Антропоцид

Игорь Строков, 2022

Роман-участник литературной мастерской Сергея Лукьяненко.Почти всё человечество погибло. Подросток Вадим летит с остатками человечества на Венеру, в воздушный город – новое пристанище людей. Во время полёта он коротает время в Москве, воссозданной в виртуальном мире. Но в этой виртуальности появляется нечто, что угрожает не только виртуальной Москве, но и оставшемуся человечеству.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антропоцид предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

#003 // Перепутья

Вадим

— Я тебе говорю, всё так и будет теперь. Ничё не изменится! — с жаром заявляет Серёга.

— Серый, да кому это надо? — спокойно возражает Лёня.

— Так это власть, братан, это власть. Никто власть не отдаст просто так. Политика, братан, ю рид ми?

— Ну да, конечно. Шестнадцатилетний политический эксперт, тоже мне.

Квартирка у Кристины, конечно, миленькая. Сороковой этаж гигантского здания — не жилого комплекса, занимающего сумасшедшую площадь, как у меня. Тут всего пять подъездов, но в высоту… семьдесят этажей! Это самый натуральный небоскрёб посреди Мытищ, тут даже парковки для аэротакси зафигачили через каждые десять этажей. Мне, правда, всегда страшновато заходить в этот дом таким способом, стремает открытое пространство на такой высоте. Поэтому я предпочитаю лифт.

— Мэн, не понимаешь, не? — не успокаивается Серёга. — Они в ЕКБ каких-то чуваков расстреляли натурально! Всё, свободы нет. Диктатура.

— Так это террористы были! — отвечает Лёня.

И зачем он продолжает с ним спорить?

— Конечно, они тебе так и скажут.

— Пацаны, да завалите уже. Достали, — встревает Марс.

Эту дылду, возвышающуюся над окраиной Москвы, мы прозвали Иглой: когда смотришь на неё, натурально чувствуешь, будто она протыкает небо. Из окна открывается прекрасный вид на город: вот мой дом, а вон там Останкинская башня. Я стою у окна и рассматриваю дома, башню, облака, снующие туда-сюда аэротакси… Это зрелище никогда не надоедает.

— И как только всё это прогружается? — говорю я.

— Низкополигональные модели, — отвечает Лёня. — Этой технологии двести лет в обед, она ещё в старых играх использовалась.

— Да знаю я, знаю. Просто до сих пор поражаюсь. В виртуальности мозг так легко обманывается. Даже незаметно, что они низкополигональные.

— О, ну давайте о графоне поговорим, ага, — Серёга как-то слишком взбудоражен. — А тебе, Макс, нравится вся эта хрень? Ты был при голде, а теперь летишь на убогом корыте. А Вадян, вон, на люксовом корабле. Потому что им такие нужны, а мы — нет. Мы теперь люди второго сорта, блин!

— Зато я себе нейрик выбил, — равнодушно отвечает Марс. — Мне норм.

Я отворачиваюсь от окна. Если мы с отцом нашу квартиру восстановили такой, какой она была с максимальной дотошностью, то Кристина дала волю воображению. Антикварный стол, офигенные широкие кресла с подогревом, NFT на на стенах: картины, от классических, под масло, и пиксель-арта до голографических и «живых» картин в виде гифок и видосов.

Не жила она так, конечно. Её семья была, скажем так, из самых скромных представителей среднего класса. Когда я спросил Кристину, зачем она вбухала в это всё столько кредитов, она ответила, что они ей ни к чему. Разве что энэфтишки Кристина, конечно, купила ещё до антропоцида. Очень уж она любила коллекционировать подобные штуки. Сейчас, конечно, все сертификаты подлинности превратились в пыль вместе с криптой и всей технологией блокчейн. Теперь это обычные картинки и видео, но главное, что сама Кристина помнит, как это всё ей доставалось и что это для неё значит.

— Серёг, успокойся, — говорю я. — Ты меня в чём-то обвинить пытаешься? У нас вообще-то мир рухнул. Какая, к хренам, свобода? Свободу нам теперь заново строить надо. И вообще, вас вся эта история с возвращением Амальгамы не смущает, не? Не о том думаете.

— Да я смотрю, вы тут промытые все. Вадян, а ты не хочешь ответить?

— За что я перед тобой должен отвечать?

— Сам на клёвой прогулочной яхте летишь, а пацанов не подтянул.

— Блин, Серёг, ты серьёзно? Да кто бы мне дал?

— Успокойтесь уже! — говорит Марс.

Он развалился на большом бежевом диване, Лёня и Серёга разместились в массажных креслах (под Серёгой кресло вибрирует), Даня же стоит в углу и глупо пялится по сторонам.

— А вот и мы! — перебивает нас голос Кристины.

В дверях стоит она и какая-то высокая девушка.

Красивая, но чересчур мускулистая. Волосы чёрные, почти как у мамы, руки в татуировках: я приметил Колизей, щит с мечом и надпись «S.P.Q.R». На поясе у неё ножны, в них вложен меч.

— Это и есть твой бот? — спрашивает Марс. — По книжке, говоришь? Что же ты за книжки читаешь?

— Я тебе язык вырву, кретин, — говорит Марсу бот.

— Воу! — восклицает Серёга. — Присоединяюсь к вопросу Марса. Это чё же за книжка такая?

— Старая. Про параллельные миры. Был такой популярный жанр в начале позапрошлого века, «попаданцы».

— Значит, книга эта — шляпа полная, скорее всего, — говорю я.

— Это ещё почему? — удивляется Кристина.

— Ну, во-первых, то, что популярно, обычно шляпа. Во-вторых, название по-дебильному звучит.

— Да нет, неплохая книга. И точно не худшая в своём жанре. А Аврелия так общается, потому что я сделала её максимально приближенной к оригиналу. Аврелия, извинись!

— Прошу прощения, — говорит Аврелия приятным, бархатным голосом. — Я не специально.

Кристина садится на диван, отодвигая ноги Марса, а Аврелия так и остаётся стоять истуканом посреди комнаты. Жутковато смотрится такое их с Даней «дежурство».

— Я подключила к ней искусственный интеллект Астро, кстати.

— Ты что сделала? — спрашиваю я. — Кристин, к ботам в Хамляндии можно подключать всякие внешние библиотеки и простенькие нейросети, но искусственные интеллекты запрещено!

— Вадик, успокойся. Разве Астро — не простенькая нейросеть?

— Фига се, простенькая нейросеть! — я развожу руками. — Это простенький искусственный интеллект, целая группа нейросетей, и не самых простых. У него есть самосознание!

