Эта книга рассказывает о том, что у всех людей есть много общего, даже если мы разные. Мы все созданы одним Богом, и это нас объединяет. Автор говорит о том, что каждый из нас задаётся вопросами о том, кто мы такие и какое у нас место в мире. Понимание того, что мы все связаны, помогает нам лучше понять себя. Книга предлагает подумать о том, как мы можем быть уникальными, но при этом оставаться частью большой семьи человечества.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Кто я на самом деле?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1: Образы сироты в Библии
Ключевые вопросы:
• Почему идея о Боге как Отце настолько важна?
• Почему идея об Иисусе как о Сыне неотъемлемо значима?
• Что говорит Библия о том, что мы — Его дети, а также — сироты, которые нуждаются в Отце, и почему?
Одна из причин, по которой Библия является такой гениальной книгой на все времена, заключается в том, как мастерски Бог руководил процессом ее написания, так что невозможно полностью и до конца постичь все ее глубины. Но в то же время, размышляя о значении Библии в богословии, психологии, антропологии и социологии, я вижу гениальность ее доступности для понимания всеми. Основной же принцип общения — это истории, аналогии и словесные картины. Изначально в человеческой истории информация передавалась устно, и такой метод коммуникации и передачи ценностей сохраняется во многих культурах по сей день. Из-за этой присущей этим людям черты, у них выработался особый способ восприятия историй, возможно, более внимательный, чем у представителей письменных культур.. Если лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, то в Библии столько материала для усвоения, сколько человечеству потребуется согласно замыслу Бога. Тем не менее, эти образы просты и понятны для всех, по крайней мере, как предупреждает нас Иисус, для тех, кто «имеет уши, чтобы слышать» (ср. Мф. 11:15), то есть тех, кто достаточно голоден, чтобы его можно было научить.
Второй момент, о котором стоит упомянуть, — это необходимость
определения надлежащей отправной точки для нашего взгляда на то, Кто такой Бог. Отправной точкой должно быть Священное Писание. Наше представление о Боге должно основываться на том, что Бог открывает нам о Себе, особенно через Христа. Выбрать другую отправную точку, такую как человеческая логика, значит отвергнуть тот факт, что разум, которым мы все обладаем и с которым ежедневно сражаемся — ущербный и падший. Почему-то формирование представления о Боге, как это делали греки, на основании логических выводов, имеет для нас определенную привлекательность. Однако такой подход не должен занимать место Истины. Не стоит отрицать ценность логики, но нужно поставить ее на службу Истины Божьего откровения.
Если мы принимаем Библию как главный критерий и ориентир нашей дискуссии, тогда нам придется признать, что Писание открывает нам Бога, Который желает, чтобы Его познавали в первую очередь как Отца. Более того, Сам Иисус относился к Богу исключительно как к Отцу. Так же и ранняя Церковь использовала исключительно семейные термины для описания учения о Троице. Не следует ли и нам принять данную модель?
ОТЕЦ И СИРОТА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Одним из аспектов, который делал Иисуса радикальным, была его смелость, казавшаяся для многих дерзостью в использовании обращения Абба по отношению к Богу (на нашем языке эквивалентом будет «Папа») — самый по-семейному личный термин относительно отца на арамейском языке. Интересно, что даже использование термина «Отец» по отношению к Богу был уникальным для иудаизма Ветхого Завета (Втор. 32:6) по сравнению с другими мировыми религиями. Данное обращение к Богу, однако, сначала было скорее метафорой. Для Иисуса же, а позже и в христианстве в целом, данное понятие обретает гораздо более буквальное и глубокое значение.7 Термин «отец» впервые используется в Библии в Бытие 2:24: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Значение этого стиха для наших целей состоит в том, что с точки зрения так называемой «герменевтики Иисуса»8 здесь содержится не только прекрасное и вечное учение о природе семейной жизни, но и предзнаменование о Самом Иисусе. Адам, будучи первым человеком, не мог оставить своего отца, но он был послан Богом — подразумеваемым Отцом — чтобы основать новый дом. В Новом Завете исполнение этого первоначального образа находится во Христе: Извечный Сын, последний Адам (1 Кор. 15:45), послан Отцом для обручения с Невестой, Телом Христовым (Еф. 5:25). — 32). Павел специально цитирует этот стих из Бытия в Послании к Ефесянам, чтобы провести связь между человеческой и небесной моделью отношений: «Эта тайна велика; но я говорю о Христе и церкви» (Еф. 5:32). Христос — это «муж», который «прилепился к жене своей». Кто же такие отец и мать, которых оставляет муж, как не Отец и Святой Дух?9 И в каком смысле Иисус оставил их, как не посредством воплощения (Флп. 2:5—8)?
