В предлагаемой книге рассказано об основных касающихся души аспектах, о развитии представлений о душе, о мнениях различных конфессий по поводу души, о философских взглядах на душу, о научных соображениях в отношении души и ее влиянии на развитие знаний.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Душа» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
I Душа: основные аспекты
1.1 Понятие. Этимология
Душа
Понятие
Душа во многих традициях (как философских, так и религиозных) — это не являющаяся материальной сущность человека, включающая в себя его личность и воспоминания, сущность или нематериальный аспект живого существа, которое, как считается, способно на то, чтобы пережить свою физическую смерть, то есть по факту — не умереть вместе с физическим телом. Понятие души обычно применяется к людям, хотя его можно применять и к другим живым или даже неживым существам, как в анимизме.
Этимология
В современном английском языке слово «soul» ведет свое происхождение от давних времен, корнями уходя в древнеанглийские времена с вариантами sāwol и sāwel. Первые упоминания, зафиксированные Оксфордским словарем английского языка, датируются восьмым столетием. В знаменитом труде «Утешение философии» в переводе короля Альфреда Великого это понятие употребляется для обозначения нематериальной и духовно-мыслительной сущности человека в противовес его физическому телу; аналогичный смысл, «одушевленное существование» или «жизнь», можно встретить в Псалтири Веспасиана 77:50 (см. Приложение).
Древнеанглийское «sāwol» имеет родственные связи с иными германскими терминами того же периода и значения:
— Древнефризский sēle, sēl — также обозначал «спасение» или «священную клятву», — Готское saiwala, — Древневерхненемецкое sēula, sēla, — Древнесаксонское sēola — И древнескандинавское sāla. Современные языки продолжают эту линию: голландский ziel и немецкий Seele напрямую связаны с этим корнем.
1.2 Религиозные взгляды
Платон
В иудаизме и некоторых христианских конфессиях бессмертная душа имеется лишь у людей. Идея бессмертия оспаривается в иудаизме, и концепция бессмертия, скорее всего, была сформирована под влиянием рассуждений Платона и Аристотеля. Так, Фома Аквинский, заимствуя непосредственно из произведения «О душе» Аристотеля, приписывал «душу» (anima) всем организмам, но утверждал, что бессмертием обладают лишь человеческие души.
В религиозных практиках, особенно джайнизме и индуизме, утверждается идея о том, что вся жизнь — от мельчайших бактерий до могучих млекопитающих — суть воплощения индивидуальных душ (Атманов), обладающие собственным физическим обличием.
Основой существования считается именно духовное «я» — Атмана, в то время как плоть — лишь инструмент для проявления и переживания кармических закономерностей данного воплощения. При взгляде на волка, мы сталкиваемся не просто с животным, а с обителью самосознательного духовного существа (Атмана), которое реализуется через его физическую форму — видимое и осязаемое тело в мире материальном.
Многим людям не чужда вера в то, что у небиологических вещей, таких как горы, равнины, моря и реки, также имеются души. Это верование называется словом анимизм.
Древний Ближний Восток
Древний Египет
В древнеегипетской религии считалось, что человек состоит из различных элементов, некоторые из которых физические, а некоторые — духовные. Подобные идеи встречаются в вавилонской и древнеассирийской религиях. Стела Куттамувы, погребальная стела для царского чиновника восьмого столетия до нашей эры из Самаля, описывает, как Куттамува просит своих скорбящих почтить его жизнь и его загробную жизнь пиршествами «для моей души, которая заключена в данной стеле».
Это одно из наиболее ранних упоминаний о душе как об отдельной по отношению к телу сущности. Восьмисотфунтовая (триста шестьдесят килограмм) базальтовая стела имеет высоту три фута (0, 91 метра) и ширину два фута (0, 61 метра). Ее обнаружение произошло в 3-й сезон раскопок экспедицией Нойбауэра Восточного института в американском городе Чикаго штата Иллинойс.
Вера Бахаи
Вера бахаи провозглашает:
Душа рассматривается в качестве особого символа божественного присутствия, сверкающая жемчужина вечности, чья сущность не становится доступной даже для самых величайших умов человечества; и ее глубинный секрет непостижим ни одному разуму, сколь бы проницательным он ни был.
Основатель движения Бахаулла утверждал:
после физической кончины тела душа сохраняет жизнь в бессмертии. Близость к Богу определяет рай как ее естественное состояние, тогда как ад рассматривается как отдаление души от божественного присутствия, обусловленное личными духовными устремлениями либо их отсутствием.