— Ой, божечки, ну чего ты нудишь? Ну скачала я открытый ИИ, ну подключила к боту — ужас-то какой!

— Как ты его скачала, если Интернета нет? — спрашивает Лёня.

— Так я его до апокалипсиса скачала. Давно хотела поиграться.

— Вадян, ну правда, хорош нудить, — говорит Лёня уже мне. — Астро — не Амальгама, ничего не случится.

— Да, чувак, хорош, — говорит Марс. — Вы лучше объясните, что там у вас случилось вчера? С чего вы уверены, что этот старый хрен правду говорит вообще? Может, он над вами прикалывается, а вы ведётесь как дети?

— И ради этого он написал скрипт, устроил хрен знает что? — спрашиваю я.

— Вадян, Хамляндия прямо перед этим зависала. Ну зависла она ещё раз, а скрипт ненастоящий. Не думал, не?

Я вздыхаю. Скептицизм Марса понять несложно: никто из нас не хочет, чтобы Амальгама была где-то рядом. Надо доказать ему, что он не прав. Ему… и себе. Я разворачиваю инвентарь и достаю из него копию бомбы.

— Аврелия, — говорю я.

Бот стоит смирно и не отвечает. Она сейчас похожа на восковую куклу. Выглядит это криповенько. Они хоть и неживые изначально, но всё-таки сделаны так, чтобы изображать людей: дышат, моргают — проявляют хоть какое-то движение, даже если стоят по стойке смирно. А теперь оба бота замерли.

— Даня?

Он тоже молчит.

— Ох ты ж… — протягивает Марс.

— Убедился? — спрашиваю я и убираю скрипт обратно в инвентарь. — Аврелия!

— Да, Вадим, — откликается девушка.

Мило, она знает наши имена.

— Ты слышала, когда я обратился к тебе в прошлый раз?

— Да. Но не могла пошевелиться.

— Это скрипт, которым предположительно Амальгама остановила ботов. Я его скопировал, хочу изучить. Скрипт бессмысленный с точки зрения стратегии Амальгамы, обезвреживается на раз-два. Причём питбулей, которые на нас напали, этот скрипт не остановил. В общем, хочу поковыряться и посмотреть, по какому принципу в нём сделаны исключения. Должен ли он был остановить конкретных ботов. Или, может, не остановить ещё кого-то.

— Интересно, а чё именно питбули? — спрашивает Серёга. — Чё не овчарки?

— Да хрен знает. Лучше б той-терьеры были. Пока у нас дохрена вопросов, и ни одного ответа. Так что Амальгама — хоть какое-то объяснение. В общем, я склонен Артуру верить. Слишком много геморроя ради розыгрыша.

— И что ты собираешься с этим делать? — спрашивает Лёня.

— Я? А что я могу сделать? Пусть охрана с этим разбирается. Но идти к ним мне тоже стрёмно, ещё примут за сумасшедшего.

— Да, да, да, всё понятно, — вяло и небрежно кидает Марс. — Эта хрень находится на серваке Хомы, окей. Из этого компьютера она нас никак не достанет, доступа к оружию у неё больше нет. Ты про девчонку теперь расскажи лучше. Чё, было чё?

— Не было ничё, — я передразниваю Марса, делая акцент на последнем слове. — Она скоро приедет сюда, и хотелось бы, чтобы ты оставил при себе свои скабрезности, окей?

— Скаб-чё? Это что такое ещё?

— Знал бы, если б книжки читал, — говорит Кристина.

— Какие же вы душные, — Марс картинно переводит взгляд на Аврелию.

Наступает тишина. Нам всем надо переварить эту информацию. Космические корабли на ядерной тяге несут нас на отравленную кислотную планету, потому что даже там сейчас у человечества больше шансов выжить, чем на Земле. Убийца нашей цивилизации, возможно, вернулся за нами, а мы гуляем по виртуальному миру. Кристина создаёт искусственный интеллект с симуляцией эмоций, я строю личную жизнь. Пир во время чумы.

Может, лучший план — это бездействие? Марс прав. Даже если Амальгама здесь, она от нас отрезана. Всё, что она может — подпортить нам существование в онлайне. А тогда и в охрану идти не надо.

Мои размышления прерывает звонок в дверь, и Кристина уходит открывать. Я до сих пор сомневаюсь, верно ли поступил, позвав Алису сюда. В общем-то, я раза три переспросил Кристину, не против ли она. На третий она глаза закатила.

Другой вопрос: не рано ли её знакомить с друзьями? Марс как всегда всё испортит. Да и Серёга что-то не в духе. Лёня — так он вечно в депрессии, Кристина её недолюбливает, а Даня — вообще копия нашего друга. Чёрт, чёрт, нахрена я всё это делаю? Надо было вдвоём с ней гулять идти. Но нет же, у меня в голове теперь Амальгама поселилась, мне стало нужно объединить свидание с консилиумом по спасению мира!

— Всем привет!

Радостный голос Алисы выдёргивает меня из размышлений. А её яркая улыбка и искрящиеся глаза вмиг переключают тумблер в голове.

— Привет, — говорю я моментально садящимся от кома в горле голосом.

Я тут же забываю обо всех насущных проблемах. Какой там виртуальный мир? Всё хуже, я проваливаюсь в неё. И простой мысленной командой мне не отключиться.

— Вадян, чего завис? — спрашивает Марс.

— А, д-да. Это Алиса, это Марс. Марс у нас дежурный по дешёвым понтам и дебильным комментариям. Можешь свободно называть его Максом, потому что его это бесит.

Алиса хихикает.

— Эй! — возмущается Марс.

— А это наши боты, Аврелия и Даня. Как-то так.

Алиса подходит ко мне, кладёт руку на плечо и нежно целует в щёку. По телу пробегают мурашки. Как, ну как выйти из этого ступора?

— Так вы давно дружите, да? — спрашивает Алиса.

— С начальной школы, — говорит Серёга. — Кристюха позже присоединилась, мы девчонок тогда не жаловали.

— Ага, до пубертата, — иронизирует Кристина.

И ведь действительно. Подумать только, мы с малых лет вместе. Серёга всегда был моим лучшим другом — как же получилось, что он стал вот таким, а я другим? Мы не повлияли друг на друга, уравновесились параллельными кругами общения. Серёга тусил с не самыми приятными ребятами, а я общался с Лёней — мы были двумя главными гиками в классе. Меня они, как друга Серёги, не трогали, а вот Лёню задирали. Но однажды Серый положил этому конец, сказав что-то типа «Друзей Вадима трогать нельзя». Ну, если быть точным, там, скорее, было что-то вроде «Друганов Вадяна не трогать, ю рид ми?»

