Эта книга рассказывает о том, что у всех людей есть много общего, даже если мы разные. Мы все созданы одним Богом, и это нас объединяет. Автор говорит о том, что каждый из нас задаётся вопросами о том, кто мы такие и какое у нас место в мире. Понимание того, что мы все связаны, помогает нам лучше понять себя. Книга предлагает подумать о том, как мы можем быть уникальными, но при этом оставаться частью большой семьи человечества.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Кто я на самом деле?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2: Адам — первый сирота
Ключевые вопросы
• С точки зрения Библии, каково происхождение духа сиротства?
• Можно ли сказать, что Адам утратил свое сыновство? Почему?
• Чему мы можем научиться относительно нашей падшей натуры и
потребностей на примере Адама?
Убийственные мотивы
Нам необходимо взглянуть на истоки человеческих отношений. Здесь мы находим три основных мотива, которые мы называем убийственными мотивами: манипулирование, маскировка и враждебность. Мы видим их в первых трех разговорах, записанных в Библии:
Манипуляция = контроль
«Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?.. Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». (Бытие 3:1б, 4—5)
Манипуляция — это страх не получить желаемого, заставляющий контролировать свободу другого человека.
Ложное убеждение: контроль над людьми заменил нам владычество над творением.
Противоядие от манипуляции — искренняя поддержка и ободрение.
Маскировка = искусственно создаваемый образ
«…и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания…. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». (Бытие 3: 7, 9—10)
Маскировка — это страх отвержения, заставляющий прятаться за искусственным образом.
Ложное убеждение: мы бежим от Бога и от людей, вместо того чтобы открыто и искренне общаться с ними.
Противоядие от маскировки — настоящая искренность.
Враждебность = вред
«Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела». (Бытие 3:11—13)
Враждебность — это боязнь наказания, заставляющая причинять боль окружающим.
Ложное убеждение: вместо того, чтобы превозносить Бога, мы унижаем ближнего.
Противоядие от враждебности — готовность разделить и понести чужое бремя.
Манипуляция, маскировка и враждебность могут быть осознанными или неосознанными мотивами, могут выражаться открыто или косвенно. Они не разделяются строго на категории и могут пересекаться друг с другом в одном высказывании. Иными словами, за одним действием или высказыванием могут стоять несколько мотивов. Под их влиянием мы притягиваем или отталкиваем людей (зачастую одновременно) ради собственной выгоды. Они заставляют нас играть роль одного или сразу нескольких «словесных злодеев» в разговоре. В результате — страх изгоняет любовь (что противоположно 1 Ин. 4:18).
•Змей манипулировал Евой, но на самом деле это была попытка контролировать Бога, желание стать равным Ему. И Ева хотела того же: она взяла плод, чтобы получить желаемое. Разве мы не таким же образом идем к Богу на своих условиях?
•Адам и Ева прикрылись листьями смоковницы (масками), стыдясь друг друга, но на самом деле это было попыткой скрыться от Бога. Не так ли и мы, по сути своей, прячемся от Него?
•Адам и Ева проявили злобу и враждебность по отношению к змею и друг ко другу, но обвинили во всем Бога, чтобы не брать тяжесть вины на себя. Разве мы не так же виним Бога во всех наших проблемах?
Эти три ложных мотива (за которыми стоит страх) управляют всеми отношениями вне Христа. Таким образом, искаженное самовосприятие приводит к разрушительным стратегиям в отношениях. Эти стратегии непродуктивны (то есть греховны), потому что склонны приносить в жертву отношения в обмен на самозащиту.
МАСКИРОВКА
Мало того, что Адам маскировался своими действиями (одежда из шкур), но и сам его разговор был маскировкой — он оправдывался тем, что спрятался от Бога из-за своей наготы, а не дал честного признания в собственном непослушании. Этот страх нашептывает нам: «Я не понравлюсь, если меня узнают по-настоящему, поэтому я буду притворяться, позировать, играть, прятаться». У меня может быть положительный или отрицательный образ самого себя; но поскольку это ложный образ, то и отношения мои не будут настоящими. Мой образ не соответствует образу Бога; это не настоящий образ, и поэтому я не могу быть настоящим с другими. Зачастую человек сам не осознает подобные мысли; маскировка вошла у него в подсознательную привычку. Маскировка — это основное «бревно», которое необходимо «замечать» в своем глазу (Мф. 7:3) по двум причинам:
1. Поскольку маскировка связана с созданием образа, она связана и с поклонением ему.