СИРОТА В «ДО-ТРИНИТАРНОМ» КОНТЕКСТЕ
В Ветхом Завете содержится удивительное пророческое предзнаменование темы, которую мы сейчас обсуждаем: это многократные увещевания заботиться о сироте, вдове и пришельце. Это не просто закладывает основу Божьих ценностей социальной справедливости, какими бы важными они ни были. Повеление заботиться об этих трех категориях людей среди малоимущего населения коренится в Божьем характере и Его отношении к Своим детям. Израилю было дано повеление проявлять заботу об этих слабых людях как в качестве Божьей опеки над ними, так и в качестве напоминания о заботе и любви Бога к самому Израилю. Не говорит ли Бог Моисею объявить фараону: «Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой…» (Исх. 4:22)?
Эти категории сами по себе очень поучительны и применимы к Церкви (то есть и к нам с вами) сегодня не меньше, чем к древним израильтянам.
• Дети-сироты10 потеряли своих земных отцов. Народ Божий (Израиль, затем Церковь) должен стать суррогатными родителями для заботы о духовных сиротах. В этой функции они как Тело представляют Бога-Отца.
• Вдовы потеряли своих земных мужей. Народ Божий должен стать их суррогатными мужьями, представляющими Иисуса, Жениха Церкви.
• Пришельцы потеряли свой дом, сообщество и в принципе оторваны от отношений. Народ Божий должен стать суррогатной семьей, представляющей Святого Духа, Который, вместе с Отцом и Сыном, является инициатором и творцом восстановленного сообщества.
Рассматривая эти параллели, мы можем увидеть, насколько важно осознавать наше отчуждение от Бога и как Сам Бог восстанавливает эти отношения в трех областях согласно Своему тринитарному онтологическому союзу.11
• Прежде всего, мы отдаляемся от Бога12 в качестве Отца, и восстановление этих отношений критически важно, хотя наши отношения необходимо возобновить с Троицей в целом.
• Во-вторых, это примирение достигается тем, что Бог посылает Своего Сына в роли «рыцаря в сияющих доспехах», чтобы вернуть Свою Невесту, которая без Него безнадежно потеряна.
• С этой целью Дух милостиво способствует восстановлению отношений с семьей Бога, призывая все человечество вернуться домой Своим тихим, но настойчивым внутренним голосом.
Чтобы завершить наше обсуждение, достаточно еще одного примера из Ветхого Завета. Одна из самых впечатляющих историй во всей Библии — это история о том, как Бог просил Авраама принести в жертву своего собственного сына Исаака. Эта история обладает таким эмоциональным эффектом отчасти потому, что поднимает фундаментальные вопросы о том, Кто такой Бог и какими должны быть наши отношения с таким Богом. Здесь поднимаются вопросы о вере в контексте отцовства, сыновства и семьи. Несмотря на все мудрые размышления и комментарии еврейских исследователей об этой истории, с точки зрения веры в Иисуса Христа нельзя полностью понять ее значение без учёта Его собственной истории. В истории Христа мы видим, что Бог действительно предусмотрел жертву. Мы видим любовь Отца к нам. Мы видим невероятную любовь Иисуса к Своему Отцу в том, что Он добровольно страдал и за нас. Мы видим разрешение противоречий между святостью и милосердием, между любовью и законом, между Богом-Отцом и Богом-Судьей. Отцовское отношение Бога к Иисусу и ко всему человечеству превосходит все другие ценности, но не уничтожает их. Бог свят и справедлив, но прежде всего Он — наш Отец. «Бог [Отец наш] усмотрит» (Быт. 22:8).
ИИСУС КАК СЫН И КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТЦА
Иисус является совершенным и достаточным представителем Отца, но истинная природа Его проявления сводится не только к нашей защите от Божьего гнева, как предполагают некоторые. Иисус и Отец находятся в полном единстве, действуя как единое целое (Ин. 10:30). Иисус открывает нам сердце Отца, давая Своим ученикам обещание в конце Своей земной жизни: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:18—19).
Но придет Он к ним (нам) на самом деле как Святой Дух, как Он это объяснил в предыдущем стихе:
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (ст. 16—17).
Иисус и Святой Дух действуют вместе от имени Отца, чтобы привести нас в тайное единение со Своей семьей.
