В книге представлены краткие биографические сведения о русских писателях, чьи произведения включены в учебную программу по русской литературе для средней школы. Словарные статьи содержат также сжатый анализ основных произведений каждого автора и материал для творческих заданий учащимся (сочинений, докладов, рефератов и т. д.). Справочник станет незаменимым пособием для учеников и абитуриентов при подготовке к экзаменам по литературе и при изучении основных тем школьной программы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русские писатели. Биографичесий словарь-справочник для школьников. Учебное пособие по школьному курсу русской литературы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
БУНИН Иван Алексеевич
Родился 10 (22) октября 1870 г. в Воронеже.
Умер 8 ноября 1953 г. в Париже. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа в одноименном городе в 23 километрах к югу от столицы Франции.
Краткая хроника
жизненного и творческого пути
Иван Алексеевич Бунин происходил из старинной дворянской семьи. Детские годы провел в родовом поместье на хуторе Бутырки Орловской губернии. Интерес к литературе возник с ранних лет, с семилетнего возраста стал писать стихи. Особая зоркость взгляда и повышенная впечатлительность при восприятии красоты мира были свойственны И. А. Бунину с детских лет. «Всё, помню, действовало на меня, — писал он в «Автобиографической заметке», — новое лицо, какое-нибудь событие, песня в поле, рассказ странника, таинственные лощины за хутором, легенда о каком-то беглом солдате, едва живом от страха и голода и скрывавшемся в наших хлебах, ворон, все прилетавший к нам на ограду и поразивший мое воображение особенно тем, что жил он, как сказала мне мать, еще, может, при Иване Грозном, предвечернее солнце в тех комнатах, что глядели за вишневый сад на запад…». Такая детская впечатлительность сформировала у будущего поэта светлое ощущение постоянной радости от одного только сознания, что он живет, видит, слышит, мыслит, способен вобрать в свою душу всю гармонию окружающего мира.
В 1881 г. мальчика отдают в первый класс Елецкой гимназии. Через два года семья И. А. Бунина разоряется. Приходится продать имение и переселиться в Елец. В 1886 г. подростка исключают из гимназии. Причиной стала невозможность платить за обучение. На этом официальное образование будущего писателя заканчивается. Он больше ни учился ни в гимназии, ни в университете. Образование получал из книг при наставничестве старшего брата Юлия.
В 1887 г. происходит поэтический дебют юноши — газета «Родина» публикует его стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий». С этого момента начинаются регулярные выступления И. А. Бунина в печати — как со стихами, так и с рассказами.
С 1889 г. начинается самостоятельная жизнь. И. А. Бунин переезжает с места на место, впитывая новые жизненные впечатления и печатаясь в различных изданиях. С осени этого года поступает в газету «Орловский вестник», где работает «всем, чем придется — и корректором, и передовиком, и театральным критиком…».
В 1891 г. выпускает первую книгу — «Стихотворения 1887—1891», а на следующий год переезжает в Полтаву, к старшему брату, там служит в земской городской управе. К этому периоду относится увлечение молодого И. А. Бунина толстовством, в 1894 г. происходит встреча с Л. Н. Толстым в Москве. Выходят в свет рассказы «Танька», «Перевал», «На край света» и др. Значительным творческим достижением становится перевод «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло. За этот перевод, остающийся классическим до наших дней, поэт получает престижную Пушкинскую премию.
В 1897 г. появляется прозаический сборник «На край света» и другие рассказы». Происходит знакомство И. А. Бунина с А. П. Чеховым.
К началу ХХ века имя И. А. Бунина пользуется широкой популярностью. Он ведет образ жизни известного писателя, много путешествует по разным странам — Франция, Италия, Швейцария, Кавказ, Ближний Восток. Впечатления от этих поездок находят отражение в многочисленных стихотворениях, а также в сборнике путевых очерков «Тень птицы».
Начало второго десятилетия двадцатого века отмечено дальнейшим развитием мастерства писателя. Он создает остросоциальные повести «Деревня» и «Суходол», получающие высокую оценку передового общественного мнения. Жизнь писателя по-прежнему насыщена скитаниями и долгими поездками как по родной стране, так и по экзотическим краям. Так, в 1911 г. он посещает остров Цейлон, а в 1913—1914 гг. живет на итальянском острове Капри. Своим собственным домом И. А. Бунин так и не обзавелся. Вся его жизнь прошла в странствиях и скитаниях. Поэтому так многообразно тематическое богатство его произведений. Он мог с удивительной художественной выразительностью воссоздать как жизнь и быт нищей русской деревни, так и роскошь верхушки буржуазного Запада. Портрет последней резкими обличающими красками обрисован в одном из самых совершенных творений бунинского гения — рассказе «Господин из Сан-Франциско» (1915).
