В книге представлены краткие биографические сведения о русских писателях, чьи произведения включены в учебную программу по русской литературе для средней школы. Словарные статьи содержат также сжатый анализ основных произведений каждого автора и материал для творческих заданий учащимся (сочинений, докладов, рефератов и т. д.). Справочник станет незаменимым пособием для учеников и абитуриентов при подготовке к экзаменам по литературе и при изучении основных тем школьной программы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русские писатели. Биографичесий словарь-справочник для школьников. Учебное пособие по школьному курсу русской литературы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ВЫСОЦКИЙ Владимир Семёнович
Родился 25 января 1938 г. в Москве.
Умер 25 июля 1980 г. там же. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Краткая хроника
жизненного и творческого пути
Ранние детские годы Владимира Семёновича Высоцкого прошли в Москве. Родители его расстались, и ребенок рос и воспитывался у матери, Нины Максимовны. Во время Великой Отечественной войны на протяжении двух лет мальчик жил с матерью в эвакуации. Отец перед войной получил первое офицерское звание; войну прошел, по его собственным словам, «с первого дня и до последнего выстрела». После войны, в январе 1947 г., сын стал жить с отцом, который в это время служил в Германии, в городе Эберсвальде, вместе со своей второй женой Евгенией Степановной. Подросток учился в школе, дома занимался с учителем игрой на фортепиано, пристрастился к чтению, легко запоминал наизусть поэтические строки.
В 1949 г. семья возвратилась в Москву, где будущий поэт продолжил учебу в школе. Жили в Большом Каретном переулке, прославленном позднее в известной песне:
Где твои семнадцать лет?
На Большом Каретном.
Где твои семнадцать бед?
На Большом Каретном…
Творческие интересы проявились у В. С. Высоцкого в старших классах школы. Учась в десятом классе, он стал заниматься в драматическом кружке. Однако после окончания школы учиться на артиста пошел не сразу, а сдал экзамены в Московский инженерно-строительный институт. Но после первого семестра бросил учебу в институте, а затем поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1960 г.
В шестидесятые годы началась актерская карьера В. С. Высоцкого. Он работает в театре и снимается в кино, а кроме того, сочиняет песни, которые исполняет под гитару.
Широкая известность приходит к В. С. Высоцкому с выходом на экраны фильма режиссера С. Говорухина «Вертикаль» и открытием в Москве театра драмы на Таганке, руководимого режиссером Ю. П. Любимовым. Песни из кинофильма «Вертикаль» моментально облетают всю страну, а в театре на Таганке В. С. Высоцкий становится ведущим актером и исполнителем большинства главных ролей.
С середины шестидесятых годов и до конца жизни слава В. С. Высоцкого будет расти, а его безвременная смерть в разгар Московской Олимпиады 1980 г. станет всенародной утратой.
Краткая оценка творчества
Не будет ошибкой сказать, что в двадцатом веке Россия знала только двух поэтов, чью славу можно было назвать воистину всенародной. Это в первой половине столетия — С. А. Есенин, а во второй — В. С. Высоцкий. Даже в их судьбах много поразительного сходства. Оба при жизни известны были не только своими произведениями, но и скандальными происшествиями. Имена обоих окружены были массой слухов, мифов и легенд. Оба женаты были на иностранках, причем знаменитых: С. А. Есенин — на американской танцовщице Айседоре Дункан; В. С. Высоцкий — на французской кинозвезде Марине Влади. Правда, последняя была русской по происхождению и носила фамилию Полякова, а Влади — это ее актерский псевдоним, образованный от имени отца, которого звали Владимир. Наконец, уход обоих из жизни был слишком ранним, а их похороны превратились в события национального масштаба.
Но, разумеется, каждый из них был совершено самобытной творческой личностью, и при обращении к творчеству этих двух поэтов мы уже увидим больше различия, чем сходства. С. А. Есенин был по преимуществу крестьянским поэтом. В. С. Высоцкий весь принадлежит городской культуре. А кроме того, эпоха, в которую он жил и творил, отличалась колоссальными достижениями технического прогресса, которые позволили В. С. Высоцкому, во-первых, сделать свою поэзию по преимуществу звучащей, а не письменной; во-вторых же — достигнуть такого масштаба известности, который немыслим был во времена С. А. Есенина.