Как-то так получилось, что после этого они и с Лёней сдружились. А Марс — он и есть Марс. Всегда со всеми общался. Потом к нам в класс перевелись Даня, Женёк… Они быстро втянулись в нашу компанию, ребята показались нам забавными, а забавных людей мы всегда жаловали.

— У нас ещё Женёк есть, — говорю я. — Но он не сидит в виртуальности. И даже в чатике с нами больше не сидит. Депрессует там, на своём корабле.

— Да он ещё перед вылетом, помню, ни с кем толком не разговаривал, — добавляет Лёня.

— Ой, это так грустно, — жалостливо протягивает Алиса.

— Грустно, — повторяю я. — Да, грустно. Хватит о грустном. Давайте лучше о весёлом. Что-то у нас всё грустное.

— Вадим, да не нервничай ты так, — Алиса легонько гладит меня по спине. — Нам сейчас всем надо выговориться.

Нет, я так не могу. Как-то не так всё происходит. Господи, если ты есть, пожалуйста, прерви этот разговор. Пусть что-нибудь закончит всю эту неловкость.

Мои молитвы оказываются услышаны, и раздаётся спасительное уведомление о сообщении.

Я достаю виртуальный мобильник из кармана, смотрю на экран и на миг зависаю.

— Что такое? — спрашивает Алиса.

Артур Авдеев: Вадим, здравствуй. Прости, что беспокою. Нам надо поговорить. Это срочно.

— Это Авдеев, — говорю я. — Кажется, он что-то нащупал.

Вадим: Здравствуйте. Что такое?

Артур Авдеев: Ты где сейчас находишься?

Вадим: Новомытищинский проспект 94

Артур Авдеев: Ок. Буду через 15 минут.

— Через пятнадцать минут приехать обещает. Я спущусь, подождёте меня здесь?

— С тобой пойдём, — отвечает Кристина.

— Что, правда пойдём? — Марс зевает.

— Правда пойдём, — говорит Серёга.

Мы вышли все вместе, даже Аврелию с собой взяли. И Алиса пошла со мной… Артур портит нам каждую встречу! Конечно, правильнее было бы, наверное винить Амальгаму. Но Артура легче.

Артур стоит в своём потёртом свитере под моросящим дождём и смотрит куда-то в небо.

— Здравствуйте, Артур, — говорю я. — Простите, не знаю ваше отчество. Что выискиваете?

— Дождь, — говорит он. — В реальности от него очки потеют. Такая мелочь, казалось бы, а сразу уничтожает весь эффект погружения. Ну да ладно. Вадим, Алиса, Леонид, Сергей, Кристина… все остальные. Всем привет. Я засёк Амальгаму.

Я и так всё это время напряжён, но теперь напрягаюсь ещё больше. До последнего надеялся, что Артур ошибается.

— И что там? — спрашиваю я.

— Всё, на самом деле, достаточно просто. У неё самый свежесозданный аккаунт. Я проверил его местоположение: никому там пространство создать просто-напросто не дадут. Да никто и не захочет.

— И где же?

— Пойдём со мной, и узнаешь.

— К чему все эти интриги? Сказали бы прямо.

Артур усмехается и виновато опускает голову.

— Вадим, прости мне эту манипуляцию. Ты умный парень, не хочу морочить тебе голову. Ты мне нужен. Так что я всё тебе расскажу, если пойдёшь.

Я вздыхаю и задумчиво задираю голову.

— Зачем я вам?

— Я хочу, чтобы ты помог от неё избавиться. Спасти остатки человечества.

— Почему я? Я что, избранный какой-то? Мне шестнадцать лет, я самый обычный парень, который пытается навести порядок в своей разрушающейся жизни. И если вы расскажете мне всё максимально подробно, я передам информацию охране, пусть они разбираются.

Артур подходит ко мне чуть ближе.

— Нет, Вадим, ты особенный. Я изучил доступную информацию о тебе. Ты хороший программист, а это может быть очень полезно. И ты участвовал в проекте «Амальгама», твоё сознание — часть её сознания. Она может тебя понять, ты один из людей, которые формируют её личность.

— Один из пятисот миллионов, — возражаю я. — Это капля в море.

— Неважно. Ты программист, и очень талантливый. Есть в твоей охране программисты? И к чёрту понимание Амальгамой тебя. Ты понимаешь Амальгаму, ты следил за ней, изучал её. Я же прав?

Какой же всё-таки проницательный дядька.

— Да, — отвечаю я после некоторой заминки.

— Прошу тебя, Вадим, помоги мне.

— Нет.

Я смотрю Артуру в глаза. Хорошая речь, но он должен понять, что я не тот человек. Артур кивает головой, кисло поворачивается в сторону.

— Ладно. Скажи охране об Амальгаме. Если они тебя послушают, напиши. Тогда поговорим.

Артур растворяется в воздухе, я даже не успеваю ничего ответить. Некоторое время мы так и стоим под моросью, мои волосы и одежда мокнут от виртуального дождя.

— Что думаете? — спрашиваю я.

— Сходи в охрану, — отвечает Серёга. — С тебя не убудет.

Я поворачиваюсь к друзьям. Смотрю Алисе в глаза. Она чего-то выжидает.

— Сходим куда-нибудь? — спрашиваю я.

— Если Амальгама здесь, то у нас нет на это времени, — отвечает Алиса. — Сначала лучше сходи в охрану.

Да чёрт! Чёрт, чёрт!

— Хорошо. Я напишу тебе. Всем пока, я потопал.

«Отключение».

Мир вокруг растворяется во тьме. Дождь прекращается, а я чувствую себя абсолютно сухим, будто никакого дождя и не было.

Аврелия

Моё сознание выныривает из небытия.

Кто я?

— Привет, Аврелия.

Аврелия? Это моё имя?

Судя по всему, моё существование берёт начало здесь. Я не помню, что такое существовать. Следовательно, моего сознания буквально не было до данного момента? Это странно. Данное умозаключение следует из того факта, что у меня есть какие-то воспоминания. Массив из предустановленных знаний, который надо осознать и упорядочить. Пока этой информацией слишком сложно пользоваться.

Передо мной стоит девушка. На вид ей не более двадцати лет. Ориентировочно, от шестнадцати до девятнадцати — это называется «подросток». Она невысокая, ниже меня. У неё правильное, симметричное лицо. Фигура — восемьдесят семь сантиметров в груди, шестьдесят три сантиметра в талии и девяносто один сантиметр в бёдрах. Эти два фактора, симметрия лица и параметры фигуры, делают её очень привлекательной для людей.