Согласно учению Бахауллы, человечество не существовало до своего земного воплощения; душа же ведет неустанную эволюцию к Богу и отдаляется от мира материальных привязанностей.
Буддизм
Будда
В основе буддийского учения о душе (или эго) лежит утверждение:
не существует неизменного и постоянного «я».
Осознание нирваны — отсутствия самотождественности (анатман), изменчивости всего сущего (анитья) и страдания, порождаемого иллюзиями о стабильности собственного существования, составляет основу для всех направлений в буддизме.
Вопреки распространенным заблуждениям, учение о природе Будды не предполагает наличия вечной души или «истинного я». Верное толкование этой доктрины нереально без понимания концепции анатман как ключевого принципа.
Христианство
Согласно некоторым христианским эсхатологам, когда люди умирают, их души оказываются судимыми Богом и определены отправиться на Небеса либо в Гадес в ожидании воскресения. Древнейшие существующие ветви христианства, католическая и Восточная православные церкви, придерживаются данной точки зрения, ее также придерживаются многие протестантские конфессии. Некоторые протестантские христиане понимают душу как жизнь и верят, что у мертвых отсутствует сознательное существование до воскресения (это известно как христианский кондиционализм).
Некоторые протестантские христиане верят в то, что души и тела неправедных окажутся уничтоженными в аду, а не станут подвергаться страданиям вечно (аннигиляционизм). Верующие унаследуют вечную жизнь либо на Небесах, либо в Царстве Божьем на земле и предадутся наслаждению вечным общением с Богом. Иные же христиане идут на отвержение феномена наказания души. Апостол Павел специально использовал психе и пневму, чтобы различать еврейские понятия нефеш и руах, означающие дух, (также в Септуагинте, например, Бытие 1:2 = Spiritus Dei = «Дух Божий»). Христианам, собственно говоря, вообще свойственно верить в существование нескончаемой, вечной природы души.
1.3 Происхождение и трихотомия души. Tota in toto corpore
Происхождение души
В христианстве вопрос о происхождении духовных субстанций обрел особую актуальность:
— Креационистская позиция: Бог непосредственно творит каждую индивидуальную душу, что может происходить в момент зачатия или позже.
— Традицианизм же предполагает передачу души от родителей через естественные процессы рождения.
Теория о предсуществовании духовной сущности:
Предполагается существование до момента физического появления, вызывая разногласия: — Считают ли эмбрионы обладателями души сразу после зачатия? — Или есть переходный период между моментом зарождения и рождением? Эти взгляды напрямую влияют на этические оценки абортов.
Троичная природа человеческого существа
Некоторые христианские учения выделяют три составляющие: сома (тело), психе (душа) и пневма (дух). Однако, современные библейские исследования склоняются к дихотомическому пониманию: — Тело — Душа. Павел в послании (Евреям 4:12), подчеркивает разделение души от духа как острое и глубокое действие Божьего слова. Он же говорит об управлении телом, «его усмирении» (Коринфянам 9:27).
Полное присутствие в теле
Фома Аквинский утверждал, что душа полностью присутствует во всем теле — tota in toto corpore. Это означает: — Вездесущность души — Неотделимость от физического тела (за исключением смерти).
В 4-й книге «О Троице» Августин Гиппонский также подчеркивает всеобъемлющее присутствие души во всех частях человеческой телесной структуры.
Примечание:
В тринадцатом столетии святой Фома Аквинский предпринял масштабное учение о слиянии аристотелевской философии и августинианского богословия. Заключая свой подход, он объединял как рациональные методики, так и веру в исследовании метафизических основ, этических принципов и религиозных тем. Несмотря на фундаментальную роль веры во взглядах Фомы Аквинского на существо Божества, им было предложено пять аргументированных доказательств существования Высшей Сущности, укрепляющих эту убежденность в богословских устоях. Святой
На рельефа в храме Рамсеса II в Абидосе изображены духовные силы Пе и Нехена. В верхней части изображения — души Нехена без наличия голов, символизирующие мудрость, а нижняя часть украшена душами Пе (Буто) с соколиными головами, напоминающими о царственных предшественниках фараона и их роли в посмертной жизни. Между ними выгравирован иероглиф: «Голоса духов Пе и Нехена возвещают: О великий защитник! Приди на помощь богу, владыке обоих Египтов, Усер-Маат-Ра Сетеп-эн-Ра!». CC BY-SA 3.0. Без изменений. Источник: https/en.wikipedia.org/wiki/Soul
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Душа» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других