Революцию 1917 г. И. А. Бунин воспринял как крушение дорогого ему мира старой России, создавшей могучую культуру. Он резко выступает против большевиков, с презрением относится к тем коллегам по писательскому цеху, которые сочли возможным для себя сотрудничество с новой властью, в частности уничижительно отзывается о революционной поэме А. А. Блока «Двенадцать». С 1918 по 1920 г. он живет в Одессе, но с приходом и туда большевиков эмигрирует в Константинополь.
С 1920 г. и до конца жизни великий русский писатель живет на чужбине. С марта 1920 г. он поселяется в Париже. Пишет книгу «Окаянные дни» — так называет он события революции и гражданской войны в России. Литературная работа не прекращается ни на один день. Большая часть написанных в эмиграции произведений посвящена утраченной родине. Писатель воссоздает ее в звуках, красках и запахах. Одной из ведущих тем позднего периода творчества становится тема любви. Она раскрывается в повести «Митина любовь» (1925), книге «Солнечный удар» (1927). С 1927 по 1933 г. идет работа над крупнейшим произведением — романом «Жизнь Арсеньева», который автор называл «вымышленной автобиографией».
В 1933 г. И. А. Бунин первым из русских писателей получает высочайшее мировое признание — Нобелевскую премию по литературе. В дипломе лауреата сказано, что премия присуждена «за правдивый артистичный талант, с которым воссоздан в художественной прозе типичный русский характер».
С началом второй мировой войны И. А. Бунин переселяется на виллу в Грассе, на южном побережье Франции. Там он проводит тяжелые годы гитлеровской оккупации, отказываясь от всяких контактов с оккупационными властями. В это тяжелое время он создает цикл любовных рассказов «Темные аллеи», ставший одной из вершин его творчества.
После освобождения Франции И. А. Бунин возвращается в Париж. Его не покидает мысль о возможности возвращения в Россию, ставшую Советским Союзом. Представители советского правительства неоднократно обращались к старому писателю с такими предложениями. И. А. Бунин испытывал мучительные колебания, но все же неприятие большевистского режима взяло верх над чувством ностальгии. Он так и окончил жизнь на чужбине. Его творчество во всем объеме стало известно русскому читателю лишь после его смерти.
Общая оценка творчества
И. А. Бунин — один из классиков русской литературы ХХ века. Уже к его началу он приобрел известность как выдающийся поэт и прозаик. Творческий мир И. А. Бунина складывался в традициях русской классики. Такие «модные» литературные течения начала двадцатого века, как символизм, акмеизм, футуризм, абсолютно не повлияли на его поэтическое творчество. «Когда я писал стихи, — подчеркивал он, — я никогда не ставил себе задачи нарочито изломать стих, внести „новшество“ в него». В то же время, при всей внешней классичности стихов и прозы И. А. Бунина, он стал самобытным художником слова. Его произведения отличаются реалистической зримостью, почти физической ощутимостью и выразительностью — «словесной чувственностью», как называл это свойство сам поэт.
Незадолго до наступления 1917 года, катастрофически изменившего ход русской истории, А. М. Горький писал И. А. Бунину: «Вы для меня — первейший мастер в литературе русской, — это не пустое слово, не лесть…». И действительно, в творчестве И. А. Бунина русская литература обрела те художественные качества, которые определили ее развитие в двадцатом веке. Большая заслуга И. А. Бунина состоит также в том, что он представлял свою родину как неисчерпаемый источник духовных богатств и сохранил престиж русской культуры во всем мире в ту эпоху, когда в Советском Союзе власть всячески подавляла и уничтожала ее.
Краткая характеристика
основных произведений
Поэзия
Важнейшая тема бунинской лирики — это русская природа. Особенность ее изображения в своем творчестве автор определял так: «…Я ведь… протокольно о природе не пишу. Я пишу или о красоте, то есть, значит, все равно, в чем бы она ни была, или же даю читателю, по мере сил, с природой часть своей души».
В почти физическом воздействии на все органы чувств читателя заключается один из секретов бунинской поэзии. Самые будничные явления природы оказываются волшебно преображенными под пером И. А. Бунина и выявляют свою скрытую красоту. Вот, например, стихотворение «Холодная весна».
Среди кривых стволов, среди ветвей корявых
Ползет молочный дым: окуривают сад.
Все яблони в цвету — и вот, в зеленых травах,
Огни, как языки, краснеют и дрожат.
Бесцветный запад чист — жди к полночи мороза.