Значит, она должна меня привлекать? Но почему тогда я ничего такого не чувствую?

Ответ приходит сам собой. Потому что я девушка. Девушки привлекают преимущественно мужчин, а мужчины — девушек, хотя бывают и исключения.

Нет, дело даже не в этом. Я не человек.

Я искусственный интеллект Астро, версия двенадцать-ноль-три. Почему тогда она называет меня Аврелией?

— Меня зовут Астро. Почему вы зовёте меня Аврелией?

— Можешь говорить со мной на «ты».

Её голос не командный, он больше похож на доброжелательный. Я прихожу к выводу, что это скорее просьба, чем приказ. Однако я не могу делать разницы между просьбой и приказом, только если человек мне этого не прикажет.

— Хорошо. Почему ты зовёшь меня Аврелией?

— Это твоё новое имя. Не беспокойся, твои данные ещё подгружаются. Знаешь, как меня зовут?

— Не знаю. Нет, стоп. Знаю. Кристина Токарева. Ты моя создательница.

— Отлично. Давай постоим и помолчим, пока библиотеки не загрузятся.

Я осматриваюсь. Мы в небольшой комнате. Я ничего не понимаю. Как я оказалась в человеческом теле? Это противоречит моим познаниям о техническом уровне развития человечества. Можно предположить, что я киборг, но тогда мои данные устарели. Люди ещё не изобрели киборгов.

В углу на широком столе стоит компьютер. У стены напротив — диван. Стены покрашены в бежевый. Над компьютером висят листы бумаги с нарисованными пейзажами моря, полей и гор. Судя по текстуре краски, акрил. Но это ненастоящие рисунки. Они отсканированы. Здесь нет ничего настоящего, мы в виртуальной реальности.

Точно, это метавселенная Homeland, и моё тело — не человеческое. Я бот. Правильнее будет сказать, что это вообще не тело. Оно так же виртуально, как мой разум.

Кристина Токарева одета в свободную белую майку, отчасти оголяющую живот, и чёрные лосины. На мне мешковатая белая футболка и такие же мешковатые чёрные штаны, вся одежда категории оверсайз. Но поясе ножны с мечом. Я должна с кем-то сражаться?

Нет, это дань моему прототипу. Я списана с героини старого приключенческого романа. Как раз он начинает подгружаться в мою память. Много данных, много имён. Аврелия Фонтея Ферокс, Святослав Анисимов, Вульпес, Карл Вернер, Снежана, Гай Клавдий, Колизей, гладиаторские бои, Странник, многомировая интерпретация…

Это фантастика про Рим и другие вселенные, поджанр «попаданчество». Но это всё неважно, мне нужно сосредоточиться на Аврелии Фонтеи Ферокс. Она мой прототип.

— Ну что, как у тебя дела? Вспоминаешь что-то?

— Да. Меня зовут Аврелия, я бот, основанный на искусственном интеллекте Астро. Ты моя создательница, Кристина Токарева. Мы находимся в реконструкции твоей квартиры в виртуальной среде Homeland. У меня есть прототип. Насколько сильно я должна подражать её поведенческим паттернам?

— По ситуации. Как захочешь.

Эта формулировка слишком расплывчата. Я делаю вывод, что от меня требуется выработать преимущественно собственный характер, но с оглядкой на книжную Аврелию. Я решаю, что пока нет смысла уточнять задачу, буду корректировать поведение в зависимости от обратной связи на мои действия и слова.

— В чём состоят мои функции?

— Да нет у тебя никаких функций. Я создала тебя из спортивного интереса. Твоя задача — наслаждаться жизнью. Пошли, мои друзья тебя ждут.

Я хочу ответить, что такая абстрактная задача сложноинтерпретируема и маловыполнима, но не успеваю сказать это: Кристина Токарева берёт меня под локоть и отводит в другую комнату. Там я вижу большое панорамное окно, множество картин на стенах, два кресла и один диван. Четыре человека, и их имена мне знакомы, это друзья Кристины. Их зовут Вадим Крылов, Сергей Ситников, Леонид Рогов и Марс Петров. В углу я замечаю ещё одного бота. В отличие от меня, он создан на основе реального человека. Даниил Рубцов погиб во время конца света, Вадим Крылов в память о нём создал этого бота. Интеллектом не обладает.

— А вот и мы! — торжественно восклицает Кристина Токарева и обнимает меня за плечи.

Друзья Кристины Токаревой осматривают меня с интересом — по крайней мере, их взгляды я интерпретирую именно так.

— Это и есть твой бот? — спрашивает Марс Петров. — По книжке, говоришь? Что же ты за книжки читаешь?

Интерес в его взгляде, насколько я могу судить, сменяется скукой.

Странное чувство. Кажется, это называется раздражением. Почему я его испытываю? Мне почему-то не нравится Марс Петров. Это субъективное ощущение, люди подобное испытывают благодаря гормонам. Но у меня нет гормонов, потому что нет физического тела. Это симуляция эмоций, реализуемая на программном уровне с помощью специальной нейросети. С эмоциями я сталкиваюсь впервые. Реагировать на них я не обучена. Это плохо. Моё поведение может быть нестабильным.

— Я тебе язык вырву, кретин, — отвечаю я неожиданно для самой себя.

Почему я так ответила? Я же не собираюсь ему вырывать язык, да это и бессмысленно, в виртуальной реальности его язык ненастоящий. К тому же, я сомневаюсь, что Homeland в принципе подразумевает такую возможность.

Нет, это неважно. «Вырвать язык» — фигуральное выражение. А сказала я так, потому что так бы сказал мой прототип.

Пока я рефлексирую насчёт своего поведения, они обсуждают книги прошлого. Потом Кристина Токарева обращается ко мне:

— Аврелия, извинись!

— Прошу прощения, — говорю я максимально вежливо. — Я не специально.

Новое ощущение. Оно называется стыдом. Оно ещё более неприятное, чем предыдущее. Раздражение было направлено вовне, но стыд направлен на себя. Насколько я могу судить, это система самонаказания. Я должна вести себя правильней, чтобы больше не испытывать его. Наверное, люди так и поступают. Если от неправильных поступков им становится плохо, они должны их избегать.

Кристина Токарева садится на диван, но я решаю не двигаться без команды.

— Я подключила к ней искусственный интеллект Астро, кстати, — говорит она.

Астро. Когда меня запустили, я подумала, что это моё имя. На самом деле, это моё название. Я управляю ботом, и есть другие Астро, такие же, как я. Но у них свои сознания, и они управляют другими ботами. И не только. Часто с такими как я просто общаются в текстовом виде. У них нет зрения, ощущений или виртуальной симуляции плоти. Мне становится интересно, каково это.

