В книге представлены краткие биографические сведения о русских писателях, чьи произведения включены в учебную программу по русской литературе для средней школы. Словарные статьи содержат также сжатый анализ основных произведений каждого автора и материал для творческих заданий учащимся (сочинений, докладов, рефератов и т. д.). Справочник станет незаменимым пособием для учеников и абитуриентов при подготовке к экзаменам по литературе и при изучении основных тем школьной программы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русские писатели. Биографичесий словарь-справочник для школьников. Учебное пособие по школьному курсу русской литературы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
БРЮСОВ Валерий Яковлевич
Родился 1 (13) декабря 1873 г. в Москве.
Умер 9 октября 1924 г. там же. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Краткая хроника
жизненного и творческого пути
Валерий Яковлевич Брюсов родился в купеческой семье. Дед по линии отца был крепостным крестьянином, занимался торговлей; нажив капитал, откупился от хозяев и стал свободным. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, выпустил книжку басен. Отец В. Я. Брюсова также писал стихи и печатался в газетах. В семье царила атмосфера почитания культуры, науки, атеистические взгляды. Из русских писателей особенно ценились Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев. В такой обстановке ребенок с трехлетнего возраста научился читать и все свободное время посвящал чтению.
Литературные способности проявились у мальчика, когда он учился в гимназии (в 1884 г. поступил сразу во второй класс). Там он начал писать стихи и издавал рукописный журнал. В десятилетнем возрасте состоялось первое выступление в печати: журнал «Задушевное слово» опубликовал сочинение подростка о том, как он провел лето. Семейная обстановка оказала большое влияние на умственное и духовное развитие мальчика. В «Автобиографии» поэт вспоминал: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали, зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Нечего говорить, что о религии в нашем доме и помину не было: вера в бога мне казалась таким же предрассудком, как вера в домовых и русалок… После детских книжек настал черед биографий великих людей… Эти биографии произвели на меня сильное впечатление; я начал мечтать, что сам непременно сделаюсь «великим…».
С 1892 по 1899 г. В. Я. Брюсов учится на историко-филологическом факультете Московского университета. В студенческие годы он организует группу молодых поэтов и в 1894—1895 гг. выпускает три сборника под названием «Русские символисты». Большую их часть составляли стихи и переводы самого В. Я. Брюсова.
Новомодное литературное течение символизм привлекало молодого литератора главным образом потому, что он видел в нем путь к самоутверждению в поэзии. В эту пору он записывает в дневнике: «Талант, даже гений честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду я!»
Поэтическая практика В. Я. Брюсова становится реализацией высказанного в дневнике стремления. Важнейшая установка автора — поразить читателя чем-то небывалым, эпатировать его, то есть спровоцировать скандал. Так, вызвало бурю возмущения и негодования стихотворение «Творчество» (1895), которое начинается такими строфами:
Тень не созданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
Многим читателям они казались совершенно бессмысленными. Но еще более вызывающими выглядели последующие строки:
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Интересно, однако, отметить, что в основе этого стихотворения совершенно реальная обстановка квартиры, в которой жил поэт. Современный исследователь творчества В. Я. Брюсова М. А. Шаповалов разъясняет: «Комнаты в доме Брюсовых на Цветном бульваре соединялись широкими арками. Вдоль окон стояло множество цветов. И когда в окно смотрела луна, а света не зажигали, то лунные лучи („фиолетовые руки“) отражались на кафеле печки, а от листьев веерных пальм („латания“) ложились причудливые тени». Но, разумеется, не всякий читатель мог о том догадаться, откуда и происходило непонимание.
Та же установка на шокирующее впечатление заметна и в программных произведениях двух сборников конца XIX в.: «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») (1895) и «Me eum esse» («Это — я») (1897) — в стихотворном манифесте «Юному поэту» и стихотворении из одной строки, занимающем целую страницу:
О, закрой свои бледные ноги!
По поводу этой знаменитой строчки вопросов было больше всего. Один из критиков спросил у автора: правда ли, что эти слова подразумевают снятого с креста Иисуса. На что поэт отвечал, что всего лишь хотел представить образец одностишия — формы, бытовавшей в поэзии Древнего Рима.
В своем манифесте «Юному поэту» В. Я. Брюсов провозглашает:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь мои три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
Итак, вот творческие принципы молодого В. Я. Брюсова: уход от событий современности («только грядущее область поэта»), крайний эгоцентризм и индивидуализм, служение искусству, не имеющему никакой цели, кроме собственного существования. Но уже на следующем этапе своего творчества В. Ю. Брюсов нарушает собственные «заветы».