«В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (ст. 20). Иисус описывает процесс духовного усыновления.
ПАВЕЛ
Павел много раз говорит о контрасте между сыном и рабом. Этот словесный образ лучше всего подходит для культуры того времени, но не потому, что тогда не было безотцовщины. Один исследователь оценивает количество детей в возрасте 14—15 лет, оставшихся без отца в древнеримском мире, в 40—45%.13 Говорить о рабах было более уместно в контексте того, что хочет сказать Павел, а также более применимо для всех. Вот что пишет Павел в Послании к Галатам:
«Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!“ Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:1—7).
Несколько кратких моментов:
•Противопоставление между рабом и сыном на руку Павлу как минимум по двум причинам:
— Во-первых, оба воспитываются в одном доме, однако их статус настолько различается, что один никогда не унаследует ничего, тогда как другой станет наследником всего.
— Во-вторых, Павел противопоставляет неволю раба нашему рабству под законом. Таким образом, в обоих случаях мы, подобно рабу, «отрезаны» от наследственных благ. Это отчуждение также является формой сиротства.
• В чем, однако, разница между контрастом раб/сын и контрастом сирота/сын? Лишь то, что раб — это одна из разновидностей сироты. Не все сироты являются рабами, но все дети рабов становятся сиротами.
— И раб, и сирота — это дети (в примерах Павла), отрезанные от своих родителей.
— Оба приняты в Божью семью через то, что совершает «старший брат» Иисус ради них.
— Оба становятся сыновьями.
— Оба могут называть отца Абба.
— Оба получают полное наследство.
Еще один отрывок, в котором Павел обсуждает противопоставление раба сыну — в Послании к Римлянам:
«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!“ Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:14—16).
Здесь применим тот же контекст и те же принципы, что и в Послании к Галатам, но новыми элементами являются работа Духа и эмоционально-отношенческие компоненты:
• Сыновья имеют доступ к водительству Духа и могут различать (т. е. интуитивно определять) Его водительство.
• Рабы-сироты порабощены страхом. Принадлежность, подразумеваемая усыновлением, стирает основание для страха. Теперь у нас есть защитник.
• Есть внутренний свидетель (то есть чувство — «свидетельствует духу нашему»), что выходит за рамки формального юридического договора и подтверждает, что усыновление — это реальность.
• Приемные сыновья не просто получают разрешение называть господина Отцом. Они не просто получают привилегию называть его папой. В них восстанавливается сама суть привязанности, которая настолько сильна, что заставляет их восклицать «Папа!»
Павел, однако, один раз использует термин сирота — в отношении самого себя! В первом своем Послании к Фессалоникийцам (см. перевод РБО «Радостная весть») он называет себя и отцом, и матерью, и сиротой:
1. Павел дважды говорит о Боге-Отце. Затем он описывает фессалоникийцев как «возлюбленных» и «избранных» Им, подразумевая их усыновление (1:4).
2. Затем он говорит о себе как о матери — «…И как мать лелеет младенцев у груди, так и мы души в вас не чаяли…» (2:7,8).
3. Затем он говорит о себе как об отце: «Как вы знаете, мы обращались с каждым из вас, как отец обращается со своими детьми…» (2:11).
4. Затем он говорит, что «мы словно осиротели, когда оказались на время оторваны14 от вас» (2:17). Ирония в том, что Павел мог бы сказать: «Вы осиротели из-за того, что я разлучился с вами как ваш отец в вере». Как отмечает один комментатор, Павел стремится идентифицировать себя с ними. «В высшей степени эмоциональный язык, который он использует здесь — о „разлуке“ с ними и о „горячем желании“ увидеть их снова „лицом к лицу“ — хорошо отражает одиночество, переживаемое настоящими сиротами, и искреннее желание воссоединиться с их умершим или отсутствующим родителем».15
В Новом Завете есть несколько других, обычно косвенных, упоминаний о сиротах. Наиболее известным из которых является наставление Иакова заботиться о сиротах и вдовах в их скорбях (Иак. 1:27), эта ценность переносится из Ветхого Завета в эпоху Церкви. Несмотря на то, что данное указание следует понимать буквально, очевидна необходимость в том, чтобы последователи Христа заботились о тех, кто духовно тем или иным образом осиротел.
В несколько раз чаще Павел использует близкий термин «усыновление»:
• «…Но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего…» (Рим. 8:23). Здесь Павел использует этот термин, чтобы указать на нашу конечную цель и наследие в конце времен.