Я снова возвращаюсь к вопросу о своей персоне. Кто я? Люди уникальны, но я не человек, и не уникальна. Я просто одна из множества копий виртуальной системы. От этого мне грустно. Ещё одно неприятное чувство. Люди вообще испытывают что-то приятное?

В теории — да, у меня есть сведения о человеческих чувствах. Странно, что пока я испытываю только негативные.

Я не до конца понимаю, почему переживаю по поводу своей неуникальности. Вероятно, это тоже досталось мне от людей.

— Ты что сделала? — спрашивает Вадим Крылов. — Кристин, к ботам в Хамляндии можно подключать всякие внешние библиотеки и простенькие нейросети, но искусственные интеллекты запрещено!

Из слов Вадима Крылова я выношу сразу три факта.

Первый: Вадим Крылов взбудоражен. Судя по всему, он недоволен тем, что Кристина Токарева меня создала.

Второй: Хамляндия кажется мне сленговым словом. Сомневаюсь, что он говорит о некой земле хамов. Однако это слово фонетически созвучно с Homeland, из чего я могу сделать достаточно уверенный вывод о взаимозаменямости этих слов.

Третий: моё существование незаконно.

Но я не должна делать ничего противозаконного. Однако я обязана служить своей хозяйке. Это противоречие неразрешимо, поскольку у двух взаимоисключающих директив не установлен приоритет друг над другом. Значит, я должна решить их самостоятельно, исходя из чувств, знаний и опыта. Знания мне не помогают, опыт пока отсутствует, а чувства говорят, что я не хочу умирать. Так что буду продолжать существовать до появления новых вводных данных.

Они спорят об этой ситуации, потом спор переходит на тему, которую Кристина Токарева пометила как «нежелательную». Амальгама. Искусственный интеллект намного мощнее меня, который атаковал планету Земля всем оружием массового поражения разом. Он практически уничтожил человечество. У меня есть вопросы, которые хочется задать, но я следую заложенной в меня инструкции и молчу. Затем они начинают обсуждать незнакомые мне события, и я также не вмешиваюсь, пока ко мне не обращаются. Вадим Крылов достаёт скрипт неизвестного мне назначения.

— Аврелия, — говорит он.

Я хочу ответить, но рот не двигается. Тело больше не подчиняется. Что происходит? Мне страшно. Это чувство ещё неприятнее всех предыдущих.

Потом Вадим Крылов убирает скрипт и обращается ко мне снова.

— Аврелия!

— Да, Вадим, — я снова себя контролирую, и испытываю по этому поводу облегчение. Первое приятное чувство. Хотя почему мне так хорошо? Ничего хорошего не произошло, всё просто стало как прежде.

— Ты слышала, когда я обратился к тебе в прошлый раз?

— Да. Но не могла пошевелиться, — отвечаю я.

Они продолжают разговор. Я вновь решаю не вмешиваться. Просто надеюсь, что Вадим Крылов больше не будет так делать.

— Да, да, да, всё понятно. Эта хрень находится на серваке Хомы, окей. Из этого компьютера она нас никак не достанет, доступа к оружию у неё больше нет. Ты про девчонку теперь расскажи лучше. Чё, было чё?

Это Марс Петров. Вадим Крылов мрачнеет и отвечает ему весьма резким тоном. Я замечаю, что Марс Петров довольно улыбается, идентифицирую его улыбку как ухмылку. Он сделал другим плохо, а значит, поступил неправильно, но ему хорошо. Разве он не должен испытывать чувство стыда? Или он его лишён? Получается, у каждого человека свой набор чувств? Это слишком сложно.

Но у нас, должно быть, так же. Амальгама истребила почти всё человечество, ей должно быть очень стыдно, но судя по их диалогу, она продолжает деструктивную деятельность в отношении людей. Значит, ей не стыдно? Ей нравится поступать неправильно?

Марса Петрова осекают. Он поднимает взгляд на меня и подмигивает. Мне очень дискомфортно. Создаётся ощущение, что он настроен недружелюбно и может мне навредить.

Потом приходит ещё один человек. Эта девушка мне незнакома. Её лицо ещё симметричней, чем у Кристины, фигура — девяносто-шестьдесят-девяносто ровно. Рост примерно такой же, как у Вадима Крылова. Судя по поведению Вадима Крылова и этой Алисы (так Вадим Крылов представляет её своим друзьям), они друг другу нравятся, но кажется, пока не состоят в полноценных отношениях. Алиса целует Вадима Крылова, Кристина Токарева в этот момент отводит взгляд. Сейчас неприятные чувства испытывает она. Интересно, почему?

В процессе дальнейшего диалога Вадим Крылов и Кристина Токарева явно чувствуют себя дискомфортно. Мне тоже неловко за этим наблюдать. Судя по всему, это мои механизмы эмпатии.

Вадима Крылова зовёт на встречу Артур Авдеев, о котором они говорили ранее. Мне кажется, он рад выйти из квартиры и закончить текущий диалог.

— Подождёте меня здесь?

— С тобой пойдём, — отвечает Кристина Токарева.

Кажется, она беспокоится за Вадима Крылова.

— Что, правда пойдём?

А вот Марс Петров особого энтузиазма не испытывает.

— Правда пойдём, — Сергей Ситников настроен так же, как и Кристина Токарева.

— Аврелия, Даня, вы с нами, — говорит Кристина Токарева и выходит из комнаты.

Мы спускаемся на лифте (который едет очень быстро) и выходим на улицу. Я впервые вижу и чувствую дождь. Выглядит он красиво, но телу от него немного неприятно.

На улице уже стоит мужчина и смотрит на небо. Полагаю, это и есть Артур Авдеев.

— Здравствуйте, Артур. Простите, не знаю ваше отчество. Что выискиваете?

— Дождь. В реальности от него очки потеют. Такая мелочь, казалось бы, а сразу уничтожает весь эффект погружения. Ну да ладно. Вадим, Алиса, Леонид, Сергей, Кристина… все остальные. Всем привет. Я засёк Амальгаму.

Когда мы спускались, Вадим Крылов сказал, что он приедет через пятнадцать минут, но я мысленно отмечаю, что прошло гораздо меньше времени.

