В предлагаемой книге рассказано об основных касающихся души аспектах, о развитии представлений о душе, о мнениях различных конфессий по поводу души, о философских взглядах на душу, о научных соображениях в отношении души и ее влиянии на развитие знаний.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Душа» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
III Мнения по поводу души различных конфессий
3.1 Римско-католическая церковь. Протестантизм
Гриффиндор. Изображение души на надгробии семнадцатого столетия на кладбище старой голландской церкви Сонной Лощины. CC BY-SA 3.0. Без изменений. Источник https://en.wikipedia.org/wiki/Soul
Римско-католическая церковь
В тексте Римско-католической церкви Согласно официальному Катехизису Католической Церкви примерно такие слова:
Концепция души обозначает глубинную сущность человека, что для него наиважнейше и наиболее точно отражает Божественный образ. «Душа» — это духовное основание человеческого бытия, созданное как неотъемлемый принцип его существования. Все души без исключения — живые и усопшие — предстанут перед Иисусом Христом в день Его Второго пришествия на землю. Католическая доктрина подчеркивает, что душа полностью находится во власти Бога. Вероучение утверждает, что духовная и бессмертная сущность каждой души сотворена непосредственно Богом.
Протестантизм
Мартин Лютер:
Мартин Лютер (родился 10 ноября 1483 года, скончался 18 февраля 1546 года) — немецкий богослов-реформатор, писатель религиозных произведений, гимнограф и профессор-теолог из ордена августинцев. Этот деятель стал ключевым двигателем протестантской Реформации в Европе; именно его доктринальные принципы легли в основу лютеранского вероисповедания. Его вклад признают одним из наиболее значимых факторов, повлиявших на ход мировой христианской истории и западной культуры. Изображение — Лукас Кранах д. А. — Мартин Лютер, 1528 г. (Весте Кобург)
Протестантизм включает две разные ветви. Среди протестантов существует два ключевых подхода к пониманию посмертной судьбы души:
— Кальвинская традиция, где душа сохраняет свое сознание после смерти; — Лютеранское учение, согласно которому душа вместе с телом «уснет» и оживет лишь в день всеобщего воскресения…
3.2 Адвентизм. Святые последних дней (мормонизм)
Адвентизм
Адвентистские движения (адвентистическая церковь седьмого дня, христадельфиане) Эти религиозные сообщества разделяют такое убеждение:
После смерти души не существуют отдельно от тел И они пребывают в бессознательном состоянии вплоть до всеобщего воскрешения.
Святые последних дней (мормонизм)
В учении Церкви Иисуса Христа Святых последних дней подчеркивается:
Душа человека — это неразрывная связь между духом, данным Богом до воплощения, и земной телесной оболочкой. Верующие в эту доктрину убеждены, что сложное единство таких двух сущностей (духа и тела) образует полноценную человеческую душу.
По завершении земного пути существование продолжается: духовная часть проходит развитие в нематериальных сферах, ожидая воссоединения со своим бывшим телом — момент, когда достигается бессмертное и вечное состояние души, способной познать высшую радость. В рамках этой космологии особое внимание уделяется «разумам» как первичным сознательным сущностям, соприродным Богу и являющимся источником жизни духовных существ. Создание нового духовного тела в союзе с вечными разумами символизирует «духовное рождение», что обосновывает обращение к Богу как к «Отцу наших душ».
3.3 Конфуцианство. Индуизм
Конфуцианство
В рамках конфуцианской традиции проводятся параллели между духовным и физическим «я», утверждающие их различие.
Индуизм
Как человек сбрасывает изношенную одежду ради новой, так же джива покидает старые материальные оболочки, становясь в них бесполезными для дальнейшего существования. — (Слова Кришны)
В древнем «Бхагавад-гите» предлагается представление о дживе как вечной сущности — не подверженной изменениям или разрушению. Она лишена рождения, смерти; не имеет ни начала и нет конца ее существованию. Дживу определяют как изначальную, неизменную и непрекращающуюся в своей природе. В этой священной книге утверждается:
джива пребывает вне материального мира, обладая духовным началом.
После физической кончины тела она переходит к следующему воплощению, определяемому законом кармы и личными стремлениями.
Индуизм
На санскрите «Атман» — это понятие, несущее глубокий философский смысл:
внутреннее «я» или духовная суть человека.
Деревянная статуэтка Ба (332—330 г.г. до нашей эры. или позднее). Из Метрополитен-музея
Согласно ведантистской традиции, особенно Адвайта-Веданте, Атман выступает как первооснова существования, истинное «я» личности, переходящее за пределы временных проявлений и иллюзий. Освобождение (мокша) достигается путем самопознания (атма джняна), что подразумевает осознавание равенства собственного Атмана с бесконечным, трансцендентным «Я» Вселенной — Брахманом. В рамках шести основных школ индуизма идея присутствия Атмана в каждом существе как его глубинной и неотъемлемой сущности является фундаментальной догмой.
В индуистской и джайнистской философиях ключевое место занимает понятие дживы: жизненного начала или сущности, обладающей энергией жизни. Хотя концепция дживы у джайнов близка к идее атмана в учении индусов — как индивидуальной духовной субстанции, существующей вне временных и пространственных ограничений, — некоторые направления индологии проводят между ними четкое различие:
для них джива представляет собой конкретное «я» каждого индивида, тогда как атман трактуется как вечное неизменное основание сознания во всех живых существах.
В этом контексте Брахман рассматривается метафизически — как некая всеобъемлющая сущность, включающая в себя идею «души в живом теле», которую иногда называют джива-атман.
3.4 Ислам. Джайнизм
Ислам
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Душа» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других