Этот второй этап представлен четырьмя сборниками, содержащими наиболее значительные достижения поэта, созданные в первое десятилетие наступившего ХХ века: «Tertia Vigilia» («Третья Стража») (1900); «Urbi et orbi» («Граду и Миру») (1903), «Stephanos» («Венок») (1906); «Все напевы» (1909). В произведениях этих сборников В. Я. Брюсов во многом отступает от прежних художественных принципов и по существу выходит далеко за рамки символизма. Одной из ведущих становится урбанистическая (городская) тема. Ярким примером ее разработки может служить стихотворение «Конь Блед». Впервые в русской поэзии появляется образ большого города с многочисленными толпами людей и блеском реклам:
Улица была — как буря. Толпы проходили,
Словно их преследовал неотвратимый Рок.
Мчались омнибусы, кэбы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.
Вывески, вертясь, сверкали переменным оком,
С неба, с страшной высоты тридцатых этажей;
В гордый гимн сливались с рокотом колес и скоком
Выкрики газетчиков и щелканье бичей.
Лили свет безжалостный прикованные луны,
Луны, сотворенные владыками естеств…
Откликаясь на революционные события 1905 г., поэт создает стихи мощного гражданского звучания, а его стихотворение «Каменщик» становится народной песней. Свое отношение к революции В. Я. Брюсов выражает в стихотворении «Грядущие гунны», которое заканчивается следующим четверостишием:
Бесследно всё сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.
Можно сказать, что это стихотворение оказалось пророческим. Правда, самого В. Я. Брюсова «грядущие гунны» пощадили, но множество других деятелей русской культуры стали их жертвами.
Необычайно тематическое богатство брюсовской поэзии, основанное на всеобъемлющей эрудиции. В. Я. Брюсову с детских лет была свойственная неутолимая жажда знаний. В своем дневнике он подчеркивал: «…Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня». Широчайшей палитре знаний соответствует и диапазон творческих интересов В. Я. Брюсова. Помимо стихов, он пишет историческую прозу (романы «Огненный ангел», «Алтарь победы», «Юпитер поверженный»); переводит на русский язык французских, американских, немецких, армянских поэтов. Огромно наследие В. Я. Брюсова в области критики и литературоведения: более шестисот статей и рецензий о современных авторах и классиках XIX столетия (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и др.).
В годы первой мировой войны В. Я. Брюсов едет на фронт в качестве корреспондента газеты «Русские ведомости». Увиденное и пережитое там избавляет его от прежнего ура-патриотического пафоса. Он выступает против бессмысленного взаимоистребления людей.
Революцию 1917 г. В. Ю. Брюсов, в отличие от большинства деятелей русской культуры, встретил восторженно, видя в ней зарю нового мира. В годы гражданской войны он даже вступил в партию большевиков. Стремление сотрудничать с советской властью выразилось в его активной деятельности на ниве просвещения. Он работал во множестве соответствующих учреждений, преподавал в Московском университете, Коммунистической академии. В 1921 г. стал ректором организованного по его инициативе Высшего литературно-художественного института. Продолжается в советский период и его литературное творчество. Однако стихи последнего этапа жизни значительно уступают в художественном отношении тем, что были написаны в период расцвета творчества. В этот период к достижениям В. Я. Брюсова можно отнести создание нового направления стихотворства — так называемой «научной поэзии».
Общая оценка творчества
В. Я. Брюсов был одним из самых известных представителей серебряного века русской литературы. Стоящий у истоков символизма, он во многом определил развитие этого направления. Его теоретические построения и творческие находки стали школой для многочисленных последователей, среди которых самой значительной фигурой был А. А. Блок.
Особенностью поэтического таланта В. Я. Брюсова был его рационалистический, «головной» характер. В. Я. Брюсов не обладал прирожденным «песенным» даром, как, например, тот же А. А. Блок. Стихи В. Я. Брюсова не лились вольным потоком, а тщательно продумывались и конструировались. Многие находили его поэзию холодной, бездушной. Но она обладала другими достоинствами: тщательная отделка стиха, его формальное совершенство, богатство культурных ассоциаций.
Основная заслуга В. Я. Брюсова заключалась в том, что он был универсальным деятелем литературы. Его интересы и творческие достижения не ограничивались лишь поэзией. Он оставил значительное прозаическое наследие, огромное количество литературоведческих работ, посвященных поэтам прошлого и настоящего. М. Горький заслуженно назвал его самым культурным поэтом России.
Творческие задания
— Определите роль В. Я. Брюсова в истории русского символизма.
— Проанализируйте тематическое разнообразие творчества В. Я. Брюсова в первое десятилетие ХХ века.
— Сравните отношение В. Я. Брюсова к революции 1917 г. с позициями других выдающихся деятелей русской культуры серебряного века.
— Определите, на чем основана оценка М. Горьким В. Я. Брюсова как самого культурного поэта России.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русские писатели. Биографичесий словарь-справочник для школьников. Учебное пособие по школьному курсу русской литературы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других