1. книги
  2. Биографии и мемуары
  3. Людмила Курова

Искатели. Свидетели. Творцы

Людмила Курова (2024)
Обложка книги

Новороссийский журналист Людмила Курова — о замечательных земляках, удивительных и загадочных местах Краснодарского края, волнующих историях прошлого. В книге собраны публикации разных лет в городской и краевой печати.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искатели. Свидетели. Творцы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дейнекино поле

Автор: Людмила Гончарова

Самого себя Эдуард Дейнекин, известный своей неординарностью фермер из поселка Ленинский путь, называет скитальцем. Не в смысле страдальца, а — человека, который искал собственный путь в жизни. И он полагает, что нашел его, хотя путь этот был крайне трудным и малопонятным для окружающих.

Взбираясь вверх по грунтовой дороге через горный лес на машине, я как-то с трудом представляла себе это фермерство среди дикой природы. И показавшиеся строения — бревенчатое сооружение, неказистые сараи, загоны для коз, коров и мелкой птицы — подтверждали, казалось, некоторые сомнения, но… Да это же просто живописное местечко! Дивная поляна с мирно пасущимся стадом.

Однако выводы делать было рано.

Сейчас трудно представить, что десяток лет назад здесь стоял густой лес. Дейнекину дали эту землю в аренду, и именно здесь он решил поставить эксперимент, чтобы оправдать новую, прогрессивную теорию группы краснодарских ученых в области сельского хозяйства. Но прежде был длинный путь: там было и участие в казачьем движении, и отказ от индустриального способа ведения сельского хозяйства, и понимание единственного для себя и возможного — симбиоза с окружающей природой.

У себя на ферме Эдуард Иванович применил биодинамический метод, близкий к системной экологии. Здесь четыре постулата: не пахать, не сеять, не пропалывать, не поливать. И, естественно, никакой химии. А как же тогда действовать? Один знаменитый японец, исповедуя эти принципы в земледелии, имел на камнях большой сад и даже выращивал рис.

Дейнекин раскорчевывал лес практически вручную, выносил камни, долго боролся с кустарником, а потом взялся за создание плодородного слоя земли, точнее, с помощью Дейнекина. Собирая со всего леса органику — корни, траву, — он закладывает их в свои гряды. И чтобы помочь вспушиться земле, купил у своего учителя пенициллиновый пузырек с микрофлорой, которая рыхлит почву без всякого трактора. Такой земли не должен касаться нож плуга. Не полоть: прополотая грядка — все равно что зияющая рана на теле земли. Это означает, что рядом с культурным растением взращиваются и необходимые сорняки, которые уничтожают своих «плохих» собратьев и к тому держат влагу в почве. И никакой химии.

— Да, — говорит Дейнекин, — этот путь длительный. У меня поначалу больше не получалось, чем получалось, и урожаев я пока не видел. Но я уверен в правильности выбора. Посеял, к примеру, тыкву в прошлом году. Сорняк таки забил ее. Тогда в этом году я поступил немного иначе…

И Эдуард Иванович подвел меня к грядкам, которые напоминали тельняшку: полоски сорняка перемежались с прополотой землей. Пока семечко прорастет, плотный коврик травы будет держать влагу, не даст палящему солнцу уничтожить посев. Расположившиеся неподалеку по краю поляны террасы — тоже не простые грядки. Здесь нарастает тот самый плодородный грунт. Практически он уже созрел.

Окружающий лес для фермера Дейнекина — тоже не просто лес. Он стоит прямо посередине полей фермерских. Эдуард Иванович за ним ухаживает и защищает его так же, как лес защищает его, вписываясь в исповедуемый симбиоз с природой. Биодинамический метод хозяйствования — суть комплексного подхода, где к агрономии по Курдюмову (читаете его «Советы ленивому дачнику»?) добавляется животноводство — тоже не насильственное, не стойловое, а выгульное. Свободное.

Совпадение интересов животного, растительного мира и дикой природы — вот суть такого симбиоза. В этом смысле фермерское хозяйство Дейнекина — уникальная исследовательская площадка, где все логично смыкается.

Хватит истощать природные ресурсы земли индустриальным подходом, хватит бездушия, варварства. Дейнекин хочет своим примером доказать, что возможен иной подход, не разорительный, ресурсопожирающий, а созидающий. Все двенадцать лет его труда дают надежду.

Свой скит в лесу он называет своеобразным духовным центром, где зарождается новый подход к отношениям человека с природой. Он — как вешка, которая показывает, что такое возможно. А духовный центр — это потому, что ферма его — не просто сельскохозяйственные угодья. Это гармоничный мир, где все живет в согласии.