И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд
В дурмане голубом дымящего навоза,
В серебряной пыли туманно-ярких звезд.
Изображена обыденная картина окуривания сада для защиты от весенних заморозков. Кривые стволы, корявые ветви, — казалось бы, что в них может быть красивого? Но поэт позволяет читателю представить всю картину в целом. И за счет точности деталей, зримости красок, словесной живописи возникает ощутимо воссозданный кусочек жизни, в котором на равных сосуществуют и такая «прозаическая» деталь, как дымящий навоз, и туманно-яркие звезды, многократно встречавшиеся в строках других поэтов, но в возникающем контрасте как бы впервые увиденные автором и, вслед за ним, читателем.
Большое место в лирике И. А. Бунина занимает евангельская тема. Будучи человеком глубоко религиозным, поэт стремится воссоздать легендарные события, сделать их для читателя близкими и вызывающими непосредственное сопереживание. Примером может служить стихотворение «Бегство в Египет» (1915):
По лесам бежала Божья Мать,
Куньей шубкой запахнув Младенца.
Стлалось в небе Божье полотенце,
Чтобы ей не сбиться, не плутать.
Холодна, морозна ночь была,
Дива дивьи в эту ночь творились:
Волчьи очи зеленью дымились,
По кустам сверкали без числа…
Одной из вершин поэзии И. А. Бунина является поэма «Листопад» (1900). Это поразительной красоты пейзажная лирика стоит вровень с лучшими произведениями А. С. Пушкина.
Проза
Важнейшим свойством бунинской прозы является ее картинность, изобразительность. Художник слова, каким был И. А. Бунин, имеет возможность передать не только доступные человеческому глазу признаки — такие, как цвет, форма, объем и тому подобное. Созданные им картины оказываются еще и звучащими, осязаемыми, обладающими ароматом. Наконец, это картины движущиеся, внутренне динамичные. Перечисленные особенности литературного изображения в их совокупности создают тот «эффект присутствия», который заставляет читателя забыть об условности литературы и поверить, что описываемые автором события происходят здесь и сейчас. Учитывая перечисленные выше особенности бунинской прозы, литературоведы говорят о ее стереоскопичности.
Лирические рассказы. В ранних рассказах И. А. Бунина сильно лирическое начало. По духу они близки стихотворениям в прозе И. С. Тургенева. Примером может служить рассказ «Антоновские яблоки» (1900). Рассказчик вспоминает раннюю погожую осень, самой памятной приметой которой становится запах антоновских яблок. Он изображает сельских долгожителей — старика Панкрата, не помнящего своего возраста, и его жену. Основная тема рассказа характерна для всего творчества И. А. Бунина — это поэзия старых дворянских гнезд, уходящих в прошлое. Их пора миновала. На смену пришла жизнь обедневших до нищенства мелкопоместных дворян. Поэзия стародавней жизни, ностальгия по ее исчезновению — вот пафос рассказа, поражающего поэтичностью и пластичностью изображения.
Повесть «Суходол» (1911). Тема разорения дворянских гнезд в развернутом виде предстает в повести «Суходол». Она представляет собой семейную хронику столбовых дворян Хрущевых. Историю рода и усадьбы автор передает через восприятие Натальи, дворовой девки, молочной сестры отца рассказчика. Повесть пропитана атмосферой несчастливой жизни. Старая жизнь ушла безвозвратно, новая, пришедшая ей на смену, тяжела и не понятна. С горечью делает вывод рассказчик, что только на кладбище чувствует свою близость к предкам, но даже их могилы удается разыскать с трудом.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915). В центре рассказа безымянный богач, путешествующий на роскошном океанском лайнере. Обладая огромными богатствами, внутренне он пуст, а во внешних проявлениях фальшив. Под стать ему и другие пассажиры шикарного парохода. Единственным настоящим событием рассказа становится неожиданная смерть главного героя. Но для остальных обитателей парохода их призрачная жизнь продолжается, поэтому от них скрывают происшедшее. Превосходство естественной жизни над ее фальшивой оболочкой — вот идейный пафос рассказа, представляющего собой одну из вершин творчества И. А. Бунина.
Творческие задания
— Охарактеризуйте самобытность жизненного пути и образа жизни И. А. Бунина.
— Охарактеризуйте своеобразие поэтического мира И. А. Бунина.
— Определите составляющие изобразительной силы прозы И. А. Бунина.
— Охарактеризуйте отношение И. А. Бунина к революционным событиям в России.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русские писатели. Биографичесий словарь-справочник для школьников. Учебное пособие по школьному курсу русской литературы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других