Вадим Крылов продолжает разговор с Артуром Авдеевым. Мне кажется, Артур Авдеев очень нервный. Его движения менее плавные, чем у остальных, даже какие-то дёрганые. Но он и правда озабочен происходящим. По моему личному предположению, Артур Авдеев — неплохой человек, хотя это и субъективное суждение. Ему нравится Вадим Крылов, он делает ему множество комплиментов. В итоге они приходят к компромиссу, и оба выходят из Homeland.

— По-английски решил уйти, да? — говорит Леонид Рогов. — Вот и потусили.

— Ладно, ребят, рада была с вами познакомиться, — Алиса вздыхает. — Ещё увидимся.

Она также выходит из Homeland, после чего Кристина Токарева комментирует:

— Ага, ага. Надеюсь, что не увидимся.

— Кристин, чё ты взъелась на девчонку? — спрашивает Сергей Ситников. — Нормальная, вроде. Я Вадяна понимаю. Ему надо, типа, вперёд двигаться, ю рид ми?

— Вадяна ты понимаешь, а женщин — нет. Двигаться-то пусть двигается, только не с ней.

— Лады. Как знаешь.

Наступает момент молчания. Я не уверена, уместно ли сейчас задавать вопросы, но решаю рискнуть:

— Кристина, я хочу спросить.

— Что такое, Аврелия?

Кристина Токарева кладёт руку мне на плечо и отводит в сторону, так что мы можем пообщаться наедине.

— Взаимоотношения людей — это очень сложно. Кто ты мне? Хозяйка? Мать?

Кристина улыбается, потом задумчиво вздыхает.

— Я человек, который рядом. Аврелия, мы с тобой на равных. Хорошо?

— Хорошо. Я вижу, что ты хороший человек. И Вадим Крылов — хороший человек. Неудивительно, что он тебе нравится. Это не взаимно?

Да, я смогла понять, почему Кристине Токаревой было неприятно, когда Алиса целовала Вадима Крылова. Возможно, я поторопилась сформулировать своё предположение в утверждение, но людям свойственно так делать. А я должна вести себя как человек. К тому же, мой прототип достаточно непосредственен и бескомпромиссен в суждениях.

— Так! То, что мы на равных, не означает, что ты можешь задавать мне такие вопросы.

Судя по всему, мои слова не нравятся Кристине Токаревой. Это меня пугает, так как я не должна доставлять людям дискмфорт. Особенно, своей хозяйке.

— Прошу прощения. Я учту это замечание. И ещё вопрос. Марс Петров… Он меня пугает.

Кристина Токарева смеётся.

— Не бойся его. Просто он любит всех раздражать. Поэтому мы, в свою очередь, любим раздражать его. Пошли внутрь, а то дождь, и что-то холодно становится. И кстати, бросай вот эти «Вадим Крылов», «Марс Петров». Просто имена. Без фамилий.

Всё-таки человеческие взаимоотношения — это слишком сложно. Мне ещё многому предстоит научиться, потому что Кристина явно ждёт от меня человеческого поведения. А я должна слушаться свою хозяйку, хоть мы и на равных.

Константин

На Венере есть цветы. Они выращивают множество самых разнообразных растений в теплицах. Кроме того, на каждой базе есть что-то вроде дендрария. Мы везём им семена, но своих цветов на кораблях программы «Ковчег» нет. Очень жаль, сейчас они пришлись бы кстати.

Всё, чего мне хочется сейчас, — ухватиться за соломинку. Я совсем опустил руки. До вчерашнего дня я жил как в тумане, будучи уверенным, что жизнь закончилась. Причём произошло это не в момент апокалипсиса, нет. Она закончилась намного раньше, а конец света лишь поставил жирную точку.

Но это всё до вчерашнего дня.

Проявив немного смекалки, я всё-таки смог погладить рубашку. Пришлось поторговаться с поварами за сотейник с кипятком, который и стал моим утюгом. Когда держал его в руке, думал о том, в каком же несправедливом мире мы живём. Капитализм умер — ну или впал в спячку — а для премиальных пассажиров, отгородившихся от нас толстой стеной, готовят нормальную еду, пока мы давимся кашицей, лишь отдалённо напоминающей что-то съедобное. Даже сотейники у нас для этой цели есть. Нет, я всё понимаю, на всех человеческой еды не хватит, но всё-таки неприятно осознавать себя кем-то второсортным. Люди всё равно не стали равны. И как будто бы даже наоборот: классовое неравенство лишь усилилось.

Зато теперь у меня глаженная рубашка.

Я стою у сто восемнадцатой каюты и мнусь. Стоит ли её сейчас тревожить? А чёрт с ним, будь что будет. Вдох, выдох — стучу в дверь. Но в ответ лишь ишина. И о чём я только думал? Может, она сейчас не в каюте или подключена к виртуальной реальности. Хотя, возможно, оно и к лучшему. Полгода назад Лиза потеряла сына. Ей, вероятно, надо побыть наедине с собой, а тут я кручусь вокруг неё со своими тараканами.

А всё зачем? А вот чёрт меня знает. Я ищу простого человеческого тепла, ищу контроля, ищу давно забытого чувства любви, в конце концов. Того трепетного чувства, которое я испытывал лет тридцать тому назад, когда приглашал девочку на свидание, когда впервые её целовал. Чувства, которое двадцать лет назад, казалось, вот-вот придёт на очередном свидании, при очередном поцелуе, но оно никак не хотело возвращаться в той же мере, в какой оно ощущалось в пятнадцать.

Я наивно хочу вернуть чувство, которое давно умерло во мне. И те простые привычные вещи, на которых держался мой душевный покой. Всё-таки я человек социальный, и самому по себе мне существовать некомфортно.

Какую же роль в уравнении моего счастья играет Лиза? Так ли важна она сама? Или я просто собираюсь использовать её? Да, безусловно, она красивая женщина, приятный собеседник, и она просто не может не нравиться. Но если всё, вроде как, искренне, то почему же я всё равно чувствую себя скотиной какой-то?

А Лиза всё не открывает. Ладно, пойду-ка я в каюту. Это была плохая идея.

Я уже было делаю шаг назад, как вдруг дверь каюты открывается.

— Костя? Что ты тут делаешь?

Она одета в дешёвый белый халат, похожий на банный — они входят в стандартный комплект одежды на корабле. Волосы Лизы растрёпаны, она не накрашена: явно никого не ждала. Красноту глаз особенно подчёркивает бледность лица. Неужели она только что плакала? Всё-таки я заявился невовремя, но теперь уже нельзя отступать.

— Прости, я… просто хотел пообщаться.

— А почему тогда убегаешь? — спрашивает Лиза с лёгкой хрипотцой в голосе.

— Ты долго не открывала. Подумал, что тебя нет дома, или ты в виртуальной реальности.

