуничтожение человечества».

Вадим был очень увлечён темой искусственного интеллекта, и утащил всю семью в МИИР, записать наши сознания в базу данных Амальгамы, первого и последнего в истории коллективного разума.

— Амальгама работала в автономной сети института МИИР, — говорит Вадим. — Пап, мне кажется, кто-то помог ей утечь в Интернет и добраться до оружия.

— Да какая уже разница? Помню, было много споров. Многим правительствам не понравилась идея создания чего-то настолько могущественного. Россия выступила с заявлением, что это нарушение частной жизни. Даже японцы говорили что-то про опасность создания такого разума, а эти ребята разбираются в высоких технологиях. Надо было прислушаться.

— Да идея-то классная была, — отвечает Вадим. — Всезнающий мозг и всеведущее око с невероятной вычислительной мощностью. Она могла бы многим помочь человечеству. Но просчёта было ровно два. Первый: они хотели сделать не просто очередного болванчика на квантовом компьютере, а полноценную собирательную личность. Поэтому ей разработали очень сложный симулятор эмоций. Эмоции полумиллиарда человек со всего света в одной личности — ну такое себе. Всё бы сработало, если бы не второй просчёт. У Амальгамы была выставлена система приоритетов, когда она обращалась к той или иной личности. И ведь долгое время всё шло хорошо, она вбирала ото всех людей только самое лучшее. Но, видимо, на таких больших масштабах стали копиться ошибки, и система дала сбой. Как итог, нефиговый когнитивный диссонанс, и ей сорвало крышу. Первый в истории искусственный интеллект, который сошёл с ума.

Я глубоко вздыхаю.

— И вот, мы здесь. Ещё хорошо отделались. Пятьсот тысяч семьсот восемьдесят три выживших. Из пятнадцати миллиардов.

— Считай, три тысячных процента, — уточняет Вадим.

— Да, похоже на то, — я бросаю взгляд в иллюминатор, на белую точку. — Это чудо, что мы в них попали.

— Да уж, нам дан удивительный шанс. Не профукать бы его.

Не профукаем, Вадим. Я очень на это надеюсь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антропоцид предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я