2. Маскировка обеспечивает основной мотив как манипуляции, так и враждебности.
МАНИПУЛЯЦИЯ
Если это происходит на сознательном уровне, манипуляция выглядит так: «Я не знаю, как еще удовлетворить свои потребности. Я не знаю, как выразить просьбу напрямую, или боюсь, что если я это сделаю, то мне скажут нет. Поэтому мне приходится манипулировать, чтобы человек делал/не делал то, что я хочу». Манипулятор может осознавать или нет, что его поведение ограничивает свободу других людей, но суть поведения в следующем: сузить поле зрения человека, чтобы увеличить вероятность того, что он сделает именно то, что нам нужно. Желаемое, конечно, оправдывается нашими собственными ценностями. «Я же это делаю из благих побуждений!» Это делает манипуляцию еще одним «бревном» в глазу, которое сложно заметить. Мы можем легко осознать, что хотим влиять на других, но мы не видим, почему мы этого хотим — в силу страха, только и всего.
ВРАЖДЕБНОСТЬ
Субъективно враждебность часто воспринимается так: «Ты причинил мне боль, и я заставлю тебя заплатить». То есть, если мы осознаем злой умысел, то наше внимание почти наверняка сосредоточено на поведении других, а не на себе. Но напрашивается вопрос: «Почему же тогда нужно наказывать, а не проявить милость?» Конечно, у разных людей разное внутреннее чувство справедливости, но этот факт не обязательно ведет к наказанию, если только наказание не стало частью нашего привычного мировоззрения. «В любви нет страха; а совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть наказание, а боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4:18). Адам и Ева боялись наказания еще до того, как оно случилось, поверив в ложь о Боге, и даже не имея опыта, что Бог — «плохой». Этот страх приводит к созданию в семье и в культуре законов, требующих наказания. Дисциплина и исправление имеют место в воспитании детей как отражение Божьего характера (ср. Евр. 12:7), но наказание, основанное на страхе, вытесняет любовь, создает дистанцирование в отношениях и побуждает уклоняться от наказания и перекладывания ответственности на кого-то другого («Я не виноват, меня заставили»), поколение за поколением.
Враждебность отличается от праведного конфликта, как и праведный гнев отличается от нечестивого гнева. В конфликте, побуждаемом Духом, присутствует сострадание, то есть чувство эмоциональной связи.
Мы злимся и обижаемся на Бога, но вместо того чтобы пойти к Нему (чего не сделала Ева) и восстановить наши отношения, мы избегаем Его, пытаясь найти Ему замену. Мы были созданы по образу и подобию Божию, чтобы быть отражением Его славы, но мы заменяем этот образ на что-то другое, чему мы хотим соответствовать (поклоняться). И далее мы предстаем в этом образе — в маске — перед окружающими. И то, что сами себе придумали, пытаемся заставить других принять за истину. Маски дают нам защиту и создают альтернативную реальность. Оказавшись под угрозой разоблачения, мы прибегаем к манипуляции и причиняем вред другим людям.
Что же пошло не так в наших отношениях с Богом? Все началось с одного ужасного вопроса: «Подлинно ли сказал Бог…?» (Быт. 3:1). Мы задаем этот вопрос вместе со змеем и Евой. Вслед за этим вопросом зарождается сомнение, а с ним и чувство отчужденности от Бога. Возникновение этого вопроса послужило источником грехопадения. Стоит усомниться в Боге, и распахнется дверь страхам — вполне обоснованным, если допустить, что Бог не благ, не заботится о нас, не всесилен, или же Его вовсе нет.
Мы становимся подобны сиротам. Хотя на самом деле мы не осиротели, но все же боимся, что это окажется правдой.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Наша сиротская сущность коренится в недоверии Богу и приводит к следующим последствиям:
1. Страхи относительно Бога, искушают нас выбрать идола, которому мы поклоняемся.
2. Поскольку идолопоклонничество заключается в отделении от Бога, мы не можем избавиться от своих страхов.
3. Наши страхи побуждают нас создавать ложный образ, отражающий выбранного нами идола.
4. Поэтому мы носим маски, манипулируем и проявляем враждебность к другим, чтобы заполучить то, чего, как мы опасаемся, мы не получаем от Бога.
5. Эту линию поведения мы переняли у нашего предка Адама, и единственное решение — это вернуться к нашему истинному Отцу через второго Адама — Христа.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Кто я на самом деле?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других