Дейнекин выращивает небольшое стадо коров, были свиньи, козы. Молоко идет на продажу, а бычки на мясо. Корма, выращиваемого на ферме, достаточно. Но, если честно признаться, благополучия познать его семье пока не удалось. После продажи бычков ей достаются больше рожки на ножки. Для себя семья держит птицу, тем и довольствуется. Потому что вырученные деньги приходится вкладывать в развитие хозяйства, в строительство. Зато можно гордиться тем, что вот уже много лет Дейнекин не просит ни у кого денег и не знает, что такое зарплата. Он сам себе хозяин, причем в самом широком смысле. Хозяин дела, слова, своей судьбы. Он уверен, что сегодня уже подступил к искомому результату. И если не он, то его продолжатели пожнут плоды тяжкого труда.

В семье Дейнекина шесть детей. Все уже взрослые, некоторые неплохо устроились в городе, и на землю их не тянет. Наверное, потому что сызмальства видели, что такое земля, какая она неблагодарная, непредсказуемая. И это — боль Дейнекина. Тем не менее он уверен, что кому-то из детей его образ жизни станет милее городских удобств.

Ведь и он когда-то был вполне городским жителем, закончил технологический институт. Учась в Одессе, преподавал в школе. Затем ушел в сельское хозяйство, начал с учетчиков бригады и поднялся до работы в сельхозуправлении. Сельхозинститут понадобился для того, чтобы изучить экономику. Но потом, уже возглавив фермерское движение в здешних местах и собрав вокруг себя единомышленников, увлекшись обустройством общества, войдя в круг лидеров казачьего движения, он понял: то, чему до сих пор учился, следует забыть.

— Высшее образование, — излагает Эдуард Дейнекин свою позицию, — в моем собственном фермерском хозяйстве оказалось весьма слабым подспорьем, особенно в области агрономии и животноводства. Главное значение имеет приобретенный опыт, который в основном разительно отличается от учения аграрного университета. Я разговариваю с моими проверяющими языком двадцать первого века, языком эколога. Индустриальное земледелие, которое царствовало в двадцатом веке, должно уйти в историю, ибо оно губительно для природы в целом и для человека в частности.

У Дейнекина появился свой собственный опыт и взгляд на вещи. И вооруженный этими новыми знаниями, он обратился к науке. Теперь необычный фермер — член-корреспондент Кубанской народной академии, а хозяйство его — базово-экспериментальное для КНА.

«Я вижу тоску в глазах агрономов, апологетов индустриального сельского хозяйства. — говорит Дейнекин о реакции на свои новации проверяющих из администрации. — Их отношение к увиденному я с большой вероятностью прочитываю как «всяк по-своему с ума сходит».

Проверяющим легко теперь приезжать и указывать, что здесь, на неплодородных, каменистых, заросших полянах вообще нельзя вести хозяйство. А что, мне кто-то собирался давать пашню, чтоб я собирал по 60 центнеров зерна с гектара? Нет, при всем желании я только и смог получить эти кусты и камни, и теперь, вложив труд и душу, еще и должен доказывать, что взял их не зря».

А между тем сменой технологии дело действительно не ограничилось. Дейнекинская жизнь на отшибе не случайна. Живя рядом с природой, невозможно не знать ее законов, нельзя не жить с ней в ладу. И некоторая патриархальность жития в своеобразном скиту — самая что ни на есть необходимость, более того, перспективный и надежный вариант духовного роста человека.

У себя на ферме Дейнекин строит не только загоны для коров, каскад запруд, дом для жилья, но и часовню. Углубление под фундамент фермер уже вырыл, скальный грунт, который громоздится на въезде в его ферму, — это и есть будущая духовная обитель в честь Иоанна Богослова. Эдуард Иванович хочет назвать ее так, потому что это его святой, его день рождения совпадает с днем Иоанна Богослова. Строит не для себя, а для тех, кто придет когда-то сюда из города.

А еще ниже, на самом крутом взгорке, где открывается прекрасный вид на всю округу, стоит плетеная под крышей беседка — будущий конференц-зал, где будут встречаться единомышленники, приезжающие на поле Дейнекина.

Есть такие люди, что принципиально идут по нехоженым тропам, даже если рядом проложен асфальт. Дейнекин — как раз из них. Ну так что — чудак, не от мира сего? Не скажите. Когда человечеству приходит пора прокладывать новый путь, всегда находится несколько инакомыслящих, которые первыми шагнут не в ногу. Над ними могут смеяться, их могут не понимать, но без них наша цивилизация давно была бы обречена.

7 дней Кубани, 20-26.01.2003

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я