• «…То есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования…» (Рим. 9:4). Точно так же, как Бог принял Израиль как Свое дитя, это благословение теперь предлагается всему человечеству во Христе.
• «…Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей…» (Еф. 1:5)
Стоит отметить, что в этих отрывках Павел использует термин, передающий идею «семьи»16. Эта форма множественного числа встречается не менее 69 раз в его 13-ти Посланиях. Это слово римляне, как и сам Павел, понимали не в значении мужского пола («братья»), а как «собратья» или «сородичи». Отсюда важность усыновления в семью Божью.
БЛУДНЫЙ СЫН
В рассказе о блудном сыне (Лк. 15) мы видим иную картину — образ непутевого сына, который тоже своего рода сирота, так как он отрезан от отношений. Заметьте:
• Сын никогда не переставал быть сыном. С точки зрения Отца, он всегда оставался сыном. Его никогда не отрезали от отношений. Отец был готов принять его обратно.
• Только с точки зрения сына, он перестал быть сыном. Ему пришлось пройти через период разлуки, прежде чем он смог « [прийти] в себя» и понять, что он жил как сирота. В то время как у него на самом деле есть отец, к которому он мог вернуться в любое время.
• Будучи сыном, он получил наследство. Единственной проблемой была его неспособность распорядиться им с умом — прямое следствие его независимого духа.
• Давая ему наследство, отец желал лишь благословить сына. Хотя наверняка знал или, по крайней мере, подозревал, что из этого выйдет только дурное. Здесь мы видим невероятную мудрость небесного Отца в том, что Он никогда не пытается контролировать нас в нашем стремлении к свободе. Он знает, как лучше для нас, но Он также знает, что мы сами должны прийти к осознанию этого.
• Старший сын тоже вел себя как сирота, будучи отрезанным от близости с отцом, даже живя под одной крышей. Обратите внимание на признаки сиротского духа:
— Он «осердился и не хотел войти» на праздник (ст. 28), демонстрируя обиду и отказываясь от общения.
— Он говорит отцу: «Я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чем тебя не ослушался» (ст. 29, РБО Радостная весть), что отражает менталитет жертвы и самооправдание.
— Он говорит, что отец никогда не дал ему даже козленка, чтобы отпраздновать с друзьями (ст. 29), что говорит о чувстве отверженности и нищенском менталитете.
— Он называет своего брата «этот сын твой», создавая дистанцию в отношениях.
— Он противопоставляет свою добродетель («никогда тебя не ослушался», ст. 29) порочности своего брата («расточивший имение свое с блудницами», ст. 30), что отражает самодовольство.
— Он противопоставляет скупость своего отца по отношению к нему (даже козленка не дал — нечто относительно дешевое, ст. 29) с его щедростью по отношению к брату («заколол для него откормленного теленка» — нечто относительно дорогое, ст. 30), что демонстрирует осуждение отца/Бога.
Относительно данной притчи следует заметить еще один момент. Образ блудного сына является важным противовесом образу сироты, помогая разрешить кажущееся противоречие:
1. Дети-сироты становятся детьми своих новых отцов. Это хорошо описывает то, что происходит, когда мы отказываемся от своей независимости и принимаем дар спасения (то есть усыновление) через Христа.
2. Блудные дети всегда были сыновьями. Бог есть наш Отец, признаем мы Его таковым или нет, о чем свидетельствует не только эта притча, но и несколько других стихов:
• «По этой причине я преклоняю колени перед Отцом, от Кого каждая семья на земле и на небе получила своё имя» (Еф. 3:14, Совр. перевод).
• «Кроме того, у всех нас были отцы по плоти, которые наказывали нас, и мы относились к ним с уважением. Разве мы не должны проявить ещё большее послушание нашему духовному Отцу?» (Евр. 12:9, Совр. перевод).
• «Подумайте, какую великую любовь Отец наш проявил к нам, позволив нам называться детьми Божьими! И мы на самом деле таковы. Потому мир и не признаёт нас, что не признаёт Его» (1 Ин. 3:1, Совр. перевод). Наш Отец излил на нас Свою любовь, чтобы принять нас в Свою семью как усыновленных детей.
Вывод: мы сироты не по Божьему выбору или отвержению, но из-за собственного сопротивления призыву «вернуться домой». Мы сами отчуждаем себя. Бог не отстраняется от нас. Но «все мы блуждали, как овцы» (Ис. 53:6). Говорим ли мы об отчуждении, незнании Бога или о «мятежничестве», все это является продуктом плоти, которая сбила нас с пути.