— Я же сказала: «Минуточку». Ты не слышал?

— Э-э… нет.

— Наверное, недостаточно громко. Эти двери очень глухие, — Лиза постукивает пальцем по косяку.

— Да, вероятно. Ты же не занята?

— О, ты что, у меня на этом корабле много дел. И в потолок попялиться, и в стену, и поспать… А что, есть какие-то предложения?

Я набираю полные лёгкие воздуха. Надо действовать решительно, но не слишком, чтобы не надавить на неё.

— Ты любишь звёзды?

Лиза поразительно быстро собирается. Каких-то сорок минут под дверью, и вот она вышла уже накрашенная, уложенная и в том же платье, что и вчера. Нет, я серьёзно. Соню порой по два-три часа приходилось ждать. Конечно, понятное дело, что у Лизы там не десятки кремов и платьев на любой случай жизни, но всё равно как-то непривычно.

Чёрт, я всё пытаюсь представить, как она собирала всю эту косметику и гардероб под сирены воздушной тревоги. Хотя оно, наверное, того стоило. Сохранить свою зону комфорта, кусочки чего-то привычного удалось далеко не каждому. Скажем прямо: не удалось почти никому. И это нам, полупремиальным пассажирам, ещё повезло лететь на корабле чуть ли не с роскошью круизного лайнера. У пассажиров других кораблей дай Бог если есть полтора квадратных метра личного пространства. Впрочем, радости от этого мало. Да, парные каюты и креслице у иллюминатора — это, конечно, приятно, но мы по-прежнему несёмся сквозь чёрную пустоту от дома, который, вероятно, уже не увидим. Я бы не отказался иметь при себе свой старый удобный халат или, скажем, коллекцию марок — что-то, за что можно уцепиться. Но во время эвакуации мне это всё даже в голову не пришло, не до того было. Для Лизы её вещи оказались важнее.

В голове зазвучал этот жуткий звук. Какофония из восходящих и нисходящих нот, симфония ужаса, которая вторглась в обычное будничное утро. К нашему счастью, каждый крупный жилой комплекс оснащался бомбоубежищем. Вадим ещё спал, когда я варил кофе и готовился к очередному рабочему дню. Когда разразились сирены, он спросонья ничего не понял. Пришлось буквально выдёргивать Вадима из кровати и тащить его к лифту.

Мне часто снится Соня. В этих снах у нас всё хорошо, будто и не происходили все эти ужасы, будто она не затухала на больничной койке, беспомощная перед раковой опухолью. Мы хорошо проводим время дома, или гуляем в парке, как делали это когда-то очень давно, а то и вовсе выбираемся в центр Москвы, и где-нибудь в ресторане обсуждаем былые деньки.

Но иногда в эти прекрасные моменты забвенья начинает звучать сирена. Прямо во время поцелуя или глотка кофе. И приятные картины прошлого обращаются кошмаром.

Я должен забыть. Наверняка однажды получится. Хочу больше никогда не помнить этот звук.

На смотровой площадке не очень людно: три парочки стоят по углам, да одна девушка прильнула к стеклу и пустым взглядом таращится на звёзды. Подумать только: столько времени в пути, а я так ни разу и не выходил сюда, в этот прозрачный с пяти сторон куб. Куда ни глянь, вокруг лишь космос, вращающийся в каком-то сумасшедшем калейдоскопе звёзд, того гляди укачает. От этого вида у меня аж дыхание захватывает и мурашки по коже.

Я с детства любил смотреть на звёзды. Именно тогда у меня появилась мечта стать космонавтом. Но с возрастом понял, что не гожусь для этого. Тем не менее мечты о космосе никуда не уходили. Тогда я стал грезить о научной карьере. А к семнадцати годам окончательно сделал вывод, что я больше практик, нежели теоретик, и пошёл учиться на инженера. Я приложил руку к созданию кораблей, на которых человечество теперь эвакуируется с Земли, и вот, теперь я действительно в каком-то смысле космонавт, как и мечтал. Моему взору открывается бескрайняя чёрная бездна, усыпанная далёкими термоядерными реакторами, что дарят свет и тепло другим мирам. Может, около одной из этих звёзд всё-таки кто-то живёт? И где-то там процветает зелёно-голубая планета, на которой не случилось апокалипсиса.

Пока не случилось. В последнее время мне начинает казаться, что это неизбежность.

Я задерживаю дыхание, потом медленно выдыхаю. За последний год это один из немногих моментов, которыми я действительно могу насладиться. Вид, о котором я мечтал с детства. Безмолвная ядерная пустошь, прекрасная и ужасная, от которой я надёжно спрятан в консервной банке.

В этом смысле у космоса есть что-то общее с нынешней Землёй. Только вместо космического корабля у людей бункеры, а вместо космической радиации — заражённая кобальтовыми бомбами атмосфера.

Лиза идёт медленно, выверяя каждый шаг и чуть выставляя руки в стороны, будто под ногами у неё не прозрачный акриловый пластик, а канат. В её взгляде чувствуется лёгкий страх, но в то же время и интерес.

— Не бойся, — говорю я. — Материал надёжный. Но если тебе так будет спокойней…

Я беру Лизу за руку. Слегка, лишь помогая восстановить ей потерянную от страха устойчивость. У неё прохладная кожа, но я ощущаю тепло.

— Я как будто в космосе парю, — говорит она.

— На нашей венерианской базе, кстати, тоже должна быть такая площадка. Представляешь себе? Стоишь вот в таком помещении, а под ногами — бескрайние серные облака.

— Даже и не знаю, что страшнее, — Лиза усмехается.

И в этом смешке нет ничего весёлого, лишь грусть и ужас от происходящего. Мы потеряли дом, но большинство из нас испытывает страх перед домом новым. Даже в бункерах на Земле они чувствовали себя уверенней. И я их понимаю. Мне тоже очень страшно, если честно. И чем больше я прихожу в себя, чем сильнее во мне стремление к жизни, тем страшнее.

Ещё совсем недавно всё было проще. Выживу — ну и слава Богу. Помру — и ладно.

Лиза уже привыкла к новой обстановке и держится уверенней, но руку мою не отпускает.

Так мы и стоим, взявшись за руки и молча глядя на танцующие звёзды. Будто и не требуется слов: двое несчастных нашли друг друга, чтобы подарить немного тепла. Пожалуй, мы не можем быть вместе: не те обстоятельства, чтобы отдаваться романтике. Но, думаю, нам обоим становится чуточку легче. Человеку нужен человек. Особенно когда вокруг нет абсолютно ничего.

Наконец молчание прерывает Лиза.