Товарищ В. С. Высоцкого по театру на Таганке, актриса Алла Демидова вспоминала. Когда они были на гастролях в городе автомобилестроителей Набережные Челны и гуляли по улицам, изо всех открытых окон на их пути звучали магнитофонные записи с голосом В. С. Высоцкого. Он шел, если так можно выразиться, в звучащем облаке своей всенародной славы.
Почитатели В. С. Высоцкого встречались во всех социальных слоях советского общества: от профессоров и академиков до деклассированных элементов с уголовным уклоном. И каждый считал поэта своим, близким себе. Это происходило потому, что в его песнях от первого лица выступают то шахтеры, то подводники, то летчики, то уличные забулдыги.
В. С. Высоцкий, к счастью, никогда не сидел в тюрьме, но бывшие заключенные думали, что он их товарищ. Поэт по возрасту своему не мог быть участником Великой Отечественной войны — но многие фронтовики считали, что он был на фронте. Сочетание поэтического и актерского таланта позволяло В. С. Высоцкому перевоплощаться в самых разных своих героев и делать это настолько убедительно, что представители всех социальных слоев принимали его за своего родного, близкого человека.
Тематика песенной поэзии В. С. Высоцкого необычайно разнообразна. Известность пришла к нему в шестидесятые годы с появлением фильма «Вертикаль», посвященного альпинистам. В песнях, написанных для этого фильма В. С. Высоцким, романтически воспевались мужество и стойкость, товарищество и благородство. Горы для лирического героя — это место, где проявляется человеческая сущность, поэтому «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».
Важное место в лирике поэта занимает тема Великой Отечественной войны. В разработке этой темы он проявляет подлинно патриотические чувства. Память о павших дорога поэту. Чувством глубокой скорби пропитано стихотворение «На братских могилах».
На братских могилах не ставят крестов,
и вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
и Вечный огонь зажигает…
У братских могил нет заплаканных вдов —
сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
но разве от этого легче?..
Даже удивительно, что поэта, способного выразить такие глубокие патриотические чувства, советская власть считала своим врагом и распространяла о нем всяческие сплетни с целью принизить его образ в глазах слушателей и почитателей. Так, в семидесятые годы была распущена спецслужбами сплетня о том, что В. С. Высоцкий уехал из страны и остался жить на Западе. Это, кстати, было для него очень легко осуществить, поскольку его супруга была гражданкой Франции. Но сам поэт не представлял себе жизни вне Родины. И он написал песню, чтобы ответить своим клеветникам и одновременно успокоить поклонников. В ней были такие слова:
Не волнуйтесь — я не уехал.
Не надейтесь — я не уеду.
И он остался со своими слушателями и будущими читателями до последнего вздоха. О чистоте души поэта и глубине его чувств говорят многие произведения В. С. Высоцкого, например это:
Ну, вот исчезла дрожь в руках.
Теперь — наверх!
Ну, вот сорвался в пропасть страх
навек, навек.
Для остановки нет причин,
иду, скользя.
И в мире нет таких вершин,
что взять нельзя.
Среди нехоженых путей
один — пусть мой.
Среди невзятых рубежей
один — за мной.
А имена тех, кто здесь лёг,
снега таят.
Среди нехоженых дорог —
одна — моя…»
Здесь голубым сияньем льдов
весь склон облит.
И тайну чьих-нибудь следов
гранит хранит.
И я гляжу в свою мечту
поверх голов
и свято верю в чистоту
снегов и слов.
И пусть пройдет немалый срок,
мне не забыть,
как здесь сомнения я смог
в себе убить.
В тот день шептала мне вода:
— Удач всегда!
А день, какой был день тогда?
Ах, да — среда!..
Творческие задания
— Определите, в чем сходство и в чем различие творческих судеб В. С. Высоцкого и С. А. Есенина.
— Сравните песенную лирику В. С. Высоцкого и Б. Ш. Окуджавы и определите своеобразие содержания их песен и манеры исполнения.
— Объясните, почему представители самых разных социальных групп советского общества считали В. С. Высоцкого «своим».
— Определите роль творчества В. С. Высоцкого в формировании общественного сознания в шестидесятые годы ХХ века.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русские писатели. Биографичесий словарь-справочник для школьников. Учебное пособие по школьному курсу русской литературы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других