Обратите внимание на другие факты:
• Еще один термин, часто употребляемый в Библии — дети Божьи. Например: «Подумайте, какую великую любовь Отец наш проявил к нам, позволив нам называться детьми Божьими! И мы на самом деле таковы. Потому мир и не признаёт нас, что не признаёт Его. Друзья мои дорогие! Сейчас мы дети Божьи…» (1 Ин. 3:1—2).
• Мы рождены от Бога, Духа и/или рождены свыше. Например: «Благословен да будет Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа. В великой Своей милости Он даровал нам второе рождение, чтобы мы обрели живую надежду с воскресением Иисуса Христа из мертвых…» (1 Пет. 1:3).
• Иисус почти всегда называл Бога Своим Отцом и распространял это отношение на людей.
• Термин «отец» используется в Новом Завете около 400 раз, почти все из которых относятся к Богу как к Отцу.
• Не только каждый автор, но и каждая книга Нового Завета называет Бога Отцом.
• Бог — не просто Творец; даже Его природа Творца вытекает из Его первичной природы Вечного Отца.
• Извечно Бог есть Отец, а Иисус — Сын. Троица задает образец взаимоотношений — единство в разнообразии.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Надеюсь, у нас получилось установить тот факт, что, когда Библия говорит о желании Бога иметь отношения с нами, на то есть очень веские причины. Бог видит в нас Своих детей, и во Вселенной нет ничего более важного, чем восстановление отношений с Ним. Поэтому образ сироты — это не просто одна из многих библейских метафор, а эмоциональный призыв нашего самого реального Отца вместе с Его возлюбленным Сыном и Их драгоценнейшим Духом, чтобы мы «пришли в себя» и вернулись домой на праздник. Все уже свершилось. Документы об усыновлении подписаны. Судья объявил нас свободными от власти тьмы и смерти17. Живите в мире! Слава Богу!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Кто я на самом деле?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
8
Хорошо описано Мелом Уайлдом: «На основе двух богословских аксиом: 1. Бог есть любовь (1 Ин. 4:8) и 2. Бог подобен Иисусу Христу (Евр. 1:3). Эти два простых пункта не только изменят ваше понимание Писания, но и помогут вам распознать, что вдохновлено Богом в чьем-либо учении или трудах. Вам не нужно быть богословом или апологетом; вам просто нужно знать Иисуса! Иисус сказал, что Его овцы будут слышать Его голос и не пойдут за другим (Ин. 10:1—18). Мы следуем за Иисусом, а не за кем-то другим… за Его жизненным примером и учением; и Духом Его, пребывающим в нас (1 Ин. 2:27). Я имею в виду, что нам следует просто читать Библию без разбора, предполагая, что все, что в тексте приписывается Богу, говорит о том, каков Бог на самом деле. Есть много других факторов, которые выходят за рамки этого поста, чтобы объяснить, почему это так, но вы можете быть уверены, что единственный точный способ узнать, каков Бог на самом деле, — это посмотреть на то, как Иисус открывает Его нам (выделено мной): «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Опубликовано 30 июня 2016 г. на https://melwild.wordpress.com/2016/06/30/the-jesus-hermeneutic-part-two/
9
При всех опасениях по поводу «патриархальной культуры» примечательно старательное включение фразы «и мать» в текст без какой-либо очевидной или необходимой причины. Учитывая настойчивость Павла в том, что более глубокое значение этих слов имеет отношение ко Христу, нельзя ли прийти к выводу, что та «мать», которую Он оставил — это отсылка к Святому Духу?
10
Буквальный перевод термина — «без отца». Мы представляем сирот как тех, у кого отсутствуют оба родителя, но в древнем средиземноморском мире ребенок считался сиротой, если у него не было одного из родителей. Таким образом, сирота и вдова часто оказываются в одной семье из-за общей утраты. Фитцджеральд, Дж. Т. «Сироты в древнем Средиземноморье и раннее христианство». 2016. http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1015-87582016000200003
11
Традиционный богословский термин для неделимой сущности Бога в трех лицах. Исследователь Нового Завета Уэйн Грудем говорит: «Чтобы попытаться решить проблемы, возникшие в результате споров о личности Христа, было принято заявление, названное халкидонским символом веры, обеспечивающее защиту от (ересей) аполлинарианства, несторианства и евтихианства. С того дня оно было принято как стандартное, ортодоксальное определение библейского учения о личности Христа католической, протестантской и *православной ветвями христианства» («Систематическое богословие», стр. 556—558).