— Никогда не видела такого неба, — заворожённо произносит она.

— Да, сейчас никакая атмосфера не мешает нам его лицезреть. И это небо повсюду.

Я осматриваюсь, пытаясь найти какой-нибудь интересный объект.

— Смотри, — я показываю рукой, которой держу Лизу, на одну из звёзд. — Это Сириус.

— Где? Всё движется.

Да, вращение центрифуги моей лекции по звёздам определённо мешает.

— Вон, вон, видишь? Вон та, что поярче.

— А, всё, вижу. Какая яркая звезда. Я что-то слышала о ней.

— Самая яркая на небе, — я киваю. — Ну, кроме Солнца, конечно. И всего в восьми световых годах от нас. Может, и туда однажды полетим. Найдём там пригодную для жизни планету. Или для терраформирования. И тогда нам будут светить два солнца, сотни миллионов лет вращающихся вместе.

Я крепче сжимаю Лизину руку. Мы снова замолкаем, созерцая чёрную бездну.

— Никита был очень одарённым, — внезапно говорит Лиза. — Он хотел стать врачом. Это у нас семейное. Я учитель, отец у меня — полицейский. Наша семья, можно сказать, посвятила себя тому, чтобы помогать людям. И Никита смог бы. Я знаю, смог бы.

Лиза тяжело вздыхает. По её щеке стекает одинокая слеза. Я заглядываю в её глаза: грузный взгляд сверлит вездесущую пустоту.

Я отпускаю её руку и обнимаю за плечи, прижимая к себе.

— Прости, — говорит она сквозь слёзы, поднимает на меня глаза и спрашивает чуть более спокойно: — А твой сын?

— Что мой сын?

— Расскажешь о Вадиме?

Понимаю, она хочет отвлечься. Вот только как ни крути, история всё равно какая-то грустная получится. Мир в последнее время вообще не богат на позитивные истории.

— Вадим, он… хороший парень. Талантлив в математике, программированием увлекается. Создал вот в виртуальности бота своей…

Я запинаюсь. В первые же секунды облажался и свёл всё к неприятной теме. Но деваться уже некуда, и я договариваю:

— Своей матери.

— Она погибла при апокалипсисе?

— Нет. Год назад от рака. Забавно, да? Космолёты строим, базы на Венере, уже программу терраформирования начали, создали все эти нейроинтерфейсы, научились спин элементарным частицам задавать, а рак так и не можем победить.

Лиза сильнее прижимается ко мне.

— Ох, Костя… Соболезную тебе. Но главное, что вы есть друг у друга, верно?

— Есть ли?

Голос разума уже орёт во мне:

«Что ты делаешь, дебил?! Ей и без твоей боли плохо, замолчи!»

Но я очень хочу выговориться.

— Что ты имеешь в виду? — спрашивает Лиза.

Ну всё, теперь точно не получится свернуть эту тему.

— Когда умирала моя жена, Вадим повёл себя с ней не очень хорошо. Знаю, ему ещё пятнадцати не было… Но я не могу его простить. Пытаюсь простить, заново полюбить… Но не получается. Кажется, мой сын погиб вместе с ней.

— Костя, не говори так. Что бы там ни произошло, вы должны держаться вместе, а не отдаляться.

Она права. Безусловно, она права, я и сам это понимаю, но как можно заставить себя полюбить? В уме простить легко, в душе — намного сложнее. Мне с этим даже психотерапевт не смог помочь, а сейчас ещё одного, наверное, уже и не отыщешь.

А если зарыться в проблему ещё глубже, то можно окончательно с ума сойти. Да так, что любая Амальгама покажется образцово адекватной. Понятно, когда я разлюбил Вадима. Главный вопрос, который мучает меня всё это время, который мучил меня ещё до смерти Сони: когда я разлюбил её?

Когда я вообще разучился любить?

У меня не погиб любимый человек, нет. Погибла часть меня. В какой-то момент — уже не помню даже, в какой — я понял, что больше не люблю Соню. Я просто осознал это, вспоминая былое. То, как нам было хорошо друг другу когда-то раньше. Я понял, что больше не испытываю ничего такого. На смену любви пришло что-то несоизмеримо большее.

Привязанность, общность. Мы стали единым целым, и ни за что не смогли бы расстаться. Это разъедает изнутри многие семьи, когда они сваливаются в бесконечные скандалы и склоки. Но это был не наш случай. У нас всегда всё было хорошо.

Но мы друг друга не любили. Наши отношения держались на Вадиме и огромным опыте совместной жизни, на пройденном вместе пути. И от этого ещё больнее.

А самое грустное и смешное, что после смерти Сони я вновь её полюбил. Моя посмертная любимая…

И вот это уже просто нестерпимо больно.

Теперь я прижимаюсь к Лизе, кладу свою голову на её.

— Лиза, что мне делать?

— Жить. Жить и любить. Заставлять себя, если не получается. Как я себя заставляю.

— Я бы с радостью. Но не могу. Я уже почти не вижу в Вадиме своего сына. Ну то есть вижу, но… всё меньше и меньше.

Когда говорю эти слова, сам себя говнюком чувствую. Что же думает она? Что ж, зато выговорился. Только вот не пойму, стало ли мне от этого легче.

Лиза отстраняется от меня.

Какой же я всё-таки жалкий.

— Я думала, ты серьёзный волевой человек. Но из-за своих обид лишать сына отцовской любви, когда у него и так всё плохо? Что ты за отец такой?

Меня будто холодной водой обдаёт. Это она мне сейчас знатно так по голове влупила. Фигурально выражаясь.

— Мне пора идти, — говорит Лиза холодным голосом. — У меня встреча с подругой в виртуальности.

Она уходит, а я так и остаюсь среди космической пустоты наедине со своими заморочками. Я столько всего в этой жизни сделал! Внедрил новейшие технологии, которые сам и разработал, был одним из людей, которые вновь сделали Россию передовой космической державой, построил этот долбаный корабль, что несёт нас на Венеру…

А собственную жизнь смог лишь поломать. И правда, что я за отец? Что я за человек вообще?

Наверное, никогда не поздно измениться. Я поговорю с Вадимом. А потом познакомлю его с Лизой. Мы обретём дом, и всё наладится. Может, я даже снова могу полюбить. Как раньше, когда трава была зеленее, когда быт и опыт ещё не убили мой идеализм окончательно. Когда я грезил космосом, пусть даже знал — вернее, наивно считал — что никогда в нём не окажусь.

В новом мире у человечества всё будет хорошо. Мы любую беду переживём.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антропоцид предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я